![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статора и ротора асинхронных двигателей
проводника а. Высота проводника при этом не должна превышать 2, 5 – 3, 0 мм, так как при большей высоте в проводниках, лежащих друг над другом в одном пазу, начинает проявляться эффект вытеснения тока, вызывающий неравномерное распределение плотности тока по сечению проводников и увеличивающий потери в меди обмотки. Действие этого эффекта возрастает с увеличением числа проводников по высоте паза, поэтому в многовитковых катушках высота проводников не должна превышать указанных пределов, а при малом числе витков она может быть выбрана несколько большей. Слишком малая высота проводников (а < 1 мм) вызывает значительные трудности при изготовлении катушек, так как при изгибе проводников на ребро во время намотки катушек могут произойти разрывы провода или его изоляции. Нежелательно также применение прямоугольных проводов с близкими размерами а и b, так как в этом случае провод во время намотки катушек часто перекручивается и при рихтовке может быть повреждена изоляция на его гранях. После уточнения размеров проводников составляется подробная спецификация паза (таблица заполнения паза) с указанием размеров проводов, названий, размеров и числа слоев изоляционных материалов, различных прокладок и т. п. Сумма размеров по высоте и ширине паза всех проводников и изоляции с учетом необходимых допусков на разбухание изоляции и на укладку обмотки определяет размеры части паза, занятой обмоткой. В боковых стенках верхней части открытых пазов выполняют выемки для крепления пазовых клиньев (см. рис. 17). Глубина выемок под клин, высота шлица hш и высота клиновой части паза hк возрастают с увеличением мощности машины и ширины ее пазов. Обычно в асинхронных двигателях общего назначения b'-bп=2 – 5 мм, hш =0, 5 – 1, 0 мм и hк =3 – 3, 5 мм в машинах средней мощности и достигает 5 мм в крупных машинах. Полученные при расчете заполнения паза его размеры являются размерами паза «в свету», т. е. размерами реального паза в собранном – шихтованном сердечнике с учетом неизбежной при этом «гребенки», образующейся за счет допусков при штамповке листов и шихтовке магнитопроводов. Действительные размеры паза в штампе, т.е. в каждом отдельном листе, будут несколько больше на припуски при сборке.
После того как все размеры паза в штампе окончательно установлены, определяют ширину зубцов bzmin и bzтах или bz 1/3:
Расчетная высота зубцов hz при прямоугольных пазах берется равной высоте паза:
Для всыпной обмотки могут быть выбраны пазы показанной на рис. 19 а – в конфигурации. В двигателях серии 4А выполняются только трапецеидальные пазы (рис. 19, а) с углом наклона граней клиновой части b =450 у двигателей с h £ 250 мм и b =300 у двигателей с h ³ 280 мм при 2 р =10 и 12. Принцип расчета размеров паза всыпной обмотки остается таким же, как и для пазов с прямоугольными проводами. Сначала проводится предварительный выбор размеров, исходя из допустимой индукции в зубцах и ярме статора
и ha по (28). После расчета коэффициента заполнения паза проводниками обмотки полученные значения уточняются. Однако стремление выполнить зубцы с параллельными гранями накладывает дополнительные условия на возможные соотношения размеров паза. Это вызывает известные трудности расчета зубцовой зоны, который рекомендуется проводить в следующей последовательности (расчетные формулы приведены только для пазов, показанных на рис. 19, а; для других конфигураций они могут быть легко получены, исходя из условия сохранения постоянства ширины зубцов). По допустимым индукциям в ярме и зубцах статора (см. табл. 10) из (28) и (39) определяются высота ярма hа и ширина зубца bz статора. Далее находятся размеры паза в штампе, м,
при b =450
при b =300
Полученные размеры округляют до десятых долей миллиметра. Высоту шлица паза hш обычно выполняют в пределах от 0, 5 до 1 мм в зависимости от мощности двигателя. Следует иметь в виду, что hш должна быть достаточной для обеспечения механической прочности кромок зубцов, удерживающих в уплотненном состоянии проводники паза после заклиновки пазов. Однако увеличение hш приводит к возрастанию потока рассеяния паза, что в большинстве случаев нежелательно, В серии 4А, в двигателях с h £ 132 мм принимают hш =0, 5 мм, в двигателях с hш ³ 160 мм увеличивают до hш =1 мм. Ширину шлица паза принимают равной bш = dиз +(1, 5¸ 2 мм), где dиз – диаметр изолированного обмоточного провода, мм. Размер bш должен обеспечить возможность свободного пропуска проводников обмотки через шлиц паза с учетом толщины изоляционных технологических прокладок, устанавливаемых при укладке обмотки для предохранения изоляции проводников от повреждений об острые кромки шлица. В сериях асинхронных машин размер bш обычно нормализуется. В серии 4А он выполняется равным от 1, 8 мм в малых машинах до 4 мм в более крупных. Средние значения bш для двигателей при различных h и 2 р приведены в табл. 12. В клиновой части паза располагаются пазовые крышки (в машинах с h £ 160 мм) или пазовые клинья (в более крупных машинах). Поэтому при расчете площади поперечного сечения паза эти участки не учитывают. Размеры паза рассмотренной конфигурации могут быть определены также графоаналитическим методом. Для этого вначале строится равнобедренная трапеция (рис. 20, а), верхнее основание которойравно в выбранном масштабе пазовому делению t 1, нижнее основание t' 1 = t 1 Da / D, а высота h =(Da - D)/2. Такая трапеция представляет собой как бы вырезанный из листа статора сектор пазового деления, в котором должны разместиться паз (ось паза
Рис. 20. К графоаналитическому методу определения размеров паза статора.
Таблица 12
|