![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы преподавания права в современной школеСтр 1 из 4Следующая ⇒
Особенности организации и методики правового обучения в разных типах учебных заведений Проблемы преподавания права в современной школе Мы живем в мире права. По многу раз в день, выступая в какой-либо социальной роли (утром – учитель, днем – покупатель, вечером – родитель), мы становимся участниками различных отношений, регулируемых нормами права. В большинстве случаев, мы знаем, как вести себя, в силу сложившихся традиций, благодаря знакомству с законом из средств массовой информации, и лишь в отдельных случаях мы целенаправленно изучаем правовые источники, чтобы передать свои знания другим. Для учителя, преподающего право сегодня, последнее является особо актуальным. Но даже умение разобраться в законодательных актах на уровне профессионального юриста еще не обеспечивает качественного обучения основам права современных школьников. Прежде всего, преподавание права в школе предполагает поэтапное, с учетом возрастных возможностей учащихся, знакомство с юриспруденцией. Это означает увеличение информационного потока на ученика. При этом приходится учитывать, что мы не готовим в рамках общей системы образования «профессионального юриста», а потому «нагромождение» сложных юридических конструкций в программе, перенесение вузовских методов обучения в школу неприемлемо. Важно осуществить отбор материала, доступного школьникам и соответствующего целям правовой подготовки. Учитель права должен владеть юридическими знаниями, уметь использовать их в нестандартных ситуациях. Для этого необходима постоянная работа по самообразованию, знакомство с юридической литературой, новыми законами, комментариями к ним. Учитель не юрист, а потому примеров из собственной практики, как правило, не имеет. В этом смысле целесообразно воспользоваться комплексом задач, специально, составленных для учебных целей. Особое значение приобретает система организации учебных занятий по праву в школе. В большинстве случаев использование специальных приемов для создания мотивационной установки изучения права не требуется. Цикл правовых вопросов в школьных программах максимально приближен к нашей жизни и весьма интересен ученикам. Учителю лишь остается суметь «не подорвать» стремления ребят познакомиться с правом. Относительно устоявшееся содержание правового компонента в школьном обществоведческом образовании поставило в повестку дня проблему передачи учащимся правовой информации с учетом современных педагогических достижений. Иными словами, весьма актуальными становятся вопросы методики обучения праву. Внимательный анализ педагогической практики и научных разработок позволяет констатировать наличие разновариантных подходов, технологий правового образования в России. Каждый регион мира, где уделяется должное внимание проблемам правового образования и воспитания, имеет собственные концепции реализации поставленных задач. Так, если американская методика правового обучения выделила в качестве приоритета изучение практических основ права с ориентацией на сюжетно-ролевые игры при рассмотрении национального законодательства, в нашей стране сосуществуют, по крайней мере, четыре основных подхода, лежащие в основе обучения праву. 1. При изучении права используются научные принципы поэтапного погружения ребенка в мир основ юриспруденции. В этом смысле наиболее адекватной считается традиционная методика. Доминируют лекционные формы уроков в сочетании с комбинированными занятиями. В процессе обучения большое внимание уделяется изучению строгих юридических понятий. Большинство концепций таких курсов основаны на ценностном подходе к правопониманию, в них сделан особый акцент на рассмотрение прав личности. 2. Изучение блока правовой информации в рамках гражданского образования и воспитания. При этом рассмотрение правовых вопросов сопряжено с комплексом задач по формированию чувств гражданственности и ответственности у подрастающего поколения. В методическом аспекте преобладают традиционные подходы к изучению основ наук. 3. Круг общетеоретических рассуждений о праве и законах резко сужен, обучаемые знакомятся с реальными проблемами жизни на основе интуитивно-практического осмысления правовых ситуаций. 4. Главная идея концепции основана на формировании нравственных качеств личности. Предполагается, что такой подход создает основу для соблюдения прав личности в реальной жизни и предотвращает правонарушения в обществе. Особое внимание уделено не изучению тонких нюансов юриспруденции и запоминанию отдельных определений, а созданию в процессе обучения условий для осознания учеником своих прав и формированию умений их защитить. Подходы такого типа являются нетрадиционными для нашей методики. Они, вне всякого сомнения, весьма перспективны. Задача педагогов школы не в том, чтобы заставить ребенка выучить все ведущие правовые нормы. Главное – дать базовые знания, сформировать важные умения, на основании которых впоследствии можно изучить юриспруденцию. Уроки по праву не нуждаются, как правило, в основательной мотивационной подготовке. Любая юридическая информация потенциально интересна обучаемым, так как большинство вопросов курсов связано с проблемами и ситуациями реальной жизни. Это также обусловлено сложившимися