Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Платность негативного воздействия на окружающую среду.
Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды вредного воздействия на нее рассматривается в праве окружающей среды России и зарубежных государств как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы предприятия-природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, сами принимали меры по уменьшению загрязнения окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства. Некоторые общие требования относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются в Федеральном законе " Об охране окружающей среды" (ст. 16). К видам негативного воздействия на окружающую среду данный закон относит: · выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; · сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; · загрязнение недр, почв; · размещение отходов производства и потребления; · загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; · иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Виды негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата (в соответствии с Постановлением Правительства РФ " Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"): · выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; · сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; · размещение отходов; · другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). (Присутствует явное несоответствие пунктов Постановления Правительства Федеральному закону) Закон не определил формы платы за негативное воздействие на окружающую среду. В нем говорится о том, что такие формы определяются федеральными законами. Исходными при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду являются базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы. Установлены два вида базовых нормативов платы: · за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов; · за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). При этом базовые нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах временно согласованных нормативов в пять раз превышали платежи за загрязнение окружающей среды в пределах допустимых нормативов. Плательщиками за НВОС в соответствии с п.1 Порядка, содержащегося в Постановлении № 632, являются предприятия, учреждения, организации, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории Российской Федерации вышеуказанные виды негативного воздействия.
27. Недра как объект правовой охраны. Юридическое понятие «недра». Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Такое понятие недр сформулировано в Законе РФ «О недрах». Данный Закон является основой в системе российского законодательства о недрах, которое основывается на Конституции Российской Федерации. Недра не следует отождествлять с полезными ископаемыми, поскольку последние являются частью недр, их основой. Недрами пользуются не только для добычи полезных ископаемых, но и в других общеполезных целях – для строительства, эксплуатации подземных сооружений и в иных целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Полезные ископаемые – это твердые, жидкие (кроме воды) и газообразные природные вещества, находящиеся в глубине земли и на ее поверхности в пределах территории определенного государства и его континентального шельфа, используемые в народном хозяйстве. В экологическом аспекте недра служат естественным фундаментом земной поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация (использование) недр связана с возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей природной среде в целом, здоровью человека. Поэтому недра являются не только объектом использования, но и объектом охраны. Недра в отличие от других природных объектов практически невозобновимы как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе. В связи с этим возникает необходимость в установлении особых требований, способствующих их рациональному использованию и надлежащей охране. Главным требованием, предъявляемым к пользованию недрами, является оптимальное сочетание экономических и экологических интересов. Необходимо жесткое соблюдение интересов общества и природы, полное исключение возможности нанесения вреда человеку и окружающей среде, ее составным элементам. Все эти требования отражаются в конкретных правовых нормах. В систему правовых актов, регулирующих режим недропользования, наряду с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами входят также законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ. В настоящее время основу системы федерального законодательства о недрах составляют следующие правовые акты: Конституция Российской Федерации; Закон РФ «О недрах»: ФЗ «Об охране окружающей среды»; Указ Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» от 16.12.93 № 2144; Распоряжение Президента РФ от 14.07.92 № 363-РП «Об осуществлении функции государственной экспертизы запасов полезных ископаемых», Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской федерации от 15.07.92; Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 726; Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.02.98 № 132. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
|