Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава одиннадцатая. Этнопсихология семейных отношений






Проблематика: специфика межличностных отношений в разноэтнической семье; этапы развития отношений между супругами разных национальностей; особенности конфликтов в разноэтнической семье; психологическая помощь семьям с супругами разной наци­ональной принадлежности; своеобразие коррекционной работы пси­холога в разноэтнической семье.

Информация к размышлению. Психологическая наука в целом всегда придавала особое значение изучению важнейшей ячейки челове­ческого общества — семьи. Естественно, не может обойти ее вниманием и этнопсихология*.

* Этнопсихология, как уже не раз отмечалось, — очень молодая отрасль зна­ния, поэтому действующие этнопсихологи, которых очень мало, пока не вклю­чились активно в исследование семейных отношений. Этим занималась в основ­ном В. П.Левкович [130; 131]. В данной главе мы преследуем цель лишь заложить основы методологии этнопсихологии семейных отношений, оставляя более ши­рокое поле деятельности для тех, кто заинтересуется этой проблемой.

В нашем полиэтническом государстве межнациональные браки — распространенное явление, и знать, а затем и правильно осмысливать психо­логические особенности людей в разноэтнической семье — важная задача ученых и социальных работников. Точной статистики на этот счет, к сожалению, нет. Кроме того, современная национальная ситуация также сказы­вается отрицательно на этой проблеме. Вместе с тем совершенно очевид­но, что привлекательность такого рода браков, как показывают отдельные исследования, достаточно высока.

Как свидетельствуют специальные исследования и практика, в семье закладываются основы отношений личности к представителям других эт­нических общностей, и от того, какими будут эти отношения, зависит очень многое в жизни людей. Именно в семье уже с малого возраста человек становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных цен­ностей той нации, к которой он принадлежит. Когда мы имеем дело с семьей многонациональной, этот процесс происходит далеко не однозначно.

История знает немало примеров, когда этнические общности, находясь на трудных этапах своего развития или будучи достаточно древними по происхождению, использовали межнациональные браки для пополнения или укрепления своего генетического потенциала, чтобы выжить или на­брать новые силы для последующего развития. Можно, конечно, снисходительно и с юмором относиться к этой проблеме, однако она не такая про­стая, какой кажется на первый взгляд, поскольку этнические корни так или иначе сказываются, проявляются и иногда становятся источником челове­ческих трагедий.

И наконец, межличностные отношения в семьях, где представлены вы­ходцы из разных этнических общностей, имеют свою специфику. Познание ее, разработка рекомендаций по учету правил и особенностей взаимодей­ствия с такими семьями также привлекает внимание этнопсихологов. Бо­лее того, они должны быть на страже этих отношений, давать людям мак­симальное количество информации об их своеобразии, предотвращать кон­фликты, возникающие на этой почве.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал