Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы психологической защиты.






ОТРИЦАНИЕ («Не замечай это») – наиболее ранний (онтогенетически) и наиболее примитивный механизм защиты. Проявляется «в не замечании очевидного», игнорировании (например, «этого не может быть, потому что не может быть никогда»; «всё идёт как надо» - вопреки сложившейся ситуации). Тип групповой роли: «роль романтика».

ПОДАВЛЕНИЕ («Не помни об этом») – развивается для сдерживания эмоции страха, который в данный момент не приемлем для индивида. Страх блокируется посредством забывания реального стимула (объектов, фактов, обстоятельств, вызывающих страх). К механизму подавления относят близкие к нему: изоляцию («не чувствуй этого») и интроекцию («не знай, откуда это»). Тип групповой роли: «роль невинного».

РЕГРЕССИЯ («Плачь об этом») развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Регрессия предполагает возвращение к более незрелым (детским) формам поведения. Тип групповой роли: «роль ребёнка».

КОМПЕНСАЦИЯ («Приобрети это») – самый поздний и сложный механизм защиты; развивается и используется сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали по поводу реальной или мнимой потери, неполноценности. Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения этой неполноценности. Может проявляться в форме фантазии, уход в идеальное (коллекционирование, воспоминания, творчество, стремление к оригинальности). Тип групповой роли: «роль объединяющего».

ПРОЕКЦИЯ («Обвини это») сравнительно рано развивается для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результат эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на их фоне. Роль «проверяющего.

ЗАМЕЩЕНИЕ («Напади на что-нибудь, заменяющее это») развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного (старшего) субъекта, во избежание ответной агрессии. Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабого (на предмет), на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы. Тип групповой роли: «роль ищущего козла отпущения».

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ («Найди оправдание этому») – нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавленными неприемлемыми чувствами. Достигается: обесцениванием недостижимого – «не очень то и хотелось», дискредитация значимого другого, переоценка ценностей.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ («Переосмысли это») развивается в раннем подростков возрасте для сдерживания эмоции ожидания или боязни пережить разочарование. Образование данного механизма соотносят с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией; преувеличение роли обстоятельств, утверждение вреда во благо. Роль – «философствующего».

РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ («Обрати это в противоположное») – защитный механизм, развитие которого связывают со сдерживанием радости обладания определённым объектом. Предполагает выработку и подчёркивание в поведении прямо противоположной установки. Например, «хорошее здоровье, благоприятная обстановка – но надолго ли?». Может проявляться как лицемерие, ханжество.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал