Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стимулирование природоохранительной деятельности.
Природоохранительная деятельность — самостоятельный и специфический вид деятельности, характеризующийся комплексным воздействием уполномоченных субъектов на специальные объекты путем применения определенных методов и средств в предусмотренных действующим законодательством формах. Разгосударствление подавляющего большинства предприятий, создание различных форм собственности, включая частную, не привели в целом по России к существенному снижению сбросов и выбросов загрязняющих веществ. В настоящее время в России реализуется экономический механизм охраны окружающей природной среды, соответствующий критериям переходного периода к рыночной экономике. Главная его особенность состоит в ориентации не на плановое централизованное финансирование природоохранной деятельности, а в основном на экономические методы его регулирования и стимулирования. При этом внедряются новые экономические стимулы: плата за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение окружающей природной среды, экологические фонды, экологические льготы, экологическое страхование и др. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определил основные Задачи экономического механизма природоохранной деятельности в России: 1) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ; 2) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия; 3) внедрение комплекса мер по экономическому стимулированию (поощрению) охраны окружающей природной среды; 4) реализация эффективной системы штрафов за нарушение природоохранного законодательства и обязательного возмещения вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека. Кроме того, применяется материальное стимулирование природоохранной деятельности - обеспечение выгодности для природопользователей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания. Меры материального поощрения: 1) установление налоговых льгот; 2) освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества; 3) применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию; 4) применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды. Меры материального наказания: 1) введение специального добавочного налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий (т. е. такой продукции, потребление или производство которой опасно для здоровья людей и окружающей среды); 2) штрафы за экологические правонарушения.
30. Право пользования недрами. Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Такое понятие недр сформулировано в Законе РФ «О недрах». Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что касается прав пользования недрами, то они, согласно закону, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности. Особо следует сказать о государственном фонде недр, который составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответствующей территории, осуществляются совместно РФ и ее субъектами. Закон «О недрах» регулирует также порядок добычи общераспространенных полезных ископаемых собственниками, владельцами земельных участков. Они имеют право (по своему усмотрению) в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу этих полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и государственного управления, регулирующие недропользование, подразделяются на органы общей и специальной компетенции. Систему органов государственной власти и государственного управления недрами общей компетенции составляют: - Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ; - органы государственной власти республик в составе РФ; - органы государственной власти и управления краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; - органы государственной власти и управления автономных образований; - представительные и исполнительные органы муниципальных образований (районов, городов, сел и т.д.). Органом специальной компетенции государственного управления недрами является Министерство природных ресурсов Российской Федерации, которое является органом управления государственным фондом недр, использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. В Положении об этом Министерстве его функции в области геологического изучения и управления государственным фондом недр выделены в специальный раздел, среди которых экологическое значение имеют: - разработка государственных программ геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр; - осуществление государственной экспертизы запасов полезных ископаемых; - проведение конкурсов и аукционов, оформление, регистрация и выдача лицензий на право пользования недрами; - составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; - установление порядка государственного учета и ведения государственного реестра по геологическому изучению недр и др.
|