Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотив и мотивация; их отличительные особенности. Осознанные и неосознанные мотивы.
Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определённой потребности. Неосознанные мотивы – когда человек не знает, не может объяснить свои потребности. К ним относятся влечение (недостаточно отчётливо осознаваемая потребность), каприз (необоснованное влечение, превышающая потребность) на формирование которых оказывают влияния установки, внушение, страхи. Осознанные мотивы: желание, когда человек осознаёт потребность и пути её удовлетворения, хотение – активная форма желания. Мотивация – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкретных условий, характеризуется доминирующими потребностями, интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, мировоззрением в целом. Определяет направленность личности. Социальные потребности; основные характеристики человеческих потребностей. К социальным потребностям относятся: потребность в принадлежности (группе, классу, коллективу), что отражает общественную форму деятельности человека; потребность в любви (одобрении, сочувствии, внимании, заботе со стороны), удовлетворяя её, человек оценивает степень своей нужности, одиночества; потребность в признании (своей значимости, превосходстве в чём-либо) – удовлетворяется потребность в первенстве, лидерстве. Человек удовлетворяет также свои психологические высшие потребности, такие как - потребность в самопознании, самовыражении (творчество), самосовершенствовании. На вершине духовных потребностей – потребность в поиске смысла жизни, идеального, выраженного в символе, в вере. Удовлетворение этих потребностей позволяет личности планировать свою жизнь, определять ценностные ориентиры в жизни, вехи жизненного пути. Структура общения. Содержание, цель и средства. Вербальный канал коммуникации. Общению присущ ряд базовых характеристик: 1. Содержание – информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном) состоянии субъекта, о обстановке во внешней среде; 2) Цель – это то, ради чего человек вступает в процесс общения. Сюда относится обмен побуждениями, мотивами для организации совместной деятельности; 3) Средства – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передаётся в процессе общения от одного человека другому. По содержанию общение может быть: 1) материальным (обмен продуктами деятельности); 2) когнитивным (обмен знаниями); 3) кондиционным (обмен психическими и физиологическими состояниями); 4) мотивационным (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами); 5) деятельностным (обмен действиями, операциями, умениями, навыками). По целям: 1) биологическим (необходимым для поддержания, сохранения и развития организма); 2) социальным (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, направлено на личностный рост индивида). По средствам: 1) непосредственным (осуществляемый с помощью естественных, природных органов); 2) опосредованным (связанный с использованием специальных средств и орудий, разделяется на природные и культурные); 3) прямым (предполагает личные контакты с непосредственным восприятием друг друга); 4) косвенным (осуществляется через посредников – другие люди). Вербальный канал коммуникации включает в себя два варианта речи: устная и письменная. Кроме того, различается внешняя (звучная) речь и внутренняя («про себя»). Используя для передачи информации только вербальный канал коммуникации возможно получение только 30% информации (максимально).
|