Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификации ЗПР.Клинико-психолого-педагогичская характеристика детей с ЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой состояние, которое характеризуется замедленным темпом формирования высших психических функций и эмоционально-волевой сферы. Причинами ЗПР являются органическое поражение центральной нервной системы или ее функциональная незрелость. Поражение центральной нервной системы может быть связано с воздействием различных факторов: - пороки внутриутробного развития; - перинатальная патология плода с 28 недели беременности, во время родов, в первую неделю жизни (воздействие инфекций); - интоксикация плода; - травмы плода. Наследственные факторы при ЗПР не имеют значительного влияния. При задержке психического развития нарушения со стороны ЦНС носят резидуально-органический характер. Помимо органических нарушений могут быть нарушения функционального характера (формирование центральной нервной системы в замедленном темпе). Задержка психического развития, как вариант аномального развития в нашей стране изучается с 60-х годов XX века. Исследования школьной неуспеваемости показали, что около 50% детей не успевают учиться в младших классах - это дети с ЗПР. Инициаторами этих исследований стали Т.А. Власова и М.С. Певзнер. Существует несколько классификаций задержки психического развития. Остановимся на некоторых из них. Классификация ЗПР Татьяны Александровны Власовой и Марии Семеновны Певзнер. Они выделяют: 1. Астенические состояния, в том числе связанные с церебрастенией. 2. Инфантилизм (детскость) – физическая и психическая незре- лость.
Классификация ЗПР Владимира Викторовича Ковалева: 1. ЗПР дизонтогенетического характера, наблюдается при различ- ных формах инфантилизма. Задержка психического развития носит первичный характер. 2. ЗПР энцефалопатического характера, связана с микроорганиче- ским поражением мозга. Задержка психического развития носит первичный характер. 3. ЗПР при нарушениях зрения, слуха, речи, при двигательных расстройствах. Задержка психического развития носит вторичный характер. 4. ЗПР, обусловленная ранней депривацией, возникает как следст- вие дефицита общения и эмоций, дефицита сенсорной информации в возрасте до 3-х лет. Задержка психического развития носит вторичный характер. Согласно этой классификации первые три варианта обусловлены биологически, а четвертый – социально.
Наиболее распространенной считается классификация Клары Самойловны Лебединской, она выделяет: 1. ЗПР конституционального генеза. Возникает в связи с генетическими особенностями физического и психического развития. На первый план выступает эмоционально-личностная незрелость, которая может сочетаться с физическим недоразвитием. 2. ЗПР соматогенного генеза. Возникает у детей с различными хроническими заболеваниями (болезни сердца, легких, эндокринной системы, бронхиальная астма, аллергические заболевания и т.д.). На первом плане проявляется астения, снижение работоспособности, повышенная утомляемость. 3. ЗПР психогенного генеза. Возникает под влиянием длительно действующей психотравмирующей ситуации. У детей отмечают нарушения эмоциональной сферы, поведения, трудности произвольной регуляции деятельности. 4. ЗПР церебрально-органического генеза. Это самая тяжелая задержка психического развития. При всех вариантах ЗПР в структуре дефекта отмечаются недостатки эмоционально-волевой и познавательной деятельности, при церебрально-органической задержке страдает память. При первых трех вариантах задержки психического развития (по К.С. Лебединской) наиболее выражены недостатки эмоционально-волевой сферы. Дети характеризуются эмоционально-личностной незрелостью, слабостью произвольной регуляции поведения и деятельности в целом. Познавательные возможности детей неплохие. В большей степени у них страдает не мышление как таковое, а предпосылки мыслительной деятельности: внимание, память. Речевое развитие данных детей не имеет грубых недостатков, дети испытывают трудности в основном на уровне связной речи. Задержка церебрально-органического генеза наиболее тяжелая клиническая форма ЗПР. У детей выявляются признаки микроорганического поражения мозга. В структуре дефекта на первый план выступают недостатки познавательной деятельности, которые сочетаются с незрелостью эмоционально-волевой сферы. В зависимости от преобладания того или иного компонента выделяют два подварианта задержки церебрально-органического характера: 1 вариант характеризуется преобладанием эмоционально-волевых нарушений на фоне органического инфантилизма. Такие дети проявляют интерес к игре, но уровень ее развития очень низкий. Эмоции этих детей бедные, скудные. Страдает регуляция и контроль деятельности. 2 вариант характеризуется преобладанием нарушений познавательной деятельности. Страдает программирование, регуляция и контроль деятельности. Также у детей наблюдаются энцефалопатические расстройства, страдает нейродинамика. У одних детей преобладает возбуждение, нередко в форме гипердинамического синдрома; у других преобладают процессы торможения. У некоторых детей может выявляться судорожная готовность, вегето-сосудистые расстройства (головные боли, головокружение, повышение внутричерепного давления). Мыслительная деятельность таких детей характеризуется рядом особенностей. У них медленно формируются мыслительные операции (анализ и синтез, обобщение, сравнение и др.). Мышление носит конкретный характер, и дети испытывают большие затруднения на уровне словесно-логического мышления, это затрудняет дифференциацию задержки психического развития от умственной отсталости. Таким образом, требуется углубленное психологическое обследование ребенка для того, чтобы определить структуру нарушений и их характер. У детей с задержкой церебрально-органического генеза выявляются нарушения речи системного характера. Уровень речевого развития может быть разным. У некоторых детей может не быть выраженных нарушений речи (звукопроизношение чистое, на уровне бытового общения речь производит благоприятное впечатление), однако в условиях обучения оказывается, что у ребенка сужен словарь, ограничены возможности в построении сложных предложений, страдает связная речь. В большинстве случаев недоразвитие речи при задержке психического развития имеет системный характер и входит в структуру дефекта как вторичное нарушение. В других случаях, особенно если недоразвитие речи определяется I, II уровнем, можно трактовать отклоняющееся развитие ребенка как сложное комплексное нарушение, как сочетанный дефект. Такие выводы были сделаны Е.М. Мастюковой и нашли подтверждение в работах Т.А. Фотековой и Т.Н. Волковской.
|