Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовые меры охраны атмосферного воздуха.
В соответствии с Федеральным законом " Об охране атмосферного воздуха", атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством устанавливаются нормативы воздействия на атмосферный воздух: 1) производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ; 2) территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов как стационарных, так и передвижных, с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования. Производственные нормативы устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств. Оздоровлению воздушного бассейна в определенной мере способствует закрепленный в законодательстве институт платы за вредное воздействие на атмосферный воздух. Так, взимается плата за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками: за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов и в повышенных размерах – за выбросы этих веществ сверх установленных лимитов. Рациональному использованию воздуха способствует установленная законодательством плата за его пользование в производственных целях. Внесение платы за загрязнение атмосферного воздуха и за его потребление не освобождает природопользователя от выполнения воздухоохранных мероприятий и возмещения ущерба, причиненного нарушением экологических требований. Природопользователю запрещается: - осуществление выбросов загрязняющих веществ и иных вредных воздействий на атмосферный воздух без соответствующего разрешения органа; - превышение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ и уровней воздействия на состояние здоровья человека и окружающую среду производственного и транспортного шума, вибрации, электромагнитных полей, иных вредных физических воздействий; - осуществление действий, направленных на искусственное изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, если они приводят к неблагоприятному воздействию на погоду и климат; Запрещается также ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха; нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование имеющихся сооружений, оборудования, аппаратуры очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля осуществляется государственный учет (инвентаризация) неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение (мониторинг) за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения. Предупреждению загрязнения атмосферного воздуха служит право органов представительной и исполнительной власти, органов специализированного контроля принимать решения о приостановке эксплуатации или даже о закрытии (запрещении эксплуатации) предприятий, цехов, участков, агрегатов, а также передвижных средств, загрязняющих атмосферу и создающих угрозу жизни и здоровью людей. Законодательством предусматривается также создание зеленых зон вокруг предприятий-загрязнителей, проведение лесопосадок в целях нейтрализации вредных выбросов. Таков далеко не полный перечень предусмотренных законодательством мер, направленных на охрану атмосферного воздуха.
25. ФЗ «Об охране окружающей среды». Общая характеристика и место в системе источников экологического права. Основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды», Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года. Охрана жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, и рациональное, бережное использование природных ресурсов лежат в основе этого Закона. В нем закреплена компетенция представительных и исполнительных органов всех уровней, а также органов экологического контроля в области природопользования и охраны окружающей среды (ст.ст. 5–10, 64–69). Одно из достоинств Закона – закрепление стройной системы нормативов вредного воздействия как критериев качества окружающей природной среды (ст.ст. 19–31). В Законе установлены экологические требования к хозяйственным, военным, оборонным и иным объектам (глава 7). В Законе закреплены полномочия граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды (ст.ст. 11–12), а также установление всеобщности, комплексности и непрерывности экологического воспитания и образования граждан (ст.ст. 71–74). В Законе закреплен экономический механизм охраны окружающей природной среды. Закон содержит также нормы, касающиеся порядка и оснований проведения экологической экспертизы (ст.ст. 32–33), разрешения споров в области охраны окружающей природной среды (ст. 76), ответственности за совершение экологических правонарушений (ст.ст. 75, 80), возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями (ст.ст. 77–79), и ряда других вопросов. Как говорится в преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
|