Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение понятия «политический режим» и его компонентов
Понятие «политический режим» является важнейшим в европейской политологии, в отличие от американской, отдающей предпочтение по фундаментальности категории «политическая система». Произвольное использование категории «политический режим» не сохранило за ним достаточно четкого содержания. Вследствие этого она до сих пор относится к сущностно оспариваемым понятиям и в рамках различных парадигм трактуется неоднозначно. Так, сторонники системного подхода расширительно интерпретируют понятие «политический режим» и отождествляют его с категорией «политическая система». Это создает известные теоретические сложности, поскольку возникает опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений. Термины «политическая система» и «политический режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: «политическая система»выявляет характер связей с внешней средой, а «политический режим»определяет средства и методы реализации общезначимых интересов. Некоторые исследователи ограничивают его содержание формой правления. Эта точка зрения доминирует в конституционном праве. Согласно ей классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении их соотношения. По такому принципу выделялись режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Акцентируя внимание на деятельности правительственных структур, подобное толкование игнорирует влияние других политических институтов (партийной системы, групп давления). Форму правления было бы точнее представить как один из компонентов политического режима. В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый М. Дюверже. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления».Французский политолог Ж-Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в содержание понятия «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке. Логические задания и проблемные вопросы 1. Какое понимание гражданского общества (либеральное, консерватив ное, социал-демократическое и т. д.) дано в следующем определении: «То, что мы называем «гражданским обществом», есть общественное единство, спонтанно слагающееся из вольного сотрудничества, из добровольного соглашения воль отдельных членов общества. Его юри дическая форма есть договор, соглашение, и известная «договорная» теория общества пыталась все общество как целостное единство и, в частности, его государственное единство, истолковать по образцу именно «гражданского общества»? Аргументируйте свой ответ. 2. Какие из приведенных признаков характеризуют конституционализм: а) многопартийность и идеологический плюрализм; б) разделение властей; в) наличие основного закона государства; г) равенство всех перед законом; д) многоукладность экономики; е) независимость суда; ж) гарантии прав и свобод личности; з) принципы взаимоотношений государства и общества, разделение и объем полномочий ветвей власти? 3. Какой из принципов характеризует деятельность гражданского обще ства, а какой - государства: «запрещено все, что не разрешено» и «разрешено все, что не запрещено»? 4. Каких предпосылок (экономических, политических, культурных, пра вовых), на Ваш взгляд, недостает для формирования гражданского общества в России?
|