Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение типа и формы государства






 

Тип государства – это совокупность общих признаков, свойственных, как правило, исторически обособленной группе государств и выраженных в единстве их экономической основы, классовой сущности и социального назначения государства.

Форма государства это совокупность существенных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, включающий форму правления, форму государственного устрой­ства и политический режим.

 

Каждый элемент формы, как и форма государства в целом во многом зависят и

от типологической характеристики государства, предопределяемой его

сущностными свойствами. Каждый тип имеет свою специфику государственной

организации.

 

1. Рабовладельческий тип.

Рабовладельческие государства обеспечивали полноту фактической

власти рабовладельцев, отсутствие юридических пределов ее осуществления и

полное бесправие рабов. Основным элементом формы государства был

государственно-правовой режим, проявляющийся в виде демократии,

аристократии, деспотии и тирании. Он отражался на особенностях

монархический и республиканской форм правления. Монархия была представлена древневосточной деспотией (Египет, Китай, Индия), а республика существовала в демократической (Афины) и аристократической (Спарта) формах.

Формы государственного устройства в основном были простыми

унитарными и сложными (империи), обеспечивающими управление

покоренными народами.

2. Феодальный тип.

Государственная власть существовала как атрибут земельной собственности.

Основной формой правления была монархия (раннефеодальной

монархией, монархией периода феодальной раздробленности, сословно-

представительной и абсолютной монархиями). Республика существовала в форме

городской республики (Новгород, Псков).

Государственное устройство было простым и сложным, централизованным и

децентрализованным. Политическая взаимозависимость территорий и их лидеров

выражалась в отношениях вассалитета и сюзеренитета. Определенное

распространение получили союзы государств — торговые лиги, королевские

унии, конфедерации.

Государственно-правовой режим во многом предопределялся особенностями господствующей религии. Мог быть как авторитарным при абсолютной монархии, так и демократическим, выражаться в форме непосредственной демократии (в условиях городской республики).

3. Буржуазный тип.

Доминирование принципа формального равенства граждан предопределило широкое распространениереспубликанской формы правления в президентской и парламентской ее

разновидностях. Ограниченная (конституционная) монархия существует лишь

как особая форма проявления исторических традиций отдельных народов.

Государственное устройство осуществляется в простой (унитарной)

и сложной (федеративной или конфедеративной) формах.

Появление разнообразных политических партий и движений оказали непосредственное влияниена расширение использования демократических методов управления обществом.

Использование авторитарных, фашистских режимов становится исключением из

общего правила.

4. Социалистический тип.

Народовластие социалистического типа государства предопределило

возможность использования лишь республиканской формы правления

(президентской или парламентской).

Государственное устройство осуществляется в простой

(унитарной) и сложной (федеративной) формах.

Государственно-правовой режим может осуществляться как авторитарными,

диктаторскими, так и демократическими методами.

16. Форма государственного правления: понятие и виды.

Форма государства — это совокупность существенных способов

организации, устройства и осуществления государственной власти.

 

Форма правления отражает порядок организации высшей государственной

власти, особенности ее взаимодействия с населением и иными органами

государства.

Форма правления показывает, как организована высшая власть кто и как

правит в государстве.

 

Монархия - это форма правления, при которой вся полнота

государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха.

 

Признаки монархии:

1. Монарх наследует власть как представитель правящей династии и

осуществляет ее пожизненно и бессрочно (возможны и выборы);

2. Концентрирует в одних руках всю полноту государственной власти;

3. Монарх не несет конкретной юридической ответственности за результаты

своей деятельности.

Перечисленные признаки являются типичными, идеальными для абсолютной

монархической формы правления. В реальной же действительности они не

безусловны и не безграничны.

Ограниченные монархии - власть монарха значительно ограничена

представительным органом. К ним относятся сословно-представительная

монархия при феодализме и современные конституционные монархии. Такие

монархии разделяются на дуалистические, где власть разделена

между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Это

своеобразный переходный, промежуточный вариант между абсолютной и

парламентарной монархиями (Кувейт, Иорданияи т.д.); и парламентарные, где власть монарха ограничена парламентом и

правительством. В них правительство формируется парламентом из

представителей партии, победившей на выборах, повеление монарха приобретает

юридическую силу лишь при согласии на это

соответствующего министра — члена правительства (Англия, Япония и т.д.).

 

Республика — форма правления, при которой государственная

власть делегируется народом представительным органам,

избранным на определенный срок.

 

Признаки республики:

1. Источником власти формально-юридически признается народ.

2. Выборность и сменяемость (срочность) представительной власти.

3. Коллегиальность правления, основанная на разделении властей,

позволяющая обеспечивать подконтрольность различных ветвей

власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола.

4. Законодательно закрепленная подотчетность и ответственность

власти за результаты своей деятельности.

Основные виды современных республик: президентская (США); парламентская (ФРГ, Италия). Они различаются взависимости от того, какой из органов власти — президент или парламент формирует правительство и осуществляет прямое руководство им.

В парламентской республике правительство формируется парламентом и подотчетно ему. Поэтому здесь не действует принцип разделения властей в классическом виде. Президентв такой республике избирается либо парламентом, либо специально созданной

коллегией и имеет незначительные полномочия. Его роль аналогична роли

монарха в парламентской монархии. Все свои действия он вынужден

согласовывать с правительством. При этом значительная роль отводится главе

правительства (премьер-министру), который также избирается парламентом, но,

как правило, является лидером правящей партии.

 

В президентской республике парламенту принадлежит

законодательная власть. В то же время президенту как главе государства

принадлежат весьма большие полномочия как в

правотворческой (законодательная инициатива, право вето на законы, принятые

парламентом, принятие указов), так и в исполнительной сферах деятельности.

Будучи главой исполнительной власти, он назначает министров и формирует

правительство, которое несет ответственность перед ним, но не перед

парламентом. Тем самым устанавливается большая степень политической

стабильности.

В настоящее время получили распространение смешанные формы правления

президентской и парламентской республик (Франция, Финляндия).

17. Форма государственного устройства: понятие и виды.

 

Форма государственного устройства выражается в политико-

территориальном устройстве государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между составляющими его территориальными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

По форме государственного устройства государства делятся на простые (унитарные) и сложные (федерация).

 

Унитарные — единые, централизованные государства, состоящие из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками суверенитета не обладают (Франция, Финляндия, Норвегия и др.).

Признаки унитарного государства:

1) это единое, суверенное государство, территория которого лишь для удобства управления поделена на аминистративные единицы, не обладающие

политической самостоятельностью;

2) с единым, централизованным государственным аппаратом, возглавляемым общими для всей страны высшими органами государственной власти;

3) с единым гражданством;

4) с единой законодательной системой;

5) с одноканальной системой взымания налогов.

В зависимости от способов контроля центральной власти, унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В централизованных на места назначаются представители центра.

В децентрализованных избираются органы местного самоуправления.

 

Сложные — это такие государства, которые состоят из государственных образований, пользующихся той или иной степенью государственного суверенитета.

Федерация — Это союзное государство, территория которого состоит из территорий некогда суверенных государств, обладающих в рамках федерации не только хозяйственной, но и некоторой политической самостоятельностью. (РФ, США, ФРГ.).

 

Признаки федеративного государства:

1. Наличие двух уровней государственного аппарата (общефедеральный и аппарат субъекта федерации). Союзный парламент имеет двухпалатную структуру, верхняя палата которого представляет интересы субъектов федерации.

2. Граждане федеративного государства, иногда обладают двойным гражданством.

3. Наряду с общефедеральным законодательством каждый субъект федерации имеет свою законодательную систему, которая возглавляется или конституцией, или уставом.

4. как правило создается 2х-палатный парламент.

5. Двухканальная система налогов (для федерального центра и для субъекта

федерации).

 

Виды федерации:

1. В зависимости от принципа формирования субъектов:

а) территориальная (по территории: США, Германия)

б) национальная (по нациям: Бельгия).

в) смешанная (Россия).

 

2. По юридической основе:

а) договорная (на основе договора), при этом у субъектов сохраняется

максимум полномочий;

б) конституционная (на основе конституции).

 

3. По равенству статусов:

а) симметричная (у всех субъектов статус одинаков).

б) асимметричная (у субъектов разный статус).

 

Независимо от формы государственного устройства территория

государства делится на административно-территориальные единицы. Это деление

осуществляется на основе экономического (компактное расположение

производственных, географических, людских ресурсов), национального

(недопустимость разделения одного народа разными административно-

территориальными единицами) и политического (близость органов власти и

управления к населению) принципов.

18. Политический режим: понятие и виды.

Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления государственной власти.

Различают антидемократические и демократические государственно-правовые режимы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал