Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Менном этапе ее развития.
В специальной педагогике на современном этапе ее развития формируются новые подходы, меняются термины. Так, например, термин «аномальный ребенок» выходит из употребления и заменяется на термины: «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети со специальными образовательными потребностями», «дети с особыми нуждами». В любом случае речь идет о таком варианте развития, который отклоняется от идеальной программы развития и характеризуется специфическими закономерностями и нарушениями в формировании высших психических функций. В последние годы разработан проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором предпринята попытка осмысления специальных образовательных потребностей различных детей с отклонениями в развитии, регламентирована деятельность специальных образовательных учреждений. Однако этот документ до сих пор не утвержден. Специальная педагогика находится на кризисном этапе развития, который связан с социальными и экономическими изменениями в обществе, что предполагает изменения в теории и практике специального образования. На сегодняшний день недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, недостаточно разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это такие категории как: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с ранним детским аутизмом, дети со сложными нарушениями, дети с поведенческими расстройствами. Существует проблема дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Исторически сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста. Система специальных дошкольных учреждений сложилась только в 1972 году. Дети дошкольного возраста с отклонениями в развитии оказались недостаточно изучены, и система коррекционной помощи им не совершенна. Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0-3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, которые служат фундаментом для дальнейшего психического развития. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере. Наиболее успешно работает система ранней помощи в С.Петербурге, где с 90-х годов действует программа «Абилитация младенцев» и создан Институт раннего вмешательства (под руководством Е.В.Кожевниковой). При ИКП РАО также создан центр ранней дигностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики (Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева и др.). Проблема социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и молодежи с отклонениями в развитии также актуальна на сегодняшний день. Остро актуальной и спорной является проблема интеграции детей с отклонениями в развитии в общеобразовательную среду, т.е. возможность и целесообразность совместного обучения нормально развивающихся детей с детьми с отклонениями в развитии. Этот вопрос можно рассматривать с разных позиций, но в любом случае необходимо создание соответствующих условий для обеспечения специальных образовательных потребностей детей.
|