Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава одиннадцатая. Этнопсихология семейных отношений
Проблематика: специфика межличностных отношений в разноэтнической семье; этапы развития отношений между супругами разных национальностей; особенности конфликтов в разноэтнической семье; психологическая помощь семьям с супругами разной национальной принадлежности; своеобразие коррекционной работы психолога в разноэтнической семье. Информация к размышлению. Психологическая наука в целом всегда придавала особое значение изучению важнейшей ячейки человеческого общества — семьи. Естественно, не может обойти ее вниманием и этнопсихология*. * Этнопсихология, как уже не раз отмечалось, — очень молодая отрасль знания, поэтому действующие этнопсихологи, которых очень мало, пока не включились активно в исследование семейных отношений. Этим занималась в основном В. П.Левкович [130; 131]. В данной главе мы преследуем цель лишь заложить основы методологии этнопсихологии семейных отношений, оставляя более широкое поле деятельности для тех, кто заинтересуется этой проблемой. В нашем полиэтническом государстве межнациональные браки — распространенное явление, и знать, а затем и правильно осмысливать психологические особенности людей в разноэтнической семье — важная задача ученых и социальных работников. Точной статистики на этот счет, к сожалению, нет. Кроме того, современная национальная ситуация также сказывается отрицательно на этой проблеме. Вместе с тем совершенно очевидно, что привлекательность такого рода браков, как показывают отдельные исследования, достаточно высока. Как свидетельствуют специальные исследования и практика, в семье закладываются основы отношений личности к представителям других этнических общностей, и от того, какими будут эти отношения, зависит очень многое в жизни людей. Именно в семье уже с малого возраста человек становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных ценностей той нации, к которой он принадлежит. Когда мы имеем дело с семьей многонациональной, этот процесс происходит далеко не однозначно. История знает немало примеров, когда этнические общности, находясь на трудных этапах своего развития или будучи достаточно древними по происхождению, использовали межнациональные браки для пополнения или укрепления своего генетического потенциала, чтобы выжить или набрать новые силы для последующего развития. Можно, конечно, снисходительно и с юмором относиться к этой проблеме, однако она не такая простая, какой кажется на первый взгляд, поскольку этнические корни так или иначе сказываются, проявляются и иногда становятся источником человеческих трагедий. И наконец, межличностные отношения в семьях, где представлены выходцы из разных этнических общностей, имеют свою специфику. Познание ее, разработка рекомендаций по учету правил и особенностей взаимодействия с такими семьями также привлекает внимание этнопсихологов. Более того, они должны быть на страже этих отношений, давать людям максимальное количество информации об их своеобразии, предотвращать конфликты, возникающие на этой почве.
|