Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования и гарантии законности
В историческом аспекте установить точное время возникновения законности так же трудно, как и определить «возраст» человека, государства и права, все они находятся между собой в теснейшей причинно-следственной взаимозависимости и взаимообусловленности. Поэтому и в отечественной литературе мнения ученых по данному вопросу разделились. Одни считают, что законность свойственна любому классовому обществу, другие – связывают ее возникновение с демократией. Режим законности, как представляется, неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни. Можно сказать, что законность – основа демократии, демократического режима общества. В условиях режима законности становятся реальными демократические права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе процедуры как в правотворческой, так и в правоприменительной практике. “Законность, – отмечает В.Н.Кудрявцев, – не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя”. Действительно, связь права, законности и демократии очевидна. Гарантии законности – это система объективных и субъективных условий, а также специальные юридические средства и способы, посредством которых обеспечивается законность. Система общих гарантий представляет собою совокупность объективных условий общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Она складывается из экономических, политических, социальных, духовных факторов, которые непосредственным образом влияют на состояние законности, провоцируя граждан на обход закона либо, наоборот, на законопослушное поведение. Выделяют следующие виды гарантий законности: 1) социально-экономические – это степень экономического развития общества, уровень его благосостояния многообразие форм собственности, экономическая свобода и т.д. Сюда относится такая экономическая структура общества, в рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере материального производства, что является важнейшей гарантией законности и правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный индивид, как правило, сообразует своё поведение с правом, поскольку его интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение в правопорядке; 2) политические – это степень демократизма конституционного строя, политической системы общества, политический плюрализм, многопартийность, разделение властей и т.п.; политическими гарантиями являются все элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть все звенья современной политической системы общества, в интересах всего жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному законом, лишаются защиты со стороны государства; 3) организационные – это деятельность специальных органов, контролирующих соблюдение законов и подзаконных актов – прокуратуры, суда, милиции и т.п.; 4) общественные – это сложившийся в стране комплекс профилактических и иных мер, применяемых общественностью в целях борьбы с нарушениями законодательства; 5) идеологические – это степень развития правосознания, распространения среди граждан юридических знаний, уважения к требованиям закона, уровень нравственного воспитания общества; 6) нравственными гарантиями законности и правопорядка являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь. Нравственно здоровое общество – это общество, функционирующие на основе законов, в условиях стабильного правопорядка; 7) специально-юридические – это способы и средства, установленные в действующем законодательстве с целью предупреждения, устранения и пресечения нарушений правовых требований. Специальные юридические гарантии – это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность государства по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Общие черты юридических гарантий законности: - они обусловлены социально-экономическим и государственно-правовым развитием общества и природой законности; - носят непосредственный и целевой характер; - закрелены в действующем законодательстве; - нормативно-юридической основой их применения является право. К числу юридических гарантий законности следует отнести следующие: - закрепление требований законности в нормативно-правовых актах; - предоставление всем участникам правоотношений права обеспечивать режим законности правомерными средствами и методами; - обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности государственных и негосударственных институтов; - беспечение режима законности в процессе судопроизводства; - обеспечение режима законности в рамках надзорно-контрольной деятельности; - эффективность мер юридической ответственности и защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей; - качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества; - постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности; - развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны; - международные гарантии законности. Совокупность вышеперечисленных условий и средств составляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненном виде, они малоэффективны. Их практический результат может быть достигнут только в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идеи и принципов законности, функционирование которого создает реальные предпосылки для формирования в обществе высокого уровня правопорядка – неотъемлемого «спутника» законности. Для обеспечения законности была создана система мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочнение законности. Она состоит из двух блоков: профилактика нарушений законности и упрочнение законности. Такое деление обусловлено двойственным характером системы мер, влияющих на функционирование должностного лица, условия и факторы социальной среды, которые могут быть как положительными (гарантии), так и отрицательными (причем самого разного свойства и содержания – материально-производственные, экономические, политические, духовные, правовые). Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности. В числе такого рода факторов — экономическая и политическая настабильность, низкая правовая культура населения, должностных лиц, деформация правосознания, установка должностных лиц на приоритет целесообразности перед законностью, отрицательное отношение общества к государству и праву. Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантии законности в деятельности государственных органов, должностных лиц.
|