Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Высоты оси вращения электрических машин (по ГОСТ 13267-73) и соответствующие им наружные диаметры статоров асинхронных двигателей серии 4А
Рис. 7. Высота оси вращения h двигагелей серии 4А различной мощности и частоты вращения. а – со степенью защиты IP44; б — с IP23.
Рис. 8. Значения коэффициента kЕ. Таблица 7 Отношение KD=D/Da в двигателях серии 4А при различных числах полюсов
Рис. 9. Примерные значения КПД и cos j асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP44. а – двигателей мощностью до 30 кВт; б – двигателей мощностью до 400 кВт.
Рис. 10. Примерные значения КПД и cos j асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP23. Наружный диаметр статора должен также соответствовать определенным условиям, налагаемым требованиями раскроя листов электротехнической стали с наименьшими отходами при штамповке. С учетом этих требований при ручном расчете асинхронного двигателя более целесообразным является выбор главных размеров, основанный на предварительном определении высоты оси вращения и увязке этого размера с наружным диаметром статора и последующем расчете внутреннего диаметра статора D. В связи с этим выбор главных размеров проводят в следующей последовательности. Высоту оси вращения предварительно определяют по рис. 7, а или б для заданных Р 2 и 2 р в зависимости от исполнения двигателя. Из ряда высот осей вращения (табл. 6) берут ближайшее к предварительно найденному меньшее стандартное значение h. Следует иметь в виду, что ГОСТ 13267-73 определяет стандартные высоты осей вращения независимоот назначения и конструктивного исполнения асинхронных двигателей, поэтому высота оси вращения любого проектируемого двигателя должна быть равна одному из этих значений. Наружный диаметр статора Da берут из второй строки табл. 6 в зависимости от выбранной высоты оси вращения. Приведенные в таблице наружные диаметры статоров для каждой из h нормализированы и соответствуют данным серии асинхронных машин 4А. В процессе проектирования новых машин они могут быть изменены, однако при выбранном значении h изменение Da в меньшую сторону нецелесообразно, так как при этом возрастут электромагнитные нагрузки. Увеличение Da при той же h требует тщательной конструкторской и технологической проработки, доказывающей возможность такого изменения. Внутренний диаметр статора D в общем случае может быть определен по наружному диаметру, высотам ярма и зубцов статора: . На данном этапе расчета размеры ha и hz неизвестны. Поэтому для определения D используют эмпирические зависимости, основанные на следующем. При одном и том же уровне индукции на участках магнитопровода в машинах с одинаковым D высота ярма статора будет пропорциональна потоку, а следовательно, обратнопропорциональна числу полюсов машины (прямо пропорциональна полюсному делению). Принимая, что размеры пазов не зависят от числа полюсов машины, получаем приближенное выражение . (2) Значения коэффициентов kd, приведенные в табл. 7, характеризуют отношения внутренних и наружных диаметров сердечников статоров асинхронных двигателей серии 4А при различных числах полюсов и могут быть использованы для предварительного определения D вновь проектируемой машины. Далее находят полюсное деление t, м, . (3) и расчетную мощность Р’, Вт, , (4) где – мощность на валу двигателя, Вт, – отношение ЭДС обмотки статора к номинальному напряжению, которое может быть приближенно определено по рис. 8. Предварительные значения h и cos j, если они не указаны в задании на проектирование, находятся по ГОСТ. Приближенные значения h и cos j могут быть взяты по кривым рис. 9 и 10, построенным по данным двигателей серии 4А. Предварительный выбор электромагнитных нагрузок А (А/м) и Вd (Тл) должен быть проведен особо тщательно, так как они определяют не только расчетную длину сердечника, но и в значительной степени характеристики машины. При этом, если главные размеры машины зависят от произведения АВd [см. (1)], то на характеристики двигателя оказывает существенно влияние также и соотношение между этими величинами. Рекомендации по выбору А и Вd, представленные в виде кривых на рис. 11 – 13 для машин различной мощности и исполнения, основаны на данных изготовленных двигателей [12], характеристики которых удовлетворяют требованиям ГОСТ. На каждом из рисунков даются области их допустимых значений. При выборе конкретных значений А и Вd в пределах рекомендуемой области следует, руководствуясь приведенными выше замечаниями, учитывать требования технического задания к характеристикам проектируемого двигателя. Коэффициент полюсного перекрытия ad и коэффициент формы поля kВ в асинхронных машинах определяются степенью уплощения кривой поля в зазоре, возникающей при насыщении зубцов статора и ротора, и могут быть достаточно достоверно определены только после расчета магнитной цепи. Поэтому до расчета магнитной цепи удобнее рассматривать синусоидальное поле, а влияние уплощения учесть при расчете магнитного напряжения отдельных участков магнитной цепи. Основываясь на этом, значения коэффициентов предварительно принимают равными: ; . Предварительное значение обмоточного коэффициента kоб1 выбирают в зависимости от типа обмотки статора. Для однослойных обмоток kоб1 =0, 95¸ 0, 96. Для двухслойных и одно-двухслойных обмоток при 2 р= 2 следует принимать kоб1 =0, 90¸ 0, 91 и при большей полюсности kоб1 =0, 91¸ 0, 92. Синхронная угловая скорость вала двигателя W, рад/с, рассчитывается по формуле
Рис. 11. Электромагнитные нагрузки асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP44. а – при высоте оси вращения h £ 132 мм; б – при h= 160¸ 250 мм; в – при h ³ 280 мм с продуваемым ротором.
Рис. 12. Электромагнитные нагрузки асинхронных двигателей серии 4А со степенью защиты IP23. а – при высоте оси вращения h= 160¸ 250 мм; б – при h ³ 280 мм.
или , (5) где п 1 – синхронная частота вращения, об/мин; f 1 — частота питания, Гц. Из (1) с учетом значения ad расчетная длина воздушного зазора, м, . (6) Критерием правильности выбора главных размеров D и ld служит отношение l=ld / t, которое должно находиться в пределах, показанных на рис. 14 для принятого исполнения машины. Если l, оказывается чрезмерно большим, то следует повторить расчет для ближайшей из стандартного ряда большей высоты оси вращения h. Если l слишком мало, то расчет повторяют для следующей в стандартном ряду меньшей высоты h. На этом выбор главных размеров заканчивается. В результате проделанных вычислений получены значения высоты оси вращения h, внутреннего диаметра статора D, наружного диаметра статора Da, расчетной длины воздушного зазора ld и полюсного деления t.
Рис. 13. Электромагнитные нагрузки асинхронных двигателей высокого напряжения со степенью защиты IP23 при U=6000В.
Рис. 14. Отношение l=ld / t у двигателей серии 4А. а – со степенью защиты IP44; б – со степенью защиты IP23.
Таблица 8 Расчетная ширина радиальных каналов b'к при bк= 10 мм
Для расчета магнитной цепи помимо ld необходимо определить полную конструктивную длину и длину стали сердечников статора (l 1 и lст 1) и ротора (l 2 и lст 2). В асинхронных двигателях, длина сердечников которых не превышает 250 – 300 мм, радиальных вентиляционных каналов не делают. Сердечники шихтуются в один пакет. Для такой конструкции (7) В более длинных машинах сердечники подразделяют на отдельные пакеты, разделенные между собой радиальными вентиляционными каналами. В двигателях с фазными роторами или со сварной короткозамкнутой обмоткой пакеты выполняют длиной 40 – 60 мм. Крайние пакеты могут быть более длинными. В двигателях с литой короткозамкнутой обмоткой ротора число пакетов по технологическим соображениям из-за сложности заливки уменьшают и пакеты выполняют более длинными. Стандартная ширина радиального воздушного канала между пакетами bк =10 мм. Число пакетов nпак и их длина lпак связаны с расчетной длиной следующим соотношением: (8) При этом число радиальных каналов nк=nпак - 1. Длина стали сердечника статора в таких машинах (9) или при пакетах разной длины (10) Конструктивная длина сердечника статора . (11) Окончательное значение ld для машин с d < 1, 5 мм (12) В машинах с d ³ 1, 5 мм при расчете ld учитывают искривление магнитных силовых линий потока в воздушном зазоре над радиальными вентиляционными каналами: (13) где b’к – расчетная ширина радиальных каналов, зависящая от соотношения d и bк . Значение b’к при bк =10 мм определяется по табл. 8 либо из выражения , (14) где . Для того, чтобы полученная по (13) длина ld как можно ближе приближалась к ее значению, полученному ранее, проводят некоторую корректировку размера lпак и числа пакетов nпак. Конструктивную длину сердечника ротора в машинах с h < 250 мм берут равной длине сердечника статора, т. е. l 2 =l 1. В двигателях больших габаритов ротор выполняют длиннее статора за счет увеличения длины его крайних пакетов на 5 мм и в крупных машинах высокого напряжения – на 10 мм. Длина стали сердечника ротора (15) Следующий этап расчета включает определение числа пазов статора Zi и числа витков в фазе обмотки статора w 1. При этом число витков фазы обмотки статора должно быть таким, чтобы линейная нагрузка двигателя и индукция в воздушном зазоре как можно более близко совпадали с их значениями, принятыми предварительно при выборе главных размеров, а число пазов статора обеспечивало достаточно равномерное распределение катушек обмотки. Чтобы выполнить эти условия, вначале выбирают предварительно зубцовое деление t 1 в зависимости от типа обмотки, номинального напряжения и полюсного деления машины. Для более равномерного распределения катушек обмотки по длине окружности зазора необходимо большое число пазов, следовательно, малые зубцовые деления. В то же время ширина паза, составляющая примерно половину зубцового деления, не должна быть слишком малой, так как в этом случае ухудшается заполнение паза медью обмотки, а в машинах небольшой мощности может также недопустимо уменьшиться механическая прочность зубцов. Кроме того, надо иметь в виду, что стоимость машины с увеличением числа пазов возрастает, так как увеличиваются сложность штампа и трудоемкость изготовления и укладки обмоток. Значения t 1 асинхронных двигателей серии 4А со всыпной обмоткой показаны на рис. 15, на котором зона 1 определяет возможные значения t 1 для небольших двигателей с высотой оси вращения h £ 90 мм; зона 2 определяет значения t 1 более крупных машин (90 < h £ 250 мм); зона 3 определяет значения t 1 многополюсных двигателей с h ³ 280 мм, выполняемых со всыпной обмоткой. Обычно двигатели с h ³ 280 мм имеют полужесткую обмотку, но в многополюсном исполнении при 2 р ³ 10 (в двигателях с h =280 мм и 315 мм) из-за малой высоты спинки статора размещение лобовых частей катушек из прямоугольного провода затруднено, поэтому такие машины выполняют со всыпной обмоткой, имеющей мягкие, легко поддающиеся формовке лобовые части.
Таблица 9
|