Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое образование студентов высших учебных заведений






Практика профессионального становления личности студентов во время получения образования убедительно свидетельствует, что результаты его сегодня отстают от требований времени, в то время как социальная роль образования в обществе требует, чтобы они были опережающими. Как правило, уровень знаний выпускников не вы­зывает особых критических оценок, многие обладают основные профессиональными умениями, но в массе их практическая подго­товленность, профессиональная воспитанность, развитость нужда­ются в повышении. Нередки и факты неблагоприятных личностных изменений (разочарование профессиональным выбором, зарождение профессиональной деформации, снижение мотивации к достижению высот профессионализма, профессиональная неустойчивость, зани­женный уровень профессиональной самооценки по сравнению со способностью оценивать других людей и пр.), особенно у обучающих­ся без интереса, усердия, без выраженной установки на качествен­ную подготовку себя к будущей профессии.

В психологии и педагогике сложилось сейчас понимание про­фессионализма как целостного личностного образования, в котором профессиональная обученность (подготовленность) слита с качест­вами личности. Профессионализм определяется степенью реального соответствия всей личности и ее подготовленности к успешному осуществлению профессиональной деятельности, постоянным лич­ным самосовершенствованием и ростом профессиональных достижений. Показатели деятельности юриста всегда были прочно связа­ны с особенностями его личности, но современное положение в обществе и требования к его изменению при активном участии со­трудников правоохранительных органов делают эту связь решающей. Поэтому и вопросы обеспечения должного профессионального лично­стного роста (как идентичные употребляются и понятия – «лично­стного развития», «профессионального становления», «профессиона­лизации личности», «формирования личности») обучающихся в юри­дических образовательных учреждениях приобрели приоритетное значение. Это соответствует и требованиям действующих планов и нормативных документов Правительства и Министерства образова­ния России по радикальному улучшению в ближайшие годы систе­мы воспитания и развития личности обучающихся.

В юридических образовательных учреждениях есть немалый по­тенциал для того, чтобы выпускники были не только профессиональ­но обучены, но и формировались как юристы-личности, беззаветно преданные интересам создания правового, демократического, циви­лизованного государства, общества и каждого гражданина.

Известно, что личность формируется в деятельности. Овладение деятельностью сопряжено с развитием тех качеств, наличия которых она требует от работника и зачатки которых он вынужденно проявляет в ней, упражняя, совершенствуя их и доводя до нужного для успеха уровня. Учение студентов, как вид деятельности, по своим целевым, содержательным, операциональным характеристикам, ус­ловиям, играющим решающее значение для профессионально-лич­ностного становления, существенно отличается от практической пра­воохранительной деятельности. Многочасовое сидение в учебных ау­диториях, чтение книг, разговоры о том, как надо действовать, хотя и дают много будущим юристам, объективно не в состоянии сделать их профессиональными практиками. Можно утверждать, что учеб­ный характер, учебные условности и содержание деятельности сту­дентов внутри вуза объективно не содержит достаточных возможно­стей для общего и особенно профессионального становления их как профессионалов.

Построить деятельность вуза, всю его атмосферу по образцу пра­воохранительного органа нельзя, но непременно необходимо изыски­вать и использовать все возможности для приближения жизни и учебы студентов к профессиональным реалиям. При этом нет необходимости ломать существующий образовательный процесс – нужно дополнять, расширять его личностно-формирующее пространство. Начало такой работы в вузах есть в виде предусмотренной учебным планом произ­водственной практики. Однако при эпизодическом, с большими пере­рывами и кратковременном проведении она недостаточна для необхо­димых профессионально-личностных изменений у студентов. К тому же ее надо совершенствовать методически, ибо в правоохранительных органах студентов нередко используют как «подручный материал» для выполнения черновой работы – канцелярской и посыльной.

Ускоренное и более качественное профессионально-личностное становление студентов как профессиональных юристов возможно лишь при условии систематического участия их в практическом решении профессиональных задач. Наиболее доступным и эффективным спо­собом такого участия является расширение личностно-формирующего пространства вуза путем включения в него непрерывной производст­венной практики студентов при педагогически эффек­тивном руководстве ею. Она выступает одним из важнейших спосо­бов реализации известного в общей педагогике личностно-деятельностного подхода в условиях профессионального образования, а также одного из ведущих педагогических принципов – принципа единства обучения и воспитания.

Идея непрерывной производственной практики начала реализоваться во многих вузах Российской Федерации с 1996 года. Ее основными задачами являются:

- создание условий для широкого профессионально-личност­ного развития личности студентов как современных юристов. Прин­ципиальными в этих условиях выступали гуманитарные идеи права, представления о праве как социальном благе, а не каре, о главной функции правоохранительных органов – функции социального обслуживания, о работе юриста как помощи людям, как союзнике гра­ждан, а не враге их;

- обеспечение раннего, глубокого и устойчивого профессионального самоопределения студентов, их психологического вхождения в профессию: ознакомления с современными реалиями деятельности юриста, формирования убеждения в правильности выбора профессии и возможности самореализации и самоутверждения в ней, осознания требований к себе как к юристу и к своему профессионализму, воспитания серьезного отношения к учебе в вузе и работе по развитию у себя профессиональных качеств;

- развитие у студентов профессионального сознания и профессиональных установок цивилизованного современного юриста, ориентированных на внимание к человеку, защиту его прав, строгое соблюдение законности, а также на предупреждение возникновения и доминирования обвинительно-карательных установок, которые нередко сознательно или непроизвольно формируются у обучающихся молодых юристов;

- разностороннее развитие у студентов профессиональных ка­честв, способностей, навыков и умений;

- активизация личностно-формирующей работы в вузе, участие в ней всего постоянного состава на основе непрерывной производ­ственной практики студентов.

Организация практики предполагает два основных направления – непосредственно в правоохранительных органах и в общественных формированиях, участвующих в решении задач укрепления законности и правопорядка, в осуществлении правовоспитательной, профилактиче­ской и правозащитной деятельности. Первое строится на основе спе­циальных договоров по формату, близкому к обычным практикам и стажировкам. Второе направление в меньшей степени связано со стро­гими правовыми ограничениями, а поэтому открывает студентам более широкие возможности для активности в правовой жизни города, ре­гиона и достижения видимых результатов ее, которые в воспитатель­ном плане особенно важны. Это участие студентов в:

- правовом воспитании различных категорий населения, в част­ности школьников и «трудных» подростков;

- изучении нравственной и криминальной обстановки, сборе ин­формации, необходимой практическим органам правопорядка;

- правозащитной деятельности;

- профилактической работе с несовершеннолетними;

- охране общественного порядка;

- обеспечении безопасности дорожного движения;

- оформлении различных документов юридического характера в органах регионального и местного самоуправления;

- помощи ветеранам правоохранительных органов и др.

В системе работы со студентами в самом вузе регулярно исполь­зуются и достаточно традиционные, но более тщательно педагоги­чески подготовленные формы и методы работы по профессиональ­но-нравственному воспитанию студентов: частые встречи и беседы руководства вуза со студентами; углубленное изучение индивиду­альных особенностей студентов, выявление причин своеобразия их отношения к избранной профессии, подготовке к ней, учебе и ин­дивидуальная работа с ними; встречи преподавателей, руководства с родителями, обмен мнениями, обсуждение вопросов единства их влияния на студентов в интересах успешной подготовки к профес­сии юриста; встречи с руководящими и рядовыми сотрудниками правоохранительных органов; поощрение отли­чившихся при фактическом решении юридических задач во время практики; спортивные соревнования с коллективами других негосу­дарственных вузов и т.п.

Большое внимание уделяется развитию творческих способностей студентов. Темы студенческих научных и выпускных работ подби­раются по актуальным практическим вопросам, с которыми студен­ты сталкиваются в непрерывной производственной практике. Регу­лярно проводятся научные конференции, ведутся творческие дис­куссии и коллективный поиск ответов на сложные теоретические и практические проблемы предстоящей деятельности. Студенты вы­езжают в другие города для участия в вузовских конференциях и выступлений с научными докладами, участвуют в федеральных и международных конкурсах научных работ.

Непрерывная практика проявила себя как фак­тор комплексного воздействия на личность студентов, и прежде всего воспитывающего, обучающего и развивающего. Проблемы общества, укрепления законности и правопорядка в нем, деятельности право­охранительных органов, жизни граждан и судеб беспризорных и безнадзорных детей стали осознаваться постоянными участниками практики как проблемы личные. Усилилось чувство причастности ко всему, что происходит вокруг, ответственности за свою учебу, овладение профессионализмом. Помогая сегодня тем, кто нуждается в их помощи, студенты чувствуют себя гражданами своего города, страны. У студентов сложились реальные представления о своей про­фессии, повысилось уважение к ней и гордость за свою причастность к решению ответственных правовых задач, нужных всем. Сформи­ровались многие полезные для их будущей работы умения и навыки, которых в учебных лабораториях никогда не приобрести. Повысилась ответственность, и вырос интерес студентов к изучению учебных дисциплин с установкой на лучшую подготовку к профессиональной деятельности, на повышение успеваемости.

Обнаружились и другие позитивные результаты. Совершенствуется под влиянием непрерывной производственной практики образователь­ный процесс в самом вузе. Возросла связь теории с практикой при про­ведении занятий. В лекциях, ответах и выступлениях студентов теперь часто используются примеры, взятые из опыта производственной прак­тики. Такие примеры обсуждаются с большим интересом, глубиной и предметностью на семинарах и практических занятиях. В учебном процессе упрочился дух современности и актуальности, приближения к изучению реально трудных проблем деятельности юристов. Возросла подготовленность преподавателей, ликвидировано отставание части их в знании деталей текущих актуальных проблем правоохранительной деятельности и ее нормативного регулирования. Повысилась сплочен­ность и единство действий педагогического коллектива вуза, его актив­ность и умелость в придании воспитывающего характера образова­тельному процессу и проводимым занятиям.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал