Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика проведения занятий в школе и вузе ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Юридическая наука (право, юриспруденция) является общественной наукой, изучающей право как особую систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства, политической системы общества в целом. Предметы, изучающие право, относятся к числу гуманитарных дисциплин. Это означает, что методику их преподавания правомерно рассматривать с позиций преподавания гуманитарных предметов в системе школьного и вузовского образования с учетом статуса образовательного учреждения. В школьных образовательных учреждениях основной формой обучения в педагогическом процессе является урок. Разновидности урока и методы его проведения.
Особое внимание следует уделять активным формам обучения. Рассматривается особое значение подготовки учащихся к сознательной и активной деятельности в качестве избирателя, что предполагает необходимость уделять серьезное внимание изучению на школьных уроках избирательного права и избирательного процесса. Для того чтобы этот процесс обучения был эффективным, «уместно шире практиковать ученические семинары и конференции по вопросам избирательного права с приглашением юристов, преподавателей местной администрации, людей, имеющих опыт работы в избирательных комиссиях различного уровня… Несомненную пользу принесут организованные посещения учащимися избирательных участков в период избирательных кампаний». Семинары и конференции традиционно не являются школьными формами обучения. Однако их необходимость в школьной системе образования подчеркивается многими специалистами: «важное значение должна получить тенденция к внедрению некоторых вузовских форм обучения в школьный процесс, что вызывает необходимость проведения лекционных и семинарских занятий, а также контроля за самостоятельной работой учащихся при рассмотрении и усвоении содержания нормативных первоисточников и иного учебного материала». Уяснение современных процессов государства и права должно обеспечиваться в первую очередь проведением такого вида учебных занятий, как лекция, читаемая в классах преподавателями в соответствии с учебным планом школы. Лекция является ведущей формой занятий в вузе, так как она закладывает фундамент современных, научных, теоретических, взаимосвязанных, фундаментальных знаний, имеющих образовательное значение для обучающихся. Она формирует у студентов, курсантов и слушателей мировоззренческие взгляды. Лекция в высшей школе «выполняет роль «ствола дерева», а все другие формы занятий – ее «ветви». Функциями лекции выступают: познавательная (обучающая), развивающая, воспитательная и организующая. Познавательная функция лекции выражается в вооружении обучающихся знаниями основ науки и определении научно обоснованных путей решения проблем. Развивающая функция состоит прежде всего в развитии интеллекта, мышления, лекция должна учить думать, мыслить научно, системно, по-современному. Воспитательная функция реализуется в том случае, если ее содержание пронизано таким материалом, который воздействует не только на интеллект обучающихся, но и на их чувства и волю. Лекции по юридическим и специальным дисциплинам необходимо ориентировать и на профессиональное воспитание. Организующая функция предусматривает в первую очередь управление работой обучающихся как в процессе лекции, так и в часы самоподготовки. Семинар является классической групповой формой занятий. Она принимается для обсуждения наиболее сложных теоретических вопросов учебной программы и путей реализации полученных знаний для решения прикладных проблем. Поэтому основное дидактическое требование к семинару состоит в том, чтобы учебные вопросы (проблемы), выносимые на обсуждение, исходили из потребностей научного обоснования практики и были переориентированы с системы знаний на систему действий. Это позволяет активизировать обучающихся, развить у них принцип связи обучения с жизнью, теорию с практикой. Семинар – внешне простая форма обучения, а по существу одна из сложных, поскольку обязывает учителя права так организовать это занятие, чтобы включить обучающихся в активный мыслительный процесс. Это требует от преподавателя умения дирижировать учебной группой, создать в ней живое общение, обеспечить возможность каждому высказаться, обменяться мнениями. Вопросы, обсуждаемые на семинаре, не повторяют лекционные, а развивают их и направляют в практическую плоскость. Такой подход к семинару придает ему, наряду с функциями, присущими лекции, дополнительно поисковую и контрольную функции. Первая позволяет развивать у обучающихся не формальные, а творческие умения вести поиск путей и изыскивать ресурсы совершенствования практики на научной основе, а вторая – выявить уровень усвоения учебного материала. Возможны, например, такие темы семинаров: «Новый жилищный кодекс: его плюсы и минусы», «Международный суд ООН, его задачи и функции», «Коллизии наследственного права» и др. Конференция – одна из форм коллективного научно-практического обучения в школах и вузах. В зависимости от направленности рассматриваемых проблем конференции могут иметь следующие разновидности: научные (теоретические), научно-практические, научно-методические. Основными задачами любой конференции являются: - широкое раскрытие обсуждаемой проблемы в теоретическом, практическом или методическом плане; - углубление знаний и их пополнение новыми научными сведениями или практическими данными; - определение путей практического применения знаний, обеспечение связи теории с практикой; - ознакомление участников конференции с результатами исследований и экспериментов в области теории, методики и практики. Все выступающие на конференции высказываются как по фиксированным темам (распределенным преподавателями между обучающимися при ее подготовке), так и в свободной дискуссии. Хорошие результаты дает приглашение на конференции практических работников. Возможные темы для выступления на конференции: «Уполномоченный по правам человека: теория и практика», «Административный арест: история и современная практика», «Понятие и принципы государственной службы в Российской Федерации» и др. Урок-дискуссия и урок-беседа способствуют развития правового мышления, учат высказывать свою точку зрения и защищать ее. Темы таких занятий могут быть следующие: 1) «Оставить преступление безнаказанным – значит стать его соучастником». (П. Кребийон) 2) «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-то властью» (Платон) 3) «Плохие законы – худший вид тирании». (Э. Бёрк) Осуществляя подготовку к занятию по такого рода темам следует использовать соответствующие понятие правоведения, и, опираясь на знания, полученные в курсе права, а также факты из жизни и собственный опыт, подготовить аргументы в обоснование своей позиции. Игра отличается от других форм практической подготовки тем, что в ней наилучшим образом воспроизводится реальная обстановка. В педагогическом процессе игра представляет собой специально организованную взаимообусловленную деятельность обучающего и обучающихся, в которой операционные теоретические знания переводятся в практический контекст. Это достигается имитацией в учебно-воспитательном процессе различных динамично протекающих служебных, производственных и других ситуаций. Отмечается важность таких активных форм обучения как деловые и ролевые игры. Например, учитывая их особое значение для подготовки будущих избирателей, можно организовать среди учащихся старших классов или учащихся вузов условное (игровое) голосование по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Еще одна форма занятий – учения. Такая форма проведения занятий имеет место преимущественно в высших юридических образовательных учреждениях. Учения – самая масштабная и сложная форма практического профессионального обучения в ведомственных образовательных учреждениях юридического профиля. Ее часто рассматривают как большую профессионально-ориентированную игру, в которой участвует несколько кафедр (циклов). Применяют ее, как правило, на завершающем этапе подготовки профессионалов для: - закрепления знаний различных учебных дисциплин и комплексного их применения при решении масштабных практических задач; - формирования у обучающихся сложных навыков и умений в оценке динамично меняющейся обстановки и принятия оптимальных решений в нестандартных ситуациях; - развития у обучающихся профессионально-деловых качеств и их психологической подготовки к умелым и активным действиям в экстремальных условиях. Например, учения, проводимые в образовательных учреждениях правоохранительных органов, имеют следующие разновидности: комплексные оперативные учения, командно-штабные и командные учения, тактические учения, тактико-специальные учения. Все виды учений проводятся игровым методом как двусторонние. Технология разработки учебно-методических материалов для проведения кафедральных игр и межкафедральных учений ориентируется на выполнение следующих требований: - содержание ситуаций и сущность поставленных в них проблем (задач) должны быть адекватны реальной действительности; - проблемы (задачи) обязаны быть значимы для всех участников игры (учений); - нужно создать две совмещенные модели имитации реальности: а) имитационную – предусматривает создание ситуации, связанной с выполнением какого-то профессионального действия и решением проблемы; б) моделирование ролевых (должностных) действий участников в осуществлении запланированного действия и решения проблемы. С учетом этих требований на каждую кафедральную (межкафедральную) игру и учения составляется методическая разработка, в которой следует отразить три этапа: подготовительный, игровой и заключительный. В методической разработке также указывается наименование темы, цели, замысел, план (сценарий), исходные информационные материалы об обстановке в районе (где разыгрывается игра, учение), задания, инструкции для играющих и экспертов (посредников), порядок и методику разбора и оценок. Уроки и занятия, цель которых – осуществление контроля, также очень разнообразны. Виды контроля весьма многочисленны: индивидуальный опрос, решение ситуационных задач, контрольная работа, защита рефератов, устный ответ на зачетах и экзаменах, доклады, защита рефератов, экзамен. В последние годы широкое распространение получило тестирование как вид контроля знаний учащихся. Таким образом: - методика преподавания права рассматривается с позиций преподавания гуманитарных предметов с учетом статуса общеобразовательного учреждения; - для преподавания права в школах и вузах применяют широкий арсенал форм и методов обучения; в школьный учебный процесс внедряются формы обучения, традиционно относящиеся к вузовским, что способствует организации непрерывности правового обучения в школе и вузе; - в последнее десятилетия в школе и вузе приоритет отдается активным формам обучения.
|