Этапы развития сюжета
|
Название этапа сюжета
| Краткая характеристика
| Пример
|
Экспозиция (пролог)
| Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении) - прямая; - задержанная; - обратная.
| В трагедии У. Шекспира " Ромео и Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви
|
Завязка
| Начало конфликта, составляющего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание действия художественного произведения. Типы завязок: - мотивированная; - немотивированная (неожиданная, придающая остроту). Место завязки в литературном произведении: - в начале; - в конце.
| Немотивированная, неожиданная завязка в романе Н. Г. Чернышевского " Что делать? " Завязка в конце худ. произведения - поэма Н. В. Гоголя " Мертвые души"
|
Развитие действия
| События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта.
| Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим
|
Кульминация
| Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций.
| Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого " После бала"
|
Развязка
| Положение действующих лиц, которого сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц. Виды развязки: - естественная (логичное выражение завязки); - ложная. Виды развязки (в зависимости от развития сюжета): - внезапная; - логически вытекающая из развития действия. Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя): - единая с кульминацией; - отдельная от кульминации
| Естественная развязка - " Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - " Воскресение" Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - " Метель" А. С. Пушкина. Развязка логически вытекающая из развития действия - " Человек в футляре" А. П. Чехова. Развязка единая с кульминацией - " Ревизор" Н. В. Гоголя. Развязка отдельная от кульминации - " Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
|
Послесловие (эпилог)
| Заключительная часть произведения. Типы эпилогов: - непосредственное обращение писателя к читателю (автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности); - развернутые " событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событый).
| Развернутый " событийный" эпилог в " Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и Ростовых через восемь лет после войны 1812 года.
|