Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы влияния избир. системы на структуру и состав органов государственной власти.






Избирательная система - определенная “технология”, трансформирующая голоса в мандаты, которая должна быть нейтральной по своему характеру, не создавать преимуществ и препятствий никаким партиям и кандидатам. Практика проведения выборов и в нашей стране, и за рубежом показывает, однако, что эта идеализированная картина весьма далека от фактической реальности.

Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная системы.

*** Пропорциональная система основывается на мнении, что общ-во неоднородно, различ. группы и слои имеют особые политич. взгляды и интересы, которые обязат. д.б. представлены =>

В основу положен принцип пропорционального представительства различных существующих в обществе политических взглядов, течений и выражающих их партий. Этот принцип заключает 2 главных требования:

а) не должно существовать так называемых “пропавших голосов”: не только большинство, но и меньшинство (меньшинства) имеют право быть представленными в парламенте.

б) каждая партия, выставившая список кандидатов, должна получить в парламенте такую же долю мест, которая соответствует доле голосов, поданных за нее на всеобщих выборах: отсюда другое распространенное название данной системы - система партийных списков.

При использовании такой системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 7 %. Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями.

По пропорц. системе осущ-ся выборы депутатов ГД + не менее 50% в Законодат. органы субъектов РФ.

- голосование идет не за конкрет. депутата, а за список => снижается ответственность избранных представителей;

- в России полит.партии не окрепли и не получили должного => партийная принадлежность в глазах избирателей не играет решающей роли => голосование за партийные списки в больш-ве случаев приобретает чисто формальный характер.

*** При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (т. е. хотя бы на один голос больше любого другого кандидата) а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Однако понятие “большинство” может пониматься в двух смыслах: большинство как наибольшее число голосов по сравнению с другими кандидатами (относительное большинство), либо свыше половины голосов избирателей (абсолютное большинство). Соответственно выделяются две разновидности мажоритарной системы - система относительного и абсолютного большинства. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента + по мажорит. системе избираются 50% депутатов Ек.Гор.Думы.

Недостатки: применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей + значительная часть интересов избирателей страны может оказаться не представленной в органах власти. Кроме того, за персоналией чаще всего всё равно кто-то стоит (партия или др.).

*** Существуют также смешанные системы. Таким образом, например, избираются депутаты Областной думы Зак.Собрания Свердл.области (не менее 50% избирается по парт. спискам).

Сочетание партийной системы с определенной избир.системой может определять пути формирования и в/д высших органов власти. Фр.политолог Морис Дюверже резюмировал устойчивые взаимосвязи между избирательной системой, системой партий и государственным режимом - законы Дюверже.

**Мажоритарная избирательная система, особенно если выборы проходят в один тур, по одномандатным округам, по принципу простого большинства, ведет к формированию двухпартийной системы.

**Совершенно иная ситуация складывается при применении пропорц. системы. Парламент, формируемый по спискам, состоит из множ-ва партийных фракций: от 5-6 до нескольких десятков партий могут сформировать влиятельные фракции. В итоге большинство в парламенте оказывается коалиционным, как и правительство, а партийная дисциплина, усиленная списками, работает против единства большинства в парламенте.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал