Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и механизм правообразования 2 страница






Механизм правового регулирования — это система правовых средств, которые организованы наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права, правовых отношений.Вообще, правовое регулирование призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивать при этом реализацию позитивных интересов субъектов права, правовых отношений. В рамках данного процесса встречаются различные препятствия, которые можно классифицировать следующим образом: 1) препятствия, которые поддаются управлению, и препятствия, не поддающиеся управлению; 2) препятствия, которые выражаются в наличии конкурирующих в управлении моментах, и препятствия, выражающиеся в отсутствии таковых моментов.Исходя из изложенного материала, механизм правового регулирования — это система правовых средств, которые позволяют наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, удовлетворять интересы субъектов права. В теории правоведения выделяют следующие основные признаки механизма правового регулирования: 1. Цель механизма правового регулирования состоит в обеспечении беспрепятственного движения интересов субъектов права к ценностям, т. е. в гарантии их справедливого удовлетворения. Данный признак является содержательным.2. Механизм правового регулирования — это система различных по своей природе и функциям правовых средств, которые позволяют достигать поставленных целей. Данный признак является формальным.3. Механизм правового регулирования — это организационное воздействие правовых средств, которое позволяет в той или иной степени достигать поставленных целей, т. е. результативности, эффективности правового регулирования.В структуре механизма правового регулирования можно выделить следующие основные элементы и соответствующие им основные стадии правового регулирования: 1. Норма права. На данной стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере правового регулирования. 2. Юридический факт. Иначе данный элемент можно назвать фактическим составом с таким показателем, как организационно-исполнительный, правоприменительный акт. На данной стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ, которые преобразуются в конкретные правила поведения. 3. Правовое отношение. На данной стадии происходит установление конкретной юридической связи с весьма условным разделением субъектов на управомоченных и правообязанных. 4. Акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии правовое регулирование достигает своих целей — удовлетворение интересов субъектов, реализация субъективных прав и юридических обязанностей субъектов правовых отношений в жизнь. В рамках данной стадии механизма правового регулирования можно выделить три основные формы выражения актов реализации субъективных прав и юридических обязанностей: а) соблюдение — воздержание от совершения противоправных действий, б) исполнение юридических обязанностей, в) использование субъективных прав на благо, различные ценности. Однако во всех названных формах субъект права не должен препятствовать удовлетворению интересов противостоящей стороны, а также интересов в охране и защите, которые составляют основу правового порядка. 5. Охранительный правоприменительный акт. Данная стадия механизма правового регулирования является факультативной и вступает в действие лишь в том случае, если беспрепятственная форма реализации права не удается, т. е. на защиту неудовлетворенного, незащищенного интереса субъекта права должна встать соответствующая правоприменительная деятельность, меры государственного принуждения.

 

 

22. СПОСОБЫ, ТИПЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Прав. регулир. спец. юр воздействие на поведение чел-ка. Прав. регулир. – это прав. воздействие на общ. отношения с помощью прав. юр. ср-тв.

Прав. регулир. охватывает: 1) специфич. дея-ть органов гос-ва: нормотворческих, связ. с выработкой юр норм и определением юр ср-тв. 2) дея-ти непосредственно участников общ. отношений направленные на поиск и привлечение ср-ты юр регулирования для согласия своего поведения с правом. Данный вид прав. регулир. на ряду с гос. согласуется с современными взлглядами на правопонимание и правообразование и исключает на практике утверждение монополии гос-ва на произ-во права. Содержание предмета прав. регулирования определяет специфику содержания всего прав. регулирования и в конечном счете стр-ру права. Поскольку предмет прав. регулирования яв-ся основанием для структурирования права на частное и публичное и выделение в его составе относительно самостоятельных элементы, как то юр. нормы, институты, отрасли, подотрасли права. Соответственно изменение содержание отношений составляющих предмет прав. регулирования влечет за собой и изменение содержания отрасли права, в том числе отмену, изменение или появление новых юр норм, институтов. Под предметом прав. регулирования понимаются общ. отношения кот. подлежат регулированию, т.е. те отношения кот. могут регулироваться по ср-вам юр. прав. ср-тв: экономические отношения, отношения между гр-нами, правоотхранительные. Не входят отн-я кот. не могут быть формализованы.

Предмет прав. регулирования входят общ. отношения кот.: 1. Объективно могут быть урегулированы. 2. Они в данных условиях требуют прав. воздействия.

Общ. отношения это общий объект воздейстия права, а непосредственным предметом прав. регулирования выступают действия, дея-ть участников отношений. Т.о. содержание прав. регулирования зависит от положения взаимодейств. суб-тов и зависит от объекта на кот. направлены интересы участников. Хар-р регул. правом отношений указ. на метод прав. регулирования. Метод это сов-ть своеобразных приемов юр воздействия, их сочетание. В отличии от предмета прав. регулирования, отвечающего на вопрос что регулируется правом метод прав. регулирования указ. на то как регулируются общ. отношения. Особ-ти метода прав. регулирования хар-ют:

1) основания возникновения прав и обяз-тей

2) способы взаимосвязи прав и обяз-тей

3) хар-р юр ср-тв, обеспечения прав и обяз-тей

Исходя из этих екритериев принято выделять 2 осн. метода прав. регулирования:

1) диспозитивный, хар-ся автономией и равноправием сторон регулир. отношений.

2) императивный – этот метод власти и подчинения основанный на соподчиненности одних участников другим.

Диспозитивный метод яв-ся ведущим в ГП, императивный метод – ведущий в административном праве, остальные отрасли используют разл. сочетания данных методов.

Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельность в выборе того или иного поведения участников в отношениях. В данном случае в диспозитивном методе закон опред-ет пределы отношения сторон, либо уст-ет опред. процедуры. В основе диспозитивного метода лежит свободное не подчиненное положение участников правоотношения и договор как осн. источник возникновения данного правоотношения.

Императивный метод убеждает участников вступать в юр. связь т.к. метод строго обязательный и не допускает отступлений от юр. нормс.

Юр. фактом для возникновения правоотношений в данном случае будут яв-ся в первую очередь правоприменительные акты, напр. любые решения судов, приказы о переводах.

Способы прав. регулирования. Принято различать след. осн. способы прав. регулирования:

1) дозволение – это предоставление лицам права на собственные активные действия. 2) обязывание – возложение обяз-ти к активному поведению. Обяз-ть поступать только так как определено законом.

3) запрещение – возложение на лиц обяз-ти от совершения действий запрещенных законом.

В кач-ве доп. способов прав. регулирования некот. авторы называют поощрение и рекомендации.

Работа 1966 г механизмы прав. регулир. работа Алексеева.

Типы прав. регулир. представляют собой особый порядок прав. регулирования кот. выр-ся в опред. сочетание способов прав. регулирования и создает опред. режимы для удовлетворения интересов суб-тов права. В зав-ти от сочетания заперетов и дозволений раз-ют два осн. типа прав. регулирования.

1. Общедозволительный в осове кот. нах-ся общее дозволение и кот. строится по принципу дозволено все вроме того что прямо запрещкено законом.

2. Разрешительный в основе кот. лежит запрет и кот. строится по принципу запрещено все кроме того, что прямо разрешено законом.

На приобладание общедозволительного или общеразрешит. регулир. влияют след. факторы, т.е.: 1) особ-ти прав. отношений; 2) хар-р прав системы и уровень прав. культуры.

23. ПРАВОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ.

С позиции права поведение чел-ка может быть оценено по разному отдельные отношения людей нах-ся вне сферы прав регулирования. Отношения не входящие в прав. регулирование не могут рег-ся правом, они поддаются только моральной оценке. Др. отношения регул. правом, есть отношения кот. юр. безразличны и не требуют прав. опозредования, например увлечение спортом, музыкой.

Наибольший интерес для юр науки и практики представляет поведение людей в сфере прав. регулирования, т.е. поведение урегулированное правом. Такое поведение наз-ся правовым. Прав. поведению присущи определенные признаки.

