Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этнопсихологические особенности конфликтов в семейных отношениях






Каждый, кто интересуется национальной спецификой семей­ных отношений, должен помнить, что существует два рода труд­ностей, свойственных для них. Во-первых, эти отношения значи­тельно отличаются от отношений в семьях, где супруги являются представителями одной национальности. Их надо предварительно очень хорошо изучить, осмыс­лить, а затем и учитывать, иначе нельзя добиться эффек­тивного взаимодействия супру­гов. Во-вторых, мы обычно ис­пытываем значительный дефи­цит информации о том, что происходит в семейных отно­шениях вообще, у представи­телей конкретных этнических общностей тем более. Многие из них вдвое-втрое более замкнуты в силу строгости или необыч­ности национальных традиций.

 

Когда два человека, любящие друг друга или связанные между собой каки­ми-нибудь отношениями, расходятся между собою в образовании, в идеях, в наклонностях и привычках, тогда разлад и страдание той или другой стороны, иногда и обеих вместе, делаются до та­кой степени неизбежными, что становит­ся даже бесполезным хлопотать об их устранении.

Д. И. Писарев

 

Человеческие взаимоотношения всегда предполагают взаимное влияние, столкновение характеров, интересов, потребностей, стремление навязать другому свои взгляды, суждения, оценки. Подобная ситуация является типичной и в семейных взаимоотно­шениях. Как известно, брак заключается для взаимного удовлет­ворения самых разных потребностей. Частичное или полное удов­летворение лишь некоторых из них ведет к ссорам, а затем и хро­ническим конфликтам, разрушающим семью.

Есть в этом и национальная специфика, опыт изучения которой свидетельствует, что конфликты в семейных отношениях могут быть:

· более или менее сильными в зависимости от традиций, в которых воспитаны супруги, относящиеся к представителям раз­ных этнических общностей;

· очень своеобразными, поскольку на них накладывают отпе­чаток специфические формы взаимоотношений и поведения, при­нятые в той или иной этнической среде;

· более или менее легко регулируемыми, так как каждая на­ция вырабатывает и накапливает опыт решения подобных про­блем;

· совершенно особыми, когда речь идет о семье, в которой объединились супруги, представляющие разные национальности с очень специфическими семейными традициями.

В современной социальной психологии используются различ­ные основания для классификации супружеских конфликтов: не­удовлетворенные потребности супругов, неадекватное разделение труда, рассогласования в системе взаимных прав и обязанностей в семье и др. Конфликты в семейных отношениях на националь­ной почве все же предпочтительнее классифицировать по потреб­ностям супругов.

По этому основанию обычно различают:

· конфликты, размолвки, возникающие на основе неудовлет­воренной потребности в ценности своего «Я», нарушения чувства достоинства со стороны партнера, его пренебрежительного, неуважительного отношения (особенно сильны эти конфликты в семьях, где супруги являются представителями разных националь­ностей, различия в психологии и традициях которых значитель­ны, а порой и несовместимы);

· конфликты, размолвки, психологические напряжения, воз­никающие по причине неудовлетворенных сексуальных потребно­стей одного или обоих супругов (существует большая национальная специфика сексуальных отношений, которая не всегда может удов­летворять супругов — представителей разных национальностей);

· психологическая неудовлетворенность, депрессии, ссоры из-за неудовлетворенной потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях: из-за отсутствия ласки, заботы, внима­ния, понимания, юмора, подарков (здесь также имеется доста­точно сильная национальная специфика; есть нации, у предста­вителей которых не принято отчетливо и часто оказывать знаки внимания жене со стороны супруга, например в семьях бурят, некоторых народностей Северного Кавказа, а у удмуртов, баш­кир — наоборот);

· конфликты, ссоры на почве пристрастия одного из супругов к спиртным напиткам, азартным играм, что приводит к неэф­фективным затратам средств семьи (у некоторых народов Север­ного Кавказа, у калмыков расходы на эти пристрастия супруга являются саморазумеющимся делом, а у представителей некото­рых финноугорских национальностей такие расходы находятся под прямым и строгим контролем супруги);

· финансовые разногласия, возникающие на основе не согла­сующихся по разным причинам потребностей супругов в распре­делении семейного бюджета, вклада каждого супруга в материальное обеспечение совместной жизни (у финноугорских и тюрк­ских народов России все эти разногласия строго регламентируют­ся одинаковой долей ответственности за них, которую несут со­гласно национальным традициям и муж и жена, а у народов Се­верного Кавказа такие разногласия просто не могут возникать, поскольку приоритет всегда на стороне мужа);

· конфликты, ссоры, размолвки на почве неудовлетворения потребностей супругов в питании, одежде, на почве разногласий по поводу устройства домашнего очага (в принципе супруги, от­носящиеся к представителям разных национальностей, заранее настраиваются на преодоление подобного рода трудностей, но тем не менее к ним необходимо адаптироваться);

· конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаи­моподдержке, сотрудничестве по вопросам разделения труда в се­мье, ведения домашнего хозяйства, ухода за детьми (чаще всего такие конфликты возникают в семьях, где жена славянского про­исхождения, а муж — представитель народов Северного Кавказа или Средней Азии);

· конфликты, размолвки, ссоры, возникающие на почве раз­личий потребностей и интересов в проведении отдыха и досуга, разных хобби [131].

Есть этнические общности, традиции которых просто не до­пускают разводов из-за неудовлетворенных потребностей обеих сторон в браке, и конфликты у них по этому поводу или малочис­ленны, или регулируются национальными нормами. К ним отно­сятся большинство народов Северного Кавказа и некоторые тюрк­ские народы.

Есть и этнические общности, для которых просто невозможны межнациональные браки, и если они имеют место, то на почве межнациональных различий возникают тяжелейшие конфликты между молодыми и их родственниками (как правило, это касается браков между представителями славянских и северокавказских на­родов).

Все разнонациональные семейные пары по степени подвер­женности их конфликтным отношениям можно разделить на оп­ределенные типы.

Благополучная семья —это супруги, которые с детских лет привыкли к своеобразию межэтнических браков и межэтничес­ких отношений, поэтому легко адаптировались к совместной жизни и этнически своеобразным потребностям и традициям друг друга.

Конфликтная семья — это та, в которой имеются постоянные области, где потребности, интересы, своеобразные националь­но-психологические особенности супругов, детей, других членов семьи приводят к столкновениям, порождая сильные и продол­жительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брач­ный союз может сохраняться длительно благодаря другим факто­рам, скрепляющим его, а также благодаря взаимным уступкам и компромиссным решениям.

Кризисная семья — это брачный союз, в котором противосто­яние интересов и потребностей носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности всех членов се­мьи. В подобных семьях супруги занимают непримиримые пози­ции в отношении друг друга, не соглашаясь ни на какие уступки и компромиссы. Такие семьи или сразу же распадаются, или ка­кое-то время находятся на грани распада. Причиной этого могут быть не адаптированные друг к другу традиции супругов разных национальностей.

Невротическая семья характеризуется длительно протекаю­щими ссорами между супругами. Часто причиной этих ссор яв­ляется непрекращающееся противостояние родственников суп­ругов, особенно когда они изначально не были сторонниками этого брака или являются представителями разных этнических общностей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал