Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Испанцы






Для правильного понимания национально-психологических особенностей испанцев следует принять во внимание, что их страна расположена в отдаленной части Европы, развивалась в своеоб­разной физико-географической среде, прошла длительный путь исторического и социально-политического развития, а население ее складывалось из большого числа этнических элементов в дли­тельной борьбе с иноземными захватчиками.

Испанцы осознают себя представителями бывшей великой империи, определявшей длительное время международную поли­тику. Для них свойственна психологическая обращенность в слав­ное историческое прошлое, когда Испания, изгнав врагов-языч­ников со своей территории, стала державой, открывшей Америку и начавшей ее колонизацию.

Важнейшими особенностями национальной психологии испан­цев являются их неприхотливость относительно материальных ус­ловий жизни, ориентированная на приоритет духовных и идеаль­ных ценностей и дополнявшаяся во все времена культивировани­ем в обществе набожности, религиозности, духа благородства, чести и доблести.

Своеобразно отношение испанцев к любой работе. У них сфор­мировалось устойчивое предубеждение по отношению к напря­женной трудовой деятельности, основывающееся на представлениях о ее несовместимости с благородством и достоинством че­ловека. Нужно также при этом помнить и о присущей испанцам склонности к авантюристическим способам достижения богатства и приобретения материальных благ, которая закрепилась во времена покорения и колонизации Америки. Дух искания при­ключений стал неотъемлемой чертой национального сознания испанцев.

Для представителей испанской нации является типичным пре­обладание духовности и эмоциональности над логикой и рацио­нализмом. Соотношение этих качеств в комплексе с другими причинами обусловило культурное богатство и относительную науч­ную бедность Испании. Эти же причины явились источником твор­ческих успехов испанцев в литературе, поэзии, драматургии, живописи.

Важнейшими национально-психологическими особенностями испанцев являются непредусмотрительность, отсутствие привыч­ки к долгосрочному планированию действий и перспективному прогнозированию развития происходящих событий. Это качество гармонично сочетается с неприхотливостью испанцев, их безраз­личием к материальным условиям своего существования, а также с эмоционально-волевым динамизмом, быстрой сменой объек­тов внимания и деятельности, спонтанностью решений, прини­маемых под влиянием сиюминутных настроений. Непредусмотри­тельность испанцев дополняется их консерватизмом, выражаю­щимся в стремлении сохранить без изменения существующее по­ложение дел, в настороженном отношении к нововведениям, в приверженности старым традициям, устоявшимся принципам жизни и деятельности.

Испанцам свойственна непродолжительность волевых усилий, обусловленная быстрой сменой эмоциональных состояний, реак­тивным переходом внимания с одного объекта на другой, что особенно ярко проявляется в их трудовой деятельности. В то же время это не означает, что представители испанской нации не способны прилагать длительные усилия ради достижения целей, представляющих для них большой интерес. В области межличнос­тных отношений характерная для испанцев непродолжительность волевых усилий в сочетании с другими качествами находит свое выражение в их личной необязательности.

Для испанца в повседневной жизни нехарактерна чрезмерная эмоциональность и впечатлительность. Вместе с тем в определен­ных ситуациях он эмоционален до предела. Однако всплеск эмо­ций затухает столь же быстро, как и возникает. Процесс протека­ния эмоциональных состояний и переживаний у испанцев носит пикообразный характер, что гармонирует с непродолжительнос­тью их волевых усилий и сочетается с азартностью.

Испанцам присущ благородный стиль поведения, выражаю­щийся в обостренном чувстве личного достоинства, гордости, в поступках, манере общения, свойственных скорее грандам и ко­ролям, чем обычным людям. Примеры этого так многочисленны в повседневной жизни испанцев и столь типичны для людей из са­мых разных социальных групп и слоев общества, что можно гово­рить о традиционном стиле жизни и поведения, который вряд ли встречается в подобном виде у народов, не имеющих общих этни­ческих корней с испанцами.

 

Бог знает, как и чем живут люди на этой каменной почве, а кажется, у них только и дела, что петь, танцевать, иг­рать на гитаре, нисколько не заботясь о том, что в других странах называется жизнью.

В. П. Боткин

 

Для испанского общества характерно и такое социально-пси­хологическое явление, как игуалитаризм, суть которого заключается в принятом в этой стране формальном уравнивании лю­дей с разным социально-эко­номическим положением, но одинаково знатным происхож­дением. Испанцам присущ и ярко выраженный индивидуа­лизм, главным содержанием

которого является не абсолютизация позиции одного человека в противовес другим и всему обществу в целом, а постоянное стрем­ление показать себя личностью с большой буквы, непременное подчеркивание своей значимости и индивидуального достоинства. В целом можно говорить о недостаточном чувстве коллективизма испанцев и их обостренном самолюбии. Все это приводит к тому, что в отношениях между собой они зачастую испытывают зависть, если ощущают чье-либо превосходство. К проявлениям индивиду­ализма следует относить и определенное недоверие испанцев друг к другу.

Такой стиль их межличностного взаимодействия резко контра­стирует с отношением к иностранцам, при общении с которыми испанцы проявляют истинное дружелюбие и образцовое госте­приимство [240].

Финны

Финны, жители государства в Северной Европе, не называют свою страну Финляндией. Это чужое для них название германско­го происхождения. В финском языке нет даже самого звука «ф». Для них их страна — Суоми, а сами они — суомалайсет (народ Суоми). Правда, и Финляндия, и Суоми означают в сущности одно и то же — «страна болот». Так издавна ее именовали и при­шельцы, и коренные обитатели.

Финляндию обычно называют страной гранита, озер и болот. Вода — один из важнейших элементов ландшафта, причем основ­ное место занимают озера. Это в полном смысле страна тысяч озер. Фактически их около 100 тысяч. Как правило, финляндские озера мелководные. Болота распространены гораздо больше, чем озера, и покрывают 30 % территории страны. Но в Финляндии и огром­ное количество лесов; они покрывают и поныне две трети ее тер­ритории. Лес — это самый большой дар, которым природа награ­дила Финляндию.

Как и соседние скандинавские народы, большинство финнов блондины с волосами соломенного или русого цвета, со светло-синими или серыми глазами. Но по типу лица, по языку и особен­но по психическому складу финны значительно отличаются от скандинавов. Финны не столь экспансивны, более сдержанны, ме­тодичны, чем их соседи. Отличительная особенность финнов — прежде всего упорная решимость осуществить во что бы то ни стало начатое дело, как бы трудно оно ни было, «умение делать хлеб из камня», как говорит финская пословица. Без этой черты, возможно, немыслимо было бы и само освоение своей террито­рии этим народом. Добросовестность, верность данному слову, честность, сильно развитое чувство собственного достоинства и ответственности — таковы национально своеобразные качества, сформировавшиеся и укоренившиеся в психологии финского народа.

По своему характеру финны деловиты и энергичны, стремятся довести любое дело до конца, вникнуть в самую суть любого воп­роса. В борьбе с суровой природой они обжили северные леса, распахали и застроили труднодоступные земли, создали немалые материальные богатства. Работают финны без суеты и не спеша, однако выполняют свою работу только в рамках необходимого. Никогда не перерабатывают, не проявляют инициативы, действуют строго в соответствии с инструкциями. Исполнители при этом не стремятся брать на себя излишней ответственности. Все домашние работы финны стараются выполнить в будние дни, оставляя вос­кресенье свободным для отдыха.

Другими важнейшими национально-психологическими особен­ностями финнов являются: бережливость, экономность (но не жад­ность); независимость с присущим им индивидуализмом; твердость в исполнении своих обязанностей; слабая степень эмоционально­сти, сдержанность, замкнутость и осторожность в поведении.

Особо выделяется самостоятельность финнов. Они считают, что мужчина должен сам справляться с трудностями, жаловаться — позор. С другой стороны, для них характерен ярко выраженный индивидуализм, стремление самолично решать различные про­блемы. Беспокоить соседей избегают до такой степени, что всякое сотрудничество и взаимопомощь практически сведены на нет. Кре­стьянин может годами копить деньги для приобретения техники, хотя гораздо дешевле было бы ее арендовать. И это не столько стремление к владению частной собственностью и конкуренция, сколько желание быть независимым от других. Финн может по­мочь соседу, но только чтобы это было не в ущерб ему самому. Индивидуализм проявляется даже в том, что наливают вино себе, не заботясь о госте.

В Финляндии большое внимание уделяется семье. Крепкая се­мья здесь — залог успешной деятельности и карьеры. Взаимоотно­шения в семье строятся на демократических началах: муж и жена достаточно независимы, в первую очередь в экономическом пла­не, имеют раздельные банковские счета. В семье внешне соблюда­ются основные требования морали и приличий: семью стремятся сохранить, но в то же время мужчины свободно идут на установ­ление внебрачных интимных связей. Финны очень любят своих детей, которых в семье бывает не меньше двух, носят с собой фотографии семьи.

В денежных вопросах финны уклоняются от любых рискован­ных предложений, не вкладывают деньги в сомнительные пред­приятия. Страсть к наживе для них нехарактерна. В то же время для всех них свойственно стремление откладывать деньги «на черный день», делать отчисления в банк. В связи с этим они стремятся максимально сокращать расходы, например, связанные с при­емом гостей. Принимая их у себя в доме, стол финны накрывают скромный, без изобилия блюд, характерного для русского хлебо­сольства. По этой же причине они дарят и чисто символические подарки, практически никогда не дарят дорогостоящие вещи. Одеж­да финнов зимой и летом самая разнообразная, непритязатель­ная, но в то же время удобная, легкая, опрятная.

Внешне финны – выдержанные, терпеливые люди, стараю­щиеся не проявлять своих эмоций. При возникновении конфликт­ных ситуаций решают их в узком кругу, не вынося сор из избы. Посторонних не посвящают в возникающие осложнения как в личной, так и в служебной жизни. Уклоняются от того, чтобы давать характеристики своим знакомым какому-либо третьему лицу. Обиду они держат в себе, хотя злопамятности как таковой нет. Финна очень трудно вывести из себя, и если такое случается, то это напоминает скорее всего ярость, особенно в случаях, когда финн чувствует свою правоту: «Ты виноват, ты и отвечай».

В общении финны достаточно демократичны. Независимо от воз­раста и занимаемого положения обращаются друг к другу в основ­ном на «ты» и по имени. Демократизм проявляется и в том, что финн считает возможным высказаться о чем угодно, демонстрируя при этом свободу действий и взглядов. В общении они ценят акку­ратность и точность. По их мнению, важнейшими достоинствами человека являются простота, спокойствие, дружелюбие, сдержан­ность и чувство юмора.

 

У финна нет персонифицированного образа врага, но нет и персонифициро­ванного образа защитника. Это тоже осо­бенность его сознания.

Финн не будет ждать помощи от дру­гих. Да он и не поверил бы в ее искрен­ность. Финн не надеется по существу и на Бога. Он верит только в себя. Образ личного защитника отождествляет сам с собой, замыкает на себя. Он сам себе защитник.

М.Файербанк

 

Финны обладают повышен­ным чувством национальной гордости, однако для них неха­рактерно внешнее выражение своего национального превос­ходства по отношению к пред­ставителям других этнических общностей. Разве что им свой­ственно некоторое недоверие к представителям сверхдержав –американцам и русским. Иног­да встречается в их среде настороженное отношение к немцам и шведам, что является следствием исторического опыта. Вместе с тем финны с воодушевлением вос­принимают людей, проявляющих искренний интерес к финской культуре, знающих финский язык [115; 142].

Греки

Представители этой нации инициативны и деловиты. Они ста­раются решить проблему сразу, без лишних согласований и не откладывая ее на потом. Одной из характерных черт греков явля­ется трудолюбие.

Грекам свойственны мужество и стойкость. Высокий героизм проявляли греки, когда боролись против турецкого господства и против гитлеровских оккупантов в годы Второй мировой войны. В выступлениях народных масс против иноземных захватчиков про­являлись свободолюбие греческого народа и его ненависть к угне­тателям.

Анализируя интеллектуально-познавательные особенности на­селения Греции, следует отметить его прирожденную изобрета­тельность. Природа наделила греков пытливым умом и творче­ским талантом. Не случайно в древности Греция дала миру столько всемирно известных ученых, философов, мыслителей, писателей, поэтов, художников, скульпторов, архитекторов, таких, как Го­мер, Эврипид, Пифагор, Платон, Сократ, Софокл, Фидий, Эс­хил, Гесиод, Геродот, Архимед, Аристофан, Аристотель, Гип­пократ, Пракситель и многих других. Значительная часть населе­ния страны и сегодня преклоняется перед любой интеллектуаль­ной работой.

Большинство греков имеет склонность к торговле. Многие меч­тают открыть свое дело, приобрести лавку, пусть даже самую кро­хотную. Владелец такой лавчонки никогда не скажет, что у него нет какого-либо товара. Он сбегает к соседу, займет у него нуж­ную вещь, но не откажет покупателю, чтобы не потерять клиен­туру. Небольшая лавка, кустарная мастерская — дело всей семьи. В серьезном и бережном отношении к этой собственности выра­жается стремление к самостоятельности, к обогащению, нежела­ние работать по найму. Чураясь работы по найму у «чужих», грек в то же время охотно работает на своих родственников.

Греки — эмоциональный народ. По характеру они чрезвычай­но общительны, непосредственны в проявлении чувств, пережи­ваний и обладают чувством юмора. Характерной их чертой являет­ся живой темперамент, который проявляется, в частности, и в широком использовании жестикуляции в процессе общения. Гре­ки любят внешний блеск и нарядность, всегда хотят находиться в центре внимания.

При разговоре с греком необходимо проявлять осторожность в выражениях, так как одно резкое слово может вывести его из равновесия, тем более что многие из них отличаются повышен­ным самомнением.

Большинство греков, особенно горожане, живо интересуются политикой, легко поддаются агитации, с готовностью участвуют в демонстрациях и митингах.

Заметна разница в поведении и характере разных районов Гре­ции. Северяне трудолюбивы, бережливы, остроумны и общитель­ны. Среди них много эмигрантов, в том числе и из России. Для южан характерны чрезмерно развитые чувство национализма и панэллинизма, они расчетливы и менее трудолюбивы. Для жите­лей внутренних районов страны и островов в Эгейском море, где до сих пор царят невежество и отсталость, характерна пассив­ность.

Греки горячо любят свою землю, гордятся ее великим про­шлым, культурой и традициями. На родном языке они величают себя «эллинами», поскольку, до какой-то степени сохранив в душе и облике черты своих великих предков, они ощущают себя их потомками. «Среднестатистический» грек, будь он преуспевающий бизнесмен, средний служащий или мелкий лавочник, горд своей принадлежностью к некогда великой нации.

Большинство современных греков придерживаются мнения, соответствующего поговорке «За кордоном хорошо, а дома луч­ше». В результате проведенного в конце 1994 г. в Афинах социологического опроса выяснилось, что 70 из 100 опрошенных греков считают, что ни в одной другой стране они не жили бы так хоро­шо, как в Греции. И лишь только 5 из 100 хотят жить в США.

Несмотря на то что среди стран Европейского Союза в Греции самый низкий доход на душу населения, самая высокая инфля­ция и самая низкая производительность труда, греки предпочита­ют жить на родине. Многие из них сознательно отказываются от «лучшей жизни». Они исходят из следующих соображений: во-пер­вых, прекрасный климат, во-вторых, отличные условия для от­дыха и развлечений, в-третьих, низкий уровень преступности и -самое главное — высокий уровень человеческих отношений.

У греков сильно развито чувство местного патриотизма. В сель­ской местности грек не пройдет мимо незнакомого человека, не поздоровавшись с ним и не спросив, как идут дела. Независимо от материального положения греки оказывают гостеприимство с чрезвычайной готовностью. Любое денежное вознаграждение за гостеприимство со стороны гостя может вызвать обиду хозяина.

В Греции действуют традиции так называемой родственной со­лидарности. Состоятельный человек никогда не допустит, чтобы его родственники прозябали в нищете. Можно привести следую­щий показатель. Примерно треть валового национального продукта Греции приходится на долю «теневых доходов». Это и вторая работа, и скрываемый от налоговых инспекторов реальный объем производства на частных предприятиях, и надомный труд, и умыш­ленно заниженные заработки частных врачей, адвокатов и пред­ставителей других «свободных профессий». В результате каждый четвертый грек живет в собственном доме, а каждый третий – ездит на личном автомобиле.

Многие национально-психологические особенности греков связаны с религией. Церковь занимает важное место в жизни на­селения. В греческих селах и городах церквей и часовен порой на­считывается больше, чем школ. По всей стране широко отмеча­ются религиозные праздники. В дни праздников совершается мас­совое паломничество верующих к «святым местам».

Многие греки суеверны; они верят в различные приметы, на­говоры.

Наряду с религиозностью и строгим соблюдением церков­ных праздников грекам свойственна некоторая легкость в пове­дении. Они уделяют большое внимание досугу. В рабочие дни мужчины обычно проводят свободное время в тавернах. В суб­ботние и воскресные дни таверны посещают чаще всего семья­ми. Таверна для грека — своеобразный центр культурной жиз­ни, а также отдыха.

Характерной чертой большинства греков является преклоне­ние перед власть имущими. Эти особенности национальной пси­хологии умело используют правящие круги. В пропаганде всемер­но подчеркивается исключительность греков, величие их прошлого. В последнее время в связи с обострением греко-турецких проти­воречий по кипрскому вопросу и вокруг проблемы о правах на нефтеносный континентальный шельф Эгейского моря в стране широко развернута националистическая антитурецкая пропаган­да, призванная переключить внимание масс с внутренних дел на дела внешние [229; 290].

Турки

Турция — давний сосед России, страна, лежащая к югу от Чер­ного моря. В психологии ее населения наиболее рельефно прояв­ляются такие черты, как глубокая фанатическая религиозность, выносливость и терпеливость, крайняя неприхотливость в быту (в основном у самых бедных слоев населения), способность одно­образно проводить свободное время.

Достаточно специфичной является эмоциональность турок, под­верженность резким изменениям настроения. Внешне они безмя­тежны, спокойны и неторопливы, но если есть причины для гнева или недовольства, им с трудом удается себя сдерживать. В своем поведении турки вместе с тем несуетливы, осторожны, не лю­бят излишнюю болтливость и навязчивость. Их жесты медлитель­ны и плавны. В деловых отношениях турки часто не держат своего слова, вводят партнера в заблуждение, отстаивая собственные выгоды.

В обычные дни большую часть свободного времени турки про­водят в кофейнях за чашкой кофе, чтением газет, разговорами о политике.

Предписания и запреты, содержащиеся в своде мусульманских законов — шариате, составлены так, чтобы опутать всю жизнь верующего в Турции, поставить его под духовный контроль исла­ма и его проповедников. Каждый час жизни верующего турка, каждый его поступок строго регламентирован. В шариате говорит­ся, как нужно вставать с постели, умываться, есть, держать себя с членами семьи, заключать сделки, убивать дичь на охоте и т.д. У турок сохраняется обычай кровной мести, которая длится под­час в течение многих поколений. Дети с малых лет воспитываются в таком духе.

