Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовое образование студентов высших учебных заведений
Практика профессионального становления личности студентов во время получения образования убедительно свидетельствует, что результаты его сегодня отстают от требований времени, в то время как социальная роль образования в обществе требует, чтобы они были опережающими. Как правило, уровень знаний выпускников не вызывает особых критических оценок, многие обладают основные профессиональными умениями, но в массе их практическая подготовленность, профессиональная воспитанность, развитость нуждаются в повышении. Нередки и факты неблагоприятных личностных изменений (разочарование профессиональным выбором, зарождение профессиональной деформации, снижение мотивации к достижению высот профессионализма, профессиональная неустойчивость, заниженный уровень профессиональной самооценки по сравнению со способностью оценивать других людей и пр.), особенно у обучающихся без интереса, усердия, без выраженной установки на качественную подготовку себя к будущей профессии. В психологии и педагогике сложилось сейчас понимание профессионализма как целостного личностного образования, в котором профессиональная обученность (подготовленность) слита с качествами личности. Профессионализм определяется степенью реального соответствия всей личности и ее подготовленности к успешному осуществлению профессиональной деятельности, постоянным личным самосовершенствованием и ростом профессиональных достижений. Показатели деятельности юриста всегда были прочно связаны с особенностями его личности, но современное положение в обществе и требования к его изменению при активном участии сотрудников правоохранительных органов делают эту связь решающей. Поэтому и вопросы обеспечения должного профессионального личностного роста (как идентичные употребляются и понятия – «личностного развития», «профессионального становления», «профессионализации личности», «формирования личности») обучающихся в юридических образовательных учреждениях приобрели приоритетное значение. Это соответствует и требованиям действующих планов и нормативных документов Правительства и Министерства образования России по радикальному улучшению в ближайшие годы системы воспитания и развития личности обучающихся. В юридических образовательных учреждениях есть немалый потенциал для того, чтобы выпускники были не только профессионально обучены, но и формировались как юристы-личности, беззаветно преданные интересам создания правового, демократического, цивилизованного государства, общества и каждого гражданина. Известно, что личность формируется в деятельности. Овладение деятельностью сопряжено с развитием тех качеств, наличия которых она требует от работника и зачатки которых он вынужденно проявляет в ней, упражняя, совершенствуя их и доводя до нужного для успеха уровня. Учение студентов, как вид деятельности, по своим целевым, содержательным, операциональным характеристикам, условиям, играющим решающее значение для профессионально-личностного становления, существенно отличается от практической правоохранительной деятельности. Многочасовое сидение в учебных аудиториях, чтение книг, разговоры о том, как надо действовать, хотя и дают много будущим юристам, объективно не в состоянии сделать их профессиональными практиками. Можно утверждать, что учебный характер, учебные условности и содержание деятельности студентов внутри вуза объективно не содержит достаточных возможностей для общего и особенно профессионального становления их как профессионалов. Построить деятельность вуза, всю его атмосферу по образцу правоохранительного органа нельзя, но непременно необходимо изыскивать и использовать все возможности для приближения жизни и учебы студентов к профессиональным реалиям. При этом нет необходимости ломать существующий образовательный процесс – нужно дополнять, расширять его личностно-формирующее пространство. Начало такой работы в вузах есть в виде предусмотренной учебным планом производственной практики. Однако при эпизодическом, с большими перерывами и кратковременном проведении она недостаточна для необходимых профессионально-личностных изменений у студентов. К тому же ее надо совершенствовать методически, ибо в правоохранительных органах студентов нередко используют как «подручный материал» для выполнения черновой работы – канцелярской и посыльной. Ускоренное и более качественное профессионально-личностное становление студентов как профессиональных юристов возможно лишь при условии систематического участия их в практическом решении профессиональных задач. Наиболее доступным и эффективным способом такого участия является расширение личностно-формирующего пространства вуза путем включения в него непрерывной производственной практики студентов при педагогически эффективном руководстве ею. Она выступает одним из важнейших способов реализации известного в общей педагогике личностно-деятельностного подхода в условиях профессионального образования, а также одного из ведущих педагогических принципов – принципа единства обучения и воспитания. Идея непрерывной производственной практики начала реализоваться во многих вузах Российской Федерации с 1996 года. Ее основными задачами являются: - создание условий для широкого профессионально-личностного развития личности студентов как современных юристов. Принципиальными в этих условиях выступали гуманитарные идеи права, представления о праве как социальном благе, а не каре, о главной функции правоохранительных органов – функции социального обслуживания, о работе юриста как помощи людям, как союзнике граждан, а не враге их; - обеспечение раннего, глубокого и устойчивого профессионального самоопределения студентов, их психологического вхождения в профессию: ознакомления с современными реалиями деятельности юриста, формирования убеждения в правильности выбора профессии и возможности самореализации и самоутверждения в ней, осознания требований к себе как к юристу и к своему профессионализму, воспитания серьезного отношения к учебе в вузе и работе по развитию у себя профессиональных качеств; - развитие у студентов профессионального сознания и профессиональных установок цивилизованного современного юриста, ориентированных на внимание к человеку, защиту его прав, строгое соблюдение законности, а также на предупреждение возникновения и доминирования обвинительно-карательных установок, которые нередко сознательно или непроизвольно формируются у обучающихся молодых юристов; - разностороннее развитие у студентов профессиональных качеств, способностей, навыков и умений; - активизация личностно-формирующей работы в вузе, участие в ней всего постоянного состава на основе непрерывной производственной практики студентов. Организация практики предполагает два основных направления – непосредственно в правоохранительных органах и в общественных формированиях, участвующих в решении задач укрепления законности и правопорядка, в осуществлении правовоспитательной, профилактической и правозащитной деятельности. Первое строится на основе специальных договоров по формату, близкому к обычным практикам и стажировкам. Второе направление в меньшей степени связано со строгими правовыми ограничениями, а поэтому открывает студентам более широкие возможности для активности в правовой жизни города, региона и достижения видимых результатов ее, которые в воспитательном плане особенно важны. Это участие студентов в: - правовом воспитании различных категорий населения, в частности школьников и «трудных» подростков; - изучении нравственной и криминальной обстановки, сборе информации, необходимой практическим органам правопорядка; - правозащитной деятельности; - профилактической работе с несовершеннолетними; - охране общественного порядка; - обеспечении безопасности дорожного движения; - оформлении различных документов юридического характера в органах регионального и местного самоуправления; - помощи ветеранам правоохранительных органов и др. В системе работы со студентами в самом вузе регулярно используются и достаточно традиционные, но более тщательно педагогически подготовленные формы и методы работы по профессионально-нравственному воспитанию студентов: частые встречи и беседы руководства вуза со студентами; углубленное изучение индивидуальных особенностей студентов, выявление причин своеобразия их отношения к избранной профессии, подготовке к ней, учебе и индивидуальная работа с ними; встречи преподавателей, руководства с родителями, обмен мнениями, обсуждение вопросов единства их влияния на студентов в интересах успешной подготовки к профессии юриста; встречи с руководящими и рядовыми сотрудниками правоохранительных органов; поощрение отличившихся при фактическом решении юридических задач во время практики; спортивные соревнования с коллективами других негосударственных вузов и т.п. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей студентов. Темы студенческих научных и выпускных работ подбираются по актуальным практическим вопросам, с которыми студенты сталкиваются в непрерывной производственной практике. Регулярно проводятся научные конференции, ведутся творческие дискуссии и коллективный поиск ответов на сложные теоретические и практические проблемы предстоящей деятельности. Студенты выезжают в другие города для участия в вузовских конференциях и выступлений с научными докладами, участвуют в федеральных и международных конкурсах научных работ. Непрерывная практика проявила себя как фактор комплексного воздействия на личность студентов, и прежде всего воспитывающего, обучающего и развивающего. Проблемы общества, укрепления законности и правопорядка в нем, деятельности правоохранительных органов, жизни граждан и судеб беспризорных и безнадзорных детей стали осознаваться постоянными участниками практики как проблемы личные. Усилилось чувство причастности ко всему, что происходит вокруг, ответственности за свою учебу, овладение профессионализмом. Помогая сегодня тем, кто нуждается в их помощи, студенты чувствуют себя гражданами своего города, страны. У студентов сложились реальные представления о своей профессии, повысилось уважение к ней и гордость за свою причастность к решению ответственных правовых задач, нужных всем. Сформировались многие полезные для их будущей работы умения и навыки, которых в учебных лабораториях никогда не приобрести. Повысилась ответственность, и вырос интерес студентов к изучению учебных дисциплин с установкой на лучшую подготовку к профессиональной деятельности, на повышение успеваемости. Обнаружились и другие позитивные результаты. Совершенствуется под влиянием непрерывной производственной практики образовательный процесс в самом вузе. Возросла связь теории с практикой при проведении занятий. В лекциях, ответах и выступлениях студентов теперь часто используются примеры, взятые из опыта производственной практики. Такие примеры обсуждаются с большим интересом, глубиной и предметностью на семинарах и практических занятиях. В учебном процессе упрочился дух современности и актуальности, приближения к изучению реально трудных проблем деятельности юристов. Возросла подготовленность преподавателей, ликвидировано отставание части их в знании деталей текущих актуальных проблем правоохранительной деятельности и ее нормативного регулирования. Повысилась сплоченность и единство действий педагогического коллектива вуза, его активность и умелость в придании воспитывающего характера образовательному процессу и проводимым занятиям.
|