Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специальной педагогики.
Л.С. Выготский заложил методологическую и теоретическую основы специальной педагогики. Его научные концепции актуальны до сих пор. Наиболее важными для специальной педагогики являются следующие концепции Л.С. Выготского: 1. Концепция о культурно-историческом происхождении психики. 2. Концепция о закономерностях психического развития. 3. Концепция о развивающем характере обучения.
Согласно «концепции о культурно-историческом происхождении психики», психическое развитие человека происходит за счет усвоения и присвоения общественно-исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закрепленного в языке. Выготский Л.С. выделяет два уровня развития психики: натуральное развитие (обусловлено биологическими предпосылками) и культурное развитие (обусловлено социальными факторами). Культурное развитие связано с развитием речи и знаково-символической деятельностью ребенка, в результате чего происходит качественная перестройка психики, и формируются высшие психические функции, которые носят осознанный и произвольный характер (анализирующее восприятие, логическая память, словесно-логическое мышление, осмысленная речь, произвольные память и внимание). Таким образом, развитие психики определяется взаимодействием двух факторов: биологического и социального, причем социальный является ведущим. При наличии отклонений в развитии меняется социальная ситуация в которой находится ребенок, это приводит к появлению различных вторичных нарушений, среди которых выделяются личностные нарушения. Но на среду можно влиять, изменяя ее так, чтобы предотвратить вторичные отклонения. Значение данной концепции для специальной педагогики велико. Все специальные методики направлены на профилактику и коррекцию вторичных отклонений.
Суть «концепции о закономерностях психического развития» заключается в том, что Л.С. Выготский выделил общие и специфические закономерности психического развития. Общие закономерности развития психики характерны для всех детей в норме и патологии К ним относятся: 1. Интеграция (объединение) разрозненных вначале психических процессов в устойчивые и гибкие функциональные системы. Например: на 1-ом году жизни наиболее интенсивно развивается процесс восприятия, в него постепенно включаются процессы памяти (ребенок узнает близких, узнает игрушки). Л.С. Выготский считал, что до определенного момента мышление и речь развиваются параллельно и имеют разные генетические корни. Мышление уходит корнями в предметно-практическую деятельность, а речь формируется в процессе общения. Примерно к двум годам линии развития мышления и речи переплетаются, и начинает развиваться рече-мыслительная деятельность. Речь формирует все высшие психические функции. 2. Неравномерность психического развития. Существует определенная последовательность формирования психических функций, и для каждой психической функции есть свой сензитивный период развития. Например: от 0-3 лет – период интенсивного развития восприятия; от 1-3 лет бурно развивается непроизвольная память; от 2-5 лет происходит развитие речи; возраст от 3-7 лет сензитивен для развития наглядно-образного мышления и воображения, после 10 лет происходит развитие словесно-логического мышления. Таким образом, нормальное психическое развитие подчинено закону гетерохронии. Аномальное развитие характеризуется асинхронией, т.е нарушается темп и изменяются сроки формирования ВПФ. 3. Пластичность (податливость) психики, т.е. способность психических функций к взаимозаменяемости. Даже при утрате какой-либо психической функции за счет пластичности психики в целом, возможно психическое развитие, достаточное для социальной адаптации человека. Специфические закономерности развития психики характерны для детей с отклонениями в развитии. Выготский Л.С. выделяет: 1. Расхождение (дивергенция) двух планов развития психики: биологического и социального (психического). Нормально развивающийся ребенок растет, созревает биологически и на каждом возрастном этапе достигает новых уровней психического развития. Ребенок с отклонениями в развитии развивается физически, а в психическом развитии по мере роста отстает все больше и больше. Вся коррекционная работа направлена на преодоление этих расхождений. 2. Огромное значение для теории и практики имеет учение Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта. Любой дефект имеет сложную структуру: первичные нарушения, обусловленные поражением центральной нервной системы; вторичные нарушения, которые вытекают из первичных и обусловлены тем, что ребенок развивается на дефектной основе; третичные нарушения, к которым относят отклонения в развитии личности; и сохранные функции. Например, вследствие поражения слухового анализатора (первичный дефект) возникают нарушения речи (вторичный дефект), в результате возникают какие-либо личностные отклонения (третичный дефект). Однако имеются и сохранные функции (зрительное восприятие и т.д.) 3. Еще одна закономерность проявляется в наличии компенсаторных мехпнизмов. При любом дефекте существуют сохранные функции.Вся коррекционная работа строится с опорой на сохранные функции, т.е. при коррекции нарушений используется принцип обходного пути.
Учение Л.С. Выготского «о закономерностях аномального развития» получило продолжение в трудах отечественных ученых дефектологов. В.И. Лубовский в своей монографии «Развитие словесной регуляции у детей в норме и патологии»(1978) обобщил исследования Л.С.Выготского и его последователей, а также результаты собственных исследований, и пришел к выводу, что у всех детей с отклонениями в развитии изменена способность к приему, переработке, хранению и использованию информации. Также у всех проблемных детей выявляется недостаточность участия речи в протекании психических процессов, страдает словесная регуляция действий, страдает процесс коммуникации. Из-за выше перечисленных особенностей развития дети с отклонениями в развитии испытывают затруднения в социальной адаптации.
В «концепции о развивающем характере обучения» Л.С. Выготский выдвинул идею развивающего обучения. Обучение должно вести за собой развитие. Он выделяет «зону актуального развития» ребенка, т.е. возможности ребенка, реализующиеся в самостоятельной деятельности, и «зону ближайшего развития» - потенциальные возм ожности ребенка, то, что он может сделать сегодня с помощью взрослого, а в дальнейшем самостоятельно. «Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребенка, т.е. способность к усвоению и присвоению опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребенка и с их учетом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы с ребенком. «Зона ближайшего развития» имеет большое значение для диагностики и коррекции отклонений в развитии. Вся коррекционная работа строится с учетом «зоны ближайшего развития».
|