Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 4. Туристский потенциал Северо-Запада РФ
Северо-Запад России обладает мощным туристско-рекреационным потенциалом, позволяющим развивать на его территории практически все виды туристско-рекреационной деятельности. На Северо-Западе сконцентрировано 34% всех памятников истории и культуры Российской Федерации, включая пять из пятнадцати объектов культурного наследия страны, входящих в Список ЮНЕСКО: исторический центр Санкт-Петербурга, пригороды и фортификационные сооружения; архитектурный ансамбль Кижского погоста; исторический центр Великого Новгорода и памятники окрестностей; культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова»; ансамбль Ферапонтова монастыря. На Северо-Западе расположен каждый седьмой национальный парк и заповедник России, множество старинных крепостей и монастырей, памятников археологии, музеев, усадеб и др. Значительная часть российского Северо-Запада, и прежде всего, территории Республики Коми, Архангельской области и Ненецкого автономного округа, представляет собой самые не освоенные в туристско-рекреационном отношении уголки Европы и в силу этого вызывают исключительный интерес у значительного числа отечественных и зарубежных любителей дикой природы. Уникальным туристским потенциалом обладает, в частности, природоохранный комплекс «Девственные леса Коми» (государственный заповедник «Печоро-Илычевский» и национальный парк «Югыд Ва»), включенный в 1995 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (справочно: вторым природным памятником Северо-Запада, вошедшим в этот список, является «Куршская коса» – совместно с Литвой). В целом количественные характеристики распределения основных туристско-рекреационных ресурсов Северо-Западного федерального округа по субъектам РФ, его составляющим, представлены в таблице 3. Таблица 3 – Распределение основных туристско-рекреационных ресурсов по субъектам РФ, входящим в Северо-Западный федеральный округ По оценкам российских специалистов, общая емкость рекреационно-познавательных ресурсов Северо-Запада составляет 52 млн. человек в год, в т. ч. 8, 1 млн. – Мурманская, Архангельская и Вологодская области, а также республики Карелия и Коми; 42, 1 млн.– Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская и Новгородская области; 1, 8 млн. – Калининградская область. Вместе с тем, по самым оптимистическим оценкам, рассмотренный потенциал в настоящее время используется в среднем по СЗФО не более чем на 15 – 17%. А с учетом того, что в среднем каждый турист оставляет в дестинациях региона достаточно большую сумму, размер недополученных доходов от туристско-рекреационной сферы Северо-Запада исчисляется сотнями миллионов долларов. Данные недополученные доходы представляют собой резервы для повышения эффективности функционирования туристско-рекреационной отрасли в регионе, ускоренная мобилизация которых обусловлена в том числе научно обоснованным выбором стратегических приоритетов ее дальнейшего развития. Стратегические приоритеты определяются в ходе исследования соответствующих общемировых и внутрироссийских тенденций, а также факторов, содействующих развитию туризма и рекреации в регионе и сдерживающих этот процесс. К основным тенденциям в области развития туризма и рекреации, характерным для Северо-Запада РФ, могут быть отнесены: - увеличение туристского интереса к экологически чистым, нетронутым хозяйственной деятельностью территориям; - к активным формам туризма, связанным с посещением в рамках одного путешествия максимально возможного количества дестинаций; событийному, санаторно-курортному, морскому и речному круизному туризму, клубному и семейному неорганизованному туризму, пригородному туризму, включая т. н. туризм выходного дня и сельский (дачный, деревенский, фермерский) туризм. К позитивным факторам, содействующим развитию туризма и рекреации в СЗФО, могут быть отнесены: - наличие разнообразного и уникального рекреационного потенциала; - богатейшее историко-культурное наследие; - значительный потенциал гостеприимства; - развитая система подготовки и переподготовки кадров для индустрии туризма и рекреации и т. д. К негативным факторам, сдерживающим туристско-рекреационное развитие в регионе, относятся: - низкий уровень внутрирегионального интеграционного взаимодействия в процессе развития туризма и рекреации; - неравномерность развития туризма и рекреации на территории СЗФО; - недостаток инфраструктурных объектов (средств размещения, объектов индустрии развлечений и т. д.) и их несбалансированное развитие; - неразвитость транспортного компонента, и прежде всего в северных регионах СЗФО; - вялый маркетинг; - жесткая конкуренция со стороны отечественных (в первую очередь московских) и зарубежных турфирм за использование туристско-рекреационных ресурсов СЗФО и за турпотоки. Решение многих проблем, обусловленных действием отмеченных негативных факторов и тенденций, тесно связано с ускорением процесса формирования единого туристско-рекреационного пространства на Северо-Западе России. Интенсификация данного интеграционного процесса в настоящее время приобретает приоритетное для макрорегиона значение, что обусловлено следующим: 1. Необходимость создания предпосылок для выработки общерегиональной согласованной политики в области развития туризма и рекреации, в т. ч. по отношению к другим регионам/странам. Чем выше уровень внутрирегиональной интеграции, тем более прочные и экономически выгодные в стратегической перспективе позиции будут занимать отдельные регионы округа в ходе их сотрудничества с другими российскими регионами и зарубежными странами. СЗФО сформирован сравнительно недавно на базе регионов, ранее входивших в Северный, Северо-Западный и Прибалтийский (Калининградская область) экономические районы, и в силу этого имеет недостаточно высокий уровень внутрирегионального взаимодействия. Данное обстоятельство обусловливает наличие интеграционного вакуума, который имеет тенденцию к быстрому заполнению со стороны не всегда экономически выгодной интеграции с другими регионами России и зарубежных стран. 2. Потребность в создании общерегиональных условий для эффективного развития процесса территориального разделения труда в сфере туризма и рекреации и на этой основе – возникновения прогрессивных территориальных форм специализации, концентрации, комбинирования и кооперации, обеспечивающих ускоренное повсеместное освоение туристско-рекреационных ресурсов макрорегиона. 3. Необходимость в значительном повышении вклада туризма и рекреации в экономику макрорегиона: – за счет максимально полного и эффективного использования существующих туристско-рекреационных ресурсов; – совместной реализации крупномасштабных межрегиональных программ и проектов по формированию и развитию приоритетных туристско-рекреационных территорий, туркоридоров, общерегиональных объектов инфраструктуры туризма и рекреации; – устранения неоправданного дублирования инвестиций; переноса конкурентной борьбы за турпотоки и инвестиции из внутрирегиональной в межрегиональную плоскость; – повышения уровня управляемости (регулируемости) процессов, протекающих в сфере туризма и рекреации. 4. Потребность в переходе к новым принципам территориальной организации туристско-рекреационной деятельности, базирующимся на кластерных подходах. Потребность в ускоренном формировании единого туристско-рекреационного пространства обусловливает выбор следующих субприоритетов, непосредственно связанных с ее реализацией: – совершенствование территориальной организации туристско-рекреационной деятельности в макрорегионе; – ускоренное развитие объектов инфраструктуры туризма и рекреации; – создание и продвижение на отечественный и международный рынки конкурентоспособных общерегиональных турпродуктов; – развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере туризма и рекреации; – совершенствование стратегического территориального планирования в сфере туризма и рекреации. 1. Совершенствование территориальной организации туристско-рекреационной деятельности в макрорегионе. Определяющим условием ускоренного формирования единого туристско-рекреационного пространства Северо-Запада России является совершенствование территориальной организации туристско-рекреационной деятельности на базе интеграционных принципов. Структурной основой территориальной организации туристско-рекреационной деятельности в макрорегионе, ее организационным каркасом служат общерегиональные, межрегиональные и международные туристские коридоры, по которым проходят основные региональные турпотоки. Общерегиональные туркоридоры формируются на базе существующих транспортных коммуникаций (водных, железнодорожных, автодорожных) и определяют условия (включая уровень комфортности) перемещения туристов и рекреантов от одной дестинации к другой. В зависимости от протяженности данные коридоры могут подразделяться на малые (до 500 км), средние (от 500 до 1 000 км) и большие (свыше 1 000 км; табл. 4). Географическая направленность (запад-восток, запад/север-юг, север) определяет широтный или меридиональный характер туркоридоров, их совокупность формирует территориальную сеть, в точках пересечения которой, как правило, располагаются наиболее аттрактивные туристско-рекреационные территории (ТРТ; табл. 5). Под ТРТ следует понимать относительно большую территорию, обладающую значительным туристско-рекреационным потенциалом. В этом контексте ТРТ близка по своему содержанию к понятию дестинации, определяемой как территория с высоким уровнем концентрации объектов туристско-рекреационного интереса. В свою очередь, туристская зона представляет собой часть ТРТ, для которой развитие туристско-рекреационной деятельности является приоритетным (а иногда, в случае с особо охраняемыми территориями, единственно возможным) по отношению ко всем остальным видам деятельности. В некоторых случаях (например, в случае с особо охраняемыми природными и историко-культурными территориями) границы ТРТ и туристской зоны могут совпадать. Чем выше уровень внутрирегиональной плотности туркоридоров, тем интенсивнее интеграционные процессы, связанные с освоением туристско-рекреационного потенциала территории. Основу ТРТ, включая приведенные в таблице 4, составляют особо охраняемые природные и историко-культурные территории, обеспечивающие устойчивое развитие туризма и рекреации. Современный уровень развития ООПТ в целом по Северо-Западу соответствует среднеевропейскому, т. е. 10 – 12% общей территории страны/региона (см. табл. 5). Вместе с тем он значительно дифференцирован по отдельным субъектам СЗФО. Так, если в большинстве субъектов доля ООПТ не превышает 7% их территории, то в таких регионах, как Мурманская, Архангельская области и Республика Коми, она составляет 9, 9, 12, 3 и 14, 6% соответственно. Столь масштабное развитие ООПТ в отмеченных регионах в значительной мере обусловлено потребностями в компенсации интенсивного недропользования на их территории в ходе эксплуатации нефтегазовых скважин, добычи угля и других полезных ископаемых, а также лесозаготовок.
Таблица 4 – Основные действующие и потенциальные туристские коридоры на Северо-Западе РФ
Таблица 5 – Важнейшие туристско-рекреационные территории и объекты туристского интереса на Северо-Западе России
Более того, согласно существующим проектам, в этих регионах планируется уже в ближайшие годы значительно увеличить площадь ООПТ. В частности, в Архангельской области, включая НАО, общая площадь ООПТ в ближайшей перспективе будет доведена до 33, 9% площади региона. Иная картина складывается в западных регионах СЗФО, испытывающих уже в настоящее время острую нехватку в ООПТ и рекреационных зонах. Слабо контролируемый процесс приватизации земельных участков, и прежде всего особо ценных в рекреационном отношении пригородных территорий, может привести уже в ближайшее время к резкому сокращению туристско-рекреационного потенциала этих регионов, а, следовательно, и возможности обеспечения равного доступа к рекреационным ресурсам как местного населения, так и въездных туристов/рекреантов. В этой связи формирование в этих регионах ООПТ и рекреационных зон в современных российских условиях, помимо прочего, является своеобразной формой резервирования земель для развития массового туризма и отдыха и, тем самым, позволяет избежать значительного экономического ущерба для федерального и региональных бюджетов, связанного с необходимостью приобретения государством рекреационных земель у частных собственников. Данная статья затрат – одна из наиболее значимых в структуре госрасходов на развитие туризма и рекреации во многих странах мира, и в первую очередь США. К наиболее действенным организационно-экономическим механизмам развития общерегиональной системы ООПТ могут быть отнесены: •Ускоренное юридическое оформление уже выявленных и спроектированных ООПТ (получение соответствующего статуса федерального или регионального заповедника или заказника, национального или природного парка и т. д.). •Разработка новых ООПТ и специализированных рекреационных зон, прежде всего в пригородных районах крупных городов Северо-Запада – Санкт-Петербурга, Архангельска, Вологды, Калининграда, Мурманска, Петрозаводска и т. д. •Повсеместная разработка и реализация региональных целевых программ, а впоследствии – и общеокружной целевой программы по типу действовавшей в Ленинградской области РЦП «Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на период до 2010 года». В рамках данных программ гораздо большее по сравнению с существующим развитие должен получить блок, связанный с организацией регламентированной рекреации в границах каждой ООПТ. Здесь должны найти отражение системы плановых мероприятий, а также организационно-экономические механизмы их реализации, связанные с туристско-рекреационным обустройством ООПТ: - проведением зонирования, т. е. выделением в ООПТ зон, различающихся по степени их использования туристами и рекреантами; - оборудованием этих зон площадками для наблюдений за дикими животными и птицами и для привалов, тропами для пеших и лыжных путешествий, верховой езды, поездок на велосипедах, мотосанях, оленьих и собачьих упряжках, причалами для лодок, яхт, катеров и других маломерных судов, пунктами проката спортивного, туристского, рыболовного, охотничьего снаряжения, объектами размещения (в т. ч. кемпинговыми зонами), объектами питания, площадками для пикников и т. д. •Более активное и масштабное привлечение к формированию и развитию туристско-рекреационной инфраструктуры ООПТ и рекреационных зон, наряду с федеральными и региональными бюджетными ресурсами, частного капитала, включая финансовые средства крупнейших отечественных и зарубежных производственных компаний, эксплуатирующих природно-ресурсный потенциал данных территорий. •Стимулирование развития малого (в т. ч. семейного) бизнеса в сфере туристско-рекреационной инфраструктуры ООПТ и рекреационных зон. •Широкое использование механизма общественных работ в процессе обустройства ООПТ и рекреационных зон (строительство туристских дорог, троп, стоянок и другой инфраструктуры), что особенно актуально в условиях кризиса и роста безработицы. •Возрождение практики привлечения студенческих и молодежных строительных отрядов для обустройства ООПТ, что, помимо прочего, является одной из наиболее эффективных форм патриотического воспитания молодежи. Отмеченные механизмы могут эффективно использоваться и в ходе ускоренного формирования общерегиональной системы охраны и рационального использования памятников истории и культуры Северо-Запада России. Определенный вклад в сохранение и рациональное использование историко-культурного наследия региона могла бы внести разработка и реализация общерегиональной целевой программы «Развитие историко-культурных зон на территории СЗФО». Развитие отмеченных структурообразующих единое туристско-рекреационное пространство Северо-Запада элементов, их ускоренное инфраструктурное обустройство нуждаются в значительных инвестиционных ресурсах. Как свидетельствует международный опыт, эффективными организационно-экономическими механизмами привлечения и мобилизации инвестиций для достижения рассматриваемых целей могут служить туристско-рекреационные особые экономические зоны и концессии. Согласно Федеральному закону № 76-ФЗ от 3 июня 2006 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территории страны были определены 7 туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ), имеющих общефедеральное значение, из которых, к сожалению, только одна расположена на территории Северо-Запада России – национальный парк «Куршская коса» в Зеленоградском районе Калининградской области. В случае если проводимый эксперимент даст положительные результаты, следует ожидать значительного увеличения количества туристско-рекреационных территорий, в т. ч. и на Северо-Западе, которым будет присвоен отмеченный статус, обеспечивающий режим наибольшего благоприятствования для привлечения инвестиций и туристско-рекреационного предпринимательства в целом. Приоритетные для СЗФО туристско-рекреационные территории, не получившие статуса ОЭЗ федерального значения, могли бы получить аналогичный статус общеокружного (межрегионального) значения в рамках компетенции федерального округа. Для этого данные ТРТ должны иметь соответствующую документацию, включая технико-экономическое обоснование перспектив их развития в качестве особых экономических зон. Ускоренному развитию туризма и рекреации на Северо-Западе может способствовать и такая территориальная форма организации туристско-рекреационной деятельности, как концессии, закон о которых был принят в России в 2005 году (Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г.№115-ФЗ). В целях повышения уровня эффективности территориальной организации туристско-рекреационной сферы макрорегиона приведенные механизмы привлечения и мобилизации инвестиций должны быть дополнены прогрессивными формами использования этих ресурсов в процессе освоения богатого туристско-рекреационного потенциала территории. К сожалению, в настоящее время в России сложилось представление о туризме и рекреации как о сфере деятельности малого, в лучшем случае – среднего предпринимательства. Однако зарубежный опыт свидетельствует об обратном. Устойчивое, эффективное, конкурентоспособное развитие туристско-рекреационной сферы неосуществимо без наличия соответствующих организационно-экономических форм концентрации, комбинирования, кооперирования и т. д. в виде региональных, национальных и транснациональных корпораций, объединяющих не только туристские фирмы (турагентов и туроператоров), но и предприятия многих других отраслей хозяйствования. Создание в СЗФО подобного туристско-рекреационного территориально-отраслевого объединения в состав которого входят туристские и транспортные фирмы, сети специализированных магазинов, предприятия общепита, проката, научно-образовательные и кредитно-страховые учреждения и т. д., безусловно, способствовало бы ускоренному развитию туризма и рекреации в регионе. При разработке и реализации концепции формирования и развития данной корпорации должны быть использованы принципы частно-государственного партнерства, кластерная идеология добровольности и долевого участия. 2. Ускоренное развитие туристско-рекреационной инфраструктуры. В качестве одной из наиболее значимых проблем, препятствующих успешному освоению туристско-рекреационного потенциала Северо-Запада России, большинство специалистов отмечают недостаточную развитость туристско-рекреационной инфраструктуры региона и ее несбалансированное развитие по отдельным составляющим (объекты размещения, индустрия развлечений и т. д.). Безусловно, основным компонентом туристско-рекреационной инфраструктуры являются объекты размещения, на базе которых определяется общий показатель развития туристско-рекреационной инфраструктуры, т. е. коэффициент туристской плотности (количество мест размещения, приходящееся на 1 тыс. жителей). Современная отечественная туристская статистика учитывает лишь т. н. коллективные средства размещения – КСР (гостиницы, мотели, турбазы и т. д.), да и то не в полной мере. Например, многие из появившихся в последние годы в значительном количестве мини-отелей, семейных гостиниц и т. д. по разным причинам оказываются не зарегистрированными в соответствующих органах учета. Очевидно, что в этих условиях общее количество мест в КСР СЗФО может быть оценено лишь экспертно с использованием соответствующих коэффициентов, повышающих количество официально зарегистрированных гостевых мест. По оценкам, оно составляет около 140 тысяч мест, или 10 мест на 1 тыс. местных жителей. Отмеченное количество мест при 60% среднегодовой загрузке способно обеспечить не более 1/5 общерегиональной потребности в средствах размещения. Выход из положения, казалось бы, прост – привлечение инвесторов и строительство необходимого количества гостиниц. Однако это довольно капиталоемкий (сопряженный со значительными экономическими рисками) и длительный процесс. Эффективным направлением ускоренного решения проблемы нехватки мест размещения является дополнение коллективных средств размещения индивидуальными. Данный путь решения проблемы особенно актуален для сельской местности, в которой зачастую отсутствуют альтернативные индивидуальным объекты размещения. Индивидуальные средства размещения в СЗФО в последние годы получают широкое распространение, особенно в процессе развития сельского туризма. Но это развитие в значительной мере носит полулегальный характер и в силу этого способно удовлетворить потребности сравнительно небольшой части потенциальных туристов/рекреантов. К наиболее значимым причинам, обусловившим сложившуюся ситуацию, могут быть отнесены отсутствие первоначального капитала, необходимого для соответствующего обустройства собственного жилища, а также доступа к льготному микрокредитованию, дорогостоящим маркетинговым и информационным услугам и т. д. Решение проблемы в значительной мере связано с развитием института рыночных интеграторов, способных стимулировать и организовать легальную деятельность владельцев действующих и потенциальных гостевых домов (квартир). Наряду с традиционными (стационарными) коллективными и индивидуальными средствами размещения, для туристско-рекреационного освоения обширных территорий российского Северо-Запада целесообразно более активно использовать мобильные передвижные средства размещения: «плавучие отели» – морские и речные круизные суда; «плавучие дома» – яхты и катера; «гостиницы на колесах» – специализированные железнодорожные составы (турпоезда); различные виды автодомов и т. д. Территория Северо-Запада России омывается четырьмя морями (Балтийским, Баренцевым, Белым и Карским). Пять из его одиннадцати территориально-административных центров являются морскими портовыми городами и одновременно крупными туристскими центрами (за исключением Нарьян-Мара). В силу этого, а также в связи с постоянно растущим спросом развитие морского круизного туризма служит важным механизмом туристского освоения Северо-Запада. Это положение может быть проиллюстрировано примером относительно сходного по своим природно-климатическим условиям американского штата Аляска. Проведенные американскими специалистами исследования показали, что развитие морского круизного судоходства в последние годы стало играть главную роль в экономическом росте Аляски, создав более 17 тыс. рабочих мест с ежегодной зарплатой свыше 530 млн. долл. В частности, береговые расходы только одного судна с 2 тыс. пассажиров на борту составили в среднем 180 тыс. долл. Более того, морские круизные суда широко используются в ходе проведения крупных событийных мероприятий (Олимпийских игр, мировых чемпионатов, фестивалей, карнавалов, юбилейных торжеств и т. д.) для покрытия дефицита гостиничных мест в дестинациях. Все отмеченное в полной мере относится и к другим мобильным средствам размещения. К организационно-экономическим механизмам, содействующим ускоренному развитию мобильных средств размещения на Северо-Западе, могут быть отнесены: 1. Модернизация действующих и строительство новых, обустроенных с учетом туристских потребностей пассажирских морских и речных портовых комплексов, катерно-яхтенных стоянок, стоянок турпоездов и автодомов. 2. Расширение действующих и организация новых производств морских и речных круизных судов, катеров и яхт в СЗФО. Благоприятные перспективы в этой связи имеет разработка и подключение программ по строительству круизных и маломерных судов туристско-рекреационного назначения к общефедеральной программе по формированию и развитию судостроительной корпорации. 3. Учет туристских потребностей при строительстве атомных ледоколов, эффективность использования которых в качестве круизных судов подтверждается опытом атомного ледокола «Ямал», обслуживающего туристов с 1993 года, в частности по маршруту от Шпицбергена к Северному полюсу. 4. Формирование туристских поездов и железнодорожных турмаршрутов (включая международные), проходящих по территории СЗФО. Этими вопросами в настоящее время активно занимается ОАО «РЖД». 5. Организация производства различного типа автодомов на базе действующих на территории СЗФО автопромышленных производств, в частности таких, как «Форд Мотор» и «Дженерал Моторз». С 70-х годов прошлого столетия эти корпорации активно участвовали в качестве субподрядчиков компаний, производивших автодома и другие мобильные рекреационные средства размещения. 6. Создание широкой, охватывающей весь российский Северо-Запад сети проката и обслуживания автодомов. Ускоренное и сбалансированное развитие коллективных, индивидуальных и мобильных средств размещения позволит в сжатые сроки обеспечить потребности туристско-рекреационной сферы СЗФО в номерном фонде. Учитывая сложный межотраслевой характер данной проблемы, ее решение целесообразно осуществлять в рамках соответствующей общеокружной целевой комплексной программы «Ускоренное развитие средств размещения на территории СЗФО». Вторым стратегически значимым направлением развития туристско-рекреационной инфраструктуры в СЗФО является создание общерегиональной сети информационно-туристских центров (ИТЦ), обеспечивающей информационное обслуживание и комфортное пребывание туристов на территории региона. В настоящее время данная сеть находится в стадии активного формирования и включает в себя: – ИТЦ локального уровня (т. е. уровня отдельных дестинаций/ТРТ), например, ИТЦ ТРТ «Национальный парк “Куршская коса”»; – ИТЦ муниципального уровня (например, в Ленинградской области действуют 7 районных и 2 городских ИТЦ); – ИТЦ регионального уровня (региональные ИТЦ эффективно функционируют в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и других регионах СЗФО). Завершающим этапом организации рассматриваемой сети должен стать этап создания общеокружного ИТЦ, способного обеспечить эффективное межрегиональное взаимодействие ИТЦ всех отмеченных уровней в целях координации (включая эффективное распределение и перераспределение) турпотоков, идущих по общефедеральным (межрегиональным) туркоридорам/маршрутам. Используя широкие возможности геоинформационных систем и других современных ИТ-технологий, общеокружная сеть ИТЦ способна уже в ближайшей перспективе внести свой вклад в обеспечение устойчивого развития туризма и рекреации на Северо-Западе России, контролируя допустимые антропогенные нагрузки на ТРТ и отдельные объекты туристского интереса, устраняя всякого рода организационные накладки, нестыковки, сбои и т. д. Данная сеть ИТЦ, реализуя отмеченную функцию диспетчеризации и функцию продвижения туристско-рекреационного имиджа СЗФО и отдельных его турпродуктов, способна стать ключевым участником туристско-рекреационного процесса в регионе. Индустрия развлечений является третьим приоритетным направлением развития общеокружной туристско-рекреационной инфраструктуры. Мировая практика свидетельствует, что наличие в дестинации крупных привлекательных объектов индустрии развлечений: • значительно повышает общую эффективность использования ее туристско-рекреационного потенциала; зачастую эти объекты превращаются в ведущие туристско-рекреационные ресурсы территории (классический пример – французский Диснейленд, привлекательность и доходность которого выше, чем у большинства традиционных объектов туристского интереса, находящихся в Париже); • способствует быстрому и существенному росту капитализации земли и объектов недвижимости в дестинации (многочисленные российские примеры, связанные со строительством горнолыжных курортов, размещением казино и т. д.); • обеспечивает круглогодичную загрузку всей туристско-рекреационной инфраструктуры, повышает занятость и доходы местного населения и в целом улучшает качество жизни. В последние годы в СЗФО наблюдается ускоренное развитие объектов индустрии развлечений, досуга и отдыха: модернизируются старые и строятся новые горнолыжные комплексы; появляются различного типа аквапарки, музеи-океанариумы; создаются этнодеревни и т. д. Однако этого явно недостаточно. Регион нуждается в уникальных аттрактивных объектах международного уровня, для создания которых у него есть все необходимые предпосылки. 3. Создание и продвижение на отечественный и международный рынки конкурентоспособных турпродуктов. Создание конкурентоспособных турпродуктов. Одной из наиболее значимых причин, препятствующих эффективному использованию богатого туристско-рекреационного потенциала Северо-Запада России, является недостаток современных конкурентоспособных турпродуктов международного уровня. За последние годы в СЗФО появился лишь один новый турпродукт, отвечающий этому уровню, – «Путешествие в Великий Устюг – на родину Деда Мороза», да и то при активной поддержке со стороны Москвы. Помимо Вологодской области этот бренд, а также бренд «Снегурочка» пытаются использовать Мурманская, Ленинградская области и другие регионы Северо-Запада. Очевидно, что даже при сверхактивном продвижении данный турпродукт вряд ли будет способен конкурировать на равных с турпродуктами, созданными на базе общемирового бренда «Лапландия - родина Санта-Клауса». Северо-Запад России обладает богатейшим историко-культурным наследием. С этим регионом связано множество легенд, сказаний и поверий. На его территории проживает много национальностей, в т. ч. коренных: русские, карелы, коми, ижорцы, вепсы, саамы, ненцы и др., сохранивших традиционную этнокультуру (включая историко-культурные памятники) с домонгольских времен. С учетом растущего интереса у отечественных и зарубежных туристов к историческому и этнокультурному наследию, а также того факта, что сфера туризма является сферой деятельности, активно использующей для своего развития историю и мифологию, представляется возможным формировать новые турпродукты международного уровня на основе брендов, принадлежащих Северо-Западу по праву исторического наследия, такие как: •Легендарная северная страна «Гиперборея». Согласно древнегреческим легендам, блаженная жизнь гипербореев сопровождалась песнями, танцами, музыкой и пирами. Существует множество версий относительно местоположения этой мифической страны, согласно большинству из которых данная земля находилась на одной из территорий современного Северо-Запада России: в предгорьях Урала, на Кольском полуострове, в Республике Карелия, на Соловецком архипелаге и т. д. Российская академия наук ежегодно финансирует экспедиции в район одного из предполагаемых мест существования гиперборейской цивилизации – Сейдозеро (Мурманская область), а в Петрозаводске с 1999 года ежегодно проходит международный фестиваль «Гиперборея», посвященный этой легендарной стране. Потенциал туристской привлекательности идеи реконструкции Гипербореи, в частности, в границах соответствующего тургородка с развитой индустрией развлечений значительно превосходит привлекательность существующих европейских центров современных последователей Аристиппа (основоположника гедонизма). •Хорошо известная древним викингам богатая и могущественная страна на берегах Белого моря – Биармия, «Северная колыбель Руси». Материализация идеи исторической реконструкции Биармии в качестве историко-культурного и торгово-ярмарочного центра международного уровня также способно содействовать значительному повышению уровня туристско-рекреационной привлекательности региона в целом. •Гардарики («страна русских городов») – древнескандинавское название новгородской земли, включающей, наряду с Великим Новгородом, первую столицу Северной Руси – Старую Ладогу. Данный бренд особенно активно может быть использован в ходе развития международного туристского коридора «Путь из варяг в греки и хазары». •Уникальный турпродукт, имеющий общеокружной, международный уровень, может быть разработан на базе использования легендарного поморского пути «Мангазейский морской ход» – от устья Северной Двины / Архангельска с посещением Печорской губы / Нарьян-Мара /Пустозерска – о. Вайгач, единственного в Арктике священного острова самоедов, Обской и Тазовской губ, р. Таз / Мангазеи – местоположения легендарного русского поселения («златокипящей вотчины государевой», «сибирской сокровищницы»), построенного в 1607 году и просуществовавшего чуть более семидесяти лет. •Привлекательный турпродукт международного уровня может быть разработан в Псковской области на основе бренда «А.С. Пушкин». Создание некоего «сказочного града», по типу Диснейленда, с использованием персонажей пушкинских сказок и размещение его на берегу Псковского озера существенно повысило бы привлекательность не только туристско-рекреационного комплекса Псковской области, но и всего Северо-Запада России. •С учетом растущего спроса у туристов практически из всех стран мира на турпродукты, связанные с военно-исторической тематикой, а также получившего широкое распространение в Европе, включая Россию, движения любителей исторической реконструкции исключительно привлекательным туристско-рекреационным объектом мог бы стать специализированный музейно-выставочный комплекс, размещенный на побережье Калининградского залива в Калининградской области. Основными элементами этого комплекса могут стать военно-исторические музеи (музей холодного оружия; музей стрелкового оружия; музей амуниции/доспехов; музей восковых фигур известных полководцев и т. д.), постоянно действующая выставка/ярмарка вооружений с полигонами/стрельбищами и инфраструктурные объекты – гостинично-конгрессные, ресторанные, торгово-развлекательные, производственные (мастерские по индпошиву военной формы, производству холодного оружия, выпуску сувениров и игрушечных моделей), причальные сооружения и катерно-яхтенные стоянки и т. д. Данный туробъект может стать одной из наиболее посещаемых дестинаций не только в Калининградской области, но и на всем Северо-Западе России. •Значительным потенциалом туристско-рекреационной привлекательности обладает Финский залив с его островами и прибрежными территориями. Более полное использование этого потенциала может придать дополнительный импульс туристско-рекреационному развитию Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также всего Северо-Запада. В этой связи в качестве примера можно привести следующие проекты: − проект международного туристского центра «Остров Гогланд» (с пассажирским морским терминалом, гостиным двором «Балтийский круг» с этнографическими постройками, символизирующими все балтийские страны, и многофункциональным комплексом «Хрустальный шар» диаметром 121 метр, с аквапарком, зрелищным комплексом, гостиничными апартаментами и т. д.); − проект создания крупнейшего центра международного туризма на Балтике – курортно-оздоровительного и развлекательного комплекса «Оранж» (с высотными гостиничными зданиями и гостинично-коттеджной застройкой, яхтенным центром, океанариумом и аквапарком, ботаническим садом, ресторанными и спортивными комплексами и т. д.), который планируется разместить на южном побережье Финского залива. Приведенные примеры представляют собой далеко не полный перечень аттрактивных объектов международного уровня, на базе которых могут быть сформированы соответствующие конкурентоспособные турпродукты, их создание и продвижение способно существенно повысить эффективность использования туристско-рекреационного потенциала Северо-Запада России. Создание новых аттрактивных объектов и на их основе – конкурентоспособных турпродуктов международного уровня – дело наукоемкое и чрезвычайно дорогостоящее (ориентировочная стоимость реализации проекта «Остров Гогланд» составляет 1 млрд. долл., а комплекса «Оранж» – 3 млрд. долл.) и в силу этого нуждается в соответствующей господдержке путем разработки и реализации общеокружной программы «Формирование и развитие на территории Северо-Запада России новых аттрактивных туристско-рекреационных объектов и турпродуктов международного уровня». Разработку данной программы следует осуществить с использованием механизма госзаказа с привлечением ведущих ученых/специалистов Санкт-Петербурга и других городов Северо-Запада России (историков, экономистов, этнографов, культурологов, географов, краеведов, туроператоров, девелоперов, инвесторов и др.). 4. Продвижение на отечественный и международный рынки конкурентоспособных общерегиональных турпродуктов. Успешная реализация конкурентоспособных турпродуктов общеокружного и международного уровня нуждается в соответствующем рекламно-маркетинговом сопровождении с использованием эффективных организационно-экономических механизмов. При этом, как свидетельствует международный опыт, данные механизмы должны функционировать на постоянной основе, а не эпизодически, что, к сожалению, имеет место в современной отечественной практике. Продвижение турпродуктов – дорогостоящий рыночный механизм, эффективное приведение в действие которого в настоящее время возможно лишь с помощью государственно-частного партнерства при ведущей роли государства. Экономия на продвижении турпродуктов на внешние и внутренние рынки зачастую оборачивается существенными экономическими потерями, вызванными сокращением доходов от туризма и рекреации, поступающих в бюджеты всех уровней, и снижением инвестиционной активности из-за увеличивающихся сроков окупаемости капитальных вложений, направляемых в развитие туристско-рекреационной инфраструктуры и дестинаций в целом. По оценкам зарубежных специалистов, для дополнительного привлечения одного иностранного туриста, обеспечивающего поступление в экономику страны в среднем 1000 евро, государство затрачивает от 3 до 10 евро на рекламу турпродуктов/дестинаций. В то же время в России этот показатель составляет лишь 0, 69 евро. Важно отметить, что, помимо инструмента достижения прямого экономического эффекта, связанного с ростом въездных турпотоков, активное продвижение турпродуктов является эффективной формой контррекламы в борьбе с недобросовестными конкурентами. Для повышения эффективности продвижения турпродуктов/дестинаций СЗФО на внутренний и внешний рынки целесообразно использовать весь существующий в отечественной и зарубежной практике арсенал организационно-экономических механизмов, наиболее значимыми из которых являются следующие. - Разработка единой для СЗФО маркетинговой стратегии с детальной проработкой потенциальных рынков (отечественных и зарубежных) сбыта региональной турпродукции/услуг с привлечением специалистов из стран/регионов, представляющих эти рынки. - Подготовка, с учетом основных положений маркетинговой стратегии, общеокружного выставочного стенда «Туризм и рекреация на Северо-Западе России» для участия в соответствующих российских и международных турвыставках. - Существенное увеличение масштабов и качества информационно-рекламных материалов о туристско-рекреационных возможностях отдельных регионов и СЗФО в целом в глобальной сети Интернет. Большинство действующих в настоящее время региональных и муниципальных специализированных сайтов, посвященных туризму и рекреации, отстают от современных требований и уже в силу этого способны формировать у потенциального потребителя нередко негативное отношение к рекламируемым турпродуктам. Продвижение общеокружных турпродуктов и реклама туристско-рекреационных возможностей СЗФО в целом находится в еще более сложном положении. Для исправления ситуации необходимо создать высококачественный, постоянно обновляемый многоязычный Интернет-сайт «Туризм и рекреация на Северо-Западе России». -Использование в интересах продвижения привлекательного в туристско-рекреационном отношении имиджа Северо-Запада России такого эффективного инструмента, как событийный туризм, получивший широкое распространение и в отечественной, и в зарубежной практике. Организация празднования юбилеев городов, международных соревнований, фестивалей и т. д. является мощным импульсом для продвижения туристско-рекреационного потенциала территории. В этом контексте представляется необходимым распространить действие общерегиональной программы «Юбилеи столиц Северо-Запада» на все значимые в историко-культурном отношении поселения региона и создать соответствующий общеокружной фонд, который, концентрируя поступающие из самых разнообразных источников инвестиционно-финансовые ресурсы, участвовал бы в финансировании разработки и реализации проектов/программ проведения юбилейных, а также спортивных, культурных и иных мероприятий. 4. Развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма и рекреации. Значительный вклад в туристско-рекреационное освоение огромной территории Северо-Запада России (по своим размерам она превышает совокупную территорию всех стран бассейна Балтийского моря) вносит развитие разнообразных организационных форм международного и межрегионального сотрудничества. Международное сотрудничество. Благодаря своему геополитическому положению, стратегически значимым для страны в целом перспективам развития (интенсивное освоение новых нефтегазовых месторождений и других сырьевых ресурсов, повсеместный переход экономики региона к инновационным технологиям и т. д.), а также уникальному историко-культурному и природному потенциалу Северо-Запад России является лидером в области международного сотрудничества, включая сферу туризма и рекреации. Данное сотрудничество осуществляется в самых разнообразных формах как на односторонней, так и на двусторонней основе. К приоритетным формам международного сотрудничества в области туризма и рекреации для СЗФО могут быть отнесены: 1. Приграничное сотрудничество. Регион граничит с семью странами (Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Беларусью) и обладает значительным потенциалом приграничного сотрудничества, обусловленным сходными природно-климатическими условиями, тесными историко-культурными связями и минимальными языковыми барьерами. 2. Совместное сотрудничество с ЕС в ходе разработки и реализации международных программ / проектов, осуществляемых под его эгидой. 3. Долгосрочное многостороннее сотрудничество в рамках крупнейшего в Европе мегапроекта развития Баренцева Евроарктического региона, реализуемого с 11 января 1993 года. В состав участников проекта входят губернии (фюльке) Норвегии (Норланд, Тромс, Финнмарк), лены Швеции (Вестерботтен, Норрботтен), провинции Финляндии (Лапландия, Северная Остроботния, Каинуу) и регионы Северо-Запада России (Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, республики Карелия и Коми). 4. Всестороннее сотрудничество в сфере туризма и рекреации в рамках развития побратимских связей между городами/муниципальными образованиями. В таблице 6 приведен перечень приоритетных проектов (программ) международного сотрудничества в сфере туризма и рекреации на Северо-Западе России, реализуемых и предлагаемых к реализации в рамках различных форм межгосударственного взаимодействия. Межрегиональное сотрудничество. Уникальный туристско-рекреационный потенциал, приморское, приграничное положение (контактная зона со странами ЕС) и разветвленная транспортная сеть (железнодорожная, автомобильная, авиационная и водная), связывающая регион со всеми регионами европейской части России, наделяют Северо-Запад страны значительным потенциалом межрегионального сотрудничества в области совместного освоения его туристско-рекреационных ресурсов. Безусловным приоритетом, стратегически значимым направлением этого сотрудничества является туристско-рекреационное освоение пространства между Санкт-Петербургом и Москвой. Эта территория охватывает 7 субъектов РФ (Санкт-Петербург, Ленинградскую, Тверскую, Вологодскую, Ярославскую, Московскую области, Москву), в которых проживает около 25 млн. человек, т. е. каждый шестой россиянин. Здесь сосредоточены главные дестинации России – Санкт-Петербург, Москва, Великий Новгород и множество других аттрактивных культурно-исторических и природных объектов. Именно сюда направляются основные турпотоки зарубежных и отечественных туристов. Именно здесь наиболее интенсивно развивается туристско-рекреационная инфраструктура и реализуются крупномасштабные, имеющие общефедеральное значение инвестиционные проекты в области транспорта (строительство нового пассажирского порта в Санкт-Петербурге, создание второй кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга, модернизация и расширение аэропорта «Пулково», строительство новой скоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва и платной автодороги Санкт-Петербург – Москва, реконструкция шлюзов на Волго-Балте, развитие мощностей аэропорта «Шереметьево», создание кольцевой автодороги вокруг Москвы на территории Московской области и т. д.). В границах рассматриваемого пространства в перспективе было бы целесообразно осуществить строительство специализированных туристских автодорог и водных путей. Таблица 6 – Приоритетные для СЗФО проекты и программы международного сотрудничества в сфере туризма и рекреации
В частности, с этой целью следовало бы возродить Вышневолоцкую и Мариинскую водные системы, соединяющие Москву с Санкт-Петербургом, что наряду с туристско-рекреационным освоением территории содействовало бы социально-экономическому развитию сельских и малых городских поселений, расположенных вдоль этих водных транспортных коммуникаций. Масштаб решаемых в рамках данного пространства проблем и значительные социально-экономические выгоды, связанные с их решением, обусловливают потребность в разработке и реализации долгосрочного межрегионального мегапроекта общефедерального уровня (своего рода внутрироссийский вариант отмеченного выше Баренц-проекта). Разработка и реализация этого проекта должна осуществляться совместно Северо-Западным и Центральным федеральными округами. Другим перспективным направлением межрегионального сотрудничества мог бы стать мегапроект с участием Северо-Западного, Центрального, Приволжского и Южного федеральных округов по совместной разработке и инфраструктурному обустройству водного туристского маршрута «Путь из варяг в греки и хазары», одновременно являющегося российской частью комбинированной круизной линии «Вокруг Европы». Значительным потенциалом обладает межрегиональное сотрудничество СЗФО с регионами Сибири и Дальнего Востока по поводу совместного туристского освоения Севморпути в целом и его составной части – Мангазейского морского хода. Принципиально новые возможности освоения туристско-рекреационного потенциала Северо-Запада (Республика Коми и Архангельская область) жителями уральских и западносибирских регионов открываются в связи с завершением работ по строительству железнодорожной магистрали Пермь – Кудымкар – Сыктывкар – Архангельск. И наконец, приоритетным направлением межрегионального сотрудничества для Северо-Запада является совместная с предприятиями и организациями уральских и западносибирских регионов разработка и реализация проектов в области развития водного туризма (строительство пассажирских портовых комплексов, причалов, марин/стоянок для яхт и катеров и т. д.) и лечебно-оздоровительного туризма (модернизация действующих и строительство новых санаторно-курортных учреждений, и прежде всего в приморских регионах – Калининградской, Ленинградской областях и Санкт-Петербурге). 5. Совершенствование территориального стратегического планирования в туристско-рекреационной сфере. Наиболее эффективной формой приведения в действие рассмотренных выше организационно-экономических механизмов реализации приоритетов туристско-рекреационного развития СЗФО является разработка документов территориального стратегического планирования: концепций, стратегий, целевых комплексных программ. Северо-Запад России – лидер в области стратегирования регионального социально-экономического развития в целом и туристско-рекреационной сферы в частности. В последние десятилетия концепции, стратегии, целевые комплексные программы появились не только у всех субъектов Федерации, входящих в СЗФО, но и у многих муниципальных образований, их составляющих. Разработка и реализация данных стратегических документов внесла существенный вклад в становление туристско-рекреационной сферы регионов в качестве одной из ведущих отраслей их территориальной специализации. Вместе с тем сложные, имеющие межрегиональный характер проблемы, существенно тормозящие эффективное развитие туризма и рекреации, на местном и региональном уровнях все еще остаются нерешенными, что обусловливает необходимость ускоренного завершения формирования соответствующих стратегических документов на общеокружном уровне. Накопленный опыт позволит при разработке этих документов устранить целый ряд недостатков, характерных для региональных/муниципальных документов, и тем самым обеспечить: - долгосрочный характер документов, разрабатываемых на перспективу до 2020 года, и увязку их с основными положениями программы развития РФ на этот же период времени; - единовременную взаимосвязанную подготовку всего комплекса/пакета стратегических документов (общеокружной концепции, стратегии, целевой комплексной программы); - согласование отраслевых/межотраслевых и территориальных/ межтерриториальных аспектов решения тех или иных общеокружных проблем, связанных с развитием туризма и рекреации, путем разработки соответствующих подпрограмм и их пространственной интерпретации; - учет интересов основных участников процесса реализации приоритетов туристско-рекреационного развития Северо-Запада России; - вариантность решения общеокружных проблем с использованием сценарных подходов; - привлечение инвестиционно-финансовых ресурсов к реализации основных стратегических направлений (мероприятий) за счет проработки и использования соответствующих организационно-экономических механизмов (создание общеокружной системы заимствований и гарантий, обеспечивающих возвратность заемных средств, страхование инвестиционных рисков, эффективный лизинг и механизм так называемого условного залога, т. е. залога имущественных прав на возводимый объект и т. д.); - эффективный мониторинг реализации общеокружной программы развития туризма и рекреации.
|