Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системообразующая сторона психологии нации






В число системообразующих компонентов психологии нации представители многих наук включают национальный характер, национальный темперамент, национальный склад ума, нацио­нальные чувства и настроения, национальные традиции и при­вычки.

Национальный характер, по мнению этнологов и социоло­гов, — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых пси­хологических черт, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий представителей той или иной нации и прояв­ляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающе­му миру, к труду, к своей и другим этническим общностям.

Понятие «национальный характер» вошло в оборот из обы­денной жизни, повседневного языка и имеет собирательное, обобщающее значение. Оно трудно поддается исследованию. В про­явлении его содержания сложно найти устойчивые закономер­ности.

В отношении к социально-бытовому окружению в националь­ном характере особенно тесно переплетаются элементы идеоло­гии и общественной психологии, в том числе национальной и классовой. Отношение к окружающему определяет направленность национального сознания людей. К данной группе черт национального характера относятся такие, как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм и др.

Отношение к труду проявляется в национальном характере в форме таких качеств, как деловитость, практичность, аккурат­ность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пас­сивность, неорганизованность и т.д. У представителей различных наций эти черты имеют несколько различное проявление. Трудо­любие присуще, пожалуй, всем нациям мира, но есть разница между трудолюбием американцев, японцев, немцев и представи­телей других наций. Трудолюбие японца — это кропотливость, терпеливость, ловкость, прилежание, упорство. Трудолюбие нем­ца – это аккуратность, основательность, пунктуальность, точ­ность, дисциплинированность. Трудолюбие американца – это размах, энергичная напористость, неиссякаемый деловой азарт, склонность к риску, инициативность, рационализм [264. — С. 191]. Отношение к своей и чужой этническим общностям также до­вольно специфично по содержанию у представителей различных этнических общностей.

Национальный темперамент, по мнению большинства ученых, предопределяет эмоционально-экспрессивную специфику пове­дения и поступков людей как представителей определенной эт­нической общности, характеризует своеобразие их поведенчес­кой активности.

Понятие «национальный темперамент» заимствовано из общей психологии. Оно практически не поддается анализу, поскольку зависимости в системе «физиологическое — национальное» еще слабо изучены.

Представители одних наций (например, французы, итальян­цы, испанцы) более эмоциональны и восприимчивы. У них в от­носительно короткий срок может резко проявляться воодушевле­ние, прилив эмоций, но так же быстро может наступать и спад подобных реакций, особенно в сложной обстановке. Представите­ли других наций (например, англичане, скандинавы) менее эмо­циональны, более склонны к логике в поступках, разумному по­ведению, меньше подвержены изменению настроений.

Национальный темперамент может проявляться в жестах. Так, исследователи установили, что за час беседы типичный финн употребляет в среднем только один жест, итальянец же жестику­лирует не менее восьмидесяти раз, француз использует жесты не менее ста двадцати раз, а мексиканец — даже сто восемьдесят.

Понятие «темперамент» в этнической психологии имеет иной смысл, чем в общей психологии. Национальный темперамент не есть темперамент личности. Различия в реактивности и эмоциональности представителей различных этнических общностей объяс­няются в первую очередь не тем, что в одной из них больше холериков, а в другой — больше меланхоликов, а в том, что выработанные на протяжении веков традиционные формы поведения реагирования усваиваются каждым новым поколением.

Национальный склад ума, по мнению прежде всего философов и социологов, — это особенности мышления большинства предста­вителей той или иной нации.

Механизм мыслительной деятельности однотипен у предста­вителей разных народов. Она подчиняется одним законам, но имеет национальную специфику, которая определяется историческими и социально-экономическими условиями развития этнической общности. Так, абстрактность мышления, например, немцев — следствие ухода в мир идей от действительности с ее мелочной ограниченностью, традиционным гнетом строгого порядка, за­сильем «обязательного беспрекословного подчинения». Практич­ность англичан, их исторический приоритет в покорении многих стран и континентов, в торговле, активная военная, экономи­ческая деятельность на протяжении многих веков, наоборот, рождали нелюбовь к абстрагированию, умозрительным размыш­лениям. В мышлении французов отразились их специфические черты характера — остроумие, красноречие и др. [264. — С. 188].

Не только отдельные люди, но и целые народы по-своему вос­принимают и оценивают окружающий их мир и других людей. Формы взаимодействия с природой, нормы общения между людь­ми у каждого народа особые. Они-то и составляют его ментальную неповторимость.

Национальные особенности мышления проявляются в построе­нии философских систем, в написании книг, статей, в разговоре, общении и т.д. Например, для французов свойственны свободное и активное течение мысли, приверженность логике, яркость и живость воображения, пытливость и искренность юмора. В мыш­лении англичан проявляются практицизм, конкретность, сдер­жанность воображения, пренебрежение к отвлеченному знанию. Склонность к абстрактному мышлению у немца проявляется в неспешности принятия решений, во всестороннем обдумывании последнего. Как правило, немец не идет на риск, если у него нет уверенности в благополучном исходе дела.

Для шведов характерен несколько иной склад ума. В своем экс­периментальном исследовании «Шведский склад ума» А. Даун пришел к выводу, что они отличаются чрезвычайной рациональ­ностью мышления, несклонны выставлять свои чувства напоказ, стремятся к поиску компромиссного решения. В этих чертах наци­онального мышления ученый видит причины четкого функцио­нирования государственной машины, малой религиозности и даже стабильных успехов шведских теннисистов на международных со­ревнованиях. «Что сделало таким мышление шведов? — спраши­вает он и отвечает: — Длительный исторический период они жили без угроз военного нападения, политической нестабильности, экономических неурядиц, стихийных бедствий и других явлений, которые будоражат общественное сознание стрессами, эмоцио­нальными всплесками, делая более импульсивным, эмоциональ­ным мышление» [291. — С. 104].

Национальные чувства и настроения — это эмоционально окра­шенное отношение людей как к своей этнической общности, ее инте­ресам, ценностям и формам жизни, так и к другим народам.

Национальные чувства долговечны и живучи. Они формируют­ся в течение многих столетий на основе жизненных условий и исторического опыта народов. Эти чувства могут иметь как пози­тивный, так и негативный оттенок. Положительный оттенок вы­ражается в таких чувствах, как национальная гордость, патрио­тизм, любовь к своему народу, чувство дружбы и братства по от­ношению к другим народам; негативный оттенок проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрас­судках, в состоянии отчужденности по отношению к другим на­родам и т.д.

Национальные традиции и привычки — это сложившиеся на ос­нове длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоре­нившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этни­ческой общности правила, нормы и стереотипы поведения, формы об­щения людей, соблюдение которых стало общественной потребно­стью каждого.

Исторический опыт свидетельствует, что недостаточное зна­ние национальных традиций, обычаев, привычек, вкусов неред­ко ведет к серьезным осложнениям в общении с представителями других этнических общностей. Значение национальных традиций, привычек, их содержание различны у разных народов. Так, у анг­личан ярко выражена потребность решать дела «согласно обычаю». Гиперболизируя, можно сказать, что если американец — раб стан­дарта, то англичанин — раб своих традиций. Традиции в Англии превращаются в фетиш, культ, их обожествляют, ими восхища­ются. Англичане стремятся везде оставаться самими собой, сохра­нить в любых условиях свои привычки, вкусы, нравы, обособленность, ассортимент блюд, комплекс некоторого превосходства, порой снисходительное отношение к другим.

Необходимо иметь в виду, что люди, как правило, весьма чув­ствительны к своим традициям, обычаям, вкусам, поэтому в общении целесообразно их не нарушать. Национальные традиции, привычки проявляются не только в поступках, делах, одежде, стиле общения и т.д., но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях. Это принципиально важно. У каждого че­ловека есть бессознательный механизм, который фиксирует ситуацию «свой» — «чужой» по едва уловимым проявлениям.

Исследование системообразующей стороны психологии нации представляет большие сложности и часто просто невозможно.

Во-первых, это происходит потому, что в названиях системо­образующих элементов психологии нации отражены понятия, за­имствованные из обыденной жизни, до сих пор не интерпретиро­ванные наукой (прежде всего психологией) и практически не поддающиеся эффективному и всестороннему экспериментальному изучению.

Во-вторых, в содержании системообразующих компонентов психологии нации присутствуют разноплановые составляющие. Например, в национальном характере людей можно констатиро­вать наличие как эмоциональных и волевых, так и мотивационных черт, которые не могут быть адекватно объяснены на основе одинаковых психологических закономерностей и встречаются также в других составляющих психологии нации, например в ценност­ных ориентациях.

В-третьих, главным дифференцирующим признаком при ис­следовании психологии нации должна быть не статика, а динами­ка национально-психологических феноменов. Поэтому перспек­тивнее и научно правильнее исследовать прежде всего динами­ческую сторону психологии нации.

В российской этнопсихологической науке сторонники теоре­тико-аналитического подхода (социологи, философы) стремятся изучать в национально-психологических явлениях лишь системообразующую сторону, приверженцы же функционально-исследо­вательского подхода (психологи, этнологи) в основном изучают динамику психологии нации. И те и другие не должны противо­поставлять друг другу свои точки зрения. Следует рассматривать психологию нации во всех формах ее существования и проявле­ния. Только в этом случае можно добиться всесторонности и пол­ноты ее изучения и объяснения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал