Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава двенадцатая. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе






Проблематика: влияние национально-психологических осо­бенностей на восприятие и оценку воспитательных воздействий в многонациональном коллективе; организация и осуществление воспитательной работы с учетом национально-психологических особенностей людей; прогнозирование поведения людей разных на­циональностей с учетом их национально-психологических осо­бенностей,

Информация к размышлению. Национально-психологи­ческие особенности обладают способностью влиять на эффективность воспитательной работы среди представителей разных народов.

Это помогает, с одной стороны, находить у каждой этнической общ­ности определенные закономерности восприятия воспитательных воз­действий, свои специфические традиции воспитания и впоследствии учитывать их в общественной жизни в конкретном национальном реги­оне. Например, известно, что в республиках Северного Кавказа бес­прекословным уважением пользуются люди преклонного возраста. Привлечение их к процессу воспитания молодого поколения, опора на их авторитет среди земляков являются эффективными средствами сплочения многонациональных коллективов, фактором стабильности их развития и эффективного вовлечения в различного рода социальные отношения.

С другой стороны, фиксация своеобразия отношений в многонаци­ональном коллективе (для чего можно использовать специальные методики исследования), на которые влияют национально-психологические особенности его представителей, позволяет находить дополнительные возможности для повышения эффективности педагогических воздействий со стороны руководителей, социальных работников и соци­альных педагогов, оценивать правильность и продуктивность тех или иных культурно-просветительных и массовых мероприятий. Например, анализ опыта пропагандистской деятельности среди населения Север­ного Кавказа в условиях постоянной напряженности в этом регионе свидетельствует: в тех случаях, когда апелляция к национальному са­мосознанию представителей этих народов не учитывала своеобразия их традиций и привычек в сфере воспитания, своеобразных, специфи­ческих форм бытового и общественно-политического восприятия людей других национальностей, их действий, поступков и каждодневного поведения, возникало устойчивое чувство недоумения и недовольства, а потом и противодействие, как правило, переходившее в конфликты. И, наоборот, когда традиционно усвоенные и внедренные в практику межличностных отношений воздействия на психологию представите­лей этих национальностей в полной мере принимались во внимание, можно было рассчитывать на положительные результаты.

Сегодня в функционировании национальной психологии в нашем об­ществе наблюдается несколько специфических нюансов. В годы культа личности, в последующий период застоя руководство страны расцени­вало акцентирование особенностей национального языка и мышления, традиций и обычаев как рецидивы национализма. Поэтому в условиях демократии и гласности в некоторых регионах страны наблюдается из­лишнее пристрастие к ритуализованной национальной форме реагиро­вания на местные проблемы, к обостренному национальному самовы­ражению, к аффективным национально окрашенным переживаниям. Болезненное реагирование на любые действия центрального руковод­ства стало обычным явлением; последнее часто обвиняют в непонима­нии национальных традиций и привычек конкретных народов.

Надо сказать, что на национальном своеобразии своих народов спе­кулируют некоторые националистически настроенные политические лидеры. По этой причине от руководителей многонациональных кол­лективов, социальных работников и педагогов требуются не только величайшая осторожность и профессионализм, но и осмотрительность, такт, культура, ровное и равное отношение к людям разных националь­ностей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в различных формах про­явления национальной психологии представителей многочисленных народностей и народов нашей страны присутствуют элементы возрождающихся религиозных отношений. Некоторые церковные деятели начинают прибегать к мировоззренческим, политическим и иным сред­ствам контроля за национальным сознанием народов. В республиках Поволжья, Сибири и Северного Кавказа, других регионах распростра­няются специфические обряды проведения собраний, митингов, ма­нифестаций, в ходе которых широко используются религиозная сим­волика и культовые атрибуты, насаждаются своеобразные формы массового религиозного восприятия и реагирования на события и явле­ния.

В настоящее время руководители, социальные работники и соци­альные педагоги, не учитывающие подобного рода виды общения и влияния на массы, без сомнения, оказываются в затруднительном положении. Необходимы серьезное осмысление и целенаправленный учет религиозных, нравственных и воспитательных ценностей, свой­ственных для взаимоотношений представителей той или иной этнической общности. При этом не должно быть и бездумного потакания националистически настроенным представителям отдельных наций; требуется вдумчивое прогнозирование их поведения, в том числе под влиянием религиозных и национальных установок.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал