Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс в России
авершение более чем семидесятилетней эпохи социализма в России совпало с прекращением «холодной войны» (между социализмом и капитализмом), окончанием изоляции страны от мирового сообщества. Открыв себя для остального мира, освободившись от обветшалых идеологических догм, российское общество стало активно втягиваться в процесс общецивилизационного развития, с которого Россия свернула в октябре 1917 г. Оно стало жадно усваивать такие культурные универсалии, как рынок, демократия, плюрализм, свобода личности, частная собственность, конкуренция, индивидуализм. Однако процесс возвращения в общецивилизаци-онное русло сопровождался коренной ломкой сложившихся социальных структур, разрушением привычных для населения социальных связей, устоявшихся форм и способов идентификации и социализации личности. Столь радикальное изменение направленности исторического развития обусловило экономический и политический хаос, социальную напряженность и непредсказуемость, которые сделали логику и содержание изменений неуловимыми и малопонятными для большинства населения. Качественные преобразования в обществе складываются из взаимодействия влиятельных политических сил, движений, партий, элит и лидеров. В основе политических взаимодействий субъектов лежат их представления о желаемой модели общества, и не случайно в переходных процессах доминирующей сферой общественной жизни становится политика -именно она формирует цели, образы и способы социальных действий, и потому так велико значение процессов, происходящих в политической жизни. Однако сами цели не являются зеркальным отражением повседневных потребностей их носителей, а обусловливаются их ментальностъю (устойчивыми представлениями о мире, месте человека в нем, характером группового мышления), доминирующей системой ценностей. Они задают универсальные и понятные для социальной общности, общества смыслы и направления деятельности, которые являются непосредственными мотивами деятельности. При изменении принципов и способов организации социальной, экономической, политической и культурной сфер жизни общества в направлении социально эффективных и общепризнанных мировым опытом форм жизнедеятельности человека важно соотнести их с наличной системой культуры и представлений различных групп населения. Только на основе подобного сопоставления можно вырабатывать стратегию и технологию преобразований, просчитать темп и динамику изменений, определить характер и объемы социальных издержек.
|