Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О дне сем. Итак, первый день Великого поста






Итак, первый день Великого поста. Первые службы великопостным чином проходили уже на Сырной седмице, но теперь они становятся обычной. Собственно, первой службой наступающего понедельника и была упомянутая выше вечерня. Но она лишь завершалась по великопостному чину. Теперь же чин сей вступает в свои права. Полный чин предусматривает, помимо всего прочего, служение Великого повечерия, того самого, которым начинается всенощное бдение служб Рождества Христова и Крещения Господня. Повечерие же, напомню, является последованием, изначально совершаемым «по вечери», то есть, после ужина, когда монахи, после вечерней трапезы совершали сие последование, после чего расходились по келлиям. Поэтому повечерие содержит молитвы и тропари, содержащие прошения о дарования покоя в ночи, а также и сна. Существует малое повечерие, которое в нашем соборе не совершается, хоть в приходских храмах его совершаются в Великую пятницу, после Великой вечерни с выносом плащаницы. В монастырях же оно совершается ежедневно в конце дня. Теперь же Устав предусматривает ежедневное совершение Великого повечерия, состоящего из трех последований. У нас оно совершается лишь на первой седмице – в дни чтения Великого покаянного канона святителя Андрея, архиепископа Критского. В дни Великого поста оно содержит особые молитвы и тропари, а также чтение все той же молитвы прп. Ефрема Сирина. На первой седмице у нас, в силу служения повечерия, утреня совершается утром, что бывает редко. Отличие этой службы в том, что если в остальные дни года многое в службе опускается (например, в некоторые дни на утрени указано чтение по две-три кафизмы, на практике же читается только одна, в то время как на великопостной утрени неизменно читаются три кафизмы, также более полно читается канон), то теперь служба совершается более полно, пусть теперь у нас и она значительно больше сокращается. Единственной особенностью именно великопостной утрени является чтение диаконом или священником молитвы «Спаси Боже люди Твоя….» с перечислением имен святых, что в другое время года является особенностью исключительно всенощных бдений, либо утрени, если на ней совершается полиелей. Также по-иному читается и канон. Читавший каноны при подготовке ко Святому причащению, заметил, что после первой песни всегда сразу следует третья. Дело же состоит в том, что текст ирмоса 2 песни напоминает о словах, сказанных Богом после отступления евреев, когда не видя 40 дней Моисея, бывшего на горе, они создали себе золотого тельца, которому и поклонялись, как божеству. Поэтому, вследствие обличительного характера этого ирмоса и сама песнь читается лишь в дни Великого поста, да на утрени Родительских суббот. У нас на практике она читается лишь при чтении уже упомянутого Великого покаянного канона св. Андрея Критского. Но конец утрени этой, как и вечерни накануне, сокращается «ради труда бденного». В то же время, затем совершаются часы: 1 (прибавляется к утрени), 3, 6, 9 и изобразительные с некоторыми особенностями. На часах читаются кафизмы, а в конце каждого часа неизменно читается молитва прп. Ефрема Сирина. В понедельник, который мы рассматриваем, а также вторник и четверг, прямо в изобразительные вставляется вечерня. Литургия не бывает, дабы не нарушать покаянного настроя служб этого времени (в древности полная литургия с освящением Даров переживалась верующими очень сильно, являлась сама по себе торжеством, отчего и произошло сокращение служения литургий в дни поста сего).

Паремии. Паремия на 6 часе: 1Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии - царей Иудейских.

2Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

3Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.

4Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад.

5Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.

6От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.

7Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.

8И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.

9Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.

10Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!

11К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

12Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?

13Не носи́ те больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!

14Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

15И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

16Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

18Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как во́ лну убелю.

19Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

21Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы.

22Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; 23князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.

24Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!

25И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое; 26и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: " город правды, столица верная".

27Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его - правдою; 28всем же отступникам и грешникам - погибель, и оставившие Господа истребятся.

29Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы

избрали себе; 30ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.

31И сильный будет отрепьем, и дело его - искрою; и будут гореть вместе, - и никто не потушит.

«Вол знает господина своего и осел – ясли господина своего» - эти слова мы знаем, поскольку их цитирует Евангелист, описывая события Рождества Христова. Но следующие за этим страшные обличения пророка своих современников менее известны. Впрочем¸ они вполне относились и к евреям времен Христа. Все написанное можно свести к одному: оставьте грех и обратитесь к добру. Если же человек, продолжая произвольно творить беззаконие, тем не менее, обращаться к Богу, почитая при этом свои деяния правильными и разумными, то пользы ему они не приносит. Бог не желает ему зла, но человек сам кидается в пасть врагу и подчас единственным способом его вразумить бывает предание его в руки той силы, которую он сам поставил себе во властелины. Таким образом, все эти слова справедливы и для нас и не назвал бы кто и наши города прибежищем блудниц, а нас самих – преступниками….. Тут остается лишь вспомнить слова апостола Павла: «не будьте похотливы на злое, как они (евреи) были похотливы…» Господи, просвети и обрати ны!

Паремии на Вечерне. Паремия 1. Отрывок из Книги Бытия: 1В начале сотворил Бог небо и землю.

2Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] 7И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

9И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] 10И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

13И был вечер, и было утро: день третий.

14И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] 21И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23И был вечер, и было утро: день пятый.

24И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями, ] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями, ] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею, ] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; 30а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду, ] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Сотворение мира. Этим начинается Книга Бытия, написанная Моисеем. Ныне безбожники смеются над этим текстом, говоря всевозможные хулы, вспоминая наивные суждения людей прошлых веков, склонных понимать написанное здесь буквально. Но например, под «небом» и «землей» принято понимать мир небесный и земной, видимой нами Вселенной и Небесных чертогов, а также и их обитателей – Ангельского воинства, сотворенного прежде, чем был сотворен весь сонм тварей земных, в том числе, человека. Остальное до их пор является плодом разных споров и толкований между богословами-эволюционистами, блистающими знанием древних языком, читая Писание на языках оригинала и…. рассуждающих целиком от себя, и ревнителями первоначальной чистоты, цитирующих во множестве Святых Отцов, Духом Божиим прозревавших Тайны Божии и тем же Духом толкующих Писания, при этом презирая и отвергая все, что говорит светская наука в ее мудрости века сего. Но нам ли об этом рассуждать? Легче воскликнуть с пророком: «Той рече – и быша, Той повеле – и создашася».

Паремия 2. Книга Притч Соломоновых: 1Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; 3усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; 4простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность; 5послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; 6чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

7Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения; ] глупцы только презирают мудрость и наставление.

8Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, 9потому что это - прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

10Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; 11если будут говорить: " иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, 12живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу; 13наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; 14жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас", - 15сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, 16потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.

17В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, 18а делают засаду для их крови и подстерегают их души.

19Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

20Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, 21в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: 22" доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?

23Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

24Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; 25и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.

26За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; 27когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

28Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.

29За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, 30не приняли совета моего, презрели все обличения мои; 31за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.

32Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, 33а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла".

Что тут сказать? Слова простые и разумные… Далее последуют слова, содержащие, как кажется явные намеки на пришествие Христа и проповедь Его. Так или иначе, наставления заслуживают нашего с вами внимания….


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал