Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этнопсихологическая специфика и этапы формирования семейных отношений






В семейных отношениях психологическая наука должна иссле­довать:

· как влияют национально-психологические особенности на характер межличностных отношений между супругами, детьми и другими членами семьи в ходе совместного проживания, взаимо­действия и общения на выработку принципиально важных общих решений, специфику воспитательных и иных воздействий;

· в чем состоят национальные отличия в традициях и спосо­бах формирования национально-своеобразной личности в семь­ях, где родители являются представителями разных национально­стей, с характерными для каждого из них моральными и нрав­ственными ценностями, формами поведения и деятельности, спе­цифическим мировосприятием и миропониманием;

· как анализировать и правильно оценивать факторы и при­чины возникновения конфликтных отношений между разноэтническими членами семьи.

Исходным моментом готовности человека к браку и созданию семьи выступает понимание им значимости семейных отноше­ний, обязательств людей друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничений личной свободы. Совершенно оче­видно, что все эти характеристики имеют свое национальное вы­ражение. На Кавказе они одни, у народов Сибири и Дальнего Востока другие. Можно сказать и так: каждая этническая общность вырабатывает свои собственные представления о том, ка­кими должны быть эти характеристики и стремится поддерживать их в национальном сознании, традициях, поступках и отношени­ях представителей своего народа.

Этот процесс достаточно сложен. Он осуществляется по своим собственным законам у каждой этнической общности и разбива­ется на ряд последовательных этапов, включающих:

1) первичное знакомство с семейной жизнью, ее психологией и формирование общих представлений о ней, особенно если всту­пающие в брак являются представителями разных этнических общ­ностей;

2) формирование взглядов на свою семью как многонацио­нальную;

3) реализацию собственных представлений о многонациональ­ной семье в браке;

4) накопление опыта семейной жизни в рамках многонацио­нальной среды;

5) дальнейшее совершенствование семейных отношений в про­цессе закрепления супружеских уз.

При этом первостепенное значение получают динамика разви­тия супружеских отношений и их национальная специфика.

На первом этапе формирования супружеских отношений обычно происходит присущая для каждой этнической общности социально-ролевая и межличностная адаптация к условиям се­мейной жизни. Это время первоначального вхождения в духовный мир друг друга, взаимного привыкания, распределения социальных ролей, а также устройства быта и организации досуга.

Если супруги являются представителями разных народов, час­то не все складывается гладко, на их пути встречается большое количество трудностей, которые нужно преодолеть, не затронув национальное достоинство каждого. Это самый трудный и опас­ный период с точки зрения стабильности брака, когда даже ма­лые размолвки, тем более окрашенные этнической спецификой, могут оттолкнуть людей друг от друга. Правда, существует доста­точно серьезный фактор, обеспечивающий стабилизацию супру­жеских отношений, — любовь, которая скрашивает обиды и сме­тает препятствия на своем пути.

На втором этапе формирования супружеских отношений, начинающемся после появления ребенка, происходит значитель­ная перестройка во взаимоотношениях супругов, связанная с из­менением в ролевой структуре, появлением родительских обя­занностей, перераспределением материальных средств и бюджета времени. На этом этапе нет еще единства интересов, не сложилось окончательное взаимопонимание между супругами и все еще много серьезных проблем. Однако уже в это время появляется основа для преодоления всяческих, в том числе и национально специфиче­ских, размолвок, закладываются предпосылки для общего, ин­тернационального отношения супругов к себе и другим людям, правильной оценки этнических «недостатков» и недоразумений, если они имеют место.

Самое главное, что супруги вынуждены серьезно задумываться над интернациональными принципами воспитания в семье, свя­занными не только с рождением ребенка, но и с развитием его самосознания, с перспективами его будущей культурной адапта­ции в окружающем полиэтническом мире.

Большое значение здесь имеет и новое распределение обязан­ностей по дому между супругами разных национальностей. На­пример, во многих семьях жителей Северного Кавказа только после рождения ребенка отец начинает уделять больше внимания рабо­те по дому, помощи жене. До того это, как правило, не наблюда­ется в силу специфики национальных традиций.

Специальные психологические исследования показывают, что молодые люди разных национальностей, полюбив друг друга и намереваясь вступить в брак, не задумываются всерьез над возможными трудностями совместной жизни (в том числе межнаци­ональными), которые их ожидают.

Столкнувшись на втором и третьем этапах становления своей семьи с трудностями, они по-разному их преодолевают. Меньше проблем, как правило, испытывают те молодые люди, которые сильнее любят друг друга и которые до свадьбы жили в районах смежного проживания представителей разных национальностей.

Третий этап характеризуется тенденцией к устойчивости и стабильности супружеских отношений в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи. Полностью распределяются социальные роли, и они перестают быть источником разногласий. Оконча­тельно выявляется лидер в каждой из функций семьи, если он ранее не был определен в соответствии с национальными тради­циями. Или же значительно сглаживаются противоречия, возни­кавшие ранее на этой почве.

Однако этот период сложен из-за проблем, связанных с вос­питанием детей. У представителей некоторых этнических общно­стей это усугубляется известным дефицитом общения отцов с деть­ми, у других, наоборот, упрощается в силу национальных тради­ций активного участия главы семьи в формировании внутреннего мира своих детей, а также их воспитании в целом. В любом случае, если супруги являются представителями разных этнических общ­ностей, совместное участие в воспитании детей способствует ук­реплению их взаимоотношений и сглаживанию различий в этни­ческих традициях.

В этот же период возникает и еще одна проблема, имеющая принципиальное значение. Родители начинают более глубоко по­нимать и реализовывать в воспитании своего ребенка традиции обоих национальных общностей, к которым они принадлежат. В этой свя­зи и они сами значительно глубже осмысливают необходимость интернационального подхода к психическому развитию и поведе­нию своего ребенка, стремятся воспитать у него одинаковое отно­шение к тем нациям, к которым принадлежат отец и мать.

Четвертый этап характеризуется гораздо большей стабиль­ностью сложившихся взаимоотношений в основных сферах жизни разноэтнической семьи. Происходит полная интернационали­зация внутрисемейных отношений. Подрастающие дети не только эффективно влияют на выполнение обязанностей супругами, но и оказывают корректирующее воздействие на их поведение. Для супругов возрастает значимость самооценки своих поступков, ре­шений, мотивов действий, так как дети подмечают всевозмож­ные нюансы во взаимоотношениях родителей, видят фальшь или двусмысленность в их взаимных реакциях на события внутрисе­мейной жизни.

В то же время в рассматриваемый период у супругов появляется больше времени для самих себя, повышения своего культурного, интеллектуального уровня, налаживания интимных отношений. С другой стороны, на этом этапе приходит черед для активного ос­мысления ими своего индивидуального опыта налаживания меж­этнических отношений, понимания внутреннего мира самого близ­кого тебе человека, его этнических особенностей.

Пятый этап связан со окончательной стабилизацией супру­жеских отношений во всех сферах жизнедеятельности семьи. У суп­ругов устанавливается близость, а часто и полное единство взгля­дов по значительному числу проблем. Взрослые дети вносят в нрав­ственно-психологическую атмосферу семьи элементы демократиз­ма, обязательности, осмысленности действий, взвешенных реше­ний. Чаще в поступках супругов имеют место взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие и терпимость. В этот период прак­тически не возникают конфликты на межнациональной почве, супруги полностью адаптированы к национальным традициям и особенностям друг друга.

Опыт исследования национальной специфики семейных от­ношений в то же время показывает, что психологическими пред­посылками их стабилизации выступают осуществляемые как в государственном, так и в семейном масштабе пропаганда и разъяснение необходимости понимания и соблюдения нацио­нальных традиций каждого из супругов, учета психологических особенностей представителей различных наций, борьба с попыт­ками принижения их достоинства и национального самосозна­ния.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал