![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процедура оценки правильности решенияСтр 1 из 15Следующая ⇒
Рыночная экономика и объективная необходимость планирования на макро- и микроуровнях. В условиях нестабильной экономики особая значимость должна придаваться макроэкономическому прогнозированию и планированию. Приставка «макро» прогнозирование и планирование отнесено к высшему уровню государственной структуры управления, а в качестве его объекта используется экономическая система в целом, национальная экономика. Субъектами макроэкономического прогнозирования и планирования являются центральные планирующие органы. Следовательно, на макроуровне должны проводиться прогнозные расчеты и определяться наиболее эффективные варианты развития экономики, а также разрабатываться система мер, включающая формирование структурной, инновационной, финансово-бюджетной, кредитно-денежной, ценовой, социальной, региональной и внешнеэкономической политики. На микроуровне – уровне предприятия, организации (фирмы) объектами прогнозирования и планирования являются: спрос, производство продукции (выполнение услуг), потребность в материальных и трудовых ресурсах, издержки производства и реализации продукции, цены, доходы предприятия, его техническое развитие. Результаты прогнозов являются основой для принятия управленческих решений. Субъекты прогнозирования и планирования – планово-финансовые органы предприятия, маркетинговые и технические отделы.
Система планирования в условиях рынка как основной метод и составная часть управления экономикой. План должен корректироваться с учетом ситуации на рынке. Работа цехов и участков оценивается не по проценту выполнения или тем более перевыполнения планов, а по реализации графиков поставок, качеству продукции (числу дефектов на 100 изделий), использования производственной мощности, уровню и динамике затрат и прибыли Если исходить из посылки, что планирование является управленческой функцией, то и планирование затрат предприятия в области производства необходимо рассматривать как составную часть разработки производственного и финансового планов, направленных на расчет прибыли от реализации произведенной продукции (работ, услуг) и общей прибыли предприятия. В процессе разработки долгосрочных планов для выбора правильного решения необходимо обладать информацией: · о предполагаемых затратах на производство продукции (работ, услуг); · об уровне затрат в целом в отдельные периоды; · о потребности в инвестициях. На основании этой информации принимается решение: · какие товары продавать на том или ином рынке; · по каким ценам; · как осуществлять финансирование; · где лучше размещать производство.
3. Прогнозирование в рыночной экономике: понятие, содержание, роль и значение; взаимосвязь прогнозирования и планирования. Прогноз – это форма научного предвидения развития событий, производств, какой-либо ситуации и пр., как правило, на более или менее отдаленную перспективу. План – это достаточно подробно разработанный документ на ближайшую перспективу (от 1 до 5 лет), в котором на основании расчетов представлены и обоснованы направления развития, основные технико-экономические характеристики, ресурсные параметры, предполагаемый экономический эффект и т.п. рассматриваемого объекта, производства, ситуации. Прогнозы носят вероятностный характер, поскольку разрабатываются на длительный период (от 5 до 15-20 лет), тогда как план – это подробно и детально разработанное руководство к действию, опирающееся на серьезную информационную базу, что и обеспечивает его реальность и высокую степень достоверности. Прогнозы оперируют понятиями «больше - меньше» и определяют направления развития с минимумом количественных оценок. План представляет собой набор именно количественных характеристик процесса, его динамики, размера необходимых ресурсов, сроков и пр. Прогнозы предшествуют планированию и в значительной степени обеспечивают его высокое качество, т.к. цели прогнозирования и планирования практически одинаковы, а различаются они только временными параметрами, полнотой и достоверностью исходных данных и, соответственно, степенью вероятности. Прогнозы и планы тесно связаны между собой на основании прогнозов с учетом изменившейся ситуации, на базе уточненных исходных данных разрабатывают планы, которые и являются руководством к действию. 4. Роль и место планирования в управлении предприятием. Планирование является основой для решений руководства предприятия. Управленческое решение может, как улучшить состояние предприятия, так и ухудшить его — ошибочное решение. Задача руководителя — действовать более рационально и систематизировано. В общем случае, менеджер, в интересах владельцев бизнеса, принимает решения по использованию различных ресурсов для получения ожидаемой экономической выгоды. 1. (изучение текущего состояния) 2. (цели, желаемое направление развития) 3. (выявление причин неудач и ошибок) 4. (возможные способы/пути решения) 5. (выбор наиболее приемлемого решения) Процедура оценки правильности решения Анализ выгоды-издержки Основа — принцип экономического компромисса: следует взвесить получаемые (если данное решение будет принято) выгоды и издержки и сказать «чего больше» (соотнести их между собой) Укрупненные шаги: ♦ выбор точки зрения (с чьей позиции будут оцениваться выгоды и издержки — «чьи выгоды и издержки анализируем»)♦ определить выгоды, связанные с данным решением♦ определить издержки, связанные с данным решением♦ сопоставить выгоды и издержки♦ подготовить результаты в приемлемом для принятия решения виде
Планирование как наука и вид экономической деятельности. План – это разработанный по определенной форме документ, в котором на основании расчетов представлены и обоснованы технико-экономические параметры производства, предприятия, проекта на установленный период планирования. В основе разработки планов лежат прогнозы, особенно если речь идет о перспективном планировании Задачи планирования в каждом конкретном случае индивидуальны и определяются изучаемым объектом. Например, в сфере производства – это создание оптимальных условий производства и сбыта продукции с учетом рыночной ситуации, ресурсных ограничений и соответствия выбранному критерию планирования. В качестве такового может быть получение максимальной прибыли, наиболее полное удовлетворение какой-то потребности, решение социальных задач и т.п. В зависимости от выбранного классификационного признака укрупненно выделяют следующие виды планов: По срокам - перспективные (до 5 лет), текущие (годовые с разбивкой на кварталы) и оперативные (от месяца до смены) планы. По объектам – государственные, отраслевые, планы предприятия и его подразделений. 6. Система планов: перспективное, среднесрочное, текущее планирование. Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, " продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. В планировании используются следующие основные методы: - нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов; - балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов; - экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период; - интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели; - факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей; - матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями; - экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.
Предпринимательство и бизнес-планирование, роль и место в экономике. Планирование является основой для решений руководства предприятия. Управленческое решение может, как улучшить состояние предприятия, так и ухудшить его — ошибочное решение. Задача руководителя — действовать более рационально и систематизировано. В общем случае, менеджер, в интересах владельцев бизнеса, принимает решения по использованию различных ресурсов для получения ожидаемой экономической выгоды. 1. (изучение текущего состояния) 2. (цели, желаемое направление развития) 3. (выявление причин неудач и ошибок) 4. (возможные способы/пути решения) 5. (выбор наиболее приемлемого решения)
|