Заслуживает внимания и такая характеристика турок, как их неприязнь к представителям немусульманских народов, которых они считают гораздо ниже себя по происхождению и в душе относятся к ним презрительно. Особенно негативно настроены турки по отношению к грекам и армянам, иногда к болгарам и рус­ским, что связано с историческими причинами. Англичан и фран­цузов турки в целом не любят, к немцам относятся с уважением. Большинство их недолюбливает американцев, а то и относится к ним враждебно [292; 296].

Арабы

Арабы — представители двадцати двух государств Ближнего и Среднего Востока, имеющие общие этнические корни и сходную психологию. Это жизнерадостные и веселые люди, отличающиеся наблюдательностью, изобретательностью, приветливостью. Вмес­те с тем им очень часто недостает инициативности и предприим­чивости, а недальновидность, беззаботность и беспечность по от­ношению к будущему порождают немало трудностей в их жизни и деятельности.

Трудолюбие — характерная черта подавляющей части населе­ния арабских государств. Арабы напряженно работают в жару и в холод, в жидкой грязи и на сухом поле, нередко полуголодные. И здравый смысл, и опыт, и унаследованный от предков инстинкт требуют от них большого старания. Вместе с тем арабы никогда не получали удовлетворения от своей работы, поскольку труд для них всегда был тяжкой повинностью. Поэтому их трудолюбие имеет свою специфику. Оно не сочетается с дисциплинированностью, педантизмом и скрупулезностью, как и у других народов, дли­тельное время находившихся под колониальным гнетом. Исклю­чительно тяжелые условия жизни в то же время приучили арабов спокойно переносить трудности и лишения, закрепляли у них та­кие качества национального характера, как неприхотливость, умеренность, быстрая приспособляемость к любым условиям и терпеливость. Кроме того, для них свойственны необычайное жиз­нелюбие, миролюбие, незлопамятность, общительность, госте­приимство, чувство юмора.

Под воздействием арабского языка, для которого свойственны лексические и синтаксические повторы, гиперболы, метафоры, особое ритмико-интонационное построение речи, у арабов выра­батывалась склонность к преувеличению в оценке результатов вос­приятия окружающей действительности, не столько логическое осмысливание получаемой информации, сколько повышенное вни­мание к форме изложения, стилю речи, красноречию говорящего. Они не любят строгой логики и объективных доказательств, а больше всего ценят афористичность, многообразие впечатлений. Для них свойственны повышенная реактивность, импульсивность, поры­вистость, несдержанность в проявлении чувств и эмоций.

Мусульманская доктрина, ее нравственность, насаждаемая ве­ками среди арабов, исходят из абсолютного значения для людей норм морали, установленных Кораном. Нравственным идеалом ислама является вечно кающийся грешник, стремящийся своими молитвами и благочестивым поведением снискать милость все­вышнего. Поэтому арабам с детства внушается, что небу наиболее угоден богобоязненный, обиженный судьбой человек. Вот почему в соответствии с таким нравственным идеалом арабам на протя­жении многих веков прививались покорность, смирение, умерен­ность, неприхотливость, приспособляемость, терпеливость. В то же время в повседневной жизни широко распространены среди арабов различного рода суеверия и предрассудки, которые и по сей день вносят чрезмерную настороженность, подозрительность в их восприятие и осмысление окружающего.

Иерархическая система подчинения, насаждавшаяся правя­щими кругами среди арабов, выработала определенные нормы взаимоотношений между людьми. Высокомерие, грубость, а за­частую и рукоприкладство являются обычной практикой выс­ших по отношению к низшим. Отношение же низшего к высше­му всегда характеризуется подобострастием в речи и манере по­ведения. Вместе с тем араб, привыкший покорно переносить не­справедливость со стороны вышестоящих, очень чувствителен в отношениях с себе равными, проявляет высокую эмоциональ­ную возбудимость, а часто и экспансивность, отстаивая личную честь и достоинство.

В целом в процессе меж­личностного общения и вза­имодействия арабы миролю­бивы, любознательны, при­ветливы, легко идут на взаимный контакт, стремятся всемерно способствовать про­должению взаимоотношений с понравившимися им людь­ми. Они не таят своих истин­ных чувств по отношению к собеседнику, в том числе иностранцу, если последний им нравится.

Сгладить плохое начало трудно, а между тем арабы составляют мнение о человеке по наружному виду, на который мы не обращаем внимание.

 

Добейтесь доверия араба и удержи­вайте его. Укрепляйте престиж араба перед другими за свой счет.

Никогда не критикуйте тех планов, которые он захочет продолжить.

Всегда одобряйте их, а похвалив, изменяйте эти планы мало-помалу, зас­тавляя незаметно его самого вносить но­вые предложения до тех пор, пока эти планы не будут совпадать с вашими соб­ственными.

Нередко вам придется участвовать в дискуссиях на религиозные темы. Го­ворите о ваших убеждениях что угодно, но избегайте критиковать их взгляды.

Весь секрет обхождения с арабами заключается в непрерывном их изуче­нии.

Будьте всегда настороже, никогда не говорите ненужных вещей, следите все время за тем, что происходит, доиски­вайтесь действительных причин собы­тий.

Изучайте характеры арабов, их вку­сы и слабости и держите все, что вы об­наружите, при себе... Ваш успех будет пропорционален количеству затрачен­ной вами на это умственной энергии.

Лоуренс Аравийский

 

«Культурная дистанция» между беседующими арабами обычно короче, чем это при­нято у европейцев. Беседую­щие почти касаются друг дру­га, что свидетельствует о вза­имном доверии. При первом знакомстве ваш арабский со­беседник выражает вам раду­шие и любезность. Это не при­творство, а дань традиции: среди арабов господствует мнение, что только такое поведение достойно мусульманина. Последующая беседа может проходить менее глад­ко. Арабские собеседники всячески избегают определенности, чет­ких ответов «да» или «нет». Арабское понимание этикета запреща­ет собеседнику прибегать к прямолинейным ответам, быть кате­горичным; арабы во время беседы избегают также суетливости, поспешности. Арабские собеседники всегда стремятся «сохранить лицо» — и свое, и собеседника. Считается необходимым оставить возможность для последующих контактов [122; 292].

Японцы

Япония — островное государство Азиатско-Тихоокеанского ре­гиона — вплоть до середины XIX в. представляла собой замкнутое и деспотическое по своей природе общество, в котором, с одной стороны, существовала диктатура феодальных правителей — сегу­нов, по своему усмотрению решавших все вопросы жизни и деятельности людей, а с другой – имелась императорская власть, сохраняющаяся и поныне, слабая и практически символичная. Все это породило у японцев своеобразные особенности националь­ной психологии — подчинение слабого сильному, преклонение перед авторитетом, конформизм, замкнутость в группах принад­лежности, жесткость по отношению к слабому, равнодушие к чужим страданиям.

Многие годы царившие в стране феодальный гнет и засилье военщины, неограниченное господство сословия самураев обре­кали простой народ на каторжный труд, бесправие и страдания, которые к тому же усугублялись регулярно постигавшими Япо­нию стихийными бедствиями. Недостаток плодородной земли, сложные климатические условия, рост населения заставляли япон­цев напряженно трудиться, выискивать формы и средства дея­тельности, обеспечивающие хотя бы минимальные возможности для существования. В результате в национальном характере народа сформировались такие черты, как трудолюбие, бережливость, упорство, педантизм в достижении поставленных целей, внутрен­няя самодисциплина, стойкость к трудностям.

«Невозможно понять поведение народа, не уяснив своеобра­зия его мышления» — гласит японская пословица. Многие иссле­дователи отмечают в мышлении японцев единство, казалось бы, несоединимых сторон: приверженности к абстракциям, проница­тельности, изобретательности, рационализма и одновременно медлительности мыслительных операций, неуверенности в себе, малоинициативности. В различных видах деятельности эти каче­ства интеллекта проявляются по-разному, что позволяет подчас достигать значительных результатов. Так, не следует относить япон­ца-коммерсанта к числу малоинициативных людей. В торговле он, как известно, во многом преуспевает. Но в общении с другими лицами, не имеющими отношения к торговле, он может и не проявлять активности.

Долгие годы японцы воспитывались на постулатах религиоз­ной мифологии, утверждавшей «божественное» происхождение японской нации и императорской власти, «превосходство» япон­цев над другими народами. Под влиянием господствующих клас­сов религиозные учения синтоизм и буддизм, а также конфуци­анство формировали наиболее устойчивые стороны националь­ного самосознания населения страны, широко проявлявшиеся в прошлом и сохранившиеся и сегодня: приверженность культу пред­ков, чувство этнической исключительности.

Веками в Японии утверждалась психология подчинения инди­вида коллективу. Столетия он был полностью подвластен сначала феодалу, потом императору, сегодня — главе фирмы, в которой служит. Японец привык надрываться «во имя...». Он покорен и дисциплинирован.

Японец не соотносит себя с такими характеристиками, как профессия, должность, место жительства и т.п., а связывает свое существование с той группой, в которую включен. Он не может воспринимать себя вне последней (при знакомстве обычно указы­вая организацию, в которой работает).

Большинство видов деятельности в Японии носит групповой характер: японцы группой работают, группой путешествуют, груп­пами учатся, группами участвуют в праздниках и демонстрациях. Поведение каждого члена группы в первую очередь ориентирова­но на то, чтобы вписаться в действия группы и быть ей наиболее полезным. Самыми ценными качествами членов группы считаются умение во главу угла ставить ее интересы, желание и стремле­ние быть ей полезным. Нет для японца более жестокой кары, чем оказаться выброшенным из группы в чужой мир, простирающий­ся за ее пределами. И такое наказание может последовать не за кражу или хулиганство, а за поступок, который расценивается группой как измена ее интересам.

В Японии человек, общаясь с людьми, включенными в ту же группу, обязательно ставит себя на более низкую ступень. Может создаться впечатление, что у него нет гордости и чувства соб­ственного достоинства, но это не так. Гордость у японцев связана с их чувством долга и социальной позицией. Преувеличение пози­ции партнера — это принятая форма общения, выражающая веж­ливость и уважение.

 

Японцы считают красноречие не до­стоинством, а скорее недостатком и не­редко испытывают недоверие к красно­речивым людям.

Молчание у них является активным средством межличностного общения. Оно может иметь разный смысл, в том числе выражать несогласие, гнев и про­чее почти без помощи невербальных средств. С малознакомыми людьми японцы предпочитают молчать и часто испытывают неловкость при необходи­мости вступать в беседу.

А.Хироюки

 

В общении с японцами надо быть особенно внимательным. Не садитесь, если вас не пригласили. Не смотрите по сторонам, так как нельзя, по представлени­ям японцев, казаться рассеян­ным. Каждый штрих вашей внешности и поведения повли­яет на отношение к вам. С дру­гой стороны, сами японцы мо­гут общаться без слов. И в этом нет ничего мистического. Они так обременены правилами и условностями, что подчас про­сто не способны сказать что-либо. Гостю в Японии часто приходится из учтивости догадываться о чем-то по контек­сту, по жестам, по своим ощущениям, потому что хозяин не мо­жет сам выразить свои чувства словами. Любая речь в этом случае неприлична.

Японцы вежливы с иностранцами, понимая, что те не винова­ты в том, что не родились их соплеменниками, но все равно дума­ют о них как о совершенно чужих и неравных им людях. У большинства живущих в Японии иностранцев возникают смешанные чувства. Японцы во многом чудесный народ: работящие, умные, с юмором. Но они буквально напичканы предрассудками и считают, что все такие. Иностранцу, живущему в Японии, трудно по­нять, почему женщина вечером переходит на другую сторону ули­цы, завидев иностранца; почему стюардесса, не зная, что вы понимаете язык, спрашивает пассажиров, не возражают ли они, если их посадят рядом с иностранцем, и т.д. [115; 116].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал