Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ работ по литературе ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Методический опыт разработки и апробации системы творческих заданий и упражнений по литературе постепенно находил преломление в учебниках по литературе. Однако присутствие творческих заданий и упражнений по литературе в предлагаемых авторами учебниках, разработанных в 1990-е годы, преимущественно обусловливалось концепцией ученого-методиста, являвшегося руководителем авторского коллектива: - система речевых заданий и упражнений (УМК под ред. В.Я. Коровиной); - система заданий и упражнений, направленных на формирование системы литературных знаний школьников (УМК под ред. Г.И. Беленького); - система заданий и упражнений, способствующих развитию читательской самостоятельности школьников (УМК под ред. Т.Ф. Курдюмовой); - система заданий и упражнений, стимулирующих развитие восприятия, мышления, воображения, речи школьников, их литературных способностей (УМК под ред. В.Г. Маранцмана).[35, c.45] Таким образом, учебники по литературе выступают в качестве показателя действенности методической системы творческих заданий и упражнений по литературе. Влияние на дальнейшее формирование методической системы творческих заданий и упражнений по литературе оказало противостояние введению новой формы аттестации выпускников школ в виде ЕГЭ по литературе. Как показывает анализ многочисленных публикаций на страницах научно-методических изданий за 2000-е годы, озабоченность ученых и учителей-словесников вызывало внесение в содержание ЕГЭ нового типа заданий, ориентированных на тестовую форму проверки знаний учащихся по литературе. Проникновение нового типа заданий в курс литературного чтения для учащихся начальной школы также небезосновательно породило тревогу со стороны научного и родительского сообществ. Примером является статья О.В. Астафьевой «Проект «Начальная школа XXI века» глазами родителей и филолога» (2003): «… тест и задание тестового характера используются не при проверке знаний, а уже в процессе обучения, и при этом эффективность подобных упражнений вызывает серьезные сомнения» [3, c.100]. Ситуация с проникновением в практику преподавания литературы заданий, ориентированных на тестовую форму проверки знаний учащихся по литературе, усугублялась обучением учителей литературы их конструированию на курсах повышения квалификации. Свидетельством является, в том числе, одна из лекций «Особенности тестовых заданий для литературы как учебной дисциплины и искусства слова и требования к их конструированию» учебного курса учителя И.В. Щербина [57, c.42]. В лекции приводится ряд примеров о том, как «можно в любой учебной ситуации предлагать задания в форме теста, как отдельные, так и комплексные»: «Допустим, вы начинаете разбор эпизода дуэли Базарова и Павла Петровича в романе Тургенева «Отцы и дети. Предложите ответить на такие вопросы. 1. Павел Петрович, придя к Базарову, держал в руках: А) перчатку; Б) трость; В) шляпу. 2. Базаров предлагает сопернику взять в свидетели дуэли Петра. Это: А) лакей Павла Петровича; Б) камердинер Николая Петровича; В) слуга Базарова» и др. Такого рода вопросы совершенно не ориентированы на раскрытие краткого содержания эпизода в целом и определение его роли в произведении, что традиционно выполняется еще в средних классах. Однако появление нового типа заданий является лишь одним из показателей целеполагания ЕГЭ по литературе, которое заключается в его направленности на проверку «пресловутых» знаний по данному предмету, но никак не на определение уровня литературного развития школьников[51, c.34]. Подтверждением служат результаты анализа демоверсии ЕГЭ по литературе 2008 года, представленные Н.М. Свириной в статье ««Русская классика в кратком изложении»: официальное признание?» (2007) Ученый-методист отметил вопросы, «никак не затрагивающие эмоциональную сторону восприятия», ответы на которые «не обнаруживают уровень литературного развития выпускника», тогда как «экзамен по литературе должен соответствовать целям образования и литературного развития школьников…» [51, c.40]. Однако не только новая форма аттестации выпускников школ в виде ЕГЭ по литературе оказывала пагубное влияние на дальнейшее формирование методической системы творческих заданий и упражнений по данному предмету. По-прежнему сохранялся бессистемный характер реализации творческих заданий и упражнений по литературе в школьной практике: «Но хотя методика преподавания гуманитарных предметов и добилась определенных успехов в решении проблемы творчества учащихся, реализация творческих заданий в школьной практике вызывает затруднения, связанные с тем, что использование отдельных заданий вне определенной системы малоэффективно. Со всей очевидностью выявилась необходимость комплексного, системного подхода к решению проблемы» (Ю.А. Филонова) [55, c.22]. Применение в современной методической науке такого подхода стало понемногу способствовать качественным и количественным изменениям в системе творческих заданий и упражнений по литературе, направленных на формирование структурных составляющих методической системы литературного развития школьников: 1. творческие задания и упражнения по литературе, направленные на формирование структурных составляющих процесса литературного развития школьников: - система усложняющихся заданий по развитию воображения школьников (И.И. Санникова, Л.А. Мосунова и др.); - система заданий, стимулирующих и выявляющих уровень развития читательской самостоятельности школьников (О.А. Иншакова др.); - система заданий по развитию речи школьников (М.А. Мирзоян, С.А. Никифорова и др.) и др. 2. творческие задания и упражнения по литературе, направленные на формирование структурных составляющих условий для процесса литературного развития школьников: - система самостоятельных заданий с учетом специфики типов анализа (И.А. Подругина и др.) и др. При этом заслуживает внимания разработанная Ю.А. Филоновой система заданий для развития творческих качеств школьников в диссертационном исследовании «Возможности использования опыта русских педагогов-словесников второй половины XIX века для развития творческих качеств современных школьников» (2003) [55, c.35]: - задания, развивающие воссоздающее и творческое воображение; - задания, способствующие развитию наблюдательности; - задания, развивающие ассоциативное мышление; - задания, формирующие чувство художественного слова; - задания, развивающие эмоциональную отзывчивость (эмпатию). Как мы видим, представленная автором система заданий для развития творческих качеств школьников направлена на формирование не одной, а целой совокупности структурных составляющих процесса литературного развития школьников. Теперь рассмотрим учебники по литературе за 10-11 классы, чтобы показать какие творческие задания предлагают авторы учебников для развития творческих способностей учащихся. В учебнике по литературе за 10 класс, Лебедев Ю.В. предлагает следующие творческие задания на базовых и профильных уровнях [33, 34 c. 365]: 1. подготовка доклада (сообщения или реферата)[33, 34 c. 12, 14, 30]: · при изучении раздела о русской литературе первой четверти XIX века в преддверии А.С. Пушкина на базовом уровне: «Подготовьте сообщение о романтической «школе гармонической точности» с приведением собственных примеров из произведений русских поэтов первой половины XIX века, с которыми вы познакомились в 9 классе»; · при изучении раздела о Пушкине А.С., например, «Подготовьте доклад «Тема Петра Великого в поэмах Пушкина» или «Подготовьте доклады: «Москва и Петербург в жизни Пушкина», «Дуэль и смерть Пушкина»; · при изучении раздела о Лермонтове М.Ю.: «Подготовьте сообщение на тему «Герой нашего времени» как социально-психологический роман»; · при изучении раздела о становлении и развитии реализма в русской литературе 1830-1850-х годов на профильном уровне: «Подготовьте сообщение на тему «Процесс становления русского реализма» с привлечением соответствующих материалов учебника и литературы, рекомендованной учителем»; · при изучении раздела об Островском А.Н. на профильном уровне: «Подготовьте сообщение на тему: «Что сближает и отличает Ларису в «Бесприданнице» от Катерины Кабановой». Аргументируйте основные положения своего рассказа конкретным анализом эпизодов из «Грозы» и «Бесприданницы» или «Используя разделы учебника («Художественный мир драматурга», «Пьесы жизни») и привлекая собственные наблюдения над прочитанными вами произведениями писателя, подготовьте сообщение на тему «О национальном своеобразии драматургии Островского»; · при изучении раздела о Тургеневе И.С. на базовом уровне: «Вспомните уже изученные вами ранее и прочитанные летом произведения Тургенева. Опираясь на текст учебника и привлекая собственные наблюдения, продумайте сообщения в классе на следующие темы: «Преходящее и вечное в художественном мироощущении Тургенева»; «Общественные взгляды Тургенева»; «Детские, юношеские и молодые годы Тургенева» или «Подготовьте сообщение о своеобразии «Записок охотника» и их роли в общественном движении и в истории русской литературы второй половины ХIХ века»; · при изучении творчества Фета А.А. на базовом уровне: «Подготовьте сообщение о взглядах Фета на роль поэта и поэзии на основе анализа стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую»; по творчеству Некрасова на базовом и профильном уровне: · при изучении раздела о творчестве Н.А. Некрасова на базовом уровне: «На материале уже знакомых вам произведений Некрасова, используя учебник, подготовьте сообщение «О народных истоках мироощущения Некрасова»; 2. написание сочинений на заданную тему [33, c. 12, 22]: · при изучении раздела о Пушкине А.С.: «Напишите сочинение-миниатюру «Мой диалог с Мариной Цветаевой в оценке Пугачева и Гринева в повести Пушкина «Капитанская дочка». · при изучении раздела о Лермонтове М.Ю.: на базовом уровне «Напишите сочинение-миниатюру на тему «Религиозные мотивы в лирике Лермонтова»; на профильном уровне: «Напишите сочинение-миниатюру «Стихотворение «Пророк» у Пушкина и Лермонтова». Покажите различие во взгляде поэтов на судьбу творческой личности»; 3. составить план/тезисы к рассказу [34, c. 56, 70 ]: · при изучении Н.А. Некрасова на профильном уровне предлагается такое задание: «Составьте план рассказа о причинах успеха поэтического сборника Некрасова 1856 года, обратив особое внимание на новые пути, к которым выводил Некрасов русскую поэзию»; · при изучении творчества Чернышевского Н.Г.: «Подтвердите общие положения о жанровом своеобразии романа «Что делать?», изложенные в учебнике, собственными примерами из текста произведения».
Учебник за 11 класс в 2-х частях под редакцией В.П. Журавлева (базовый уровень) предлагает следующие виды творческих работ: 1. сравнение произведений: · в разделе, который изучает творчество Ф.Кафки: «Сравните зачин «Превращения» Кафки с зачином «Носа» Н.В. Гоголя, с рассказом А.П. Чехова «Человек в футляре», со стихотворением Н. Олейникова «Таракан». Каковы сходство и различия в использовании писателям фантастического элемента?»[35, c. 35]; · при изучении творчества А.И. Куприна предлагается сравните повести «Поединок» и «Юнкера» и выяснить отношение А. Куприна к русской армии и ее традициям.[35, c. 93]; · при изучении творчества И.А. Бунина авторы предлагают сравнить разные произведения, посвященных описанию красного террора в Крыму: «Солнце мертвых» и рассказ Вересаева «В тупике»[35, c. 112]; · при изучении творчества Тэффи предлагают сравнить рассказ Тэффи «Явдоха» и рассказ Чехова «Тоска» и определить преемственность чеховской традиции в произведениях Тэффи. [35, c.130] 2. найти лейтмотивы, ассоциации: · при изучении поэзии Т.- С. Элиота: «Люди 14 года» предлагается следующее творческое задние: «Проследите движение лейтмотивов в тексте Элиота. Установите мифологические (библейские, античные) ассоциации. Какую роль они играют в формировании литературного мифа? [35, c. 23]; · в параграфе о творчестве М. Горького представлено следующее задание: «проследите роль лейтмотивов в драме «На дне» [35, c. 204] 3. написание сочинений: · при изучении творчества И.А. Бунина авторы предлагают следующие темы сочинений: «Тема обреченности мира в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» или «Любовь как духовное возрождение в рассказах И.А. Бунина (цикл «Темные аллеи)»[35, c. 77]; · в параграфе о творчестве М. Горького тема сочинения — «Традиции А.П. Чехова и самобытность драмы М. Горького «На дне» или «Новаторство автобиографических повестей М.Горького» [35, c. 204, 205]; · в разделе о творчестве М. Булгакова предлагаются следующие темы для сочинений: «Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита», «Как соотносится в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» милосердие, всепрощение и справедливость?», «Проблема одиночества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»» [36, c. 62] 4. подготовка реферата: · в разделе при изучении творчества И.С. Шмелева предлагается следующая тема для реферата: «Национально историческая проблематика произведений Шмелева»[35, c.112]; · при изучении творчества И.А. Бунина авторы предлагают тему реферата: «Традиции русской классики в творчестве И.А. Бунина»[35, c. 77]; · в параграфе о творчестве А. Блока — «Блок и символизм» [35, c. 237]; · в разделе о творчестве Н.Клюева можно увидеть такую тему для реферата «Образ Сергея Есенина в поэзии Николая Клюева» [35, c. 259]; · при изучении раздела о творчестве С. Есенина предложена следующая тема для реферата ««Анна Снегина» и «Евгений Онегин»» [35, c. 298]; 5. подготовка докладов, сообщений: · в параграфе о творчестве М. Горького представлено следующие темы докладов: «Традиции русской литературы в раннем творчестве М. Горького», «Гуманистическая позиция романтического героя в ранних рассказах М. Горького», «Особенности драматургии М. Горького»[35, c. 205]; · при изучении творчества А. Платонова предлагается подготовить сообщение на тему «Знаки покинутого детства» «в рассказах Платонова «Фро», «Возвращение», «Семен» — почему герои-дети в рассказах Платонова 1930-1940-х гг. часто исправляют эгоизм, самолюбие, слепоту взрослых?» [36, c. 32]; · в разделе, изучающем творчество О.Э. Мандельштама, предлагается сделать сообщения: «Выбор Мандельштамом поэтической позиции в книге «Камень»», «Диалог поэта с эпохой», «Особенности поэтики Мандельштама» [36, c. 96]; · при изучении темы творчества М. Пришвина предлагаются различные темы для сообщений и рефератов, например, «Проблема человека и природы в творчестве М. Пришвина», «Художественное своеобразие произведений М. Пришвина», «Традиции М.Пришвина в современной прозе»[36, с. 131] 6. составление проекта: · при изучении творчества И.А. Бунина авторы предлагают следующие темы проектов: «Россия, которую мы потеряли» в произведениях И.А. Бунина» (индивидуальное исследование) или «Формы повествования и образы повествователя в произведениях И.А. Бунина» (коллективное исследование)[35, c. 77]; · при изучении творчества И.А. Бунина авторы предлагают такие темы проектов: «Картины бесстрашной и роскошной природы, на фоне которой гибнет все живое. Какую роль в эпопее «Солнце мертвых» играет прием контраста?» (индивидуальное исследование) или «Солнце мертвых» — художественная предтеча темы террора, нашедшая отражение в русской литературе XX в., особенно в произведениях А. Солженицына и В. Шаламова» (коллективное исследование) [35, с. 112]; · в параграфе о творчестве А. Блока — «Блок — наследник гуманистической традиции русской поэзии (Пушкин, Лермонтов, Некрасов» (коллективное исследование) [35, c. 237]; · в разделе о творчестве М. Булгакова предлагается такая тема для проекта «Проблема шариковщины в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита и ее современное звучание» (коллективное исследование) [36, c. 62]; · в разделе, который изучает литературу периода Великой Отечественной войны, нужно подготовить и провести литературно-музыкальный вечер на тему «У войны не женское лицо» (по поэтическим произведениям Ольги Берггольц и Юлии Друниной) [36, c.281]; 7. привести примеры стихотворений, художественных произведений: · в разделе «Особенности поэзии начала XX века» нужно привести стихотворные цитаты, иллюстрирующие разные течения модернизма, а также назвать черты отличия модернизма от реализма на примере конкретных художественных произведений [35, c. 147] · при изучении учениками творчества В. Маяковского нужно показать на приме стихов и поэм самого Маяковского особенности его поэтики (рифмы, ассоциативные сближения далеких понятий, гиперболические и гротескные образы, тонический стих) или как «работает» слово в стихе на примере творчества поэта [35, c. 336]; · при изучении творчества А. Твардовского нужно проиллюстрировать примерами, отрывками из «Книги про бойца» слова автора: ««Теркин» был… моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю»[36, с. 248] 8. работа с образами в стихотворениях: · в разделе о поэзии К.Бальмонта представлены следующие задания: нужно выделить и раскрыть значение противоположных образов: «жизнь—смерть, свет—тьма, золотой путь—бездорожье», также выбрать из сборника» Будем как солнце» ряд образов огня, солнца и объяснить их смысл; [35, c. 184]; · в параграфе о творчестве М. Горького представлено следующее задание: нужно найти и объяснить антиномичные образы-символы в рассказе «Старуха Изергиль» [35, c. 204]; · в разделе о творчестве Н.Клюева можно увидеть творческие задания на работу с символами и образами, например, «В поэтике Н. Клюева множество символов из художественного мира русского фольклора, в том числе наиболее любимые им образы — птицы Сирин, Алконост» нужно найти в стихотворениях и поэмах эти образы, попробовать расшифровать их символику [35, c. 238]; 9. анализ нелитературных видов искусства: · при изучении творчества Э.-М. Ремарка предлагают найти в тексте статьи тот фрагмент из романа Ремарка, в котором описывается курение сигарет. Также предлагают вопросы: «Какую русскую песню о солдатах Великой Отечественной войны напоминают вам эти слова? Почему сигареты становятся символом жизни и фронтового братства?»[35, c. 30] · при изучении творчества В. Маяковского нужно рассмотреть его как художника-оформителя (привести примеры, проанализировать вербальный текст и графические образы) [35, c. 336]; · в разделе, изучающем творчество М. Цветаевой, предлагается такое творческое задание: «Охарактеризуйте роль музыкального начала в стихе М. Цветаевой» [36, c. 78]; 10. написание эссе: · в разделе, изучающем творчество О.Э. Мандельштама, предлагается написать эссе, в котором было выражено понимание (восприятие) ученика лирики О. Мандельштама [36, c. 95]; · при изучении поэзии А. Ахматовой предлагается написать эссе, в котором выражалось бы представление ученика о творчестве А. Ахматовой [36, с.174]; 11. написание рецензий, отзывов: · в разделе, изучающем творчество О.Э. Мандельштама, предлагается написать рецензию на книгу стихов «Камень» [36, c. 95]; · в разделе, который изучает литературу периода Великой Отечественной войны, можно увидеть следующее задание: нужно подготовить развернутый устный отзыв на один из современных фильмов о Великой отечественной войне, который бы правдиво передал боль утрат и радость победы народа [36, c. 280].
Учебник по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана за 10 класс в 2-х частях предлагает следующие виды творческих работ на базовом и профильном уровнях: 1. составить рассказ [37, c.31]: · в разделе «Романтизм и реализм в зарубежной литературе» — «Одна из эпох развитий искусства, отразив в нем общекультурный контекст (история, наука, философия, искусство»; 2. подготовить сообщения[37, c. 31, 149]: · в разделе «Романтизм и реализм в зарубежной литературе» — «О возникновении и развитии романтизма как направления в искусстве одной из стран»; · в разделе «Русская литература второй половины XIX века» предлагается подготовить сообщение на тему «Образ народа в русском искусстве» 3. работа с аудио и видео файлами[38, c. 234, 327]: · в разделе об изучении творчества П. Мериме предлагаются следующие виды работ: «прослушать хабанеру, сегидилью и сцену гадания Кармен в исполнении Надежды Обуховой, Кончиты Супервиа или Марии Каллас и подумайте, какие чувства в слушателе хотят вызвать композитор и певица, чем различаются образы Кармен в опере и новелле»; «посмотрите балет на музыку Ж. Бизе и Р. Щедрина «Кармен-сюита». Как преобразовалась Кармен в XX веке?»; · в разделе о творчестве А.П. Чехова предлагается сравнить фильмы «Дама с собачкой» И. Хейфица и «Очи черные» Н. Михалкова, а также ответить на вопрос: «Какой из них вам больше нравится и почему?» · в разделе о творчестве А.С. Пушкина — «Послушайте романс Алябьева и Шереметьева на текст стихотворения Пушкина «Я вас любил…» и подумайте, какая музыка более близка строю чувств поэта»; [37, c. 31] · в разделе об изучении творчества А.А. Фета предлагается подобрать музыку, которая могла бы сопровождать чтение стихотворения; [37, c.176] 4. составление плана: · при изучении творчества А.С. Пушкина предлагают составить цитатный план трагедии, выделяя реплику, открывающую основной смысл каждой сцены; [37, c. 32] · в разделе об изучении творчества М.Ю. Лермонтова предлагают прочитать цитатный план поэмы «Демон» и составьте собственный, дав названия не только главам, но и двум частям; [37, c.157] · в разделе о творчестве Ф.М. Достоевского предлагается составить событийный план по дням; [38, c. 184] · в разделе о творчестве Л.Н. Толстого предлагается авторами составить сценарный план прочитанного произведения и оцените экранизацию или спектакль по данному тексту.[37, c. 248] 5. выразительное чтение: · в разделе о творчестве А.С. Пушкина — «прочитайте вслух один из монологов трагедии и объясните смену интонаций»[37, c. 32] 6. написание рецензий: · при изучении раздела о творчестве А.С. Пушкина предлагают написать рецензию на современный спектакль или фильм по трагедии Пушкина.[ 37, c. 31] · в разделе о творчестве Л.Н. Толстого предлагается авторами данного учебника написать рецензию на спектакль или экранизацию пьесы Толстого «Живой труп»; [37, c.249] 7. написание стихотворений, афоризмов: · в разделе об изучении творчества М.Ю. Лермонтова — «попробуйте написать эпиграмму на человека, который вас раздражает или смешит» [37, c.158 ]; · в разделе «А.К. Толстой» предлагается придумать афоризмы по аналогии с «прутковскими»; [37, c. 321] · в разделе о творчестве А. Рембо, при изучении его стихотворения «Мои скитания», с помощью подстрочного перевода сделать свой перевод стихотворения[38, c.231] 8. написание эссе, сочинений: · в разделе об изучении творчества М.Ю. Лермонтова нужно сравнить стихотворение Лермонтова «Благодарность» с «Молитвой Франсуа Вийона» Б.Окуджавы и написать эссе «Две молитвы»[37, c.158] · в разделе «Русская литература второй половины XIX века» нужно написать сочинение по теме «Какой я представляю себе судьбу героя 50-60-х годов XIX века?»[37, c. 150] 9. написание киносценария, ремарок: · в разделе об изучении творчества М.Ю. Лермонтова предлагают написать киносценарий «Бой при Валерике»[37, c. 158] · в разделе о творчестве Ф.М. Достоевского нужно написать ремарки к диалогу Раскольникова и Алены Ивановны и прочитать этот диалог в лицах, а также ответить на вопрос: «чем различаются интонации героев?»; [38, c.184] 10. присутствует еще такой вид работ с иллюстрациями: · в разделе о творчестве Ф.И. Тютчева авторы предлагают нарисовать словесную иллюстрацию к каждому стихотворению; · в разделе о творчестве Н.А. Некрасова предлагается подобрать иллюстративный материал к стихотворениям Некрасова середины 40-х годов; [37, c.134] · в разделе о творчестве Ф.М. Достоевского требуется нарисовать потрет героя, который вам нравится, в момент наиболее высокого душевного движения; [38, c. 185] 11. дописать словесный портрет: · в разделе о творчестве М.Е. Салтыкова (Щедрина) при изучении «Истории одного города» требуется дополнить портрет С.К. Двоекурова, вставив недостающие слова в те выражения, которые смог разобрать издатель в «Летописи», а также ответить на вопрос: «согласны ли вы с тем, как издатель сам дополнил портрет Двоекурова?»[47, c.214]
Учебник по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана за 11 класс предлагает такие виды творческих заданий: 1. написание стихотворения: · при изучении творчества Н. Гумилева предлагается написать стихотворение-стилизацию в духе раннего Н. Гумилева [39, c. 42]; 2. написание сочинений, эссе, очерков: · в разделе, который изучает творчество В. Хлебникова, нужно написать сочинение-эссе на тему: «Нарушает или гармонизирует законы словотворчества В. Хлебников в своих произведениях?» [39, c. 63]; · при изучении раздела о социалистическом реализме (30-е гг.) предлагается написать эссе на тему «Какой путь — революционный или эволюционный — я бы выбрал для России?» [39, c. 85]; · в разделе, который изучает творчество А. Блока, предлагаются такие темы для написания сочинений: «Все музыка и свет» (Блок и искусство его времени: Врубель, Сомов, Рахманинов, Скрябин), также тема для очерка «Чему „улыбнется презрительно Блок“ в нашем времени?» [39, с. 124]; · при изучении творчества И. Бунина предлагается сочинение на тему ««Вечные темы» в творчестве Бунина» [39, с. 145]; · в разделе о творчестве А.И. Куприна предлагается такое сочинение: «Трагедия и счастье любви в произведениях русской литературы» [39, с. 159]; · при изучении творчества М. Шолохова, предлагается написать сочинение «Письма Григория Мелехова» [39, с. 187]; · при изучении раздела «Время и вечность» предлагается написать эссе «Моя встреча с „Сикстинской мадонной“ на исходе XX в.» или «С последним ударом колокола еще тише тишина» [39, с. 236]; · в разделе, который изучает творчество Е. Н. Замятина предлагается написать сочинение-рассуждение на тему: «Почему все утопические теории обречены?» или «Чем актуален сегодня роман Е. Н. Замятина „Мы“?» [39, с.379]; 3. заочная экскурсия: · в разделе, который изучает творчество А. Блока, предлагается провести заочную экскурсию на тему «Дыша духами и туманами» (экскурсия по Петербургу Блока)[39, с. 168]; · в разделе, который изучает творчество М. Цветаевой, предлагается составить экскурсию «Москва Цветаевой» [40, с. 79]; 4. выразительное чтение стихотворений: · при изучении творчества И. Бунина нужно выразительно прочитать стихотворения И. А. Бунина (на выбор) [39, с. 145]; 5. составление рецензий, композиций-диалогов: · при изучении творчества И. Бунина предлагается написать рецензию на один из прочитанных рассказов [39, с. 146]; · раздел, который изучает творчество В. Маяковского, предлагается составить композиции-диалоги: «Маяковский — Цветаева», «Маяковский — Пастернак» [39, с. 330]; · при изучении творчества И. Э. Мандельштама нужно составить композиция-диалог «Мандельштам — Ахматова», «Мандельштам — Цветаева» [40, с. 101]; · при изучении творчества В. Некрасова предлагается написать рецензию на экранизацию романа — фильм А. Иванова «Солдаты» (1957) [40, с.117]; · в разделе, изучающем творчество А. Платонова, нужно написать рецензию на один из фильмов по сюжету Платонова [40, с. 27]; · при изучении творчества Ф. Абрамова предлагается написать рецензию на спектакль по произведениям Ф. Абрамова [40, с. 129]; 6. написание рассказов, очерков, новелл: · в разделе, который изучает творчество М. Горького, предлагается написать рассказ «История жизни одного из героев пьесы „На дне“»[39, с. 186]; · раздел, который изучает творчество С. Есенина, нужно написать очерк на тему «Есенинская Русь» [39, с. 270]; · раздел, который изучает творчество А. Ахматовой, нужно написать новеллу по одному из стихотворений А. Ахматовой [40, с.170]; · раздел, который изучает творчество А. Ахматовой, предлагает написать литературно-краеведческий очерк «Ахматовские места» [40, с. 170]; 7. написание статьи: · в разделе, который изучает творчество М. Горького, предлагается написать статью на тему «Горький и Достоевский» [39, с. 186]; 8. составление сценария: · в разделе, который изучает творчество М. Булгакова предлагается написать сценарий кино- или театральной постановки одной из сцен романа «Мастер и Маргарита» [40, с. 69]; · в разделе о творчестве Б. Акунина предлагается придумать сюжет для детектива в стиле Б. Акунина [40, с. 245].
В учебнике за 10 класс под редакцией Т.Ф. Курдюмовой выделяются следующие темы творческих работ: 1. подготовка докладов, рефератов: · в разделе, который изучает творчество А.С. Пушкина, предлагаются следующие темы: «Вольнолюбивые и патриотические мотивы в лирике А.С. Пушкина», «Петербург в изображении А.С. Пушкина» [41, c. 61] · в разделе, который изучает творчество М.Ю. Лермонтова, предлагаются следующие темы: «Поиск гармонии и мотивы разочарования в поэзии М.Ю. Лермонтова» или «тема Кавказа в творчестве М.Ю. лермонтова»; [41, c. 84] 2. написание сочинений: · в разделе, который изучает творчество А.С. Пушкина, предлагаются следующие темы: «Лирический герой романтической поэзии А.С. Пушкина» или «Гуманистические чувства в лирике А.С. Пушкина»[41, c. 61] · в разделе, который изучает творчество М.Ю. Лермонтова, предлагаются следующие темы: «Роль символа в лирике М.Ю. Лермонтова», «Поэт и толпа в творчестве М.Ю. Лермонтова»[41, c. 83] 3. написание очерка-рассуждения: в разделе «Русская литература первой половины XIX века предлагается следующая тема: «Искусство всегда отражает жизнь» [41, c. 100] 4. работа со стихотворением: в разделе, который изучает творчество А. К. Толстого, предлагается написать «краткое исследование стихотворения «Средь шумного бала, случайно…», избрав любой жанр (очерк, эссе, запись в дневнике, критическая статья и др.)» [41, c. 238]
В учебнике за 11 класс под редакцией Т.Ф. Курдюмовой мы можем наблюдать следующие творческие работы: 1. устные выступления: · в разделе «Русская литература 90-х годов XIX — начала XX века предлагается несколько тем устных выступлений: «События эпохи и их отражение в искусстве», «Многообразие течений в модернистической литературе», «Серебряный век русской поэзии»[42, c. 43]; · в параграфе о творчестве М. Горького можно увидеть такие темы устных выступлений: «Романтизм и реализм в раннем творчестве М.Горького», «В мире афоризмов пьесы «На дне»», «Роль публицистики в творчестве М. Горького в разные периоды его творчества» [42, с. 69]; · в разделе, который изучает творчество А. И. Куприна, предлагаются такие темы: «А. И. Куприн как мастер динамического сюжета», «Тема детства и юности в прозе А. И. Куприна», «Нравственный кодекс героев А. И. Куприна» [42, c. 106]; 2. письменные работы: · в параграфе о творчестве М. Горького можно увидеть такие темы: «Романтические герои ранних произведений М. Горького», «Система взглядов Данко и Ларры в их противопоставлении», «Женские судьбы в пьесе М. Горького «На дне»», «Образ героя в литературном портрете (на примере творчества М. Горького» [42, c. 69]; · в разделе о творчестве И. А. Бунина можно увидеть такие темы: ««Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет» (А. Блок) (по лирике И. А. Бунина)», «Философская лирика И. А. Бунина, «Смысл названия и проблематика рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание»» [42, c. 88]; · в параграфе о творчестве И. А. Бродского можно найти следующие темы: «Поэтический мир И. А. Бродского», «Тема России в поэзии И. А. Бродского» [43, c. 239]; 3. приведение примеров из художественных текстов: · в разделе о творчестве И. А. Бунина можно увидеть следующее задание: «Приведите примеры художественной детали в произведениях И. А. Бунина и определите ее функцию. Покажите отличие бунинской детали от детали в произведениях Н. В. Гоголя и А. П. Чехова» [42, c. 88]; 4. объяснение образов: · в разделе, изучающем творчество А. Блока, предлагается найти образы-символы, встретившиеся в стихотворениях А. А. Блока и назвать их, а также попробовать объяснить значение образов. В другом задании нужно дать интерепретацию образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» [42, c. 124]; 5. высказывание собственной оценки: · в разделе «Литература 20-х — 30-х годов XX века» нужно оценить роль Первого Всесоюзного съезда советских писателей в судьбе русской литературы [42, c. 202]; · в параграфе, который изучает творчество А. Ахматовой, нужно прокомментировать и оценить высказывание русского философа: «Ахматовская поэзия совмещает в себе три элемента, — отмечал С. Л. Франк, — классическую строгость, лирическую насыщенность и конкретную точность», а также привести примеры из стихотворений [42, c. 225]; · при изучении творчества О.Э. Мандельштама, нужно оценить драматизм характеристики эпохи в формулировке «век-волкодав» [42, c. 257]; · в параграфе, в котором изображено творчество М. А. Булгакова, нужно дать оценку всему творчеству М. А. Булгакова [42, c. 293]; · в разделе, который изучает творчество В. В. Набокова, предлагается дать анализ одного из небольших произведений писателя: «Гроза», «Сказка», или другого по выбору [43, c. 49]; 6. подготовка обзора инсценировок: · в параграфе, в котором изображено творчество М. А. Булгакова, нужно подготовить обзор инсценировок классических произведений, созданных М. А. Булгаковым [42, c. 292]; 7. написание сочинений: · в параграфе, который показывает творчество А. П. Платонова, представлены следующие темы: ««Сокровенный человек». Поиски смысла жизни героями А. П. Платонова», «Судьбы крестьянства в произведениях А. П. Платонова», «Война и мир в судьбе героев А. П. Платонова (по рассказам «Афродита» и «Возвращение»)» [42, c. 322]; 8. написание докладов и рефератов: · в параграфе, который показывает творчество А. П. Платонова, представлены следующие темы: «Фольклорные образы и мотивы в прозе А. П. Платонова», «Тема свободы в «восточных» произведениях А. П. Платонова «Джан» и «Такыр»» [42, c. 322]; 9. написание очерка, эссе: · в разделе о творчестве М. А. Шолохова нужно создать краткий очерк истории казачьей семьи по материалам романа «Тихий Дон» [42, c. 348]; · в разделе, который изучает творчество В. В. Набокова, предлагается создать эссе на тему «Творчество и его роль в жизни человека»[43, c. 49]; · в разделе о литературе периода Великой Отечественной войны предлагается создать очерк лирики военных лет [42, c. 99]; 10. составление плана: · в разделе, который изучает творчество В. В. Набокова, предлагается создать план краткого рассказа о сюжете романа «Дар» [43, c. 48]; · в разделе о литературе периода Великой Отечественной войны предлагается создать план рассказа о советской литературе как об активной участнице событий героических лет Отечественной войны 1941 — 1945 годов [43, c. 99].
Выводы Очевидно осознание необходимости противостояния бессистемному подходу к применению творческих заданий и упражнений по литературе в школьной практике, а также массовому внедрению заданий, ориентированных на тестовую форму проверки знаний учащихся как главным угрозам формированию структурных составляющих процесса литературного развития школьников и условий для его протекания. Последствия последней «угрозы» разделяют и другие деятели в области искусств и гуманитарного знания: «Ученые и учителя давно и настойчиво свидетельствуют о невозможности, по крайней мере, непродуктивности тестовой проверки знаний по дисциплинам, предполагающим творческое начало, - литературе, философии, музыке и т.д.» [3, с. 100]. Проведя анализ учебников по литературе для 10 и 11 классов на предмет наличия творческих заданий, мы выяснили, что все они очень разные, интересные, имеют место быть и методические находки. В каждом учебнике представлен свой подход к творческим заданиям, где-то было выделены сами творческие задания в отдельную рубрику, например, учебник под редакцией В. Г. Маранцмана, а где-то задания такого плана располагались вместе с другими заданиями, например, учебник под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. Но таких творческих заданий оказалось мало, по сравнению с обычными заданиями. Составителям учебников следует разнообразить творческую работу учеников различными заданиями, направленными на развитие творческих способностей учащихся.
3.2. Программа элективного курса для 10-11 классов «Взгляд на литературу сквозь кино» Цели элективного курса: просветительская, развитие у учащихся представлений о художественной специфике литературы как искусства слова, стимулирование познавательных интересов школьников, их эстетическое развитие. Задачи элективного курса: · формировать потребность в чтении литературных произведений, развивать читательскую культуру; · совершенствовать эстетическое восприятие литературных произведений; · сопоставление фильмов-экранизаций и литературных первоисточников (соответствие замысла режиссера замыслу автора в раскрытии на экране тематики и проблематики, образов и характеров персонажей, жанровой структуры и особенностей поэтики произведения); · расширение понимания школьниками особенностей творческой манеры того или иного писателя, а также времени, событий, поступков и характеров героев экранизируемых литературных произведений; · развивать литературно-творческие способности, образное мышление и воображение, эмоционально-оценочную деятельность учащихся.
Элективный курс «Взгляд на литературу сквозь кино» предназначен для учащихся 10-11 классов и посвящен анализу кинематографических интерпретаций художественных произведений, входящих в школьную программу по литературе (10-11 кл.). Элективный курс предусматривает 24 часа и включает в себя два этапа: I этап - проведение в течение I и II триместров занятий лекционно-семинарского характера; II этап - проведение открытого образовательного события - постановка к концу учебного года (май, III триместр) фильма-экранизации, спектакля. Каждый участник проекта (основная творческая группа) может попробовать себя в роли сценариста, режиссера, оператора, художника, монтажера, звукооператора, рецензента и т.д. По итогам предполагается проведение конкурса на лучшую экранизацию.
План занятий и содержание программы элективного курса
Тема 1. Конспект урока на тему: «Экранизация как интерпретация литературного текста» Цель: обобщить представления учащихся о взаимосвязи кино и литературы Задачи: показать кинематограф как вид искусства; формировать целостную картину мира средствами разных видов искусства; воспитывать эмоциональную отзывчивость к различным видам искусства. Ход урока I. Организационный момент -Запишем тему урока. II. Знакомство с новым курсом Итак, сегодня мы познакомимся с таким видом искусства как кинематограф. Посмотрим как литература взаимодействует с кино. III. Лекция учителя XX век благодаря бурному развитию науки и техники стал временем создания и развития новых синтетических видов искусства. Современную жизнь уже невозможно представить себе без кинематографа, который оказывает огромное влияние на умы и души современного человека, являясь, возможно, одним из определяющих факторов формирования его мировоззрения, эмоционального и интеллектуального развития. Появились кино, телевидение, компьютерная графика. Особое значение при этом обретает проблема художественного взаимодействия между литературой и другими видами искусств. Одно из ярчайших и важнейших явлений такого рода - взаимодействие литературы и кино в процессе экранизации литературных произведений. Удачные экранизации стимулируют обращение зрителя к исходному литературному тексту. Существует много проблем с экранизацией произведений. Например, проблема эстетических границ, но особую актуальность она обрела в наши дни. Сейчас происходит неизбежное искажение литературного произведения в процессе его экранизации из-за того, что кино «говорит» на другом языке, отличном от языка литературы. Использование типичных для культуры постмодерна игровых технологий все дальше уводит фильм, представляющий собой экранизацию литературного произведения, от его классического литературного источника. —Почему кино и литература не только живут рядом, но и даже иногда нуждаются одна другой? (ответы детей). На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам взглянуть на произведение под другим углом. Не всегда можно предать словами то, что хочет сказать нам собеседник, какие картины рисует он нашему воображению. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к кинематографу. —Как вы думаете что синтезировало в себе киноискусство? (ответы детей) Синтезируя их средства выразительности, киноискусство объединило их не механически, а диалектически, используя молодую технику века, создало свой особый художественный язык. Оптика, механика, химия, светотехника слились вместе для того, чтобы объединить литературу, театр, живопись, музыку на пленке. —Какая техника способствовала появлению искусства? (ответы детей) Привлечение техники на службу искусству не было принципиально новым, новым было то, что техника вторглась в сам процесс создания произведения искусства. Техника книгопечатания ничего не меняла в природе «Илиады» или «Слова о полку Игореве». Они были и остаются бессмертными памятниками литературы, переписанные рукой или отпечатанные в типографии. В произведениях Толстого или Чехова ничего не изменялось от того, набирались ли они вручную или на компьютере. Изменения в конструкции камеры, появление различных объективов, изобретение синхронной съемки, увеличение подвижности камеры оказали прямое воздействие на создание поэтики киноискусства. Возникло искусство нового рода и качества. Все его элементы с самого начала жаждали развития. Изображение требовало цвета и объема, актер - слова, аккомпанемент – музыки, безмолвие – звука. Процесс взаимодействия искусства и техники начался буквально с возникновения кино. Кино пришло к литературе вслед за другими искусствами. Литературе по самой своей природе было уготовлено стать первоосновой многих произведений и театра, и живописи, и музыки. Мир литературы настолько конкретен, герои ее настолько живы, что в сознании человечества, в душе каждого они существуют как «знакомые незнакомцы», и чем выше художественная сила, заложенная в них, тем конкретнее и ближе восприятие их различными поколениями, тем шире диапазон их трактовок. Мир знает великое множество трактовок Гамлета, Дон-Кихота, Отелло, Фауста. Свобода, подвижность и глубина литературного образа определяют его роль в духовном развитии человечества и тем самым в становлении и совершенствовании смежных искусств. —Почему именно литература, более чем другие искусства, способна порождать в иной системе выразительных средств новое произведение, воплощающее образы и идею первоисточника? (ответы детей) Литература создает прообраз жизни, раскрывая духовный мир человека. Литература шире, обстоятельнее, чем другие искусства, отображает действительность, показывает мир в развитии, заключая в рамки романа многообразный материал, который в каждом уме живет собственной жизнью. Именно поэтому киноискусство и обратилось к литературе. Вне литературы кинематограф так и остался бы техническим чудом, средством информации, популяризации знаний, средством репродуцирования зрелищ. Литература дала кино ту необходимую жизненную силу, которая стала его основой. —Где кинематограф мог приобрести эти темы, сюжеты? —Где найти создателей сотен фабул, легенд и сказок? —Кто мог сочинить образы героев для будущих звезд экрана? Естественно взгляд первых деятелей кино устремился к литературе. В ней они искали содержание. Важно обратить внимание на синхронность тем, проблем, образов, конфликтов в литературе и кино, чтобы найти между ними неразрывную взаимосвязь. В киноискусстве как бы удовлетворена потребность читателя увидеть образы литературного мира воплощенными в конкретно чувственных формах. В фильме осуществлена иллюзия реальности, освобожденная от условности театра. —Так что же такое экранизация? Энциклопедический словарь формулирует ответ довольно ясно: «интерпретация средствами кинопроизведений другого вида искусства (прозы, драматургии, поэзии, песен, оперных и балетных либретто» [Большой энциклопедический словарь 1997: 358]. То есть, главное в экранизации - передать заложенное в первоисточнике, используя киноязык, киносредства (которые существенно отличаются от литературных). И потому естественно, что любую экранизацию мы, зрители, оцениваем в первую очередь по тому, насколько она не дотянула до уровня первоисточника или превзошла его. Исследователи по-разному классифицируют экранизации. Мы возьмем за основу подход Г.А. Поличко, который выделяет три основные группы экранизаций: - прямая экранизация (иногда буквальное переложение). Такая экранизация должна повторять книгу, давая зрителю возможность еще раз, только уже в формате кино, соприкоснуться с источником. Буквальной экранизацией являются многие европейские сериалы, снятые по классике (многочисленные экранизации Толстого, Достоевского и т.д.), в которых скрупулезно, серия за серией, передается книга во всей ее красе, иной раз совершенно буквально, до всех диалогов и закадровых текстов. «Собачье сердце» является, пожалуй, лучшей строгой экранизацией фантастики в советском кинематографе. - по мотивам. Основная задача таких фильмов - показать знакомое произведение в новом ракурсе. Часто подобная форма используется, когда книгу физически нельзя перенести на киноэкран буквально: из-за несоответствия объемов, например, или когда действие в книге замкнуто на внутренние переживания героя, которые трудно показать без преобразования в диалоги и события. Экранизация этого типа не слишком строго соответствует первоисточнику, но передает главное, и добавляет что-то новое. Таких экранизаций подавляющее большинство в современном кинематографе. - общая киноадаптация. При данном подходе целью является не передать как можно точнее книгу, а создать на ее материале новое, самобытное произведение, которое, тем не менее, явно взаимосвязано с первоисточником и дополняет его. Это кино, в котором делается шаг вперед по сравнению с обычными экранизациями. Оно не просто переносит первоисточник на экран, но совершает открытия в сфере кинокультуры и киноязыка. Экранизация произведений классической художественной литературы - одна из относительно новейших форм взаимосвязи разных видов искусств. Хорошая экранизация эстетически обогащает зрителя, уже знакомого с произведением литературы; у зрителя же, которому еще не довелось читать роман или повесть, она вызывает желание обратиться к первоисточнику, чтобы заново пережить и глубже осмыслить увиденное на экране. Экранизация немало дает для понимания творчества писателя в целом, его мирового значения в развитии литературного процесса. На протяжении почти всей истории кино и вплоть до настоящего времени среди искусствоведов и киноведов широко распространённой была точка зрения, что экранизация есть своеобразный «перевод» с языка литературы на язык кино. Эта точка зрения присутствует и среди школьников, которые не видят никакой разницы между чтением и просмотром. Трансформация для экрана литературного оригинала очень сложный творческий акт, и ярким примером такой трансформации может служить фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», снятый в 1979 г. по мотивам романа И.Гончарова «Обломов». Н. Михалков намеренно называет свой кинофильм «Несколько дней…», сразу указывая на фрагментарность киноинтерпретации. Но, тем не менее, режиссеру удалось создать впечатление целостности, и даже «чужие» эпизоды, которых нет в книге, очень органично входят в фильм, проявляя суть гончаровских героев. Но даже некоторые отхождения сценария от оригинала (например, противоположность финалов по тональности – у Гончарова это ранняя смерть героя, у Михалкова – смех, счастливое лицо Обломова) не умаляет художественной ценности фильма и не уменьшают его значимости. —Но является ли кино до сих пор «младшим братом» литературы? Или оно уже давно самостоятельное искусство. Но чем же тогда является экранизация? Следует ли переносить литературу в кино? Многие считают, что каждая экранизация ниже литературного оригинала. Если механически сопоставлять фильм и его первоисточник, то, конечно, многие порой существенные части литературного произведения не воплощаются в фильме. Часто при экранизации утрачиваются отдельные сюжетные линии и образы. Буквальное сопоставление в большинстве случаев будет не в пользу фильма. Но нельзя забывать о том, что роман или повесть, возрождаясь в ином искусстве, приобретают новые художественные качества и краски. Экранизация часто не только не принижает и обескровливает литературную первооснову, но заставляет сверкать новыми гранями, увидеть которые можно более отчётливо в конкретно-чувственном строе фильма, в актерских образах, в пластичных и музыкальных решениях. Но в большинстве случаев фильмы-экранизации, рожденные умными и талантливыми произведениями литературы, все же были выше посредственных фильмов, созданных по оригинальным сценариям. VIII. Итог урока -Что нового вы узнали на уроке? Как связаны между собой понятия «кино» и «литература»? Сделаем вывод о том, что литература активно взаимодействует с другими видами искусства в образовательном процессе, привлекая их для активизации внимания на уроке. Идея диалога искусств, аккумулируя в себе основные проблемы литературного и шире - художественного, культурного образования и воспитания, может стать системообразующей в этом процессе, выявляя личностное начало в искусстве и реципиенте как формирующейся личности и способствуя созданию культурологической гуманитарной модели литературного образования. Изобразительная сторона литературных описаний очень близка природе кинематографа, эта внутренняя связь обоих искусств — основа экранизации. Однако режиссер воспроизводит на экране свое видение литературного произведения, рассказывает о событиях и людях языком кино. Поэтому в процессе экранизации всегда рождается новое произведение, не иллюстрация, а кинематографический эквивалент литературного источника. IX. Домашнее задание Сочинение на тему «Роль кино и литературы в моей жизни».
Тема 2 Конспект 2. Сравнительный анализ «Бесприданницы» А.Н.Островского и «Жестокого романса» Э.Рязанова Цель: сопоставление произведений двух видов искусства (кино и литературы) в рамках культурного диалога художественных мышлений. Задачи: • формировать у учащихся умение сопоставлять произведения двух видов искусства (литературы и кино); • развивать мышление и творческую самостоятельность, давать свою оценку современной интерпретации пьесы в кинофильме; • воспитывать внимательного и вдумчивого читателя.
Оборудование урока: фрагменты кинофильм Э.Рязанова «Жестокий романс», текст пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», афиша к кинофильму и список действующих лиц в пьесе.
Эпиграф к уроку: Искушение не есть зло, но – добро. Оно хороших делает ещё лучше. Это горнило для очищения золота. Иоанн Златоуст
ХОД УРОКА Учитель: Диалог - это всегда столкновение картин мира автора и интерпретатора, поскольку понимание любого художественного произведения обусловлено комплексом факторов социально-психологического и культурно-языкового характера, контекстом бытия реципиента. Феномен художественного текста заключается в принципиальной неисчерпаемости выраженных в нем смыслов и идей: каждое новое прочтение увеличивает пространство понимания. Взгляните на доску. Учитель: В качестве эпиграфа к уроку взяты слова И.Златоуста. Скажите, какое отношение эти слова имеют к произведениям, которые мы будем сегодня анализировать? Ученик: Мотив искушения (ведущий) звучит как в драме, так и в кинофильме.
Учитель: «Искушение – это то сито, через которое просеивают почти всех персонажей два художника. Это главное мерило человечности». «Бесприданница» - вечная история об обманутой любви, несбывшихся надеждах, справедливо названная в кино «жестоким романсом», такова и пьеса А.Н. Островского, написанная в XIX веке, она ничуть не устарела. Начало формы. Конец формы Учитель: Какая проблема в этих двух произведениях является центральной? Ученик: Духовная драма человека искушаемого. Учитель: Нам предстоит разобраться, какую трактовку она получает у данных художников – Рязанова и Островского, совпадает ли наивысший пик звучания этой драмы у обоих авторов. А теперь краткий экскурс в историю экранизации пьесы Рязановым. Сообщение ученика: Поставленный 20 лет тому назад фильм вызвал широкую полемику, причем большей частью рецензии на фильм были отрицательными. Тем не менее, «Жестокий романс» с большим успехом прошел в прокате (в кинотеатрах картину просмотрели 22 миллиона зрителей). Фильм пользовался широкой народной любовью. По опросу журнала «Советский экран» картина названа лучшим фильмом года, Никита Михалков – лучшим актером года, Вадим Алисов – лучшим оператором, Андрей Петров – лучшим композитором. «Жестокий романс» хорошо был встречен за рубежом и получил там одобрение критики. На XV Международном кинофестивале в Дели фильм был удостоен главной награды – «Золотого павлина». Сейчас, спустя 20 лет, можно с уверенностью утверждать, что фильм выдержал испытание временем, по-прежнему являясь одной из любимых картин россиян. Учитель: Почему же так сильно отличаются отзывы критических статей от мнения рядового зрителя? Ученик: Критики исходили из идеальной модели экранизации классической пьесы, которая должна полностью воспроизводить авторский замысел на экране. Отсюда вытекал и метод анализа фильма. Сцены фильма сравнивались с соответствующими сценами пьесы, причем критики не пытались объяснить позицию режиссера, отступающего от оригинала, а ставили в пику ему каждое такое нарушение. При этом не принималось во внимание, что кино и литература – два совершенно разных вида искусства, они живут по разным законам, и поэтому совершенно буквальное воспроизведение классики на экране вряд ли возможно. Мы ставим цель – проанализировать фильм Э.Рязанова «Жестокий романс» именно как интерпретацию пьесы А.Островского «Бесприданница». Данная цель определяет основные задачи исследования: сравнить режиссерский сценарий фильма с текстом пьесы Островского, найдя отступления режиссера от первоисточника; сравнить режиссерский сценарий фильма с текстом пьесы Островского, найдя отступления режиссера от первоисточника; объяснить эти отступления, исходя из различий кино и литературы как видов искусства, а также исходя из особенностей трактовки Э. Рязановым пьесы А. Островского. определить роль актерской игры, музыкального оформления фильма. Учитель: Интерпретация (от лат. interpretatio – объяснение) - не просто истолкование произведения. Интерпретация, как правило, сопряжена с переводом высказывания на иной язык, с его перекодировкой.
«Не мерою прямой близости к оригиналу обуславливается художественная ценность экранизации, - утверждает искусствовед Громов. – Важнее ее соответствие духу и пафосу литературного первоисточника» и современность его видения режиссером. Учитель: В чем особенности рязановской трактовки «Бесприданницы» и какие способы и приемы анализа помогут нам выяснить это? Ученик: Разница в названиях пьесы и фильма. Особенности сюжетно-композиционного построения и языка героев. Ученик: Уже в названии фильма Рязанов в своем произведении уходит от темы приданого или его отсутствия, меняя ее на тему Судьбы человека: «…в обыденном течении повседневности то и дело обнаруживается цепь совпадений, игра случая, рука Судьбы… Судьба – ее то и дело поминают герои, на нее полагаются в решениях и поступках». Герои «Жестокого романса» очень часто повторяют это слово. «Ну вот, судьба моя и решилась», - говорит Лариса, увидев Карандышева с букетом роз (у Островского есть упоминание об этом эпизоде, но нет этой фразы!) «Видно, от судьбы не уйдешь!» - говорит Лариса матери, уезжая с Паратовым. И Кнуров с Вожеватовым, борясь за право обладания Ларисой, полагаются на судьбу. Учитель: Только ли дело в Судьбе, неужели Рязанов фаталист?! Нет, главная мысль фильма в другом. Вот один из первых эпизодов фильма, полностью созданный фантазией режиссера, что немаловажно: Карандышев: Лариса Дмитриевна, объясните мне, почему женщины предпочитают людей порочных перед честными? Лариса: Вы кого-нибудь имеете в виду, Юлий Капитонович? Карандышев: Нет, я просто так спросил. На этот вопрос Карандышева и пытается ответить режиссер, показывая, как порок и подлость оказываются порой очень привлекательными, а честность – серой, самодовольной, мелочной и скучной. Мир, к сожалению или к счастью, не делится строго на положительных и отрицательных героев. И образы, созданные Рязановым, сложны и неоднозначны. Островский пишет Паратова с острой и злой иронией. Перед нами глубоко и душевно, денежно промотавшийся человек. Это барин, давно уже разыгрывающий роль шута горохового. Не таков Паратов в «Жестоком романсе». В фильме мы видим его словно бы глазами Ларисы. В такого Паратова трудно не влюбиться. Чего стоит только эффектный въезд на белом коне по сходням на пароход! (Вот уж действительно принц на белом коне). Он милый, добрый, очаровательный, общительный со всеми, будь то бурлак, цыган или матрос. Его любят за демократизм. Но он абсолютно безнравственен и, в общем-то, отдает себе в этом отчет. «Добрый, милый» мерзавец с широкой, поистине русской душой, способный на сильные чувства, но не способный на решительные поступки, раб все той же Судьбы и, по большому счету, очень слабый человек, не имеющий опоры в жизни и нравственного стержня. В фильме Паратов явно противопоставлен Карандышеву. (В пьесе, где роль Карандышева менее значима, так явно это противопоставление не ощущается). Противопоставление заявлено уже в самом начале, в экспозиции фильма: Огудалова (Ларисе по поводу Паратова): «Шею – то не сверни, не про тебя жених, ишь разлакомилась»... Вожеватов (Карандышеву по поводу Ларисы): «Зря пялитесь, Юлий Капитонович, не про вашу честь невеста». Стоит отметить, что противопоставление это оформлено чисто кинематографическими средствами, при помощи монтажа. Каждая из этих двух реплик становится значимой именно в сопоставлении с другой. Эта зеркальность проявляется в фильме и в двух других сценах, также отсутствующих у Островского. В первой серии Паратов на глазах у Карандышева эффектно приподнимает карету и передвигает ее ближе к Ларисе, чтобы она могла сесть, не замочив ноги. Во второй серии то же самое пытается сделать Карандышев, но сил оказывается недостаточно, и Лариса, видимо, подражая своему кумиру, не менее эффектно идет по луже. В подобных сопоставлениях Карандышев, безусловно, проигрывает Паратову. Он не так великолепен, не так уверен в себе, кроме того, очень самолюбив, мелочен и мстителен. Правда, при этом у него есть «одно достоинство»: он любит Ларису. И в ряде сцен показана не только заурядность, но и трагизм этого образа, выражено сочувствие герою. Паратов же – еще более сложная и неоднозначная фигура. «Показать Паратова, который любит Ларису, но отказывается от нее из-за денег, наступает не только на ее любовь, но и на свое чувство, казалось…более глубоким, более страшным, более социально точным, чем привычное прочтение этого персонажа как фата и совратителя», - говорит режиссер. Учитель: Таким образом, «Жестокий романс» становится не только трагедией Ларисы, но и трагедией Паратова (и может даже в большей степени трагедией Паратова) – человека яркого, сильного, обаятельного, но лишенного цельности, а потому способного на безнравственные поступки, которые делают несчастными не только окружающих, но и его самого. Выигрывая в мелочах (да, он может легко передвинуть экипаж или выпить стакан коньяка и попасть в яблоко), он проигрывает по-крупному: «Ласточку», имение, вольную жизнь, свою любовь, превращаясь в раба миллионерши. Учитель: Какие сценарно-режиссерские моменты еще помогает нам понять идею фильма? Ученик: Понять идею фильма во многом помогают и музыкальные образы. «Не довольно ли нам пререкаться, не пора ли предаться любви, - с этих слов начинается фильм, заявляя о главной ценности, которую он утверждает и которую предаст и продаст его герой – о любви, - можно все расточить и растратить, но любви не отнять у души». В фильме звучат романсы на стихи М.Цветаевой, Б. Ахмадулиной, Р.Киплинга и даже самого Э. Рязанова. Музыку на стихи этих авторов написал А.Петров. Благодаря этим песням фильм зазвучал как один большой романс. (Особенности жанра жестокого романса) У
|