Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национально-психологическая детерминация эффективности воспитательной работы в коллективе






Учет национально-психологических особенностей предпола­гает особое построение воспитательной деятельности в коллек­тиве.

Национально-психологические особенности, с одной сторо­ны, определяют своеобразие форм и способов воспитательных воз­действий, их сочетание.

Представители различных национальных общностей по-свое­му воспринимают стиль поведения руководителя (социального работника, социального педагога). Они предъявляют разные требования к моральным и нравственным качествам, профессиональ­ным навыкам, педагогическому мастерству этих лиц. Известно, например, что у некоторых коренных народов Поволжья, Сибири и Дальнего Востока ценится в первую очередь умение подойти уважительно к представителю той или иной нации, способность доводить информацию постепенно, дозируя ее на различных ста­диях. У представителей народов Прибалтики приоритет в воспи­тательной работе отдается тому человеку, которому удается дока­зать логическую необходимость и целесообразность предприни­маемых усилий.

Национально-психологические особенности, с другой сторо­ны, опосредуют продолжительность воспитательных воздействий. Руководителю, социальному работнику, социальному педагогу, управляющим коллективом, сформированным, например, из уд­муртов, чукчей, бурятов или якутов, требуется настрой на про­должительную и объемную работу как с каждым представителем этнической микрогруппы, так и с ней в целом. Почти так же об­стоит дело и в коллективе, в который входят выходцы из Средней Азии.

С гражданами славянских и прибалтийских национальностей требуется очень напористая, чрезвычайно убедительная активность руководителя (социального работника, социального педагога), эффект от которой должен быть ощутим с первых шагов.

Все эти нюансы в воспитательной работе — следствие специ­фики национальных механизмов деятельности и поступков людей. В основе таких механизмов лежат установки и стереотипы, закрепленные всем ходом исторического и культурного развития национальной общности.

Национально-психологические особенности оказывают суще­ственное воздействие и на конструкцию собственно воспитатель­ных мероприятий. Они могут способствовать или, наоборот, пре­пятствовать адаптации представителей той или иной нации к тре­бованиям со стороны руководителя. Например, у некоторых народов Севера есть традиция не противопоставлять себя явно воздей­ствию со стороны воспитателя другой национальности, а, по­степенно завоевывая его на свою сторону, свести эту деятельность к приемлемым для них формам и способам взаимного об­щения.

У представителей некоторых народов Северного Кавказа непо­нятные или непривычные для них приемы и средства воспита­тельного воздействия, как правило, сразу же встречают неприя­тие и даже противодействие.

Можно выделить три этапа процесса адаптации национальной психологии к педагогическим мероприятиям.

На начальном этапе национально-психологические осо­бенности или способствуют, или препятствуют воспитательному воздействию руководителя (социального работника, социального педагога). Если эти особенности вступают в противоречие с целя­ми последних, то должны предприниматься конструктивные шаги для перестройки содержания и качества педагогических меропри­ятий.

В этом случае требуются усилия по нахождению более эффек­тивных путей воспитательной работы. Потребуется довольно дли­тельное время, которое необходимо затратить на тщательное изу­чение ситуации в коллективе, уточнение специфики проявления национально-психологических особенностей, специфики их вли­яния на взаимодействие и общение с представителями конкрет­ных этнических микрогрупп.

На втором этапе происходит стабилизация воспитатель­ных воздействий. Несмотря на трудности начального периода, ру­ководителю (социальному работнику, социальному педагогу), как правило, удается найти контакт с людьми, достигнуть определен­ного взаимопонимания. На этой стадии устанавливаются прочные связи с каждым членом коллектива или группой лиц одной наци­ональности, закладывается база для взаимодействия людей в рам­ках коллектива.

На третьем, заключительном, этапе максимально раскры­ваются потенциальные возможности представителей всех этни­ческих микрогрупп во взаимодействии друг с другом. Теперь на­ционально-психологические особенности людей уже стимулиру­ют активность руководителя (социального работника, социально­го педагога), обусловливают большую интенсивность проявления дружеских отношений.

В таких условиях мероприятия по интернациональному воспи­танию становятся гораздо более результативными, способствуют сплочению членов многонационального коллектива. А если и возникают какие-то трудности взаимодействия людей, то они быст­ро нейтрализуются самими представителями этнических общно­стей [120. - С. 162].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал