Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лучшее положение для молящегося — стоять, как на страшном суде. О блуждании мыслей на молитве; как ув­рачевать эту немощь






 

«Как проводить субботу и воскресенье?» — В них надобно допускать какую-либо льготку; но какую, сами придумайте. Одно держите пра­вило — так вести дела свои и в субботу с воскре­сеньем (или наипаче в них), чтоб всегда быть с Господом и ни насколько не отступать от молит­венного к Нему восхождения в сердце.

Что вы, по указанию некоей старицы, относите к непосильным трудам, которые и отменить мож­но, то не все таково. Не таковы — келейные поделья, черноработные. Они — самые сильные и действенные средства к прогнанию из вас ученой барыни. Ничем так не можете ее донять, как этим. И не бросайте. Уйдет барыня, — и вам станет свободней.— Прочие же непосильности пересмотрите, и если что слишком истомляет, со­кратите. Но льготностей как можно избегайте. Настоящий путь — тесный. И утесняйте себя. Это можно и должно делать, не истощая себя до болезней.

Что вы от той же старицы приняли — во вре­мя шестопсалмия стоять, как на страшном суде, это очень доброе дело. Но не худо переносить его и на всякую молитву. Кто-то из старцев древних говаривал, что самое лучшее положе­ние для молящегося есть — стоять, как на страш­ном суде. Поставляйте себя в такое положение или в положение умирающей и готовящей­ся предстать пред Господа, — и невольно ста­нете вопиять: Господи помилуй! О Господи! спаси же!

Просите молитв, чтоб вам не развлекаться мыслями, кои неудержимо блуждают и отвлека­ют внимание от должного. — В первый раз слы­шу от вас речь об этом; между тем это главное нестроение, какое испытываем мы внутри. Преж­де верно это не так казалось нестройным делом, а теперь видится в ином свете. Отчего? Припи­сываю это действию маленького правильца, какое вы стали исправлять, творя молитву Иисусову. Когда вы на молитвословии все читали и читали, то при многомыслии, подаемом молитвами, мысли отходили и возвращались незаметно. Теперь же, когда слово молитвенное одно и одно помышление им подается, всякое иное помышление тотчас замечено, как чуждый посетитель. Пред вами и открылось таким образом внутреннее нестрое­ние. — Как же быть? — Продолжайте упражнять­ся в исполнении того же правильца, и мысли все более и более станут успокоиваться и немощь, замеченная вами, врачеваться. Правильце то, если вы станете продолжать его как следует, заведет болячку в сердце, а болячка эта мысли прикует к Единому, — и блужданию мыслей конец. С это­го момента, когда Господь сподобит вас улучить его, начнется новый перестрой всего внутрен­него, — и хождение пред Богом станет неот­ступное.

Кто-то в давнее время назвал вас орлом. Это в светской жизни. Будете и в духовной жизни орлом — настоящим. Но теперь вы похожи на птицу, которая сильно машет крыльями, посмат­ривая на небо; но от земли не подымается, а только прыгает; ей же самой кажется, что она летит быстро и высоко. Трудитесь, и в самом де­ле будете высоко летать, — без парения.

Старица та, что выше, назвала вас пламен­ною.— И такою будете. Теперь есть жар, но не настоящий еще. Покойный Игнатий преосвящен­ный говаривал, что есть жар кровяной, разумея под сим свой самодельный жар, который до времени служит добре, но потом должен усту­пить место другому — не земному жару. Кто остается при этом одном (кровяном), тот попадает в прелесть, по коей начинает думать о себе паче, нежели что есть на деле.

 

Закон постничества. Веровать надо, что Господь внутрь нас есть — в силу крещения и причащения, по обетованиям Его. О записывании мыслей догматических или нрав­ственных, приходящих во время молитвы. О молитвенном настроении

 

Просите начертать вам великопостный ус­тав.— Да на что же это?! Общий устав вам известен, а частный, келейный мне нет возможно­сти написать; потому что не знаю ваших особен­ностей. Извольте сами это сделать, применяясь к общему. Скажу только: положите в сердце об­щий закон постнического действования, — и он будет двигать руками, и ногами, и всеми членами вашими, как требуется. И будет у вас в действии неписаный устав. Закон постничества такой: в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в телес­ном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовию труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимнообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила. Имея сие в виду, вам нетрудно будет определить, как, когда и в какой мере что делать.

Службы церковные лучше в церкви слушать, всячески напрягаясь не отходить от Господа умом, как бы долго она ни тянулась. Дома же вычитывать их только в случае крепкой болезни. Причаститься можно раза три — на первой неделе, крестопоклонной и страстной. А если придет сильное желание, можно еще прибавить. Можно и каждую неделю причащаться. Об этом вам следует поговорить с своим духовником.

Занимайтесь дома более чтением, богомыслием и молитвою, а рукоделием поменьше. Впро­чем, смотрите сами: иногда и порукодельничать надо побольше, когда душа насытится духовным.

Что касается невольных тужений и скорбении сердца, внезапно нападающих, то я ничего не умею об них сказать. Потрудитесь записывать бывающее при сем, тогда, может быть, окажется, откуда они. Мне думается, что они у вас не Божии. Божий — умиление и слезы приносят; а эти, скребущие сердце без явных причин, только расстраивающие и ни на что доброе не наводя­щие, надо прямо производить от врага. Серчает он на вас и скребет когтями своими. Обращай­тесь к молитве. Господь пошлет Ангела, который и отгонит томящего вас духа.

Трудитесь в навыкновении молитве Иисусо­вой. Благослови Господи! Веровать надобно, что Господь Иисус Христос внутрь нас есть, — в си­лу крещения и причащения, по обетованиям Са­мого Его, соединенным с сими Таинствами. Ибо крещеные облекаются во Христа, а причащающие­ся приемлют Господа. < i> Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем < /i>, говорит Господь (Ин. 6, 56). Только смертные грехи лишают нас сей великой к нам милости. Но кающиеся и по исповеди причащающиеся опять возвращают ее себе. Так веруйте. Если недостает веры, молитесь, чтоб Господь приложил ее вам и утвердил в вас крепко и непоколебимо.

Внимайте себе, и со страхом и трепетом свое спасение содевайте. Замечайте помыслы, находя­щие и отходящие, — и состояния духа, неподвиж­но стоящие или длящиеся часы и дни. Все сие будет служить для вас документами для опреде­ления, — что в вас?

Держите под руками тетрадь, и записывайте, если какие мысли, догматического или нравствен­ного содержания, родятся сами собою — особен­но во время молитвы, — и завладеют всем у вас внутри, и умом и сердцем, и будут держаться долго. Это ангельские мысли. После прочиты­вайте по временам, чтоб оживлять свое внутрен­нее. Записывайте также в особую тетрадь и стихи псаломские, с которыми на устах, как пишете, вы просыпаетесь и которые не отходят, а твердятся сами собою. Записывайте и мысли, первые по пробуждении, если они не отходят. Этим всем исполняется то, что обетовано хрис­тианам чрез пророков, — что они все будут на­учены Богом.

То, что водитесь чувством, или что вообще имеете духовные чувства, не значит еще, что стоите твердо вниманием в сердце. Когда это последнее есть, тогда ум стоит в сердце неисход­но, и стоит пред Господом, в страхе и благоговеинстве, и исходить оттуда не хочет. Состояние это похоже на то, как дитя в объятиях матери покоится. Даруй вам Господи сего достигнуть. Что Иисусовою молитвою дополняете прави­ло своего домашнего молитвословия, добре дела­ете. Можете четверть, половину, три четверти своего правила и даже все правило заменять сею молитвою. Только времени не умаляйте, и в стра­хе и благоговеинстве себя держите. Всячески трите себя, — и читанием молитвословий, и свои­ми молениями, и умною молитвою, заботясь об одном, чтоб от души не отходило молитвенное настроение.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал