Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и механизм правообразования 4 страница






Юридически значимые вопросы решаютсяправоприменителями (юристами-практиками: судьями, прокурорами, следователями, нотариусами и др.) в виде конкретных действий - операций. Решение юридическогодела представляет собой определенный юридический процесс.

Юридический процесс - система процедурразрешения (разбирательства) юридических дел на основе норм правауполномоченными органами государства, должностными лицами и иными субъектами, состоящих в проведении конкретных действий (операций) и влекущих юридическиепоследствия.

Система действий (операций) представляетсобой определенный нормами права порядок (процедуру). Соответствующимзаконодательством четко названы участники юридического процесса и распределеныфункции между ними (что обязан делать каждый участник юридического процесса), атакже указано, каким образом он должен осуществлять свои функции.

В соответствующих законах предусмотрен кругсубъектов, уполномоченных проводить дознание, предварительное следствие поуголовным делам, осуществлять надзор за следствием и правосудием, поддерживатьгосударственное обвинение, исполнять приговоры и решения судов.Юрист-специалист обязан знать все секреты ведения юридического дела и уметьанализировать его до малейших деталей.

В процессе рассмотрения юридического деладолжны быть получены результаты, которые являются официальными. Это -процессуальные документы, содержащие индивидуальные предписания и имеющиеустановленную нормами права определенную форму (обвинительное заключениеследователя, приговор и решение суда, протест прокурора и др.) исоответствующие реквизиты (подпись, печать и т.п.). Процессуальные документыназываются правоприменительными процессуальными актами. Они являютсяпредписаниями, подводящими итог рассмотрения юридического дела.

Можно выделить два вида правоприменительныхпроцессуальных актов - решений:

простой - принятый в результате только экономическогоподсчета: заключение продавцом и покупателем договора торговой купли-продажи; решение, определяющее размер алиментов в соответствии с доходами должника ипотребностями кредитора (их незначительное количество по сравнению со вторыми);

сложный - принятый в результате разностороннего анализа всехаспектов ситуации; решение суда должно состоять из таких частей: вводная, описательная, мотивировочная, результативная.

Решение юридического дела - это творческийакт юридического мышления, умение диалектически анализировать юридическиефакты, а не вычисление среднеарифметического из имеющихся юридических фактов.Научно-логическое мышление юриста связано с его эрудицией, малоплодотворной внеобщей культуры и юридического опыта.

Кроме итоговых предписаний юридического делаимеются процессуальные акты промежуточного (постановления следователя опризнании потерпевшим) вспомогательного (постановления следователя о проведениидополнительных следственных действиях) или информационного (протоколысудебного заседания) характера. (См.§Эстетические требования к оформлению правовых документов)

Следует отметить, что принятие правовыхрешений - не единственный элемент юридической деятельности, профессиональнойработы юриста-практика. Важную роль играет консультативная часть деятельностипрактикующего юриста - умение разъяснить, дать необходимые справки клиенту.Консультации адвоката, заключения юрисконсульта, мнения следователей -результат определенного вида деятельности, процедуры.

Юридический процесс традиционно включал всебя три отрасли: уголовный, гражданский, административный. Однако такаяклассификация не дает возможности определить роль юридического процесса вмеханизме правового регулирования и представить его как систему. В современныхусловиях утверждается научная доктрина широкого понимания юридическогопроцесса, объединяющего в себе все правовые формы деятельности. Этосоответствует концепции правового государства, согласно которой все сферыюридической практики " уравновешены" и равноценны. Поэтомуцелесообразно давать следующую классификацию юридического процесса: правотворческий, правоприменительный (сюда входит судебный), правоохранительный, контрольно-надзорный, учредительный.

Каждый из указанных видов юридическогопроцесса имеет структуру, состоящую из элементов:

процессуальный режим - атмосфера отработанного порядкарассмотрения юридического дела, предусмотренная нормами права в целяхэффективного достижения результатов;

процессуальные производства - комплекс взаимообусловленных ивзаимосвязанных процессуальных действий, которые проявляются в совокупностипроцессуальных правоотношений, взаимодействующих с материальнымиправоотношениями; в системе способов добывания и обоснования всех обстоятельствюридического дела и их доказывания, в системе официальных документов, закрепляющих все достигнутые результаты в ходе рассмотрения дела;

процессуальные стадии - система взаимосвязанныхпроцессуальных обстоятельств, протекающих во времени и направленных надостижение оптимальных результатов юридического дела. Они характеризуютдинамику рассмотрения юридического дела.

Элементы юридического процесса(процессуальной формы) регламентируется нормами процессуального права.

Правотворческий, учредительный, правоохранительный, контрольно-надзорный и другие виды процессов осуществляются черезпроцессуальные правоотношения, субъектами которых являются:

1.субъекты, заинтересованные в результатах юридическогопроцесса (потерпевшие, обвиняемые и др.);

2.юристы-профессионалы (следователи, прокуроры, работникимилиции), обеспечивающие осуществление " чужих" интересов.

Для успешного решения юридического дела необходимыум, глубокие профессиональные знания, богатое воображение, душевность, интуиция. Хорошим юристом-практиком может стать лишь цельная творческаяличность, способная решать сложные, четко поставленные, неформализованныеюридические задачи.

37.

39. БЮРОКРАТИЗМ И КОРРУПЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМИ.

Профессиональная юридическая деятельность -целенаправленные действия (поведение) юриста-профессионала по решениююридических дел, осуществляемые на основе норм процессуального права инаправленные на соблюдение законности и укрепление правопорядка в государстве.

В юридической деятельности и черезюридическую деятельность проявляются основные закономерности функционированияюридической практики. Юридическая деятельность - основа юридической практики.

Профессиональная деятельность юриста вбольшинстве своем протекает в рамках правовой формы деятельности государства -правоприменительной, правоохранительной и др., исходной единицей которой являетсяюридическое дело. Поэтому юридическая суть профессиональной деятельности юристата же, что и правовой формы деятельности государства: она всегда связана снормами права, основана на законе, и имеет юридические последствия (См.§ Правовые формы деятельностигосударства).

Бюрократи́ зм, канцеля́ рщина — чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к большим затратам времени.

Бюрократизм чаще всего наличествует в государственных учреждениях и особенно характерен для стран, где господствует бюрократия — система управления, в которой реальная власть принадлежит чиновничеству. Бюрократизм также иногда может наблюдаться в крупных корпорациях, партиях, религиозных и научных учреждениях.

В результате бюрократизма клиент тратит время на хождение по инстанциям для оформления справок, на стояние в очередях, на ожидание решения.

К причинам бюрократизма относят как независимые от самого бюрократа (усложнённость процедур), так и субъективные (желание перестраховаться, скрытое вымогательство взятки).

В качестве мер борьбы с бюрократизмом предлагались выборность чиновников, установление максимального времени рассмотрения заявок, замена разрешительных процедур на уведомительные.

Корру́ пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.

Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.

40. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Применение праваэто особая форма реализации права, властная деятельность компе­тентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. Реализация пра­ва в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов, других властных структур. Граждане и организа­ции добровольно, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают ус­тановленные законом запреты. В некоторых ситуациях требуется гос. вмешательство – применение права, без чего реализация права оказывается невозможной. 1.Нормы в кот. предусматривается участие гос-ва – гос. распределение имущ. благ (постановление органа соц. обеспечения о назначение пенсии отдельному гр-ну; решение о выделение жилья из гос. фонда, решение о предоставление в пользование земельного участка). 2.Взаимосвязи между гос. органами и ДЛ внутри гос. аппарата (власть и подчинение). Властные управленческие решения, например, указ Президента РФ о снятии с должности министра. 3.Возникновение спора о праве (разл. суды в пределах своей компетенции). 4.Для определения меры юр. отв-ти за совершенное правонарушение, применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др. Признаки применения права: властный характер; направленность на установление конкретных правовых по­следствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности; реализация в спец. процессуальных формах; вынесение индивидуального юридического решения. Применение права является особой формой реализации пра­ва, поскольку инд. властное решение по делу только направлено на реализацию применяемой нормы права, но еще не реализует ее. Реализация наступает в результате исполнения правоприменительного решения.

Стадии: Основные: 1.Установление фактических обстоятельств дела. При совершение преступления это – лицо соверш. преступление, время, место, способ, наступившие последствия, характер вины; при гражд. прав. споре: обст-ва заключения сделки, содержания, действия совершенные для ее исполнения; взаимные претензии сторон. Фактические обст-ва относятся к прошлому и поэтому подтверждаются материальными и не материальными следами (показание свидетелей, заключение эксперта, протокол осмотра места происшествия). В угол. процессе док-ва собирает предвар. следствие, в гражд. – стороны. 2.Формирование юр. основы дела – выбор и анализ юр. нормы подлежащей применению. Происходит путем сравнение фактических обст-тв и юр. фактов, предусмотренных гипотизой прав. нормы и установление тождества между ними. Первая и вторая стадия – подготовительные. 3.Вынесение правоприменительного решения – заключительная стадия. Решение определяется фактическими обстоят-вами. Правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции, санкции применяемой нормы. 1) Это умственная дея-ть – оценка собранных док-тв, определение прав и обяз-тей сторон, мера отв-ти виновного; 2) это акт применения права – юр. документ – фиксируются юр. последствия для конкретных лиц. Дополнительная – гос. принудительное реализация правоприменительного акта. Виды правоприменительных актов: 1.По субъектам принятия: органов гос. власти, органов гос. управления, кон­трольно-надзорных органов, судебных органов, органов МС. 2.По значению в правоприменительном процессе: вспомогательные (например, определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда по гражд. делу, постановление комиссии отдела соц. обеспечения о назначении пенсии и т. д.). 3.По форме: имеющие вид отдель­ного документа (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому) или резолюции на материалах дела, документах (резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы, утверждение прокурором обвинитель­ного заключения). Структура правоприм. акта (следственный, судебный, прокурорский): 1. Вводная часть содержит наименование акта (приговор, ре­шение, постановление и т. д.), место и дату принятия, наиме­нование органа или ДЛ, которое принимает решение, по какому делу. 2.О писательная часть описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при ка­ких обстоятельствах и какими способами совершены действия. 3. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, под­тверждающих наличие или отсутствие фактических обстоя­тельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, ука­зание на процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель. 4.Р езолютивной части фиксируется решение по делу (о юри­дической квалификации действий, о правах и обязанностях сто­рон, об избранной мере юридической ответственности винов­ным лицам и др.).

Акты применения права должны отвечать требованиям: обоснованности (логические выводы, док-ва), законности (соблюдение подсудности, подведомственности, проц. норм, правильность выбора нормы) и целесообразности (чрезмерная суровость или мягкость).

41. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА.

Применение Права - одна из форм реализации норм права, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными, лицами. Все множество определений и подходов к раскрытию содержания Применение Права сводится к следующему. Во-первых, Применение Права в отличие от других форм реализации права может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. В соответствии с Конституцией РФ это могут быть высшие и местные органы государственной власти, суд ебные, прокурорские органы, органы управления. администрации предприятий и учреждений, должностные лица разных органов, общественные органы и организации. действующие по поручению (с санкции) государства. Во-вторых, право применение - один из важнейших видов государственной деятельности, который носит государственно-властный характер. Это означает, что акты.издаваемые в процессе право применения, имеют юридический характер. Неисполнение их влечет за собой государственное принуждение. В-третьих, применение права осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: оперативно- исполнитель ную и право охранительную. Под оперативно- исполнитель ной формой деятельности подразумевают реализацию предписаний право вых норм. позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. В качестве последних выступают, например, приказ о приеме на работу, выдача свидетель ства о регистрации брак а, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. Под право охранительной формой подразумевается деятельность, направленная на охранунорм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения, а также принятие мер по предупреждению право нарушений в будущем. В-четвертых, применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в соответствии со строго установленным в закон е порядком. Существует определенная процедура право применительной деятельности суд ебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации такой процедуры не всегда одинакова. Порядок деятельности суд ебных органов, рассм. атривающих гражданские и уголовные дела, прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, регламент ируется соответствующими граждане ко-процессу-альными и уголовно-процессуальными отраслями права. В-пятых, право приме-нительная деятельность осуществляется в определенной последовательности: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, закон ности, действия ее во времени, пространстве и по кругу лиц; в) анализ содержания нормы права и принятия решения (издание индивидуального акта); г) доведение принятого решения до сведения заинтересованных органов и должностных лиц. В-шестых, право применительная деятельность всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его оформлением.

До сих пор в области теории права нет консенсуса по определению понятия юр. процесс. При этом теория юр процесса продолжает исследоваться в рамках отдельных отраслей права. Наличие процессуального права обусловлено потребностью юр технологии т.е. ор-ции процесса реализации норм материального права. Своеобразие предмета прав. регулирования процессуальных норм видится в том, что он включает в себя общ. отношения возникающие в процессе реализации норм материального права. Т.о. материальное право регулирует предметные отношения, а процессуальное право регулирует организационные отношения. Процессуальное право регламентирует правовые процедуры при разрешение споров или при определение отв-ти за правонарушения, т.е. процедурное право – это отношения возникающие в связи с нарушением права или спорам о праве. Прав. процедуры должны обеспечить дея-ть юрисдикционных органов по применению норм материального права конкретным жизненным ситуациям избегая как фактических так и юр. ошибок. Сложность данного вида прав. дея-ти обуславливает положения процессуального права как детализированной системы организационных норм.

В соотв. с Конст. РФ в России признается 5 видов процессов: гражданский, уголовный, арбитражный, конституционный и административный. Т.к. в соотв. с п о ст. 71 КРФ в ведение РФ нах-ся гражданско проц, угол. проц. и арб. проц. зак-во. К совместному ведению РФ и суб-тов РФ п к ст. 72 КРФ относят админ. проц. зак-во. В перечне проц. зак-ва отсудствует упоминание о конст. проц. зак-ве, однако ч 2 ст. 118 КРФ гласит что суд власть осущ-ся по ср-вам конституционного, гражданского, админ. и угол. суд-ва.

Т.о. из содержания указ. статей можно сделать неск. выводов. В ст. 118 отсудствует понятие арб. суд-ва, но в ст 71 есть понятие арб. проц. зак-ва.

2. Под конст. проц. зак-вом понимается сов-ть норм ФКЗ. О конст. суде РФ, кот. устанавливает общие правила и особ-ти произ-ва в конст. суде РФ (произошли изменения).

Для того чтобы исследовать категорию юр процесс необходимо определить понятие материального и процессуального права. Материальное право – это юр понятие обозначающее юр нормы с помощью кот. гос-во осуществляет воздействие на общ. отношение путем прямого непосредственного прав. регулирования. Нормы материального права закрепляют формы соб-ти. Юр. положение имущества и лиц, определяют порядок и стр-ру гос. органов, устанавливают прав. статус гр-дан, основания и пределы отв-ти за правонарушения. Т.о. объектом мат. права выступают хоз. имущественные, трудовые, семейные и иные отношения.

Если мы рассмотрим определение процессуального права, то его определяют как порядок и условия применения и защиты материального права. Данное определение демонстрирует традиционный взгляд на процессуальное право. подчеркивающее его служебную роль по отношению к материальному праву.

Соотношение материального и процессуального права на различных уровнях не одинаково. Существует разница между соотношением материального и процессуального на уровне отрасли права и на уровне юр нормы. На уровне отрасли одно без другого существовать не может. Процессуальное право без материального бесцельно, а материальное право без процессуального бездейственно, т.к. регламентация поведения обеспеченна возможностью гос. принуждения осущ-го в определенной проц. форме.

На уровне юр нормы такой взаимосвязи нет: нормы процессуального права при соотв. условиях уже сами по себе порождают определенные субъективные процессуальные права, кот. не нах-ся с материальными субъективными правами в соотношение. Привести пример. Т.о. под юр процессом понимается система действий реально совершаемых в соотв. с процедурой теми или иными гр-нами, ор-циями, органами и ДЛ и система правоотношений складывающихся в рез-те и по ср-вам этих действий.

Под юр процедурой обычно понимают порядок совершения юр действий необходимых для разрешения юр дела. Говоря о юр процедурах мы пологаем что они определяют стадии юр процесса, их цели, последовательность, временные рамки, конкретные действия на каждой стадии, основания совершения, способы оформления действий и их фиксация. Стадии юр процесса: установление фактических обст-тв дела, событие, деяния, причинно следственная связь, место, время; выбор и анализ юр нормы; разрешение конкр. юр. дела через определение субъективных прав и юр. обяз-тей, либо меры юр отв-ти. Т.о. дадим развернутое определение юр. процесса кот. представляет урегулированную проц. нормами право сов-ть юр. значимых действий суб-тов права по нормат. прав. регулированию общ. отношений и по применению материальных прав. норм, выраженных в форме правотворчества либо правоприменения (зак. инициатива). На основе определения юр процесса необходимо определить осн. черты данного прав. явления:

1. Совершение суб-том права отдельного юр значимого действия не может рассматриваться как процесс, поскольку юр процесса – это всегда сов-ть система последовательно совершаемых суб-том права действий.

2. Порядок совершения юр значимых действий в рамках юр процесса регулируется проц. нормами. Общ. процессы не регулируемые юр нормой не могут рассматриваться как юр процессы.

3. Юр процесс как активная дея-ть суб-тов правасостоит из стадийна каждой из кот. участниками процесса совершаются в соотв. с установленной процедурой опред. юр действия направленные на достижение юр рез-та.

4. Конечной целью и рез-том юр процесса яв-ся реализация субъективных прав на основе соотв. мат. норм.

42. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА: ПОНЯТИЕ, СРЕДСТВА, ПРИЁМЫ И ВИДЫ.

Юридическая техника – совокупность правил и приемов, используемых при выработке, оформлении и систематизации правовых актов. Объектом юридической техники является текст норма­тивного документа, в отношении которого применяются интел­лектуальные усилия законодателя. Законодатель исполь­зует различные правила и приемы подготовки нормативных актов. Уровень развития юр. техники показателем уровня развития правовой культуры общества. Юри­дическая техника — не чисто техническая, прикладная пробле­ма, а критерий сущности права, критерий направленности по­литической воли законодателя. Правила подготовки проектов нормативных актов весьма мно­гообразны и многочисленны. Общие требо­вания, предъявляемые к текстам проектов нормативных актов: конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования; логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой; отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в норма­тивном акте, так и во всей системе законодательства; ясность, простота применения и понимания терминов; не­допустимость использования в тексте документа неясных, мно­гозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов, отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся словосочетаний, краткость и компактность изложения. Выполнение указанных выше правил юридической техники будет способствовать созданию совершенного с точки зрения формы права нормативного акта. От правил юридической техники следует отличать пра­вила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, суть которых сводится к официаль­ным реквизитам и структурным частям нормативного акта. Так, например, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят, как правило, из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включе­нии в кодекс новой нормы права ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации. Юридическая техника классифицируется:

а) по видам правовых актов, которые обслуживаются данной совокупностью технических приемов и средств;

б) по содержанию этих приемов и средств.

По видам правовых актов юридическая техника подразделяется на: 1) законодательную (правотворческую) и 2) технику индивидуальных актов.

Законодательная техника - совокупность правил и приемов подготовки качественных по форме и содержанию нормативных правовых актов, от степени совершенства которой во многом зависит уровень законотворческого процесса. Правильное изложение юридических предписаний, их компактность, внешне упорядоченная форма закона, простой и доступный юридический язык - это условия, которые имеют немаловажное значение в ходе разработки проектов законов.

Для совершенствования законодательства важную роль играют два момента:

Работа правотворческих органов, уровень профессиональной компетентности, подготовленности работников этих органов; научно-теоретическое изучение приемов законодательной техники для повышения качества проектов законов.

43. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИОННАЯ ТЕХНИКА: ПОНЯТИЕ, СРЕДСТВА, ПРИЁМЫ И ВИДЫ.

Юридическая техника – совокупность правил и приемов, используемых при выработке, оформлении и систематизации правовых актов. Объектом юридической техники является текст норма­тивного документа, в отношении которого применяются интел­лектуальные усилия законодателя. Правоприменительная техника, являясь элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) правоприменительных (индивидуальных) актов. Индивидуальные правовые акты -- это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приказ о приеме на работу, распоряжение об объявлении благодарности, решение уполномоченного органа по адинистративному делу и др.). Индивидуальные акты -- это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными.

Формальные требования к подготовке правоприменительных актов можно объединить в следующие группы:

1) по содержанию: принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, должностным лицом; принимается строго в пределах его компетенции уполномоченного лица;

не должен противоречить требованиям законодательства; логичность и последовательность изложения; этичность содержания; правильное использование юридических терминов и оборотов.

2) по оформлению: должен приниматься в установленной законом форме (приказ, распоряжение);

должен содержать необходимые реквизиты (дата, подписи, наименование).

3) по структуре: обязательное наличие юридической основы принятия акта (четкое обозначение нормы, подлежащей применению); соответствие фактических и нормативных оснований; как правило, требуется наличие описательной, мотивировочной и результативной частей. Среди отличительных черт можно выделить: велика роль усмотрения правоприменителя при подготовке индивидуальных актов; привязка к конкретной ситуации, к конкретному лицу. Значительными особенностями обладают правила подготовки судебных решений. Они регламентируются процессуальным законодательством РФ. Например, глава 16 ГПК регулирует такие вопросы, как форма решения суда, его содержание, исправление описок и явных арифметических ошибок и др. Согласно статье 198 названного законодательного акта решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. В вводной части решения суда должны быть указаны дата и место принятия решения суда, наименование суда, принявшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора или заявленное требование.

Описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. Наконец, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал