Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности профессионального правосознания юристов
Профессиональное правосознание юристов – это одна из форм правосознания, выступающая как система правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций и других структурных элементов правового сознания людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая требует специальной образовательной и практической деятельности. Для профессионального правосознания характерно не просто формальное знание той или иной правовой нормы, а понимание целей, задач и принципов права, точные представления об условиях действия правовой нормы. В чем же заключается специализированность юридических знаний? Во-первых, знания юристов характеризуются детализированностью и конкретностью, т. е. в отличие от массового правосознания они не могут быть ограничены общими правовыми представлениями. Для них необходимо проникновение в глубину содержания правовых норм, четкие представления об обстоятельствах, при наступлении которых норма вступает в действие, о правовых последствиях, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий. В каждой конкретной области практической деятельности юриста необходимы углубленные знания определенных отраслей права и законодательства. Некоторые участки этой деятельности требуют в целом универсальных глубоких правовых знаний всех отраслей права, например, деятельность по осуществлению правосудия. Во-вторых, специализированность профессиональных знаний проявляется в их системности. Это связано в первую очередь с системностью самого права, с тем, что нормы права не действуют изолированно. В-третьих, специализированность профессионального правосознания заключается в умении применять юридические знания на практике. Закон, интегрированный в правосознание юриста, является его профессиональным инструментом, основой служебной деятельности. Поэтому специализированность юридических знаний означает умение профессионально применять нормы права в практической деятельности при решении юридических дел. Умение применять юридический инструментарий предполагает не только знание и понимание правовых норм, но и овладение данными юридической практики. В связи с этим специализированность юридических знаний достигается как в результате правового образования, так и в процессе практической деятельности. Содержание профессионального правосознания юристов характеризуется рядом черт: – предполагает уважительное отношение к праву, закону, к практике его применения; – является практическим, т. е. юристы не только знают основные принципы, нормы права, но и используют их в своей деятельности; – присутствует убежденность в необходимости неукоснительного соблюдения буквы закона; – готовность к совершению активных правомерных действий по защите прав и свобод граждан; – взаимосвязано с общественным и индивидуальным правосознанием; – оказывает значительное влияние на различные сферы жизнедеятельности; – с точки зрения уровня познания правовой действительности, других качественных характеристик отлично от правосознания граждан. В свою очередь, совокупность профессионального правосознания и поведения юриста образует единую систему юридического бытия[1]. Недооценка его доминирующей роли и значения в механизме регуляции правового поведения юристов, а также недостаточная исследованность способов и путей его формирования приводят к деформации профессионального правосознания юристов. Деформация профессионального правосознания юристов представляет собой комплекс своеобразных изменений взаимосвязанных характеристик личности юриста и его профессиональных возможностей, обусловленных как особенностями формирования личности, так и спецификой содержания, организации и условий его профессиональной деятельности. Правовое воспитание юристов – это сложный процесс, включающий правовое обучение; воспитание уважения к праву, закону, формирование у них правовых убеждений и ценностных ориентаций; формирование социально-правовой активности юристов, системы установок на эффективную юридическую деятельность. Проблема совершенствования правовой культуры личности и общества выступает главной задачей государства. Совершенствовать правовую культуру людей государство должно не только при помощи всей системы эффективного механизма правового регулирования, но и через правовое образование вообще, а также через подготовку квалифицированного специалиста-юриста в частности. Актуальным проявлением правовой культуры в современных социально-экономических условиях становится способность к поисковой, творческой активности и потребность в такой активности, поскольку собственная активность личности в современных условиях – гарант самореализации и саморазвития в социальной и профессиональной сферах. Следовательно, очень важно, чтобы обучение в вузе способствовало становлению профессиональной культуры будущего специалиста через активизацию его учебной деятельности. В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение вопроса о создании технологий сочетания традиционных форм обучения с новыми, личностно-ориентированными, приспособленными к специфике личности студента. Ориентация на личность означает смену стиля педагогического общения, поощрение самостоятельности, формирование готовности к свободе выбора, развитие таких качеств личности, как уважение к себе и уважение к другим людям. Методологическим основанием перестройки работы юридических вузов является идея гуманистического образования. Необходимым условием гуманизации образования является научное обоснование и создание принципиально новых, правоориентированных методических систем обучения. Для разработки таких систем выделяют следующие направления гуманизации: усиление направленности учебного процесса на личность студента; изменение характера межличностных отношений общения, приоритетность сотрудничества профессорско-преподавательского состава и студентов; соотношение содержания обучения с ценностями. В ходе такого обучения юристы не только овладевают профессиональными навыками и умениями, не только знакомятся с системой правовых знаний, но и формируют свое профессиональное правосознание, которое является основой, фундаментом их профессиональной культуры. Отмечается, что здесь крайне важно сформировать положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний, без чего нельзя обойтись, реализуя идею построения в России по-настоящему правового государства.
|