Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы и механизм правообразования 1 страницаСтр 1 из 6Следующая ⇒
На ранних стадиях своего развития право хар-сь специфическими формами выражения. Отсудствие письменность способствовало тому что примитивное право всецело было сведено к обычаю и имело след. формы выражения: 1. Мифология. Кот. представляла собой образцы прав. поведения и ср-ва разрешения споров. 2. Фольклор – это разл. пословицы, поговорки, придания. Эта форма выражения права была распространенной. Уговор дороже денег. Самому судить не рассудить. Не пойман не вор. Особенностью применивного и архаичного права было то, что они предполагали поэтическую форму. С течением времени право цивилизовалось, приобрело юр. определенность, системность, четко фикс. формы выражения и отработанные механизмы и процедуры обеспечения. На этапе уже зрелого права существовала 2 способа образования права: 1) факсация норм исходящих от общ-ва и поддерживаемых гос-вом. 2) исключительно нормотворческая дея-ть разл. инст-тов гос. власти. МЕХАНИЗМ ПРАВООБРАЗОВАНИЯ История прав. развития свидетельствует о том, что первоначально позитивное право возникает из необходимости обеспечить защиту, охрану неприкосновенности носителей власти, поэтому охранительные нормы занимали наибольший вес в массиве формирующегося зак-ва. Нормы УП имели приоритетное значение. Важное значение отводилось нормам публичного права, кот. закрепляли порядок взимания налогов и сборов. Также существенное значение придавалось процедурным нормам, поскольку они позволяли отграничивать право от др. соц. регуляторов. И только после этого уже стали появляться нормы частного права, кот. яв-сь заключительной частью системы действующего права. Такой механизм правообразования говорит о том, что изначально шла защита именно институтов гос. власти, личностное начало в праве долгое время не учитывалось. С развитием естественного права регулирование взаимоотношений личности и власти становится приорететным направлением в праве. 12. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ. Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.
14. СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА. НОРМА ПРАВА И ПРАВОВОЕ ПРЕДПИСАНИЕ. Юр. норма – это общеобязательное формально определенное правило поведения, содержащие права и обяз-ти субъектов, установленные (санкционированные) гос-вом или общ-вом и обеспеченные возможностью применения мер гос. принуждения. Структура юр. нормы – ее внутреннее строение, ее взаимосвязь составляющих элементов. 1. Гипотиза – структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее действия состоящие из юр. фактов при наличие или отсутствие кот. следует руководствоваться данной нормой. Виды: простые, сложные, альтернативные. 2. Диспозиция - структурный элемент норм права, указывающий на права и обяз-ти субъектов – при наступление условий указ. в гипотезе. По способу изложения диспозиция может быть: прямой, альтернативной и бланкетной. 3. Санкция – это структурный элемент нормы права, указывающий на последствия не соблюдения содержащихся в диспозиции правила поведения. По степени определенности санкции подразделяются на: обсолютно-определенные (точно указанный размер штрафа), относительно-опреленные ( лишение свободы на срок от 3 до 10 лет ), альтернативные. Виды: По функциям в системе права: регулятивные, охранительные, специализированные. По отраслевому признаку, т.е. по предмету прав. регулирования: нормы конст., гражданского, уголовного, административного права. Процессуальные: угол. проц. права (порядок возложения угол. отв-ти), гражд. проц. нормы (порядок разрешения гражд. прав. споров). В зав-ти от степени обяз-ти юр. нормы: императивные и диспозитивные. 1.Регулятивные нормы – указывают на права и обяз-ти сторон в правоотношениях. В зав-ти от хар-ра содержания: - управомачивающие – предоставляющие своим адресатам право на совершение положит. действий (п. 2 ч.1 ст. 19 ГК Гр-нин вправе переменить свое имя в порядке установленном законом).- обязывающие – содержащие обяз-ть совершения опред. активных положительных действий (п.2 ч.2 ст. 19 ГК Гр-нин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене имени). - запрещающие – нормы возлагающие обяз-ть пассивного плана не совершать запрещенных действий (п. 4 ст. 19 ГК). Приобретение прав и обяз-тей от имени др. лица не допускается). 2.Охранительные нормы – фиксируют меры гос. принуждения, кот. применяются за нарушение прав. запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания (почти все статьи особ. части УК; устанавливают меры угол. отв-ти за совершение преступления – особ. часть УК). 3.Специализированные: - дефенитивные – легальное определение юр. понятий (ст. 96 ГК АО признается общ-во уставной капитал кот. разделен на опред. число акций; в общей части НПА). - коллизионные – устанавливается порядок выбора, подлежащий применению норм в случае наличия противоречий между несколькими нормами, регулирующими одни и те же отношения (п.2 ст.7 ГК норма устанавливающая приоритет правил межд. договоров перед правилами внутреннего зак-ва). - оперативные – определяют порядок вступления в силу, прекращения действия др. норм, или целых НА. - учредительно-декларативные – определяют принципы, осн. идеи прав. регулирования, или учреждают декларируют цели и задачи закона (бол-во зафиксировано в Конст. РФ, ФЗ, и др. кодифицированных актах). Императивные – имеют категоричный характер, и не допускают отклонение в регулирование наруш. правила, содержащегося в императивной норме, влечет неблагоприятные последствия для нарушителя п.2 ст.339 ГК Договор о залоге, его форма и регистрация. Диспозитивные – правила поведенияучастников общ. отношений. Предоставляется возможность самостоятельно определить объем прав и обяз-тей, но и выбрать иной вариант поведения (хар-ны для гражд. права, действуют поскольку стороны не установили соглашением иных правил поведения – форма если иное не предусмотрено договором). НПП - минимальная смысловая часть текста нормативно-правового акта, представляющая собой элементарное государственно-властное веление общего характера, обладающее формальной определенностью, цельностью и логической завершенностью. НПП характеризуется следующими основными признаками: государственно-властное веление; непосредственная выраженность в тексте нормативно-правового акта; общий характер (нормативность); формальная определенность; логическая завершенность; цельность; элементарный характер. 2) НПП выступает как категория правовой науки, необходимая для исследования (а) организации системы права; (б) единства и согласованности системы законодательства; (в) структуры нормативно-правового акта; (г) правил законодательной техники. 14. ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО: СПЕЦИФИКА И КРИТЕРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ. Деление права на публичное и частное различали уже в Др. Риме. Публичное право по утверждению Римского юриста Ульпиана – есть то которое относится к положению римского гос-ва. А частное право относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к публичному и частному уточнялись получали более развернутые хар-ки, однако признание научной и практической ценности, деление системы права на частное и публичное оставалось неизменным, причем оно оставалось неизменным для континентальной прав. семьи. Др. системы такого деления стр-ры не имеют. Понятие частного и публичного права. Уяснение данного вопроса необходимо для того чтобы определить какие отрасли права относятся к частному, а какие к публичному праву. Частное право регулируют сферу частных интересов его объектами выступают отношения между физ. лицами их объединениями преследующими специфические интересы, тогда как сфера действия публичного права, дея-ть гр-дан, их ор-ций, ОГВ по поводу достижения тех интересов, которые имеют публ. прав. хар-р. Сущность частного права выражено в его принципах в независимости и автономии личности, признание защиты частной собственности и принцип свободы договоров. Частное право прежде всего защищает интересы лица в его взаимоотношениях с др. лицами. В сфере действия частного права. Индивид решает использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом. Вмешательство государства в этих случаях минимально и вызывается главным образом интересами участников. Акты реализации права и интерпретационные акты. Принципиальное отличие частного от публичного права заключено кроме того в хар-ре юр. защиты частных и публичных интересов. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юр неравноправные, поскольку одной из таких сторон всегда выступает государство в лице своих органов, ДЛ наделенное властными полномочиями (сов-ть объект. прав и юр. обяз-тей ОГВ). В сфере публичного права отношения регулир. из единого центра, каковым яв-ся гос-во для норм, институтов и отраслей публ. права наиболее специфичен императ. метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием (активное и пассивное – активное выполнение действия, пассивное запрет). В сфере публ. права разрешит. тип прав. регулир. в то время как отрасли частного права основываются на диспозитивности и связанны с действием общедозволительго типа прав. регулирования. Соотв. гл. источником публ. права яв-ся НПА, а в отраслях частного права значит. вес занимает договорное право. Т.е. частное право – это область свободы и децентарализации основанный на автономии воли и частной инициативы, тогда как публичное это сфера господства императивных начал и централизованного регулирования. К публ. праву относятся конст., админ, угол, финансовое экологич, все процессы. К частному: гражданское, семейное, трудовое, замельное, МЧП. Обсолютно публ. прав. или частно прав. отрасли не существует. Публ. прав. элементы присудствуют в отраслях частного права равно как и наоборот. Семейные: суд. порядок расторжения брака, взыскания алиментов, в зем. праве также имеется публ. прав. изъятие земель. Применительно к кажд. конкр. отрасли права имеет место комбинирование юр приемов. 16. КРИТЕРИИ ОТРАСЛЕВОГО ДЕЛЕНИЯ. ОТРАСЛЕВЫЕ РЕЖИМЫ. Критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования — это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. Круг их весьма широк и разнообразен — трудовые, управленческие, имущественные, земельные, семейные и др. Им присущи следующие черты: это жизненно важные для человека и его объединений отношения; это волевые, целенаправленные (разумные) отношения; это устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения; это отношения поведенческие, за которыми можно осуществлять внешний контроль (например, юрис-дикционными органами). Общественные отношения выступают в качестве главного объективного (материального) критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной мере структурные и содержательные параметры нормы, института, отрасли и права в целом. Метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей, выработанных в результате длительного человеческого общения. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, что регулирует право, то метод — как регулирует. Метод объединяет объективные и субъективные моменты и носит по отношению к предмету дополнительный (процессуальный) характер. При регулировании общественных отношений используются различные методы: императивный и диспозитивный, альтернативный и рекомендательный, поощрения и наказания. Императивный метод построен на отношениях субординации, подчиненности одних субъектов права другим. Он характерен для административного, уголовно-исполнительного права. Диспозитивный метод предполагает равенство сторон и применяется в отраслях частного права (гражданского, трудового, семейного). Административно-правовые режимы — это специальный комплекс оперативных государственных управленческих решений и административно-правовых мер убеждения и принуждения, способных обеспечить достаточно оперативно стабилизацию общественных отношений в регионе или государстве в целом, и последующее упорядочивание общественных отношений, вышедших за пределы влияния обычных административно-правовых мер воздействия. Как правило, административно-правовые режимы временно ограничивают права и свободы граждан, используют в своем арсенале значительное количество методов административного принуждения. 17. СИСТЕМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ. Системное построение права представляет собой образование состоящие из элементов системы системы права, находящихся между собой в функциональной зав-ти. Институт, отрасль, подотрасль. Система права хар-ся след. осн. признаками: 1) единство и ее диффенцированность. Яв-сь внутренним единым и целостным образованием система права в тоже время подразделяется на отдельные элементы, каждый из кот. выполняет самостоятельную роль в механизме прав. регулирования. 2) объективный хар-р системы права кот. обусловлен спецификой регулируемых общ. отношений. Объективный хар-р системы права подтверждается тем обст-вом что не зависимо от типа современного гос-ва и прав. системы имеются группы отраслей права идентичных во всех гос-вах: конст, админ, гражд, угол, семейное. Таким образом система права – это объективно существующее внутреннее стороение права, кот. подразделяется на след. элементы: юр. нормы, суб. институты, подотрасли, отрасли. 1. Юр. норма – общеобязат. правило поведения выраженное в офиц. форме. Институты права это также осн. элемент системы права как представляют собой сов-ть юр норм регулирующих однородную группу общ. отношений. - однородность факт. содержания инст-та права - единство юр. норм, входящих в прав. институт и образующих единый комплекс. - нормативная обособленность, кот. подразумевает что прав. институт выражен в отд. разделах, глпавах, частях офиц. источников. Инст. иск.давности гл 12 Г. - полнота регулир. общ. отношений, кот. обеспечивает беспробельность прав. регулирования. - бывают комплексные инст-ты права кот. представляют собой сов-ть норм входящих в состав разл. отраслей права. 2. Подотрасль – объединение неск. инст-тов одной и той же отрасли права. КП – избирательное, парламентское. ГП – наследственное. 3. Отрасль – объединяет однородную область общ. отношений. Имеет особенное строение как правило в ней выделяют общую и особ. части. В общей части сод-ся нормы действие кот. рас-ся на все отношения регул. данной отраслью, как правило инст-ты и подотрасли уже конкретиз. в особ. части. Кроме того каждая отрасль отличается от др. отрасли по осн. критериям: предмет, метод, дополнит. критерий – наличие кодифицированного акта. Системное построение права указ. на то, что юр нормы могут действовать и оказывать регулирующее воздействие на общ. отношения, только в случае системного взаимодействия элементов системы права. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее соц. регулирование осуществляемое правом. Т.е. принимая законодательные акты законотворческий орган должен вписать в действующую систему права не нарушая ее целостности. Традиционный подход к построению системы права. Признание права системным образованием изначально предполагало обоснование критериев построения этой системы. Решению этой проблемы в рамках отечественной теории права были просвещены ряд дискуссий. В период с 1938-40 г в ходе первой дискуссии впервые в рамках теории права был сделан вывод о том что основанием деление системы права отрасли яв-ся предмет прав. регулирования – общ. отнош. подверг-ся регулир. в рамках данной отрасли. Последующая дискуссия по поводу построения системы права относится к периоду 1858-59 был поставлекн вопрос о нед-ти выделения только одного критерия поскольку в этом случае получалось огромное множ-во отраслей и поэтому на этом этапе было предложено испол-е доп. критерия – метода прав. регулирования. И с этого момента общая теория права использует эти критерри в кач-ве базовых для постоения системы права. Кроме того существует и более сстрарый по времени воз-я подход к построению системы права. Выделение частного и публичного права, но этование критерия направленность интересов регул. общ. отношений. 18. НОРМА ПРАВА И СТАТЬЯ ЗАКОНА. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМЫ ПРАВА В СТАТЬЕ ЗАКОНА. Юр. норма – это общеобязательное формально определенное правило поведения, содержащие права и обяз-ти субъектов, установленные (санкционированные) гос-вом или общ-вом и обеспеченные возможностью применения мер гос. принуждения. Соотношение нормы и ст. НПА: 1) совпадают; 2) неск. норм содерж. в ст. НПА; 3) структ. элементы юр. нормы расположены в неск. ст. НПА (бол-во ст. семейного кодекса). Способы изложения: 1.Прямой – способ изложения при кот. содерж. нормы выводится непосредственно из закрепляющей ее ст. НПА. 2.Отсылочный – способ изложения, когда ст. содержит ссылки на др. конкр. ст. (п, ч.) дополняющие ее формулировку. 3.Бланкетная – способ изложения, когда статья содержит отсылку не к какому либо конкретному предписанию, а к целому комплексу норм (ст. 98 ГК Образование АО). Управомачивание – способ прав. регулирования, кот. выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение опред. действий (собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью). 18. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЗАКОНА. ОТРАСЛИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Вопрос соотношения яв-ся центральным для правопонимания. Данная проблема ставилась еще римскими юристами. Причем под законом следует понимать не закон как источник высш. юр. силы, а как все офиц. источники юр. норм в данном в данном случае. Концепции связ. с различением права и закона существует множество, однако среди этого множ-ва можнго обозначить 2 осн. и принципиальных подхода к данной проблеме. 1. Право представляет собой творение гос. власти и под правом следует понимать все офиц. источники права не зависимо от их содержания. 2. Закон даже принятый надлежащим суб-том и в надлежащей процедурной форме может не иметь прав. содержания, быть не прав. законом и выражать полит. произвол. Приверженцами первого подхода яв-ся представители юр. позитивизма Г.Ф. Шершеневич. Второй подход в рамках прав. системы РФ исследовался в конце 80-х-90-х годов, такими теоретиками как В.С. Нерсесянс, Явич, Бабаев которые утверждали что право можно считать только прав. закон. Признанно что право и гос-во яв-ся самостоятельными рез-тами общ. развития. В такой же степень независимые от гос-ва и процессы правообразования, а уже дело гос-ва выявить эти процессы правообразования и основываясь на началах справедливости возвести их в закон, т.е. оформить в кач-ве офиц. источников права, кот. содержат общеобязательные правила поведения. Т.о. в соотв. с пастулатами данного направления право как содержание и форма складывается в рез-те взаимодействия общества и гос-ва. Т.е. содержание права создается объективно под воздействием общ. процессов, а форму придает гос-во. При различении права и законаобращают внимание на возможность не правового содержания у закона. Т.е. в настоящее время проблема различения права и закона состоит в установлении соответствия между содержанием и формой права. Право и закон следует различать в рамках второго подхода, 1. Где закон это офиц. источник норм выраж. во вне, а про – как единство формы и содержания. 2. Закон может иметь не прав. содержание, это опред-ся на основе общих естественно прав. начал (либертальная теория права). 20. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Система зак-ва – это сов-ть НПА представляющих всю сов-ть действующего норм. прав. регулирования. Различия между системой права и системой зак-ва заключаются в следующем: 1) в кач-ве первичного элемента системы права выступает юр норма кот. состоит из 3 осн. элементов. Перв. элементом системы зак-ва яв-ся статья НПА. Возможно три варианта соотн. юр. нормы и ст. НПА. 2) Система права яв-ся внутр. содержанием права, а система зак-ва представляет собой внешнее выражение оформления права закрепляемое в источниках права. Соотносятся как форма и содержание. 3) система права имеет первичный хар-р по отношению к системе зак-ва, поскольку зак-во приозводно от права, кот. с вою очередь производно от существующих на опред. территории общ. отношений, т.е. система права складывается объективно под влиянием общ. отношений, а система зак-ва складывается субъективно и зависит от воли и усмотрения законодателем. 4) строение системы права предпологает горизонтальное деление, а построение системы зак-ва имеет как горизонтальное так и вертикальное деление, кот. связанно с иерархией НПА по юр. силе. 5) отрасли права могут не совпадать с отраслями зак-ва, если подсистема зак-ва совпадает с отраслью права, то имеет место отраслевое зак-во, если подсистема зак-ва яв-ся частью отрасли права, то имеет место внутриотраслевое зак-во. Если подсистема зак-ва включает неск. отраслей права, то имеет место комплексное зак-во: экон. зак-ва, соц. обесечение. 6) различен объем регулирования систем права и систем зак-ва. Система права кроме НПА включает и иные источники права прав. обычаи, юр. прец-ты, НП договоры, наиболее полно регул. общ. отношения. В зав-ти от различн. оснований выделяют такие виды системы зак-ва как отраслевая, иерархическая, и фед. террит по видам гос. устр-ва.Отраслевая система зак-ва обусловлена прежде всего спецификой предмета прав. регулирования. Иерархич. система зак-ва имеет разделение НПА в зав-ти от юр силы. Фед. террит. система зак-ва определяется стр-рой построения гос-ва и особ-тями распределения нормотворческих полномочий между его суб-тами и между суб-тами и федерацией. 21. ПОНЯТИЕ, СТАДИИ И МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ. Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс. Оно предполагает активную деятельность людей, их коллективов и в процессе создания права, и в ходе его воплощения в жизнь.
|