Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Геоинформационный подход к оценке туристического потенциала региона






Оценивая туристический потенциал региона необходимо принимать во внимание его пространственную неоднородность, дифференциацию районов по наличию ресурсов, которые могут быть привлечены в туристическую деятельность. Это определяет актуальность зонирования территории, выявление территорий наиболее перспективных с точки зрения развития туризма, что позволит осуществить территориальную привязку стратегических управленческих решений.

Пространственный характер туристических ресурсов делает возможным применение географических информационных систем (ГИС). Геоинформационная оценка туристического потенциала основана на анализе отдельных туристических ресурсов. В связи со сложностью оценки взаимосвязи туристических ресурсов предполагается их линейная зависимость. Весомость вклада каждого ресурса в туристический потенциал определяется при помощи балльных экспертных методов, которые позволяют формализовать различные по генезису туристические ресурсы в рамках определенной системы, независимо от характера исходных данных, их количественных или качественных характеристик.

Каждый туристический ресурс должен быть представлен в виде отдельной частной карты, которые затем пространственно объединяются в синтетическую карту, дающую интегральную оценку туристического потенциала территории в целом.

Объединение (сложение) карт должно делаться на основании единого пространственного положения выбранных территориальных единиц, внутри которых территория считается единой. Однородность территориальной единицы может быть рассчитана математически либо обеспечена наложением достаточно мелкой регулярной сетки.

С учетом особенностей природных, культурно-исторических, инфраструктурных туристических ресурсов региона необходимо выделить факторы, влияющие на туристический потенциал региона, объединенные в гидрометеорологическую, геолого-геоморфологическую, биологическую, культурно-историческую, инфраструктурную и ограничивающую группы факторов.

Для каждого фактора надо построить частные тематические карты, представляющие собой непрерывные поверхности, отражающие территориальные различия каждого фактора.

В результате географического анализа изолинейных карт туристического потенциала на примере Архангельской области было выделено 3 типа территорий с различным уровнем туристического потенциала для организованных и самодеятельных туристов: высоким, средним и низким (рис. 4). В дальнейшем на изолинейный слой карт туристического потенциала была наложена сетка административных районов Архангельской области, что позволило выявить территориальные различия туристического потенциала в районном масштабе.

Геоинформационные подходы позволяют более эффективно анализировать территориальные различия туристического потенциала для создания внутримуниципальных и межмуниципальных туристических территорий и центров с учетом наличия в них различных туристических ресурсов. Это открывает возможности для решения проблемы хаотичности развития и функционирования туристического рынка на муниципальном и областном уровнях и углубления межотраслевой координации в сфере туризма Архангельской области.

 

Рисунок 4 - Изолинейные картосхемы территориальных различий туристического потенциала Архангельской области:

а – для самодеятельных туристов, б – для организованных туристов

 

К основным проблемам устойчивого развития туристического потенциала региона относятся:

- научного обеспечения туристического комплекса (например, недостаточная проработанность методологической и методической базы);

- нормативно-правового характера (например, отсутствие унифицированного подхода к нормотворчеству в туризме);

- ресурсного обеспечения (например, проблемы формирования, использования и развития существующих ресурсов);

- удовлетворения потребностей туристов (например, предложение туристических услуг, которые в полной мере удовлетворяли пожелания туристов в отдыхе);

- воспроизводство элементов туристической сферы (например, использование новейших технических средств в оказании услуг туристам);

- рисков и неопределенностей (например, транспортные риски – обострение транспортной ситуации в регионе в связи с большим потоком туристов);

- развития туристического потенциала (например, использование ранее не использовавшихся ресурсов региона);

- стратегического развития туристической сферы (например, отсутствие должного рекламно-информационного обеспечения туристического продукта).

К показателям эффективности туристического потенциала региона относятся:

1. Оборот туристической сферы представляет собой объем денежной выручки, полученной организациями от обслуживания туристов, а также удельный вес этого показателя в общем объеме выручки всех организаций на территории региона.

2. Количество занятых в туристической сфере, их доля в общем числе занятых.

3. Налоговые поступления в бюджет субъекта Российской Федерации от туристической сферы и их доля в общем объеме налоговых поступлений.

Обследование туристической сферы должно проводиться с учетом специфики данной отрасли в регионе, однако основывается каждое из них на следующих общих принципах:

- использование существующих форм государственного статистического наблюдения по секторам туристической индустрии;

- обследование проводится на наиболее посещаемом туристическом объекте (объектах) в регионе;

- период обследования – высокий туристический сезон;

- необходимо учитывать среднегодовой уровень загрузки, имеющихся на территории региона коллективных средств размещения, и в случае его низкого значения принимать во внимание причины, по которым туристы предпочитают другие способы временного проживания;

- методы обследования должны предусматривать механизм отделения туристов от однодневных посетителей и местных жителей.

Органам исполнительной власти, ответственным за туристическую сферу в регионе, необходимо проводить регулярный мониторинг коллективных средств размещения с целью обеспечения актуализации реестра указанных организаций и сообщать обо всех изменениях в территориальные органы Росстата.

Определение вклада туристической сферы в экономику региона производится с учетом мультипликативного эффекта на основе экспертных оценок. Экспертные оценки базируются на результатах проведения специальных обследований объема туристского потока. В его состав включаются специальные вопросы, касающиеся суммы и видов расходов туристов.

Кроме того, для определения мультипликативного эффекта от туристической сферы в обследование включаются организации, связанные с обслуживанием туристов: коллективные средства размещения, предприятия общественного питания, средства транспорта, культурные, зрелищные, спортивные организации, природные, исторические и другие объекты.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал