![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура личности по Б. Г. АнаньевуСтр 1 из 29Следующая ⇒
Ответы к ГОСам 1. Концепция индивидуальности Б. Г. Ананьева. Понятия: индивид, личность, индивидуальность. По Б. Г. Ананьеву (1967), в структуру личности входят: психические свойства; психические процессы; психические состояния; свойства личности. Структура личности по Б. Г. Ананьеву Особь – живое существо. Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Личность — психологический носитель социальных свойств, принадлежность индивида к обществу (социальное качество). Индивидуальность — интегральная биопсихосоциальная характеристика человека; особенное в индивиде, совокупность только ему присущих особенностей (в частности, свойств личности), которая делает человека и его личность единичным воплощением типичного и всеобщего.
2. Концепции личности в отечественной психологии – подходы Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева. Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это - школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Суть культурно-исторической теории Л. С. Выготского, можно сформулировать следующим образом: • Основой психического развития человека является качественное изменение его социальной ситуации (или его деятельности). • Всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание. • Исходной формой деятельности является ее развернутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане. • Психические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности. • Существенная роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам. • Важное значение в деятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве. Личность, по мнению Л. С. Выготского, – образование, возникающее на сравнительно поздних этапах онтогенеза. Подход к проблемам личности С. Л. Рубинштейна (1889 – 1960) С. Л. Рубинштейн заложил методологическую платформу в рассмотрении проблем психологии человека. Первую формулировку принципа единства сознания и деятельности, являющегося центральным в теоретической системе деятельностного подхода. «Основной закон исторического развития психики человека, – писал С. Л. Рубинштейн, – заключается в том, что человек развивается трудясь: изменяя природу, изменяется сам, порождая в своей деятельности – практической и теоретической – предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную природу» (С. Л. Рубинштейн, 1989). Другой принцип – личностный, также выдвинутый С. Л. Рубинштейном, определяет внутреннее содержание принципа единства сознания и деятельности.
|