Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самадхи Ваджра Речи — уединение речи.






Сущность второй ступени, [имеющей место при] подразделении стадии Завершения по системе Арьи на шесть ступеней, — стадия Завершения в период от рождения мудрости явления (или сияния, snang bai ye shes), возникающей в результате осуществления трёх — введения, пребывания и растворения верхней и нижней пран в дхути сердца благодаря созерцанию мантрического бинду на «кончике носа» сердца142 при [занятиях] йогой по этой системе, и пока не родилась мудрость явления (snang ba), возникающая, когда то полное развязывание сердечного узла благодаря силе созерцания вызывает три — вхождение, пребывание и растворение пран в неразрушимом [бинду] сердца.

Называние этой ступени уединением речи (вак–вивека, ngag dben), или повторением ваджров, отражает только одну сторону, поскольку здесь имеются три йоги пранаямы, и две йоги пранаямы — созерцающая мантрическое бинду (sngags thig) и вещественное бинду (бинду рупабхута, rdzes thig) — не являются уединением речи, или повторением ваджров, ибо в «Светильнике ясном» говорится: «" Уединение речи" и " повторение ваджров" называют только одну сторону пранаямы. В " Последующей Тантре" дается общее название этой ступени — " пранаяма третьего из шести членов"».

Кроме того, две эти не являются уединением речи и повторением ваджров, поскольку если является любым из двух — уединением речи или повторением ваджров, то с необходимостью является йогой пранаямы, созерцающей световое бинду (прабхабинду, od thig) на кончике носа, так как «естественное» повторение (rang bzhin gyi bzlas pa) [с] тремя — выходом, вхождением и пребыванием143 воздуха–праны — является речью — «уединяемой основой», признание трех этих и вибраций (gdangs) трех букв за отдельные — объект отрицания, то, отчего уединяется, а неразрывное соединение вибраций трех — выхода, вхождения и пребывания воздуха–праны и вибраций трех букв — цель уединения, ибо в «Светильнике ясном» говорится: «Повторением ваджров следует называть повторение, характеризующееся неразрывным соединением трех букв трех Ваджров и трех вибраций трех [элементов движения] пран». [20А]

Некоторые говорят на это: «Приходим к неприемлемости этого объяснения, поскольку говорится, что три названные в " Последующей тантре" пранаямы относятся к ступени уединения речи и повторения ваджров».

Но это неверно, так как относимое к ступени уединения речи и повторения ваджров не должно являться собственно уединением речи и повторением ваджров, поскольку там же сказано: «При объяснении в " Светильнике ясном" [указывается, что] поскольку есть три пранаямы, созерцающие трояко " кончик носа", то хотя и есть пранаяма, не являющаяся соответственно уединением речи или повторением ваджров, но если две эти получают имя с точки зрения главной пранаямы, то относятся к двум тем».

Кроме того, приходим к тому, что если является йогой пранаямы, то не обязательно является уединением речи и повторением ваджров, поскольку Татхагатаваджра говорит, что все йоги, собирающие прану в дхути благодаря созерцанию букв, бинду и т. д. в важных местах тела, являются йогами пранаямы, и Владыка Великое Существо поясняет в связи с этим, что все созерцания букв, бинду и т. д. в чакрах будут методом собирания пран в дхути, и восхваляет: «Это описание пространной пранаямы является удивительным объяснением превосходным», — и т. д.

Есть [определенный] порядок созерцания трех пранаям: xoтя в период уединения тела и могут собирать праны в дхути, но не могут собирать в дхути сердца, и для собирания созерцают мантрическое бинду на «кончике носа» сердца, и благодаря продолжительной тренировке сначала рождается мудрость четырех шуней и переходят на ступень пранаямы, называющуюся уединением речи и повторением ваджров. Поскольку это является подобием (rjes mthun) уединения ума, то можно называть уединением ума, [20Б] но это не является обладателем признака, поскольку в «Светильнике ясном» говорится: «Когда хорошо ознакомились с созерцанием неразрушимого [бинду] в сердце и долго тренируются, сначала рождается мудрость четырех шуней, и поскольку это является подобием уединения ума, то с этой точки зрения можно называть так, но не является обладателем признака».

Итак, благодаря созерцанию мантрического бинду — методу собирания пран в сердце — праны собираются и входят в дхути, входят в дхути близко (nye bа) от неразрушимого [бинду в] сердце, но не входят в само неразрушимое [бинду]. Поскольку для вхождения пран в неразрушимое [бинду] нужно ослабить (lhod pa) тот узел, то для этого [практикуют] пранаяму созерцания светового бинду на «кончике носа» лица. [Это] является созерцанием повторения ваджров, неразрывно соединяющим собственные вибрации трёх — выхода, вхождения и пребывания воздуха–праны — с вибрациями трех букв, поскольку подобно тому, как для устранения перемычек внутри бамбука вовнутрь вводят и двигают туда–сюда длинную палочку, так и с узлами: их раскрывают» ('byed) путем введения вовнутрь них и выведения праны.

Хотя прана и мантра соединяются неразрывно, но вибрации трех — выхода, вхождения и пребывания воздуха–праны — не делаются нераздельными с видом трех нарисованных букв, не делаются нераздельными с внешней речью, произносящей слова, не делаются нераздельными с внешними вибрациями при задействовании в уме вида произносимых слов, хотя бы и не произносили вслух. Способ практики повторения ваджров в этот период состоит в том, что во время движения праны в начале осознают сами именно то звучание, сходное с вибрациями трех букв, и направляют на него ум, не отвлекаясь.

