Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формы и механизм правообразования 4 страница
Юридически значимые вопросы решаютсяправоприменителями (юристами-практиками: судьями, прокурорами, следователями, нотариусами и др.) в виде конкретных действий - операций. Решение юридическогодела представляет собой определенный юридический процесс. Юридический процесс - система процедурразрешения (разбирательства) юридических дел на основе норм правауполномоченными органами государства, должностными лицами и иными субъектами, состоящих в проведении конкретных действий (операций) и влекущих юридическиепоследствия. Система действий (операций) представляетсобой определенный нормами права порядок (процедуру). Соответствующимзаконодательством четко названы участники юридического процесса и распределеныфункции между ними (что обязан делать каждый участник юридического процесса), атакже указано, каким образом он должен осуществлять свои функции. В соответствующих законах предусмотрен кругсубъектов, уполномоченных проводить дознание, предварительное следствие поуголовным делам, осуществлять надзор за следствием и правосудием, поддерживатьгосударственное обвинение, исполнять приговоры и решения судов.Юрист-специалист обязан знать все секреты ведения юридического дела и уметьанализировать его до малейших деталей. В процессе рассмотрения юридического деладолжны быть получены результаты, которые являются официальными. Это -процессуальные документы, содержащие индивидуальные предписания и имеющиеустановленную нормами права определенную форму (обвинительное заключениеследователя, приговор и решение суда, протест прокурора и др.) исоответствующие реквизиты (подпись, печать и т.п.). Процессуальные документыназываются правоприменительными процессуальными актами. Они являютсяпредписаниями, подводящими итог рассмотрения юридического дела. Можно выделить два вида правоприменительныхпроцессуальных актов - решений: простой - принятый в результате только экономическогоподсчета: заключение продавцом и покупателем договора торговой купли-продажи; решение, определяющее размер алиментов в соответствии с доходами должника ипотребностями кредитора (их незначительное количество по сравнению со вторыми); сложный - принятый в результате разностороннего анализа всехаспектов ситуации; решение суда должно состоять из таких частей: вводная, описательная, мотивировочная, результативная. Решение юридического дела - это творческийакт юридического мышления, умение диалектически анализировать юридическиефакты, а не вычисление среднеарифметического из имеющихся юридических фактов.Научно-логическое мышление юриста связано с его эрудицией, малоплодотворной внеобщей культуры и юридического опыта. Кроме итоговых предписаний юридического делаимеются процессуальные акты промежуточного (постановления следователя опризнании потерпевшим) вспомогательного (постановления следователя о проведениидополнительных следственных действиях) или информационного (протоколысудебного заседания) характера. (См.§Эстетические требования к оформлению правовых документов) Следует отметить, что принятие правовыхрешений - не единственный элемент юридической деятельности, профессиональнойработы юриста-практика. Важную роль играет консультативная часть деятельностипрактикующего юриста - умение разъяснить, дать необходимые справки клиенту.Консультации адвоката, заключения юрисконсульта, мнения следователей -результат определенного вида деятельности, процедуры. Юридический процесс традиционно включал всебя три отрасли: уголовный, гражданский, административный. Однако такаяклассификация не дает возможности определить роль юридического процесса вмеханизме правового регулирования и представить его как систему. В современныхусловиях утверждается научная доктрина широкого понимания юридическогопроцесса, объединяющего в себе все правовые формы деятельности. Этосоответствует концепции правового государства, согласно которой все сферыюридической практики " уравновешены" и равноценны. Поэтомуцелесообразно давать следующую классификацию юридического процесса: правотворческий, правоприменительный (сюда входит судебный), правоохранительный, контрольно-надзорный, учредительный. Каждый из указанных видов юридическогопроцесса имеет структуру, состоящую из элементов: процессуальный режим - атмосфера отработанного порядкарассмотрения юридического дела, предусмотренная нормами права в целяхэффективного достижения результатов; процессуальные производства - комплекс взаимообусловленных ивзаимосвязанных процессуальных действий, которые проявляются в совокупностипроцессуальных правоотношений, взаимодействующих с материальнымиправоотношениями; в системе способов добывания и обоснования всех обстоятельствюридического дела и их доказывания, в системе официальных документов, закрепляющих все достигнутые результаты в ходе рассмотрения дела; процессуальные стадии - система взаимосвязанныхпроцессуальных обстоятельств, протекающих во времени и направленных надостижение оптимальных результатов юридического дела. Они характеризуютдинамику рассмотрения юридического дела. Элементы юридического процесса(процессуальной формы) регламентируется нормами процессуального права. Правотворческий, учредительный, правоохранительный, контрольно-надзорный и другие виды процессов осуществляются черезпроцессуальные правоотношения, субъектами которых являются: 1.субъекты, заинтересованные в результатах юридическогопроцесса (потерпевшие, обвиняемые и др.); 2.юристы-профессионалы (следователи, прокуроры, работникимилиции), обеспечивающие осуществление " чужих" интересов. Для успешного решения юридического дела необходимыум, глубокие профессиональные знания, богатое воображение, душевность, интуиция. Хорошим юристом-практиком может стать лишь цельная творческаяличность, способная решать сложные, четко поставленные, неформализованныеюридические задачи. 37. 39. БЮРОКРАТИЗМ И КОРРУПЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМИ. Профессиональная юридическая деятельность -целенаправленные действия (поведение) юриста-профессионала по решениююридических дел, осуществляемые на основе норм процессуального права инаправленные на соблюдение законности и укрепление правопорядка в государстве. В юридической деятельности и черезюридическую деятельность проявляются основные закономерности функционированияюридической практики. Юридическая деятельность - основа юридической практики. Профессиональная деятельность юриста вбольшинстве своем протекает в рамках правовой формы деятельности государства -правоприменительной, правоохранительной и др., исходной единицей которой являетсяюридическое дело. Поэтому юридическая суть профессиональной деятельности юристата же, что и правовой формы деятельности государства: она всегда связана снормами права, основана на законе, и имеет юридические последствия (См.§ Правовые формы деятельностигосударства). Бюрократи́ зм, канцеля́ рщина — чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к большим затратам времени. Бюрократизм чаще всего наличествует в государственных учреждениях и особенно характерен для стран, где господствует бюрократия — система управления, в которой реальная власть принадлежит чиновничеству. Бюрократизм также иногда может наблюдаться в крупных корпорациях, партиях, религиозных и научных учреждениях. В результате бюрократизма клиент тратит время на хождение по инстанциям для оформления справок, на стояние в очередях, на ожидание решения. К причинам бюрократизма относят как независимые от самого бюрократа (усложнённость процедур), так и субъективные (желание перестраховаться, скрытое вымогательство взятки). В качестве мер борьбы с бюрократизмом предлагались выборность чиновников, установление максимального времени рассмотрения заявок, замена разрешительных процедур на уведомительные. Корру́ пция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования. 40. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. Применение права — это особая форма реализации права, властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов, других властных структур. Граждане и организации добровольно, по взаимному согласию вступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права, исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. В некоторых ситуациях требуется гос. вмешательство – применение права, без чего реализация права оказывается невозможной. 1.Нормы в кот. предусматривается участие гос-ва – гос. распределение имущ. благ (постановление органа соц. обеспечения о назначение пенсии отдельному гр-ну; решение о выделение жилья из гос. фонда, решение о предоставление в пользование земельного участка). 2.Взаимосвязи между гос. органами и ДЛ внутри гос. аппарата (власть и подчинение). Властные управленческие решения, например, указ Президента РФ о снятии с должности министра. 3.Возникновение спора о праве (разл. суды в пределах своей компетенции). 4.Для определения меры юр. отв-ти за совершенное правонарушение, применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др. Признаки применения права: властный характер; направленность на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав, обязанностей, ответственности; реализация в спец. процессуальных формах; вынесение индивидуального юридического решения. Применение права является особой формой реализации права, поскольку инд. властное решение по делу только направлено на реализацию применяемой нормы права, но еще не реализует ее. Реализация наступает в результате исполнения правоприменительного решения. Стадии: Основные: 1.Установление фактических обстоятельств дела. При совершение преступления это – лицо соверш. преступление, время, место, способ, наступившие последствия, характер вины; при гражд. прав. споре: обст-ва заключения сделки, содержания, действия совершенные для ее исполнения; взаимные претензии сторон. Фактические обст-ва относятся к прошлому и поэтому подтверждаются материальными и не материальными следами (показание свидетелей, заключение эксперта, протокол осмотра места происшествия). В угол. процессе док-ва собирает предвар. следствие, в гражд. – стороны. 2.Формирование юр. основы дела – выбор и анализ юр. нормы подлежащей применению. Происходит путем сравнение фактических обст-тв и юр. фактов, предусмотренных гипотизой прав. нормы и установление тождества между ними. Первая и вторая стадия – подготовительные. 3.Вынесение правоприменительного решения – заключительная стадия. Решение определяется фактическими обстоят-вами. Правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции, санкции применяемой нормы. 1) Это умственная дея-ть – оценка собранных док-тв, определение прав и обяз-тей сторон, мера отв-ти виновного; 2) это акт применения права – юр. документ – фиксируются юр. последствия для конкретных лиц. Дополнительная – гос. принудительное реализация правоприменительного акта. Виды правоприменительных актов: 1.По субъектам принятия: органов гос. власти, органов гос. управления, контрольно-надзорных органов, судебных органов, органов МС. 2.По значению в правоприменительном процессе: вспомогательные (например, определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда по гражд. делу, постановление комиссии отдела соц. обеспечения о назначении пенсии и т. д.). 3.По форме: имеющие вид отдельного документа (приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому) или резолюции на материалах дела, документах (резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы, утверждение прокурором обвинительного заключения). Структура правоприм. акта (следственный, судебный, прокурорский): 1. Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т. д.), место и дату принятия, наименование органа или ДЛ, которое принимает решение, по какому делу. 2.О писательная часть описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия. 3. Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель. 4.Р езолютивной части фиксируется решение по делу (о юридической квалификации действий, о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности виновным лицам и др.). Акты применения права должны отвечать требованиям: обоснованности (логические выводы, док-ва), законности (соблюдение подсудности, подведомственности, проц. норм, правильность выбора нормы) и целесообразности (чрезмерная суровость или мягкость). 41. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА. Применение Права - одна из форм реализации норм права, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными, лицами. Все множество определений и подходов к раскрытию содержания Применение Права сводится к следующему. Во-первых, Применение Права в отличие от других форм реализации права может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. В соответствии с Конституцией РФ это могут быть высшие и местные органы государственной власти, суд ебные, прокурорские органы, органы управления. администрации предприятий и учреждений, должностные лица разных органов, общественные органы и организации. действующие по поручению (с санкции) государства. Во-вторых, право применение - один из важнейших видов государственной деятельности, который носит государственно-властный характер. Это означает, что акты.издаваемые в процессе право применения, имеют юридический характер. Неисполнение их влечет за собой государственное принуждение. В-третьих, применение права осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: оперативно- исполнитель ную и право охранительную. Под оперативно- исполнитель ной формой деятельности подразумевают реализацию предписаний право вых норм. позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. В качестве последних выступают, например, приказ о приеме на работу, выдача свидетель ства о регистрации брак а, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. Под право охранительной формой подразумевается деятельность, направленная на охранунорм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения, а также принятие мер по предупреждению право нарушений в будущем. В-четвертых, применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в соответствии со строго установленным в закон е порядком. Существует определенная процедура право применительной деятельности суд ебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации такой процедуры не всегда одинакова. Порядок деятельности суд ебных органов, рассм. атривающих гражданские и уголовные дела, прокурорских органов, занимающихся следственной деятельностью, регламент ируется соответствующими граждане ко-процессу-альными и уголовно-процессуальными отраслями права. В-пятых, право приме-нительная деятельность осуществляется в определенной последовательности: а) установление и исследование фактических обстоятельств дела; б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, закон ности, действия ее во времени, пространстве и по кругу лиц; в) анализ содержания нормы права и принятия решения (издание индивидуального акта); г) доведение принятого решения до сведения заинтересованных органов и должностных лиц. В-шестых, право применительная деятельность всегда связана с принятием решения по конкретному делу и его оформлением. До сих пор в области теории права нет консенсуса по определению понятия юр. процесс. При этом теория юр процесса продолжает исследоваться в рамках отдельных отраслей права. Наличие процессуального права обусловлено потребностью юр технологии т.е. ор-ции процесса реализации норм материального права. Своеобразие предмета прав. регулирования процессуальных норм видится в том, что он включает в себя общ. отношения возникающие в процессе реализации норм материального права. Т.о. материальное право регулирует предметные отношения, а процессуальное право регулирует организационные отношения. Процессуальное право регламентирует правовые процедуры при разрешение споров или при определение отв-ти за правонарушения, т.е. процедурное право – это отношения возникающие в связи с нарушением права или спорам о праве. Прав. процедуры должны обеспечить дея-ть юрисдикционных органов по применению норм материального права конкретным жизненным ситуациям избегая как фактических так и юр. ошибок. Сложность данного вида прав. дея-ти обуславливает положения процессуального права как детализированной системы организационных норм. В соотв. с Конст. РФ в России признается 5 видов процессов: гражданский, уголовный, арбитражный, конституционный и административный. Т.к. в соотв. с п о ст. 71 КРФ в ведение РФ нах-ся гражданско проц, угол. проц. и арб. проц. зак-во. К совместному ведению РФ и суб-тов РФ п к ст. 72 КРФ относят админ. проц. зак-во. В перечне проц. зак-ва отсудствует упоминание о конст. проц. зак-ве, однако ч 2 ст. 118 КРФ гласит что суд власть осущ-ся по ср-вам конституционного, гражданского, админ. и угол. суд-ва. Т.о. из содержания указ. статей можно сделать неск. выводов. В ст. 118 отсудствует понятие арб. суд-ва, но в ст 71 есть понятие арб. проц. зак-ва. 2. Под конст. проц. зак-вом понимается сов-ть норм ФКЗ. О конст. суде РФ, кот. устанавливает общие правила и особ-ти произ-ва в конст. суде РФ (произошли изменения). Для того чтобы исследовать категорию юр процесс необходимо определить понятие материального и процессуального права. Материальное право – это юр понятие обозначающее юр нормы с помощью кот. гос-во осуществляет воздействие на общ. отношение путем прямого непосредственного прав. регулирования. Нормы материального права закрепляют формы соб-ти. Юр. положение имущества и лиц, определяют порядок и стр-ру гос. органов, устанавливают прав. статус гр-дан, основания и пределы отв-ти за правонарушения. Т.о. объектом мат. права выступают хоз. имущественные, трудовые, семейные и иные отношения. Если мы рассмотрим определение процессуального права, то его определяют как порядок и условия применения и защиты материального права. Данное определение демонстрирует традиционный взгляд на процессуальное право. подчеркивающее его служебную роль по отношению к материальному праву. Соотношение материального и процессуального права на различных уровнях не одинаково. Существует разница между соотношением материального и процессуального на уровне отрасли права и на уровне юр нормы. На уровне отрасли одно без другого существовать не может. Процессуальное право без материального бесцельно, а материальное право без процессуального бездейственно, т.к. регламентация поведения обеспеченна возможностью гос. принуждения осущ-го в определенной проц. форме. На уровне юр нормы такой взаимосвязи нет: нормы процессуального права при соотв. условиях уже сами по себе порождают определенные субъективные процессуальные права, кот. не нах-ся с материальными субъективными правами в соотношение. Привести пример. Т.о. под юр процессом понимается система действий реально совершаемых в соотв. с процедурой теми или иными гр-нами, ор-циями, органами и ДЛ и система правоотношений складывающихся в рез-те и по ср-вам этих действий. Под юр процедурой обычно понимают порядок совершения юр действий необходимых для разрешения юр дела. Говоря о юр процедурах мы пологаем что они определяют стадии юр процесса, их цели, последовательность, временные рамки, конкретные действия на каждой стадии, основания совершения, способы оформления действий и их фиксация. Стадии юр процесса: установление фактических обст-тв дела, событие, деяния, причинно следственная связь, место, время; выбор и анализ юр нормы; разрешение конкр. юр. дела через определение субъективных прав и юр. обяз-тей, либо меры юр отв-ти. Т.о. дадим развернутое определение юр. процесса кот. представляет урегулированную проц. нормами право сов-ть юр. значимых действий суб-тов права по нормат. прав. регулированию общ. отношений и по применению материальных прав. норм, выраженных в форме правотворчества либо правоприменения (зак. инициатива). На основе определения юр процесса необходимо определить осн. черты данного прав. явления: 1. Совершение суб-том права отдельного юр значимого действия не может рассматриваться как процесс, поскольку юр процесса – это всегда сов-ть система последовательно совершаемых суб-том права действий. 2. Порядок совершения юр значимых действий в рамках юр процесса регулируется проц. нормами. Общ. процессы не регулируемые юр нормой не могут рассматриваться как юр процессы. 3. Юр процесс как активная дея-ть суб-тов правасостоит из стадийна каждой из кот. участниками процесса совершаются в соотв. с установленной процедурой опред. юр действия направленные на достижение юр рез-та. 4. Конечной целью и рез-том юр процесса яв-ся реализация субъективных прав на основе соотв. мат. норм. 42. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА: ПОНЯТИЕ, СРЕДСТВА, ПРИЁМЫ И ВИДЫ. Юридическая техника – совокупность правил и приемов, используемых при выработке, оформлении и систематизации правовых актов. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Законодатель использует различные правила и приемы подготовки нормативных актов. Уровень развития юр. техники показателем уровня развития правовой культуры общества. Юридическая техника — не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий сущности права, критерий направленности политической воли законодателя. Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Общие требования, предъявляемые к текстам проектов нормативных актов: конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования; логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой; отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства; ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов, отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся словосочетаний, краткость и компактность изложения. Выполнение указанных выше правил юридической техники будет способствовать созданию совершенного с точки зрения формы права нормативного акта. От правил юридической техники следует отличать правила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, суть которых сводится к официальным реквизитам и структурным частям нормативного акта. Так, например, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят, как правило, из общей и особенной частей, нумерация статей в кодексе сплошная, и при включении в кодекс новой нормы права ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации. Юридическая техника классифицируется: а) по видам правовых актов, которые обслуживаются данной совокупностью технических приемов и средств; б) по содержанию этих приемов и средств. По видам правовых актов юридическая техника подразделяется на: 1) законодательную (правотворческую) и 2) технику индивидуальных актов. Законодательная техника - совокупность правил и приемов подготовки качественных по форме и содержанию нормативных правовых актов, от степени совершенства которой во многом зависит уровень законотворческого процесса. Правильное изложение юридических предписаний, их компактность, внешне упорядоченная форма закона, простой и доступный юридический язык - это условия, которые имеют немаловажное значение в ходе разработки проектов законов. Для совершенствования законодательства важную роль играют два момента: Работа правотворческих органов, уровень профессиональной компетентности, подготовленности работников этих органов; научно-теоретическое изучение приемов законодательной техники для повышения качества проектов законов. 43. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИОННАЯ ТЕХНИКА: ПОНЯТИЕ, СРЕДСТВА, ПРИЁМЫ И ВИДЫ. Юридическая техника – совокупность правил и приемов, используемых при выработке, оформлении и систематизации правовых актов. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Правоприменительная техника, являясь элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) правоприменительных (индивидуальных) актов. Индивидуальные правовые акты -- это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приказ о приеме на работу, распоряжение об объявлении благодарности, решение уполномоченного органа по адинистративному делу и др.). Индивидуальные акты -- это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Формальные требования к подготовке правоприменительных актов можно объединить в следующие группы: 1) по содержанию: принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, должностным лицом; принимается строго в пределах его компетенции уполномоченного лица; не должен противоречить требованиям законодательства; логичность и последовательность изложения; этичность содержания; правильное использование юридических терминов и оборотов. 2) по оформлению: должен приниматься в установленной законом форме (приказ, распоряжение); должен содержать необходимые реквизиты (дата, подписи, наименование). 3) по структуре: обязательное наличие юридической основы принятия акта (четкое обозначение нормы, подлежащей применению); соответствие фактических и нормативных оснований; как правило, требуется наличие описательной, мотивировочной и результативной частей. Среди отличительных черт можно выделить: велика роль усмотрения правоприменителя при подготовке индивидуальных актов; привязка к конкретной ситуации, к конкретному лицу. Значительными особенностями обладают правила подготовки судебных решений. Они регламентируются процессуальным законодательством РФ. Например, глава 16 ГПК регулирует такие вопросы, как форма решения суда, его содержание, исправление описок и явных арифметических ошибок и др. Согласно статье 198 названного законодательного акта решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. В вводной части решения суда должны быть указаны дата и место принятия решения суда, наименование суда, принявшего решение, состав суда, секретарь судебного заседания, стороны, другие лица, участвующие в деле, их представители, предмет спора или заявленное требование. Описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. Наконец, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.
|