Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дифференцированные цели и задачи психологического и педагогического обследования ребенка с нарушениями речи на различных этапах коррекционной работы.
Психолого-педагогическая диагностика является важным звеном коррекционно-педагогического процесса. Первичная диагностика осуществляется на МПК и ПМПК. На комиссию ребенок с нарушениями речи попадает по направлению логопеда поликлиники, к которому родители могут обратиться по своей инициативе или по рекомендации других врачей, педагогов. Потребуются также справки от детского врача-психиатра и отоларинголога. В условиях массового детского сада или школы логопеды и психологи проводят скрининг-диагностику и выявляют детей с нарушением звукопроизношения и с другими проблемами речевого развития. Задача МПК или ПМПК на основе комплексного обследования определить наличие отклонений в речевом развитии, характер и степень выраженности речевого нарушения, место речевого нарушения в структуре дефекта. В условиях учреждения проводится углубленная комплексная диагностика. Психологическая диагностика решает задачи изучения индивидуальных особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка. Ее результаты необходимы для определения содержания индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Педагогическая диагностика предполагает изучение сферы знаний, умений, навыков, т.е. определение уровня обученности ребенка, степени усвоения учебной программы за предыдущий период обучении. Ее результаты учитываются при отборе содержания воспитательно-образовательной работы. Обследовние, которое проводит логопед можно рассматривать как тпсихолого-педагогическое. В специальные логопедические группы и школы для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, направляются дети с сохранным слухом и интеллектом, у которых речевые нарушения выступают как первичные. Другой задачей МПК является определение характера речевых нарушений и их выраженности. Анализ речевых нарушений осуществляется как с клинической позиции (важно определить нозологическую форму речевой патологии), так и с психолого-педагогической. Комплектование логопедических групп осуществляется на основе психолого-педагогической классификации. В группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) дети принимаются на – 1 год, либо в старшую, либо в подготовительную гуппу. В логопедические группы дети с общим недоразвитием речи (ОНР) принимаются на 2 года, с 5 лет, а иногда и с 4-х лет на 3 года. В условиях специального дошкольного учреждения диагностическая работа с ребенком организуется в несколько этапов: – сентябрь (первые 2 недели логопедом проводится обследование речи) – по результатам оформляется речевая карта, параллельно детей обследует воспитатель, учитель-дефектолог, психолог. По результатам обследования логопед составляет индивидуальную программу коррекционной работы. – Январь – повторное обследование – выявляется динамика преодоления речевых нарушений, изменения в познавательной деятельности, успешность усвоения учебной программы и корректируется программа работы с каждым ребенком и с группой в целомо. – Конец учебного года – конец апреля – исследуется динамика речевого развития, эффективность логопедической работы, определяются перспективные задачи на следующий год. Если это выпускная группа, то определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка и даются рекомендации относительно типа школы. Преимущественно детей выпускают в массовую школу, в некоторых случаях рекомендуют занятия на школьном логопункте. В тяжелых случаях рекомендуют обучение в школе 5 вида. В условиях логопедической группы логопед проводит обследование по общей схеме: 1. Сведения о ребенке (Ф. И. О., дата рождения, место жительства, возраст родителей, национальный язык, особенности языковой среды- двуязычие, нарушения речи у членов семьи). 2. Состояние органов речи и артикуляционной моторики (особенности строения челюсти, неба, губ). 3.Исследование фонетико-фонематических процессов, т.е. исследование звукопроизношения, фонематического слуха, фонематического восприятия (как способности к звуко-слоговому анализу, умения определять звуковой состав слова). 4.Исследование экспрессивной стороны речи. Исследуется лексический запас, слоговая структура слова, словообразование. Грамматический строй речи изучается в двух аспектах: а) выявляется уровень овладения грамматическими формами слова (род, число, падеж), т.е. словоизменением б) исследуется способность к построению синтаксических конструкций. 5.Исследование импрессивной речи – понимание лексического значения слов (существительное, глагол, прилагательное); исследование понимания грамматических форм слова; понимание текста. 6. Исследование связной речи – пересказ, рассказ по серии сюжетных картин, рассказ по отдельной сюжетной картинке, рассказ на тему или из личного опыта. 7.В условиях школы исследуется письменная речь – диктант, чтение. Результаты заносятся в речевую карту. Важно правильно написать развернутое заключение. Клиническая форма указывается в медицинских документах, и переносится в речевую карту. Например, при ФФН заключение может быть следующим. Ребенок понимает речь в полном объеме, владеет фразовой речью, нет выраженных недостатков грамматического строя речи, словарь ниже возрастной нормы или соответствует возрастной норме. Отмечаются нарушения звукопроизношения по типу полиморфной дислалии (или дизартрии). Фонематические процессы сформированы недостаточно. При ОНР – затруднено понимание грамматических форм слова, смысловая сторона не нарушена. Ограничены возможности построения фразы, пользуется простой фразой, выраженное лексико-грамматическое недоразвитие. Звукопроизношение нарушено. Фонематические процессы несформированы, недоразвитие речи имеет системный характер, 2, 3 (или иной)- уровень развития речи, дизартрия. При задержке психического развития (ЗПР)- на первый план выступают недостатки познавательной деятельности, низкий уровень сформированности логических операций, трудности произвольной регуляции деятельности, нарушения внимания. Недоразвитие речи имеет системный характер, недостаточно сформированы фонетико-фонетические процессы, наиболее выражены трудности в построении связанных высказываний. В карте пишется: недоразвитие речи системного характера в структуре ЗПР, 3 уровень речевого развития. На основе результатов обследования составляется план работы.
|