1. Социальная значимость поведения. Поскольку человеческие поступки порождают реакцию окружающих либо одобрение либо осуждение, в этом проявляется соц. оценка поведения, кот. может быть оценена либо как общ. полезная либо как общ. опасная.

2. Субъективизм. Поскольку человек существо социальное, наделено волей и контролирует свое поведение. Совершая то или иное действие в прав. сфере субъект соотносит его с имеющимися нормами, анализирует поведение с позиции того прмнесет он пользу или вред общ-ву, себе и в зав-ти от этого он принимает решение, определяет свое поведение.

Прав. регламентация, т.к. и объективные и субъективные моменты отражаются в прав. предписаниях. Прав. регламентация обеспечивает точность, определенность поведения в прав. сфере, яв-ся защитой от постороннего вмешательства в действия гр-дан, иных суб-тов правоотношений, именно по ср-вам прав. норм стимулируется, внедряется в общ. жизнь общ. полезное поведение и вытесняется поведение не желательное для общ-ва.

Подконтрольность в лице правоприменительных и правоохранительных органов, данный признак вытекает из св-ва гарантированности гос-ва права, его принудительности. Контролируя действия суб-тов гос-во корректрует их в зав-ти от соц. значимости поступков.

Прав. поведение в любом случае влечет за собой юр. последствия. Указ. признак имеет важное значение для хар-ки прав. поведения, т.е. поведение кот. не влечет юр последствий соотв. яв-ся юр. нейтральным и не яв-ся правовым. В силу этой особ-ти прав. поступок выступает обычно юр фактом, т.е. основанием для возникновения либо прекращения правоотношения. Прав. поведение – это соц. значимое, осознанное поведение инд. либо коллективных суб-тов урегулированное нормами права и влекущее за собой юр. последствия.

Т.о. дея-ть чел-ка в прав. сфере может быть оценена как с социальной так и с юр. стороны. Развитие потребности юр практики требует выделять разл. виды прав. поведения, кот. могут быть опосредованы правом.

Виды прав. поведение: правомерное, правонарушение, злоупотребление правом, объективно противоправное деяние.

Осн. разновидность прав. поведения – это поведение правомерное, поскольку подавляющие число гр-дан и ор-ций.

Правомерное поведение – это соц полезное осознанное поведение людей и ор-ций соотв. прав. нормам и гарантируемое гос-вом. Правомерное поведение имеет след. характерные признаки:

1. Правомерное поведение соотв. юр. нормам.

2. Правомерное поведение социально полезно.

3. Правомерное поведение характеризует субъект. сторону, мотивы, цели, степень осознания возможных юр последствий и внутренне отношение индивида к ним, при этом мотивы отражают хар-р, степень активности поведения, правомерное поведение яв-ся важнейшим видом прав. поведения, поскольку его осн. фун-ция – это удовлетворение интересов участников правоотношения, поскольку общ-во и гос-во заинтересованы в таком поведение они поддерживают его разл. орг. прав. методами. по ср-вам стимулирующих прав. режимов.

Правонарушение – это юр. и соц. антипот правомерного поведения, соотв. соц. и юр. признаки у них противоположны.

Правонарушение – это общ. опасное, виновное, противоправное деяние дееспособного суб-та.

1) акт поведение выражающийся либо в действии либо в бездействии. Не могут считаться правонарушением мысли не выраженные в деянии, не считаются также правонарушением кач-ва личности, родств. связи.

2) правонарушениями считаются только волевые действия, т.е. действия зависящие от воли участников осущ-емые ими добровольно.

Злоупотребление правом – этот термин в его буквальном значение означает употребление права во зло в тех случаях, когда управомоченный суб-т обладает субъективным правом, действует в его пределах, но наносит опред. вред правам др. лиц либо общ-ву вцелом. Злоупотребление правом хар-ся след. признаками – это наличие у суб-та субъект. прав; действие по реализации этих субъективных прав; использование своих субъект. прав в противоречие их соц. значению или причинением своими действиями ущерба общ. либо личным интересам; Отсудствие нарушения конкретных юр. запретов либо обяз-тей; установление фактов злоупотребления компетентным правоприменительным органом, наступление юр последствий.

В общем виде не допустимость злоупотребления правом закреплена в 10 ГК.

Признание недействительности последствий злоупотребления правом.

Объективно-противоправное деяние сюда относят противоправное деяние недееспособных лиц, либо без виновные деяния. Они не яв-ся правонарушениями но таковыми они не яв-ся поскольку здесь отсудствуют такие важные признаки правонарушения, либо вина. За совершение объективно противоправного деяния применяются меры медицинского либо воспитательного хар-ра. Виды правомерного поведения: По субъектам права - действия (бездействие) физических, юридических лиц, государства и т.д.; По объективной стороне - действия (бездействие); По отношению законодателя к правомерному поведению - желательное, допускаемое, необходимое; По направленности воли - юридические поступки, юридические акты; По характеру мотивации - принципиальное (предопределенное внутренним убеждением в необходимости поступать правомерно), привычное (предопределенное привычкой осуществлять данное правовое предписание), конформистское (предопределенное стремлением поступать так, как поступают другие люди), маргинальное (предопределенное страхом применения санкций за неправомерное поведение), интуитивное (предопределенное правовой интуицией).

24. ПРАВОНАРУШЕНИЕ. СОСТАВ И ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ.

Правонарушение – это юр. и соц. антипот правомерного поведения, соотв. соц. и юр. признаки у них противоположны.

Правонарушение – это общ. опасное, виновное, противоправное деяние дееспособного суб-та.

1) акт поведение выражающийся либо в действии либо в бездействии. Не могут считаться правонарушением мысли не выраженные в деянии, не считаются также правонарушением кач-ва личности, родств. связи.

2) правонарушениями считаются только волевые действия, т.е. действия зависящие от воли участников осущ-емые ими добровольно.

Не яв-ся правонарушениеями поведение не контролируемое сознанием, поэтому правонарушениями яв-ся варианты поведения присущие только дееспособным, деликтоспособным суб-там.

3) правонарушением признается деяние совершая которое индивид понимает, что действует противоправно, поскольку своим поступком наносит ущерб общ. интересам. Это действие бездействие противоправно нарушающее требования юр. норм, либо это нарушение запретов, либо это не выполнение обяз-тей. Отсудствием хотя бы одного из названных признаков не позволяет рассм. деяние как правонарушение.

Субъектом правоотношения может быть дееспособное физ. лицо либо ор-ция обладающая статусом.

Объектом правонарушения яв-ся то на что направленно – т.е. ценности и блага кот. нанесен ущерб. Это жизнь, собственность, здоровье и тд.

Объективная сторона правонарушения – это внешне выраж. деяние, его общ. вредные последствия и причинно следственная связь между ними. Субъективная сторона правонарушения сопряжена прежде всего с понятием вины, степень вины определяется через предвидение либо не предвидение виновных последствий своего деяния и отношением суб-та к самому деянию и его последствиям.

Формы вины по хар-ру и степени общ. опасности все правонарушения подразделяются на: преступления и проступки. 1. Преступление – это общ. опвсное угол. наказуемое деяние. Общ. опасность это нарушаются наиболее существенные интересы гос-ва и личности. Тогда как проступки и вред причиненный ими не достигает уровня общ. опасности. Также есть гр. прав. деликты кот. в отличии от преступлений и адм. проступков не имеют таких четко закрепленных дефиниций как в угол. и адм. праве. 2. Гр. прав. деликты представляют собой противоправные деяния наносящих вред урегулир. нормами права общ. отношений имущественных и связ. с ними личных не имущественных отношений за совершение кот. предпологается гр. прав. отв-ть в различных формах. 3. Дисциплинарные проступки под кот. понимается противоправное виновное не исполнение работником своих труд. обяз-тей, нарушающие правила внутреннего труд. распорядка.

25. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ. ОБЪЕКТИВНО-ПРОТИВОПРАВНОЕ ДЕЯНИЕ.

Это виды правового поведения. Злоупотребление правом – этот термин в его буквальном значение означает употребление права во зло в тех случаях, когда управомоченный суб-т обладает субъективным правом, действует в его пределах, но наносит опред. вред правам др. лиц либо общ-ву вцелом. Злоупотребление правом хар-ся след. признаками – это наличие у суб-та субъект. прав; действие по реализации этих субъективных прав; использование своих субъект. прав в противоречие их соц. значению или причинением своими действиями ущерба общ. либо личным интересам; Отсудствие нарушения конкретных юр. запретов либо обяз-тей; установление фактов злоупотребления компетентным правоприменительным органом, наступление юр последствий. В общем виде не допустимость злоупотребления правом закреплена в 10 ГК. Признание недействительности последствий злоупотребления правом. Объективно-противоправное деяние сюда относят противоправное деяние недееспособных лиц, либо без виновные деяния. Они не яв-ся правонарушениями но таковыми они не яв-ся поскольку здесь отсудствуют такие важные признаки правонарушения, либо вина. За совершение объективно противоправного деяния применяются меры медицинского либо воспитательного хар-ра.

Кроме злоупотребления и объект. протвоправного видами правого поведения яв-ся правомерное поведение и правонарушение.

26. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ И ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соотв. субъективные права и юр. обязанности. Если норма права - статическое состояние правового регулирования, то правоотношения - динамическое. Категория «правоотношение» является одной из центральных в общей теории права и помогает уяснить, каким образом право воздействует на поведение. Правоотношения позволяют «перевести» абстрактные юр нормы в плоскость персонифицированных связей, т.е. на уровень субъективных прав и юр. обязанностей для данных субъектов. Признаки правоотношений: 1) это общественное отношение, которое представляет собой двусторонюю конкретную связь между социальными субъектами; 2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся); 3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей; 4) это волевое отношение, ибо для его возникновения необходимо воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны); 5) это отношение возникает по поводу реального блага, ценности, в связи с чем субъекты осуществляют принадлежащие им субъектные права и юридические обязанности; 6) это отношения, охраняемые и обеспечиваемые государством (в частности, возможностью государственного принуждения). Структура правоотношения: 1) субъект; 2) объект; 3) субъективное право и юридическая обязанность (юридическое содержание).

Классификация правовых отноше­ний осуществляется по различным основаниям. 1. По отраслевому признаку: конституци­онные, гражданско-правовые, административно-правовые и т. д. В основе этого деления лежит специфика отдельных обла­стей общественных отношений. 2. По характеру содержания: общерегулятивные, регулятивные и охранительные. Общере­гулятивные правоотношения появляются у субъектов непосред­ственно из закона. Они возникают на основании юридических норм, гипотезы которых не содержат указаний на юридические факты. Такие нормы порождают у всех адресатов одинаковые права или обязанности без всяких условий (например, многие конституционные нормы). Регулятивные правоотношения вызыва­ются к жизни нормами права и юридическими фактами (событи­ями и правомерными действиями). Они могут возникать и при отсутствии нормативной регламентации на основе договора меж­ду сторонами. Охранительные правоотношения появляются на ос­нове охранительных норм и правонарушений. Они сопряжены с возникновением и реализацией юр. ответственности, предусмотренной в санкции охранительной нормы. 3. По степени определенности сторон пра­воотношения могут быть относительными и абсолютными. В относительных конкретно (поименно) определены обе сторо­ны (покупатель и продавец, поставщик и получатель, истец и ответчик). В абсолютных названа лишь управомоченная сторо­на, а обязанная сторона — это каждый и всякий, чья обязан­ность состоит в том, чтобы воздерживаться от нарушения субъективного права (правоотношения, вытекающие из права собственности, авторского права). 4. По характеру обязанности: активные и пассивные. В правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определен­ных действий, а право другой — лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношениях пассивного типа обязан­ность заключается в воздержании от действий, запрещенных юридическими нормами. Основанием возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление юридических последствий.

27. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соотв. субъективные права и юр. обязанности. Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения — это субъект права, который использует свою право и дееспособность. Выделяют следующие виды субъектов правоотношений: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам (физическим лицам) относятся: 1) граждане; 2) лица с двойным гражданством; 3) ЛБГ; 4) иностранцы. ЛБГ и иностранцы могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане РФ, за рядом ограничений, установленных законодательством: они не могут, в частности, избирать и быть избранными в представительные органы власти России, занимать определенные должности в государственном аппарате, служить в Вооруженных Силах и т.п. К коллективным субъектам относятся: 1) Гр-во в целом (когда оно, например, вступает в международно-правовые отношения с другими государствами, в конституционно-правовые — с субъектами Федерации, в гражданско-правовые — по поводу федеральной государственной собственности и т.п.); 2) государственные организации; 3) негосударственные организации (частные фирмы, коммерческие банки, общественные объединения и т.д.). Коллективные субъекты, участвующие в области частноправовых отношений, обладают качествами юридического лица. Согласно ч. 1 ст. 48 ГК РФ, ЮЛ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ - способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности. Правоспособность и дееспособность — это две стороны одного и того же феномена — правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права и то не для всех субъектов (гражданская правосубъектность организаций едина). Правоспособность — это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Таким образом, может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Так, общая гражданская правоспособность индивида возникает в момент его рождения, и участником гражданско-правового отношения (например, правоотношения наследования) может быть младенец. Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

28. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ. ПРАВОСПОСОБНОСТЬ. ДЕЕСПОСОБНОСТЬ. СДЕЛКОСПОСОБНОСТЬ. ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ. ПРАВОВОЙ СТАТУС.

Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. Субъект правоотношения — это субъект права, который использует свою право и дееспособность. Правосубъектность - способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности. Правоспособность и дееспособность — это две стороны одного и того же феномена — правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права и то не для всех субъектов (гражданская правосубъектность организаций едина). Правоспособность — это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, то есть быть участником правоотношения. Таким образом, может быть достаточно одной правоспособности, чтобы выступить стороной в правоотношении. Так, общая гражданская правоспособность индивида возникает в момент его рождения, и участником гражданско-правового отношения (например, правоотношения наследования) может быть младенец. Дееспособность — это обусловленная правом способность своими собственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их. Деликтоспособность - способность гражданина нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями. Сделкоспособность – способность самостоятельно совершать сделки. Правово́ й ста́ тус — установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят:

правосубъектность (в свою очередь включающая правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъекта); установленные законом права и обязанности; гарантии установленных прав; ответственность субъекта за неисполнение обязанностей. Обычно явление правового статуса исследуется в отраслевых юридических науках. Выделяют конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, административно-правовой статус и т.д.

29. ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ИХ ВИДЫ.

Правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соотв. субъективные права и юр. обязанности. Объект правоотношения — это то, на что направлены права в обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. Виды объектов: 1.Материальные блага. 2.Не материальные личные блага (пра­во на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т. д.). 3.Действия субъекта (работа, услуги и т. п.). Например, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения (ГК РФ). 4.Продукт творчества (например, объект авторского права — созданное автором произведение). 5.ценные бумаги. Объект правоотношения теснейшим образом связан с интересом управомоченной стороны.и яв-ся благом, находящимся в его распоряжении и охраняемым гос-вом. Например, по жилищному зак-ву для нанимателя объект – жилое помещение, необходимое ему для проживания. В соот­в. с Конституции РФ каждый вправе иметь иму­щество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжать­ся им единолично или совместно с другими лицами. Одно и то же благо может быть объектом разнообразных правоотношений. Так, вещь может быть объектом права соб­ственности, правоотношений купли-продажи, залога, наследо­вания, страхования и т. д. При совершении противоправных действий осуществляется посягательство на материальные или нематериальные блага. В целях защиты субъективного права в отношении соответству­ющих объектов компетентные органы принимают индивидуаль­ные решения в рамках охранительных правоотношений. Напри­мер, решение о возврате собственнику похищенной у него вещи или о взыскании ее стоимости.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал