Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Коррекционная работа при ДЦП
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального бучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры. Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом: 1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка. 2. Раннее начало онтогенетически последовательного воздействия, опирающегося на сохранные функции. 3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. 4. Наблюдение за ребенком в динамике продолжающегося психоречевого развития. 5. Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы. 6. Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка. Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в доречевой период являются: - Развитие эмоционального общения со взрослым (стимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт с взрослым, включения общения в практическое сотрудничество ребенка со взрослым). - Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата. - Стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов). - Коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). - Развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания). - Развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка). - Формирование движений руки и действий с предметами. - Формирование подготовительных этапов понимания речи. Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются: - Формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности. - Формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации). - Развитие знаний и представлений об окружающем. - Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слуховой кинестетического восприятия). - Формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Развитие Основными направлениями коррекционно-педагогической работ в дошкольном возрасте являются: - Развитие игровой деятельности. - Развитие речевого общения с окружающими. - Расширение запаса знаний и представлений об окружающем. - Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза. - Развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образной и элементов абстрактно-логического). - Формирование математических представлений. - Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом. - Воспитание навыков самообслуживания и гигиены. Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции. Ее основная цель — развитие (и облегчение) речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребенку лучшее понимание его речи окружающими. Задачи логопедической работы: - нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата. - развитие речевого дыхания и голоса. - нормализация просодической стороны речи. - формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи. - развитие функций кистей и пальцев рук. - нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи.
|