в общественном мнении стереотипами о престижности и нужности правовых знаний. Поэтому больший акцент в процессе урока делается на формировании правовых умений и навыков. В последнее время достаточно популярными стали идеи о доминировании так называемых активных методов обучения в правовом образовании. Оставив в стороне дискуссии теоретиков педагогики о целесообразности деления методов на активные и пассивные, заметим, что именно в процессе обучения праву дети должны быть максимально активны и самостоятельны в познавательной деятельности. В ходе каждого учебного занятия учителю необходимо варьировать методы и приемы обучения. Однообразная деятельность, в том числе по усвоению правовой информации, утомляет детей. Максимальный временной период работы в рамках одной методической формы не должен превышать 20 мин. Важное место на уроках права отводится работе с источниками (законы, подзаконные нормативно-правовые акты). Предварительно школьникам следует разъяснить, что такое источник права, какой может быть его структура, на что следует обращать внимание, читая юридический документ. Ребят следует ознакомить с некоторыми дефинициями, упоминаемыми в законодательном акте. Недопустимо, чтобы собственным изложением учитель подменял самостоятельную работу школьников с документом. Каждое занятие по праву следует завершать четко выверенными фразами, резюмирующими суть изученных правовых понятий. Любые юридические конструкции, в отличие от понятийного аппарата других учебных дисциплин, предполагают строгость и четкость формулировок. Тем не менее нет смысла заставлять ребенка бездумно запоминать то или иное понятие. Опасна и другая крайность – непрофессиональное адаптирование материала, такое упрощение, которое искажает смысл понятия, нормы. Задача учителя заключается в том, чтобы суметь передать ученикам юридическую четкость понятия в соответствии с их индивидуальными возрастными особенностями. Не забудем при этом важный принцип уровневой дифференциации, позволяющей с более способным ребенком заниматься на высоком уровне. Когда мы говорим о методическом мастерстве учителя, то подразумеваем под этим в первую очередь уникально выбранный им способ решения конкретных учебных задач, который позволяет добиться высокой педагогической эффективности. Известно, что универсальных, на все случаи жизни, методических средств обучения, в том числе и праву, нет. В том и заключается мастерство педагога, чтобы суметь найти оптимальный вариант сочетания методических приемов раскрытия определенного правового материала при работе с конкретной аудиторией детей. В реальном преподавании учителя всегда стремились избегать однообразия средств и методов обучения. Доминирующие в официальной пропаганде методы на практике сталкивались с многочисленными «соперниками», появлявшимися в ходе творчества учителей. Опираясь на эти традиции и учитывая современное понимание учебного занятия по праву, выделим некоторые методические приемы, используемые в школах. В курсах правоведения содержится немало проблем, требующих особого творческого осмысления. В этой связи интересными становятся уроки-исследования. Небольшие самостоятельные исследования ученики могут проводить и во внеурочное время. Для этих целей существуют ученические научные общества (НОУ). Учитель помогает выбрать тему исследования, предлагает литературу, которую полезно прочитать по выбранной проблеме. Школьник вместе с учителем формулирует цель исследования, его гипотезу и задачи. Важно познакомить ребят с правилами грамотного оформления таких работ. К примеру, исследование можно провести по теме «Соотношение обычаев, традиций и правовых норм». Главной целью такой работы станет выявление общих черт и различий социальных норм в обществе. Изучаются конкретные традиции, обычаи в сопоставлении с существующими правовыми нормами. Весьма эффективными на уроках права становятся различные приемы моделирования и структурирования материала. При группировке информации в блоки следует учитывать потенциальные возможности ребенка к запоминанию и усвоению правовой информации. Дети в возрасте от 6 до 9 лет усваивают не более 250 знаков, от 10 до 14 лет – до 350, а ученики старших классов – до 450 печатных знаков. Лучшему усвоению и запоминанию материала способствует использование средств наглядности. К сожалению, сегодня многим учителям приходится своими силами готовить схемы, таблицы, видеозаписи. Необходимо, однако, помнить, что обилие наглядных средств правового обучения так же вредно, как и их отсутствие. Внеконтекстные операции с юридическими понятиями целесообразно организовывать в ходе итогово-обобщающих уроков, а также в процессе закрепления темы на уроке. Обычно ребятам дается блок понятий, предлагается раскрыть их сущность, установить графически логические связи между ними. К примеру, в ходе изучения нескольких тем были рассмотрены следующие понятия: право, публичное право, частное право, уголовное право, отрасль права, гражданское право. Весьма популярными на уроках права стали различные формы коллективной работы школьников, в ходе которых они учатся формулировать собственную позицию, высказывать свои суждения, доказательно аргументируя их ссылками на законы. Стимулом для таких видов деятельности может стать моделирование различных правовых ситуаций.
|