Если подразделять повторение ваджров с точки зрения праны — объекта повторения, то есть два повторения ваджров — основное (rtsa ba) и второстепенное (yan lag), и эти два тоже подразделяются соответственно на четыре и пять. Если подразделять с точки зрения повторяемой мантры, [21А] то имеются два — двухбуквенное повторение ваджров — hum hoh — и трехбуквенное повторение ваджров.

Имеются три периода практики повторения ваджров пребывающим на стадии Завершения. Когда он занимается повторением ваджров ради реализации деяний успокоения, развития, подчинения и жестокого144, то имеет дело с четырьмя основными пранами. Когда он занимается повторением ваджров для реализации пяти абхиджня (mngon shes) — сверхъестественных способностей глаз, ушей, носа, языка и тела, то имеет дело с пятью второстепенными пранами — движущей и т. д. по порядку. Когда занимается повторением ваджров для выявления шуньят уединения ума, пройдя предварительно уединение тела, то сначала, говорят, имеет дело с четырьмя основными пранами, а после обретения некоторой способности в этом — с пятью второстепенными пранами.

Созерцание вещественной бинду (rdzes thig) на «кончике носа» (sna rtse) в «тайном [месте]» содержит два созерцания: при сексуальном контакте (snyoms par zhugs pa) двух — себя и кармамудры (las rgya) — удерживают, не давая двигаться, «бодхичитту» в месте встречи двух нижних концов дхути — своего и джнянамудры (ye rgya)145. Такое созерцание представляется необходимым, поскольку две первые пранаямы не могут собрать праны в сердце, [а оно] собирает, и это созерцание вещественной бинду приводит к эффекту, [возникающему, когда] праны собраны в сердце.

Пранаяма соединения с двумя мудрами подразделяется на два периода: предшествующий завершению повторения ваджров и последующий. О методе собирания пран в сердце самому можно узнать в «Светильнике ясном».

Некоторые говорят в связи с этим: «Вхождение пран в сердце происходит при ослаблении сердечного узла».

Но приходим к неприемлемости этого, поскольку бывает, что хотя бы и имелось вхождение пран в сердце, но не входят в дхути сердца, так как при вхождении пран вовнутрь не обязательно происходит вхождение в дхути, ибо в «Светильнике ясном» сказано: «Как уже было объяснено ранее, [21б] возникают определенные знаки вхождения пран в дхути. Если во время длительного пребывания пран внутри благодаря своей силе [они] входят, то благодаря вхождению в дхути являются, как уже было указано, шуньи. Хотя в период, не являющийся этим, и входят вовнутрь, но поскольку не входят в дхути, то шуньи не приходят».

Некоторые говорят на это: «Приходим к тому, что вхождение пран в дхути сердца происходит при ослаблении сердечного узла, поскольку без ослабления сердечного узла невозможно ввести праны в дхути сердца».

Аргумент не доказывает, ибо там же сказано: «Поскольку для вхождения пран в само неразрушимое [бинду в] сердце необходимо ослабление того узла, то предварительно собирают посредством метода собирания в сердце и вводят в дхути, но [это] является введением в дхути близко к тому, а не введением туда. Соответственно, хотя бы и имелось вхождение пран в дхути, но [это] не может вызвать уход и приход в дхути [в] месте расположения узла».

Некоторые говорят на это: «Приходим к неприемлемости такого объяснения, поскольку это объяснение, что для вхождения пран в неразрушимое [бинду] сердца необходимо ослабление узла, а для вхождения пран в дхути сердца не нужно ослабление узла, сделано в отношении узла в середине (dbus) сердца, но для вхождения пран в дхути сердца необходимо ослабление узла выше и ниже его, ибо в «Ступенях и путях» Янжан Гало сказано: «Опираясь на практику повторения ваджров, являющую собственные вибрации трех — выхода, вхождения и пребывания (воздуха–праны) — как вибрации трех букв, ослабляют верхний и нижний узлы сердца, и когда рождается мудрость явления, возникающая в результате вхождения верхней и нижней пран в дхути сердца, то переходят от уединения тела к уединению речи».

Но [это ещё] нужно исследовать, поскольку для перехода от уединения тела [22А] на ступень уединения речи не нужно созерцание повторения ваджров, так как прежде повторения ваджров должна идти пранаяма созерцания мантрического бинду, и в этот период переходят от уединения тела на ступень уединения речи. Первое верно, поскольку так говорится в «Светильнике ясном», где объясняется конечный смысл текста и в третьей главе146 [которого сказано]:

«Действуют, когда драгоценность стала прочной.

Не стала прочной — совершенно не действуют».

Как говорится в «Подробном исследовании " Сборника четырех комментариев"» при объяснении конечного повторения ваджров: «Это повторение ваджров называется конечным с точки зрения эффекта повторения ваджров — порождения юганаддхи, или же говорят так, имея в виду одну сторону повторения ваджров в период юганаддхи, сходную с периодом уединения речи».

Второе верно, поскольку нет мудрости четырех шуней, возникающей в период уединения тела благодаря «структурированию» в сердце. Сказанного достаточно.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал