Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и виды юридической техники
Юридическая техника представляет собой совокупность приемов, правил и способов по подготовке и оформлению юридических документов. Задача юридической техники в создании качественных как по содержанию, так и по внешней форме (оформлению) документов. Профессионально подготовленные юридические документы есть условие эффективности правового регулирования. Юридическую технику подразделяют на два вида. Правотворческая техника - система правил, приемов и средств по подготовке, составлению и оформлению нормативных правовых актов. Ее можно подразделить на законодательную, ведомственную, муниципальную и локальную. Требования и приемы правотворческой техники в большинстве случаев совпадают. Между тем каждый вид нормотворческих документов имеет специфику по подготовке, проявляющуюся, например, в технологии создания концепции документа, его структуре, графическом оформлении и содержании, а также в приемах оформления сопроводительных документов. Правоприменительная техника - система правил и приемов по подготовке индивидуальных правовых актов. Ее можно подразделить в зависимости от типа правоприменения на судебную юридическую технику, административно-правовую и управленческую. Значение юридической техники состоит в рационализировании правовой деятельности - правотворческой и правоприменительной. Целью юридической техники является достижение ясности, простоты, экономичности изложения текста, стандартности и унифицированности языка юридических документов. Высококачественные нормативные правовые акты и правоприменительные документы есть основа эффективности правового регулирования. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА Законодательная техника–это система правил и приемов подготовки наиболее совершенных по форме и структуре проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов. От неуклонного соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства законодательства, доходчивость нормативных правовых актов, высокий уровень учета и систематизации законодательства. Основные требования, предъявляемые к форме готовящихся проектов нормативных правовых актов: логическая последовательность изложения, связь между собой нормативных предписаний, помещаемых в правовом акте; отсутствие противоречий внутри нормативного правового акта, а также во всей системе законодательства в целом; максимальная краткость и компактность изложения норм права при глубине и всесторонности отражения их содержания; ясность, простота и доступность языка нормативных правовых актов; точность и определенность формулировок и терминов, употребляемых в законодательстве; сокращение до минимума количества актов по одному и тому же вопросу в интересах лучшей обозримости нормативного материала, облегчения пользования им, укрупнение правовых актов; четкое разграничение между нормативными и ненормативными предписаниями, постоянными и временными нормами. Необходимой предпосылкой высокой культуры правотворчества является выявление и тщательное изучение всего предшествующего законодательства по вопросам, составляющим содержание проектируемого акта. Новый акт вливается в общую систему права и оказывает на предшествующее законодательство существенное влияние. Одновременно должна быть официально определена судьба актов, которые по-иному регулируют тот же вопрос, отменены устаревшие, утратившие свое значение акты. Самая удачная форма внесения изменений в нормативные правовые акты – оформление новой редакции изменяемого предписания и помещение его непосредственно в текст акта вместо старой редакции. Дополнения также должны вноситься в сам текст дополняемого акта. Нормативные правовые акты снабжаются официальными реквизитами: указание места издания, даты, наименования (вида) нормативного правового акта, его заголовка, подписей официальных лиц, а для ряда актов – и порядкового номера издания. Без таких реквизитов не может быть нормативного правового акта как официального документа. Крупные законодательные акты делятся на абзацы, пункты, статьи, главы и разделы. Некоторые из них снабжаются преамбулами, приложениями, переходными положениями, определениями употребляемых в них терминов. Точность и лаконичность, строгость стиля – характерные черты языка нормативных правовых актов. Для законодательного текста не свойственныэмоциональная окрашенность, вольная литературная обработка, употребление эпитетов, гипербол и т.д. Очень важно единство употребления терминов в законодательстве. Один и тот же термин должен последовательно применяться во всем тексте акта при обозначении одного и того же понятия. Это правило необходимо соблюдать и при внесении в нормативные правовые акты изменений и дополнений.
|