Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава III. 1. Обет трех Вед может длиться у учителя 36 лет, или половину этого времени, или четверть, или пока совершенно не изучит их.






1. Обет трех Вед может длиться у учителя 36 лет, или половину этого времени, или четверть, или пока совершенно не изучит их.

2. Кто изучил должным образом три Веды, или две, или даже только одну, без нарушения ученичества, должен вступить в уклад домохозяев.

3. Тот, кто славится своей обязательностью и получил свое наследство – Веду от своего отца *, он* достоин почитания, восседая на ложе и украшенный венком, коровой *.

4. Омывшись с разрешения своего учителя и выполнив, согласно правилам, Возвращение (Самавртана)*, дваждырожденный должен жениться на жене равного сословия, наделенной благоприятными признаками *.

5. На не родственнице (Сапинда)* по материнской линии, не принадлежащей роду* отца; такая подходит дваждырожденному для свадьбы и брачного союза.

6. При обзаведении женой пусть старательно избегает следующих десяти семей, будь они как угодно могущественны, или богаты скотом, лошадьми, овцами, зерном или имуществом.

7. Той, которая пренебрегает священными обрядами, той, в семье которой нет мальчиков, в семье которой не изучают Вед, у которой сильная волосатость на теле, которая подвержена почечую, чахотке, слабому пищеварению, падучей или белой и черной проказе.

8. Пусть не женится на рыжей девушке, ни с лишним членом* тела, ни на больной, ни на с безволосым телом, или чересчур волосатой, ни на болтливой или с краснотой.

9. Ни на той, что названа именем созвездия, дерева, реки, ни носящей имя низкорожденой, или горы, ни с именем птицы, змеи или рабыни, чье имя вызывает ужас.

10. Пусть женится на девушке без телесных изъянов, которая имеет приятное имя, походку гуски (Хамса), или слона *, умеренно волос на теле и голове, маленькие зубки и плавность в членах (гибкость).

11. И благоразумный муж не должен жениться на той, у которой нет брата, чей отец неизвестен, боясь " назначенной дочери" * и нарушения закона *.

12. Так, для первой женитьбы дваждырожденного можно посоветовать сословно равную, но для тех, кто в силу желания продолжает на следующих девушках – согласно порядку; так более похвально.

13. Сказано, что Служанка — единственная жена Служилого; она же и еще одна из своего сословия — для Барина; эти две и еще одна из своего сословия — для Князя; эти три и одна из своего сословия — для Волхва. *

14. Служанка - жена не упоминается даже в каких-либо историях, как жена волхва или князя, хотя с ними жили при невзгодах.

15. Дваждырожденные мужи, которые по своей глупости женятся на женах низкого сословия, скоро низводят свои семьи и своих детей до положения служилых.

16. Согласно Ястребу (Атри), Гонцу (Гаутама) сыну Итота (Утатхья), тот, кто женится на служанке - женщине, становится отверженным, согласно Щенка (Щаунака)*, при рождении сына, и Бугра (Бхригу) — тот, кто имеет потомство от такой.

17. Волхв, берущий служанку - жену на свое ложе, погружается в ад; если он зачинает от нее ребенка, он теряет чин Волхва.

18. Предки и Боги не вкушают от того мужа, который исполняет обряды в честь Богов, Предков и гостей, главенствуя с такой помощницей, и такой не достигнет неба.

19. Для того, кто пьет влагу губ* служанки, кто оскверняется ее дыханием и кто зачинает от нее сына, искупления не предписано *.

20. Теперь коротко о следующих восьми свадебных обрядах, используемых четырьмя сословиями, которые отчасти помогают благоденствию, а отчасти производят зло, как в этой жизни, так и после смерти.

21. Обряд Брак (Брахма), Диво (Дайва) - обряд, обряд Решителей (Риши, (Орша) Быка), обряд Пращура (Праджяпатья), Чуров (Асурас), Гударей (Гандхарвас), Рогшей (Ракшаса), Пышаков (Пищака)*.

22. Какие законы для каждого сословия, какие добродетели и пороки каждого — все это я тебе представлю, так же, как и их добрый или злой плод относительно жертвоприношения.

23. Следует знать, что первые шесть, соответственно порядку, законны для волхва, четыре последние для князя, и те же четыре, за исключением Рогши обряда *, для барина и служилого.

24. Решители утверждают, что первые четыре похвальны для волхва, один Рогша — князю, и Чура (Асурас) для барина и служилого.

25. И при этом три из пяти считаются законным и два незаконным: Пышачей и Чуров не следует никогда использовать.

26. Для князя те два ранее упомянутые обряда, Гударей и Ракшей, либо отдельно, либо смешанно*, позволены священной традицией.

27. Дарение дочери, после облачения и почитания ее, мужу, сведущему в Веде и доброго поведения, которого отец сам приглашает, называется Брак - обряд *.

28. Дарение дочери, облаченной украшениями, жрецу, который обязательно служит при жертвоприношении во время его свершения, называют Див - обрядом *.

29. Когда отдают свою дочь, согласно правилу *, после получения от жениха, ради святого закона, коровы и быка, или двух пар, это зовется обрядом Решителей (Быка (Орша)).

30. Дарение дочери после того, как он обратился со словами: " Исполняйте ваши обязанности! " — и выказал почтение жениху, называется обряд Пращуров.

31. Когда получают невесту, отдав столько, сколько сможет, богатства родичам и самой невесте, или сколько сам захочет, это называется обряд Чуров (Асуров)*.

32. Свободный союз девушки и ее возлюбленного, следует знать, — обряд Гударей, который возникает из страсти и образуется соединением ради их целей.

33. Насильное похищение девушки из ее дома, с криком и плачем, после убийств, ранений, разрушений, называется Рогша - обычай.

34. Когда воровски соблазняют девушку, которая спит, одурманена, или в умственном замешательстве, — это восьмой, самый низкий и греховный обряд Пышачей *.

35. Дарение дочерей среди волхвов наиболее похвально с возлиянием водой; но в случае других сословий со взаимного согласия.

36. Слушайте теперь меня, вы, духовники, пока я полностью не перечислю, какие качества приписывает Пра - Муж каждому из этих обрядов.

37. Сын жены, вышедшей замуж по Браку, совершающий достохвальные поступки, освобождает от беззакония десять предков, десять потомков и самого себя как двадцать первого.

38. Сын, рожденный от жены, вышедшей замуж Дивным обрядом, подобным образом — семь предков, семь потомков, сын жены, вышедшей обрядом Решителей (быка) — троих, и сын жены, вышедшей обрядом Пращура (Къ) — шестерых.

39. От четырех женитьб, последовательно, которые начинаются с Брака, происходят сыновья, сияющие знанием Вед и почитаемые Учеными ((Щиштас) чуткими)*.

40. Наделенные свойствами красоты и доброты, богатые и славные, получив столько удовольствий, сколько захотят, и будучи самыми праведными, они будут жить сто лет.

41. Но от оставшихся, порицаемых женитьб, происходят сыновья, которые жестоки, лжецы, кто ненавидит Веды и Священный закон.

42. В безупречных браках рождаются безупречные дети, в порицаемых порицаемые; поэтому следует избегать порицаемого.

43. Обряд соединения рук предписывается для женщины равного сословия; знай, что следующее правило — для свадьбы с женщиной другого сословия.

44. При женитьбе мужа высшего сословия на невесте из княгинь, нужно держать стрелу; невесте из барынь — кнут, и служанке невесте — подол одежды *.

45. Пусть соединяется со своею женою в должное время года, постоянно довольствуясь ею; он может также, намереваясь удовлетворить ее, соединиться с ней с желанием супружеской связи, кроме Парных, Первных (Парванс) — дней*.

46. Шестнадцать ночей, включая четыре дня, которые отличаются от остальных и порицаются добродетельными *, — природный срок женщины *.

47. Но среди них первые четыре, одиннадцатый и тринадцатый — запретны, в остальные ночи это можно.

48. По четным ночам получаются сыновья, дочери по нечетным; поэтому муж, желающий иметь сыновей, должен соединяться с женой по четным в подходящую пору.

49. Мальчик получается большим количеством мужского семени, девочка — женского; если равенство — бесполый или мальчик и девочка; если слабы или бедны количеством — зачатья не происходит *.

50. Тот, кто избегает женщин в шесть запрещенных ночей и восемь других * -- словно ученик, какому бы он укладу не следовал.

51. Ни один отец, кто учен, не должен брать даже намека на плату за свою дочь, так как муж, по скупости берущий выкуп, продавец своего приношения *.

52. И те родичи, которые по глупости живут на отделенную собственность женщины *: женские одежды, повозки, вьючных животных — совершают грех и попадают в ад.

53. Некоторые называют корову и быка на Решка (Риши, Быка (Орша)) - свадьбе " выкупом"; это ложь, так как при плате, будь она велика или мала, это — продажа.

54. Когда родичи не владеют выкупом, это не продажа; это только знак уважения и благорасположенности к невесте.

55. Женщины должны почитаться и украшаться их отцами, братьями, мужьями и деверями, желающими благополучия.

56. Где женщины почитаемы, там Боги довольны; но где они не почитаются, священные обряды не приносят наград.

57. Где родные женщины живут в печали, семья скоро полностью пропадет; но та семья, где они счастливы, всегда процветает.

58. Дома, в которых родные женщины, не почтенные должным образом, произносят заклятье, пропадают полностью, как будто разрушенные чарами.

59. Поэтому мужи, ищущие блага, должны всегда почитать женщин по святым дням и праздникам украшениями, одеждой и пищей.

60. В той семье, где муж доволен своей женой, а жена мужем, счастье будет наверняка продолжительным.

61. Так как если жена не сияет красотой, она не притягивает своего мужа; но если она не притягательна для него, не родятся дети.

62. Если жена сияет красотой, весь дом светится, но если она лишена красоты, все будет выглядеть убого.

63. Низкими женитьбами, отвержением священных обязанностей, небрежными занятиями Ведами и непочтительностью к духовенству семьи низко падают.

64. Ручным трудом, денежным оборотом, детьми только от служанки, торговлей лошадьми, повозками, коровами, земледелием и служением царю,

65. Жертвоприношениями для людей недостойных и отрицанием дел, семьи; ущербные в Ведах, быстро падают.

66. Но семьи, богатые знанием Вед, хотя и небогаты, числятся среди высших и стяжают большую славу.

67. На священном огне, зажженном на свадьбе, домохозяин должен исполнять, согласно закону, домашние обряды и пять жертвоприношений, и ежедневно готовить пищу.

68. У домохозяина пять предметов обихода: очаг, жернов, метла, пест для толчения, сосуд для воды — домашних убийц *, которыми он обставляется.

69. С тем, чтобы успешно искупить все это, великие Решители предписали для домохозяев ежедневные жертвоприношения.

70. Учение — это жертвоприношение Велесу (Бранителю, Славбогу (Браману)), Трапеза (Тарпана)* — жертвоприношение Предкам, возлияние в сожжение* — жертвоприношение Богам, Более (Бали) – приношение, которое приносится Бытиям (Бхутас), и радушный прием гостей — жертвоприношение людям.

71. Тот, кто не пренебрегает этими пятью великими жертвоприношениями, пока есть возможность, не пятнается грехом в пяти местах убийств, даже если он постоянно живет дома.

72. Но тот, кто не питает этих пятерых: Богов, гостей, тех, кого обязан поддерживать *, Предков и самого себя — не живет, хотя и дышит.

73. Называются также пять жертвоприношений: Огостья (Ахута), Гостья (Хута), Прахода (Прахита), Славогостья (Брахмьяхута), Пращира (Пращита)*.

74. Огостья — это шептание, Гостья — возлияние в сожжение, Прахода (разбрасывание по земле) — Более (Бали) приношение, дающееся Бытиям, Славогостья -уважительное принятие Волхва (гостем) и Пращира (поедаемое) — Трапеза (Предкам).

75. Пусть в этом ежедневно усердствует: уединенном чтении Вед, а также в выполнении приношений Богам; так как тот, кто усерден в выполнении жертвоприношений, поддерживает все движимое и недвижимое.

76. Возлияние, должным образом совершенное в огне, достигает Солнца; от Солнца идет дождь, от дождя пища, от нее живые существа.

77. Как все живые существа обитают поддержкой из воздуха, точно так все существа живут получением поддержки от домохозяев *.

78. Потому что люди трех укладов ежедневно поддерживаются домохозяином священным знанием и пищей, поэтому домохозяин — самый превосходный уклад *.

79. Этот уклад, который не могут исполнять люди со слабым телом, следует тщательно исполнять тем, кто желает непреходящих небес и постоянного счастья здесь.

80. Решители, Предки, Боги, Бытия, гости просят домохозяев; поэтому тот, кто знает, должен давать им.

81. Пусть поклоняется, согласно правилу, Решителям — уединенным чтением Вед; Богам — возлиянием в сожжение; предкам — похоронным приношением, Радением (Щрадха); людям — пищей и Бытиям — Болиим приношением.

82. Пусть ежедневно совершает похоронное жертвование пищей или водой, также молоком, кореньями и фруктами и довольствует Предков.

83. Пусть накормит даже одного волхва в честь предков на Радении, что относится к пяти великим жертвоприношениям; но пусть не кормит никого из волхвов во Вседивном (Вайсвадева) — приношении*.

84. Волхв* должен приносить, согласно правилу*(Пряг-сутра), приготовленную пищу, предназначенную для Вседивного, в священный домашний очаг следующим божествам:

85. Сначала Огню* (Агни) и Сну (Сома)*, затем обоим этим богам совместно, далее Вседивную(Висве Девах) и Душеведу (Дханвантари)*;

86. Далее Коге (Кохе)* (богине дня новолуния), Отнимате (Анумати)*(богине дня полнолуния), Пращуру (Создателю), Небесам и Земле совместно и в конце Полыхающему(Агнищвиштакрти)*.

87. После таким образом принесенной в жертву пищи, пусть разбросает Более приношение по сторонам света, начиная (с востока) к югу: Е(н)дриле (Яриле, Ндре, (Перуну, Прапоруше), Одре, Гидре) (Индре)*, Ёме — итогу (Яме — антака), Верне (Варуне)*, Сну (Соме), так же и слугам божеств.

88. " Хмарам (Марутс)" – он должен разбросать около двери, и в воду, говоря: " Водам! "; он должен бросить под пест и растолочь, говоря так: " Деревьям! "

89. У изголовья он должен совершить приношение Щире ((Щри) удаче) и у изножья Бодрости*; в середине дома пусть поместит Более (Бали), для Велеса (Бранителя)*, и для Весного Бати (Весобати (Вастошпати), Господа обитания) совместно.

90. Пусть подбросит в воздух Более для всех Богов и (днем) для духов — душ, бродящих вокруг днем, (вечером) для душ, что бродят ночью.

91. В заключении пусть принесет Более (Бали) Царству Бытия (Сарванабхути); а что останется пусть бросит в южном направлении для Предков.

92. Пусть доброжелательно положит на землю для собак, изгоев* (патита), Исчадьям (Чандала), Опекунам собак (Щенопечцам (Щвапач)), тем, кто захвачен болестями* в наказание за прошлые грехи, воронам, насекомым.

93. Тот волхв, который ежедневно так почитает существа, идет, наделенный сияющим телом, прямой дорогой к высшей обители Велеса (Бранителя (Брахмо)) – Славе.

94. Исполнив это Более-приношение, он должен сначала накормить своего гостя и, согласно правилу, дать милостыню подвижнику, ученику.

95. Дваждырожденный домохозяин, раздавая милостыню, получает награду за свой похвальный поступок, равную корове в подарок, согласно правилу, своему учителю.

96. Пусть даст, в соответствии с правилом, волхву, знающему истину путем Вед, хоть чуть-чуть приправив, или полный кувшин воды.

97. Возлияние Богам и предкам, совершенные небрежными людьми, потеряны, если дающие, по своей глупости, дарят волхвов, заслуживающих золы *.

98. Приношение, совершенное в огонь-рот волхвов *, богатых святым знанием и подвигами, спасает от неудач и от великой вины.

99. Но пусть поднесет, в соответствии с правилом, пришедшему гостю сиденье и воду, также пищу, желательно приправленную.

100. Волхв, оставшийся непочтенным, забирает все духовные заслуги, даже у мужа, существующего сбором колосьев *, или приносящего возлияния в пяти огнях.

101. Трава *, комната, вода и, четвертое, доброе слово.

102. Но тот волхв, который остается только на одну ночь, считается гостем (атитхи); так как он остается (щтита) ненадолго (анитьям), он зовется Нетыш (атитхи, гость)*.

103. Не следует считать за гостя волхва, который живет в том же селении, ни того, кто ищет средств к жизни мирскими связями *, даже если он пришел к дому, где жена и священные огни.

104. Те глупые домохозяева, которые постоянно на чужом пропитании, становятся вследствие этого, после смерти, скотом тех, кто дает им пищу.

105. Гость, который послан заходящим Солнцем, не должен прогоняться домохозяином, пришел ли он во время ужина. или в неподходящее время, он не должен остаться без гостеприимства.

106. Пусть не ест, не поднесши этого гостю *; радушный прием гостей обеспечивает богатство, славу, долгую жизнь и небесное блаженство.

107. Пусть предложит сиденья, покои, постели, пусть не торопит и почитает: наиболее достойных — лучшим образом, низших — низшим, равных — равным образом*

108. Но если другой гость приходит, когда Вседивное (Вайсвадева) жертвоприношение закончено, нужно, по возможности, уделить ему пищи, не повторяя Больего (Бали)*-приношения.

109. Волхву не следует называть свой род и (ведическую) кличку (готра) с тем, чтобы получить еду; так как тот, кто хвалится собой ради еды, называется мудрыми " жрун вонючий" (вантащин).

110. Но князь у дома волхва не зовется Нетышем(атитхи), ни барин, ни служивый, ни собственный друг, ни родич, ни учитель.

111. Но если князь приходит к дому духовника в виде гостя *, нужно накормить его вдоволь* после того, как поедят вышеупомянутые волхвы.

112. Даже барину и служилому, приблизившимся к его дому в виде гостей, он может разрешить есть со своими слугами, выказывая свое сочувствие.

113. Даже другим, своим друзьям и так далее, кто пришел к его дому *просто так, он может предложить приправленную пищу, в девичьей.

114. Без колебаний он может оделять пищей, даже поперед гостей, новобрачную, детей, больного и беременную.

115. Но глупцы, которые едят, не уделив этим, а напихиваясь сами, не знают, что будут пожраны собаками и стервятниками.

116. После волхвов обедают родичи и слуги, домохозяин и его жена могут есть потом что останется.

117. Почтив Богов, мудрых, людей, Предков и Бытия, домохозяин пусть ест потом. что останется.

118. Тот, кто готовит пищу только для себя, поедает лишь грех; так как указано, что пища, остающаяся после жертвоприношений, должна быть едой доброжелательным людям.

119. Пусть почтит медовым напитком царя, жреца, Чистого (Снатака), учителя, зятя, тестя, и дядю по матери по прошествии года.

120. Царь и Послушник (Щротрия), пришедшие на совершение жертвоприношения, должны быть почтены медовым напитком, но нет, если жертвоприношение было исполнено — это постоянное правило.

121. И жена должна жертвовать вечером готовую пищу как Более (Бали)- приношение, без священных заклинаний, так как Вседивье (Вайсвадева) предписано как для утра, так и для вечера.

122. После выполнения Отцеячня (Питрияджьня), волхв *, хранящий святой огонь, должен подносить, месяц за месяцем, в дни новолуний, похоронную жертву Радение (Щрадха), называемую Родногорьем (Пинданвахарьяка).

123. Мудрые называют месячное похоронное приношение Предкам Новогорье (Анвахарья); и они должны быть тщательно исполнены с употреблением мяса.

124. Я полностью объясню, сколько духовных и чем должно быть накормлено при этом, какими видами пищи, кого нужно избегать.

125. Пусть накормит двух на приношении Богам* и трех на приношении Предкам, и только одного в любом случае; даже если богат, не следует собирать большое общество.

126. Большое общество разрушает следующую пятерку: уважительное отношение, место и время, чистоту и истоту волхва; поэтому не нужно стараться о большом обществе.

127. Известен такой обычай для того света, названный посвящением Предкам в дни новолуний; если муж прилежен в нем, обряд для мертвых, совершающийся по Смерто (Смарта) законам, постоянно благодетельствует ему.

128. Возлияние Богам и Предкам пусть лучше свершается при единственном Послушнике (Щротрия); что дано такому, самому достойному волхву, приносит великую награду.

129. Пусть накормит даже одного ученого мужа при Богах и одного при Предках; так он получит богатую награду, а не толпу, которая противоречит Ведам.

130. Пусть расспросит даже относительно далеких волхвов *, полностью изучивших Веды *, такой муж достоин принятия даров из пищи, поднесенной Богам или Предкам – он считается гостем.

131. Хоть целая тьма, несогласных с Речами (Рик), обедай тут, всего единственный муж, сведущий в Веде, будучи почтен, достоин их всех; такова и духовная заслуга.

132. Пища, посвященная Предкам и Богам, должна даваться мужу, отличающемуся священным знанием; так как руки, выпачканные кровью, не могут быть отмыты кровью *.

133. Сколько глотков проглотит невежа на жертвоприношении Богам и Предкам, столько раскаленных шипов, копий и шаров придется глотать угощающему после смерти.

134. Некоторые волхвы призваны к знанию*, другие к подвигам, некоторые к подвижничеству и чтению Вед, другие к исполнению священных обычаев.

135. Возлияния Предкам должны приноситься с учетом особенностей всех четырех.

136. Если есть такой отец, невежа по части священных писаний, чей сын изучил одно полное дополнение к Веде и примечания, и сын невежа в сокровенных писаниях, чей отец знает целиком дополнение к Веде и примечания,

137. Знай, что тот, чей отец знает Веду, более уважаем; но и другой заслуживает почтения по причине должного уважения к Веде*.

138. Пусть не приглашает собственного друга на похоронное жертвоприношение; он может завоевать его чувства знатными дарами; пусть накормит на Радении (Щрадха) волхва, которого не считает ни врагом, ни другом.

139. Тот, кто совершает похоронное жертвоприношение и подношение Богам главным образом ради друзей, не пожинает от этого плоды после смерти.

140. Это значит среди дваждырожденных: люди, которые по своей глупости завоевывают друзей похоронными жертвоприношениями, теряют небеса, потому что совершают его ради друзей.

141. Дар дваждырожденного, как сказано, съеденный Пышачем (Пищачас), остается здесь, в одиночестве, как слепая корова в стойле.

142. Как сеятель не пожнет урожая с семян, брошенных в бесплодную почву, точно так и податель жертвенной пищи не получит награды, угощая противника Речи (Рикас).

143. Но подарок, поднесенный в соответствии с правилами ученому мужу, делает дающего и получателя причастными награде, как здесь, так и после смерти.

144. Лучше почтить друга, чем врага, хотя последний может быть и лучшим; так как жертвенная пища, съеденная врагом, не приносит награды после смерти.

145. Пусть старается накормить на Радении (Щрадха) приверженца Реч-веды, который изучил полную Веду, или последователя Ячер (Ящер (Яджьур))-веды, изучившего одну ее ветвь ((щака) " щоку"), или певца Самоведы, тоже образованного.

146. Если один из этих трех обедает, почтенный должным образом, на похоронном жертвоприношении, предки до седьмого колена будут надолго удовлетворены.

147. Это главное правило в приношении Богам и Предкам; знай, что добродетельные всегда соблюдают следующее дополнительное правило *.

148. Можно также приглашать: деда по матери, дядю по матери, сына сестры, тестя, своего учителя, сына дочери, мужа дочери, кровного родича, своего служащего жреца или мужа, для которого тот приносит жертвы.

149. Ради обряда, посвященного Богам, тот, кто знает закон, не станет расспрашивать о волхве; но когда выполняется обряд в честь Предков, следует тщательно порасспросить.

150. Пра - Муж сказал, что волхвы — воры, изгои, бесполые или неверующие – недостойны возлияний Богам и Предкам.

151. Пусть не пускает на Радение (Щрадха) того, кто заплетает волосы в косы *, того, который неучен, плешивого, игрока и тех, кто приносит жертвы для многих.

152. Врачей, храмовых жрецов *, продавцов мяса, купцов — нужно избегать на жертвоприношениях Богам и Предкам.

153. Батрака из селения, или царя, человека с искривленными ногтями или черными зубами, того, кто противоречит своему учителю, того, кто покинул священный огонь и ремесленника.

154. Страдающего обжорством, скотовода, младшего брата, женившегося или разведшего священный огонь поперед старшего *, пренебрегающего пятью великими жертвоприношениями, врага сословия волхвов, старшего брата, женившегося или разведшего священный огонь после младшего *, и того. кто принадлежит какому-нибудь союзу или объединению *.

155. Лицедея или певца *, того, кто нарушил обет ученичества, того, у кого жена служанка, сына женщины, заново вышедшей замуж, одноглазого, и того, в чьем доме находится любовник его жены;

156. Того, кто учит за установленную плату, и того, кто обучен на таких условиях; того, кто наставляет учеников - служилых, и кто был выучен служилым; грубияна, сына прелюбодейки и сына вдовы.

157. Того, кто забыл свою мать, своего отца или учителя безо всякой причины, того, кто заключил союз с изгоем, или через Веды *, или через брак.

158. Поджигателя, отравителя, того, кто ест пищу, данную сыном прелюбодейки, продавца Вина Сна (Сомы), мореплавателя, песнопевца, добытчика мазей, подстрекателя и лжесвидетеля *,

159. Спорящего и судящегося со своим отцом, содержателя игорного дома, пьяницу, больного, обвиненного в смертном грехе, лицемера, продавца приправ *,

160. Изготовителя луков и стрел, того, кто сладострастно живет с вдовой брата, предателя друга, игрока, учащегося у собственного сына,

161. Припадочного, страдающего " ячменями", больного белой проказой, доносчика, сумасшедшего, слепого, того, кто придирается к Ведам — их всех следует избегать.

162. Погонщика слонов, быков и лошадей или верблюдов, существующего астрологией, любителя птиц и учителя вооруженного боя,

163. Того, кто изменяет течение вод, кто развлекается запруживанием, зодчего, посыльного, садовода.

164. Псаря, сокольничего, совратителя, мучителя, живущего за счет служилого и приносящего жертвы для союзов (ганас)*,

165. Нарушителя приличия, бесполого, косолапого, попрошайку, земледельца и того, кто порицаем добродетельными людьми,

166. Пастуха, держателя буйволов, мужа женщины заново вышедшей замуж и трупоношу надо старательно избегать.

167. Знающий волхв пусть в обоих случаях* избегает этих нижайших из дваждырожденных, чье поведение порицается, и кто недостоин общества.

168. Как пламя от сухой травы скоро гаснет, точно так и неученый волхв; не нужно давать ему жертвенную пищу, поэтому следует возносить ее на углях.

169. Я полностью объясню, какую награду получает даритель после смерти, если он дает пищу, предназначенную Богам или Предкам, мужу, который недостоин сидеть в обществе.

171. На него нужно смотреть как на Перевесу (Паривити), который женится, или начинает исполнять Огнехотье (Агнихотра) до своего старшего брата, на последнего — как на Перевесу (Паривити)

172. Старший брат, который женится после младшего, младший брат, который женится перед старшим, девушка, с которой такой брак заключается, тот, кто отдает ее, и служащий жрец, как пятый, — все попадают в ад.

173. Тот, кто проводит время в сладострастии со вдовой скончавшегося брата, хотя она была назначена *, в согласии со священным законом, следует знать, является владельцем додашной (Дидишупати).

174. Двое сыновей, Прокуда (Кунда) и Гуляка (Голака), рождаются у жен других мужчин; пока муж жив — то Прокуда, а после смерти — Гуляка.

175. И эти два существа, которые рождены от жен других мужей, приносят дарителю потерю, как в этой жизни, так и после смерти, за пищу, посвященную Богам и Предкам и отданную им.

176. Глупый податель не пожинает плодов за многих достойных гостей, если муж, не принимаемый обществом, увидит, как те едят.

177. Слепой своим присутствием вызывает у подателя потерю награды за девяносто, одноглазый — за шестьдесят, страдающий белой проказой — за сотню, и тот, кто наказан бессилием — за тысячу.

178. Податель теряет награду, положенную за такой нежертвенный дар, такую, как если бы волхвы, числом равные гостям, и жертвующие для служивых, могли его коснуться.

179. И если волхв, хотя и сведущ в Веде, из алчности получает дар от такого, он быстро погибнет, как сосуд из необожженной глины в воде.

180. Данная продавцу Вина Сна (Сомы), становится отбросами; врачу — гноем и кровью; жрецу храма — потерей, и ремесленнику — не вознесется.

181. Что дано волхву, живущему торговлей, остается в этом мире; волхву, рожденному от женщины, заново вышедшей замуж — подношение, брошенное в золу.

182. Но Решитель считает, что пища для прочих, не святых мужей, не принадлежащих к вышеперечисленным, — жир, кровь, мясо, костный мозг и кость *.

183. Теперь слушай, какими лучшими из дваждырожденных мужей общество, оскверненное недостойными, очищается; все о волхвах, которые освящают общество.

184. Те мужи должны считаться благославляющими общество, кто наиболее сведущ во всех Ведах и во всех Дополнениях (Аньгас), и кто потомок Послушника (Щротрияс).

185. Триждызажигающий (Триначикета)*, который хранит пять священных огней, Тристишный (Трисупарна)*, сведущий в шести Дополнениях (Аньгас), сын женщины, вышедшей замуж по Браку, тот, кто поет Чистосамоведу (Джьйестхасаман)*,

186. Тот, кто понимает значение Веды, и тот, кто излагает ее; ученик и давший тысячу коров, а также столетний могут рассматриваться как волхвы, освящающие общество.

187. В день перед исполнением Радения (Щрадха) - обряда, или в тот день, когда происходит он, пусть пригласит с должным уважением, по крайней мере, трех волхвов из вышеупомянутых.

188. Волхв, который был приглашен для чествования Предков, должен всегда сдерживаться и не читать Вед; и тот, кто выполняет Радение (Щрадха).

189. Так как предки окружают приглашенных волхвов, следуя за ними, как ветер, и окружают их, когда те сидят.

190. Но волхв, который, будучи приглашенным должным образом, совершает нарушение каким-либо путем, становится виновным и свиньей.

191. Но тот, кто, будучи приглашен на Радение (Щрадха), занялся служанкой, берет на себя все грехи, которые совершил даритель.

192. Предки — это древние божества, безгневные, заботящиеся о чистоте, всегда целомудренные, испытывающие отвращение к ссорам, наделенные большими добродетелями.

193. Теперь узнай, от кого их корни и какими обрядами они должны быть почитаемы.

194. Разные Предки считаются сынами всех тех Решителей: Марева (Маричи) и остальных *, кто считаются сыновьями Пра - Мужа, сына Золотого Яйца (Хираньягарбха)*.

195. Сноседы, сыновья Радуги (Вираджь)*; утверждают, что они предки Судеб (Садхьяс)* и Огневичей (Агнишватас), дети Марева (Маричи), славящиеся в мире Богов.

196. Бореседы, рожденные от Ястреба, записаны как Датьи (Дайтьяс)*, Данавы*, Ягши (Якшас, печенеги), Гудари (Гандхарвас), Ураги — божественные змеи*, Рогши (Ракшасас), Пернатые (Супарнас) и Кикиморы (Кинарас),

197. Снопивы, что из волхвов, Жертвоеды (Хавирвхуджьс), что из князей; Жиропивы (Аджьяпас) из бар, но Сукалны (Сукалинс) — они из служилых.

198. Снопивы — это сыновья Витии (Кави)* (Берега (Бхригу)), Жертвоеды — дети Огневого (Ангирас), Жиропивы — жертвование Волохатого (Пуластья), но Сукалны — Весиши (Васиштха).

199. Нужно знать, что Огнеугоды (Агнидагхас), Отогнеугоды (Анагнидагхас), Витичи(Кавьяс), Бореседы, Огневичи и Сничи (Саумьяс) — предки одних волхвов *.

200. Но знай, также, здесь существуют при этом бесчисленные сыновья и внуки тех главных Пра - Мужей, которые были перечислены.

201. От Решителей произошли Пра - Мужи, от Пра - Мужей Боги, и от Богов — весь мир, движимое и недвижимое, в должном порядке.

202. Даже вода, поднесенная с верой, в серебряном или посеребренном сосуде, приносит вечность.

203. Для дваждырожденных мужей обряд в честь Пра - Мужей более важен, чем обряд в честь Богов, так как приношение Богам, которое совершается вначале, считается средством украшения.

204. Пусть сначала пригласит почествовать Богов, как защиту приношения: так как Рогши (Ракшасас) разрушают похоронное жертвоприношение, оставленное без подобной защиты.

205. Пусть знаменует начало и конец обрядом в честь Богов: он не должен начинаться и кончаться Пра - Мужами, так как кто начинает и завершает чествованием Предков, скоро пропадает со своим потомством.

206. Пусть помажет чистое и уединенное место коровьим навозом и усердно совершает обряд, поклонившись в сторону юга.

207. Предки всегда остаются довольными приношениями, сделанными в открытых и естественно чистых местах, на берегах рек и в уединенных местах.

208. Нужно предложить волхвам, совершившим омовение по порядку *, сесть на отдельно приготовленные сиденья, по которым разбросаны листья куща.

209. Разместив безупречных волхвов на сиденьях, пусть почтит всех благоухающими венками и благовониями, начиная с Богов.

210. Поднеся им воды, зерен сезама и листьев травы куща *, волхв должен вознести в священном пламени, после получения разрешения от духовного собрания.

211. Вначале, согласно правилу, совершив, как средство защиты, возлияния Огню, Сну, и Ёме, пусть затем удовольствует Предков даром жертвенной пищи *.

212. И если не в пламя *, он должен поместить (его) в руку волхва: так как волхвы, изучившие священные писания, считают: " Что Огонь и волхв — это одно".

213. Они зовут таких лучших дваждырожденных мужей древними божествами *, безгневными, легко насыщаемыми, необходимыми для процветания людей.

214. После того, как он исполнит в огне всю последовательность обряда *, таким образом, чтобы окончить на юге, пусть окропит место правой рукой.

215. Приготовив три пирога* из остатков этой жертвенной пищи, нужно, сосредоточившись и повернувшись в сторону юга, поставить их, равно как и воду.

216. Принеся те пироги, согласно закона, будучи чист, пусть оботрет руку листьями травы куща, ради трех предков, участвующих в вытирании *.

217. Хлебнув воды, повернувшись вокруг и трижды медленно задержав дыхание, знаток священных писаний должен поклониться шести временам года* и Пра - Мужам.

218. Пусть бережно выльет остаток воды* возле пирогов и, сосредоточившись, понюхает эти пироги в том порядке, в каком они были поставлены.

219. И, последовательно отщипнув по кусочку от пирогов, нужно вначале отдать их на трапезу сидящим волхвам *, в согласии с правилом.

220. Но если отец жив, следует поднести более дальним предкам *; или он может накормить также на похоронном жертвоприношении своего отца, как волхва.

221. Но те, чей отец умер, но дед жив еще, должны после произнесения имени своего отца помянуть имя своего прадеда.

222. Пра - Муж объявил, что либо дед может есть на Радении (Щрадхе), либо, получив позволение, он может исполнять это как пожелает.

223. Полив воды, смешанной с сезамом, в которую опущены листья кущи, на руки, пусть раздаст кусочки пирога, говоря: " Такому-то, слава (свобода (Свадха!))*.

224. И неся всю пищу обеими руками, пусть сам поставит ее перед волхвами, сосредоточившись на Предках.

225. Злобные Чуры (Асурас) способны стащить ту пищу, которая принесена не обеими руками.

226. Пусть в чистоте и терпении поставит осторожно на землю приправы *, какие-нибудь отвары и настои, свежее и кислое молоко и мед.

227. Разную твердую пищу для жевания, мягкую пищу, коренья, фрукты, вкусное мясо и благоухающие напитки.

228. Все это пусть он предложит и, в чистоте и предупредительности, пригласит их отведать, в восхвалении и почтении.

229. Пусть не проронит ни капли слез, не гневается и не лжет, не качает ногой и не касается ею пищи.

230. Слезы посылают к Противным(Претас)*, гнев к врагам, ложь к собакам, прикосновение ногой к Рогшам (Ракшасас), качание к грешникам.

231. Что только может понравиться волхвам, пусть отдаст без сожаления; пусть предложит загадки из Вед *, так как это желательно Пра - Мужам.

232. При Предках он должен предложить вниманию гостей послушать Веды, Положения святого закона, легенды, сказания, Порану (Пуранас) и добавление (килы (Кхилас)).

233. Попробовав сам, пусть позволит попробовать волхвам, величественно и медленно предложив отведать, и еще раз пригласит к трапезе* и лакомствам.

234. Пусть обязательно приведет на похоронное жертвоприношение сына дочери, даже если тот ученик *, и пусть постелет Непал-покрывало на сиденье, разбросав зерна сезама по земле.

235. Существуют три средства удовольствования на Радении (Щрадха): сын дочери, Непал-покрывало, зерна сезама; и советуют три для этого: чистота, безгневность и неторопливость.

236. Вся пища должна быть очень горяча, и следует есть в молчании; спрошенный дарителем, волхв не должен хвалить жертвенную пищу.

237. Пока пища горяча, пока едят в молчании, пока она не хвалится, вот тогда Предки и вкушают.

238. Что едят не обнажив головы, повернув лицо к югу, не сняв сандалий, то достается Рогшам (ракшасам).

239. Исчадье (чандала)*, домашняя свинья, петух, собака, женщина при месячных и бесполый не должны смотреть на волхвов, пока те едят.

240. То, что они смотрят на возлияние в сожжение, на дарение, на обед, или на какой-нибудь обряд в честь Богов и Предков, это производит непредвиденные последствия.

241. Боров делает (это) бесполезным, вдыхая запах, петух — взмахами крыльев, собака — бросив взгляд, человек низкого сословия* — прикоснувшись.

242. Или хромой, одноглазый, ущербный в членах, или с лишними членами, будь он даже слугой дарителя, он также должен быть удален с этого места.

243. Волхву или подвижнику, пришедшему ради пищи, он может, с разрешения волхвов, оказать честь по возможности.

244. Пусть смешает разную пищу вместе, покропит ее водой и положит, разбросав по земле впереди, когда те закончат свою трапезу.

245. Оставшееся и куски, разбросанные по траве кущи, должны стать долей скончавшихся, но так и не получивших посвящения, и тех, кто оставил славных жен.

246. Считают, что куски, упавшие на землю на (Радении) для Предков — для честных и обязательных слуг *.

247. И до выполнения Родственного обряда (Сапинди - карана)*, следует накормить на похоронном жертвоприношении в честь скончавшегося Гарного (Ария) без чествования Богов, и поднести только один пирог *.

248. Но после выполнения Родственного обряда (Сапинди-карана) сыновья должны поднести пироги так, как было изложено.

249. Глупец, который, отобедав на Радении (Щрадхе), отдает остатки служилому, падает вниз головой, в ад, “сучёный из кала” (Каласутра) - ад.

250. Если участник Радения (Щраддхи) взойдет в тот же день на ложе жены - служанки, его предки будут лежать в течение месяца в ее нечистотах.

251. Обратившись с вопросом: " Хорошо ли покушали? " – пусть даст воды для прихлебывания* тем, кто уже насытился, и отпустит их, как отхлебнут воды: " Может, останетесь? "

252. Волхвы тогда должны ответить ему: " Пусть здесь пребудет Лад (Свобода (Свадха))"; так как на всех обрядах в честь Предков слово Лад (Свобода (Свадха)) — это величайшее благословение.

253. Затем пусть покажет окончившим свою трапезу оставшуюся пищу; с позволения волхвов пусть поставит ее куда только они укажут.

254. На чествовании Предков он должен пользоваться словом “Угощайтесь” (Свадитам); на Гостерадении* словом “Вслушайтесь” (Сущрутам); на Низорадении словом “Лакомьтесь” (Сампанам); и на чествовании Богов — “Вкушайте” (Ручитам).

255. Послеобеденное время, куща - трава, правильная подготовка жилища, сезамовые зерна, доброжелательство, заботливое приготовление пищи и избранные волхвы — это истинное богатство на всех похоронных обрядах жертвоприношений.

256. Знай, что куща-трава, очищение, утро, всякие жертвенные яства и средства очищения, которые упомянуты выше *, благословения — на жертвоприношении Богам.

257. Пища, которую ест в лесу отшельник *, молоко, Вино Сна, неприправленное мясо и просто соль называют, в силу их природы, жертвенной пищей.

258. Отпустив волхвов, пусть, сосредоточившись, молчаливый и чистый, глядя в сторону юга, просит такого же благословения от Предков.

259. Да пребудут вокруг нас свободные! Да улучшится и окрепнет порода и Веда! Да не оставит нас вера! Да будем мы богаты для подаяния!

260. Совершив подношение таким образом *, потом пусть попросит корову, волхва, козла или священное пламя съесть эти пироги, или пусть бросит их в воду.

261. Некоторые совершают подношение пирогов потом; некоторые просят покрошить их птицам, или бросить в огонь, или в воду.

262. Первая жена, верующая, которая собирается поклониться Предкам, может съесть большую половину пирога, желая понести сына.

263. После этого она родит сына, который будет домохозяином, знаменитым, умным, богатым, отцом многочисленного потомства, наделенным добротой и праведностью.

264. Вымыв руки и прихлебнув воды, пусть приготовит для родичей отца и, подавая ее им с должным почтением, пусть накормит и родичей матери тоже.

265. Но остатки пусть остаются лежать, пока волхвы не будут отпущены; потом следует исполнить домашнее Более (Бали) — приношение*; так всегда по священному закону.

266. Теперь полностью разъясню, какой вид жертвенной пищи, данной Предкам согласно правилам, будет служить долгое время, или вечно.

267. Предки людей удовлетворяются на месяц зернами сезама, рисом, ячменем, маша-фасолью, водой, кореньями и фруктами, которые были даны в согласии с предписанным законом,

268. На два месяца рыбой, три месяца мясом газелей, четыре бараном, и пять уже мясом птиц,

269. Шесть месяцев говядиной, семь — пятнистого оленя, восемь — черной антилопы и девять (оленя) Руру.

270. Десять месяцев они будут довольны мясом вепря и буйвола, и одиннадцать месяцев — зайцев и черепах.

271. Один год молочной коровой и молочным рисом; от мяса длинноухого белого козла* их удовлетворение длится двенадцать лет.

272. Калашака, Махасалка, мяса носорога, красного козла и пища, которую едят отшельники в лесу, служат бесконечное время.

273. Что только он, смешанное с медом, ни дает на тринадцатый лунный день в сезон дождей под созвездием Магхах *, это также обеспечивает вечное.

274. " Пусть такой муж будет рожден в нашей семье, который будет давать нам молочный рис, с медом и очищенным маслом, на тринадцатый день Луны (месяца Бхадрапада) и когда тень слона падает к востоку " *.

275. Что только ни дает исполненный веры, должным образом, согласно предписанию, это становится в другом мире вечным и непреходящим для Предков.

276. Дни темной половины месяца, начинающиеся с десятого, исключая четырнадцатый, предполагаются для похоронных жертвоприношений; но не другие.

277. Тот, кто выполняет это по четным дням и под четным созвездием, удовлетворяет все свои нужды; тот, кто чествует Предков по нечетным, и под нечетными, получает великолепный дар.

278. Как вторая половина месяца предпочтительней первой половины, точно так и послеполудненное время лучше для похоронного жертвоприношения, чем до полудня.

279. Пусть неустанно, обязательно исполняет чествование Предков в соответствии с правилом, повесив священный шнур на правое плечо, двигаясь слева направо, держа в руках кущу-траву, до конца.

280. Пусть не исполняет похоронного жертвоприношения ночью, потому что она считается принадлежащей Рогшам (Ракшасам), и в предрассветные сумерки.

281. Пусть и далее приносит похоронное приношение, согласно данным правилам, трижды в год, зимой, летом и во время дождей; но то, что входит в пять великих жертвоприношений — каждый день.

282. Возлияние в сожжение, принесенное на жертвоприношении Предкам, не следует совершать на общем огне; волхв, хранящий священный огонь – не для похоронного жертвоприношения, кроме дней новолуния.

283. Даже когда волхв, после омовения, удовольствует Предков водой, он за это получает награду за совершение Радения (Щрадха).

284. Отцов называют Веси (Все(Васус))*, дедов Роды (Рыдры (Рудрас))*, прадедов Радетели (Адитьяс)*; так в вечной Веде.

285. Пусть ежедневно отведывает Угощение (Вигхаса) и ежедневно вкушает Бессмертное(Амрита, амброзия); Угощение — это то, что остается от трапезы, и остаток жертвоприношения называется Бессмертным.

286. Так все указания относительно пяти жертвоприношений были разъяснены тебе; слушай теперь закон образа жизни, пригодный для волхва.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.048 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал