Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первая книга Псалтири. Псалмы 1 - 40 1 страница






" Бог ли не защитит избранных Своих, Вопиющих к Нему
день и ночь, хотя и медлит защитить их? "
(Лк.18: 7)

 

Псалмы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

 

 

ПСАЛОМ 1. Участь праведника и грешника

В большинстве изданий (греч. и лат.) этот псалом не имеет надписания, может быть потому, что он считался как бы предисловием ко всей Псалтири (так думают св. Василий В., бл. Иероним и другие); уже в древности не все считали его собственно псалмом, а как бы введением к псалмам, и поэтому наш второй псалом называли первым (ср. Деян.13: 33 по Cod. D., у Оригена, Тертул. и др.). Толковники видят в этом псалме сущность всех псалмов: " Только в единении с волею Божиею, выражающемся в исполнении закона Божия, заключается истинное, прочное счастие; в отдалении же от Бога нет ничего кроме бедствий". Никто, конечно, больше не испытал на себе этой истины, как Давид, который поэтому и признается писателем этого псалма. В первой его части (ст.1-3) заключается изображение блаженства праведника, который сначала характеризуется как удаляющийся от всякого родах [1] зла; потом положительно, как человек, воля которого в священном влечении направлена только к закону Господню, и который, чтобы не нарушить ни одной из многих заповедей, неустанно (день и нощь) и усиленно (LXX μ ε λ ε τ ή σ ε ι) исследует закон (ст.2). Такой человек твердо вкоренен во всемогущей, оживляющей воле Божией; пусть поэтому проходят над ним палящий зной и жгучий ветер [2] земных бедствий или будущего Божественного суда, он не потерпит никакого вреда, и будет твердо стоять, подобно дереву, корни которого достигают до источника воды. Подобно такому дереву, он в надлежащее время [3] приносит плоды (добрые дела) и стоит с роскошною листвою (жизнь в благодати); так как воля его соединена с волею Всемогущего, то он счастливо совершает все, по-видимому, и самые неудачные дела (Рим. 8, 28) (ст.3). Совершенно иначе нечестивый: он подобен мякине [4], которую ветер при молотьбе подымает на гумне с земли (от лица земли) и перебрасывает (возметает - projecit) по земле (Ис.17: 13), между тем как зерно, не поддаваясь ветру, падает на гумно. Так как грешник не находится в союзе с Богом, то он не имеет постоянной поддержки (благодати); и так как он подобен мякине, то потому (сего ради) он не выдержит дуновения ветра Божественного суда (Пс.17: 11) [5]. Мучимый угрызениями совести (Прем.5: 2 и д.), он не может прямо стоять [6] (α ν ί σ τ η ν α ι) на суде, пред собранием праведников, свидетелей и присутствующих на этом суде (ср. 1Кор.6: 2). Так (по утверждению ст.3 и 4-5) должно быть; праведник должен стоять благоуспешно (ст.3), нечестивый же погибнуть (4-5); потому что (яко ст.6) [7] Бог знает поведение благочестивых и должен признать оное похвальным и заслуживающим награды; путь же грешников с такою же необходимостию оканчивается погибелью (α π ο λ ε ι τ α ι); ср. Притч.5: 5.

Многие св. отцы относят этот псалом к Иисусу Христу, пищею Которого было исполнять волю - закон Своего небесного Отца (Ин.4: 34) и Которого ни диавол (Мф.4: 1 и д.), ни люди (Мф.16: 23), ни собственная природа человеческая, уклонявшаяся от смертных страданий (Мф.26: 49), не подвинули хотеть противного тому, что хочет Отец. Покорность Его воле Бога Отца достигла своей высочайшей степени в терпеливом перенесении крестных страданий и добровольной смерти; чрез такое послушание Искупитель сделался плодоносным деревом для алкавшего человечества (ст.1-3), и навсегда разрушил власть греха (4-6).

 

ПСАЛОМ 2. Против помазанника Божия ничего не могут сделать никакие мятежники.

Второй псалом - мессианский; христианин убеждается в этом из Деян.4: 25 и д. 13: 33; Евр.1: 5; 5: 5; ср. Апок.2: 27; 19: 15. Иудеи также, еще во времена Иисуса Христа [8] и позже до 12-го века [9], единогласно считали этот псалом мессианским. - Известно, что кроме мессианских псалмов в Псалтири есть еще преобразовательно -мессианские; но настоящий псалом, по нашему мнению, прямо мессианский; по своему буквальному смыслу и исключительно он должен быть изъясняем в приложении к Мессии; ибо когда же (если привесть хоть одно внутреннеее основание) какому-либо еврейскому царю предлагаема была власть над всеми языческими народами, до самых границ земли (ст.8; ср. ст.7)?!

Писатель псалма, по Деян.4: 25, был Давид. - Объятый пророческим духом, пророк провидит мессианское будущее. На основании 2Цар.7: 12 и д., власть обетованного Мессии он мог представлять мирною; поэтому он удивился (отсюда и восклицание: вскую!), когда ему в видении показана была сильная, проходящая чрез всю всемирную историю, достигающая своей крайней степени в лице антихриста, оппозиция против Мессии, имевшая свой прообраз во многих войнах Давида с соседними языческими народами. Эта оппозиция представляется ему революционным восстанием всех народов и царей (ст.1-2) [10], которые объявляют, что они насильственно (расторгнем) хотят избегнуть строгой (иго) власти, которую Мессия во имя Божие (поэтому множ. число их) оказывает над ними (в церкви) (ст.3). Но начинание возмутителей напрасно (поучаются тщетным); Царствующий на небе, т.е. Всевышний, Всемогущий, посмеется только над ними (презрение к их бессилию) и тотчас обратится (тогда) с гневным словом, которое и приведет их в смущение (ст.4-5). После того псалмопевец представляет говорящим к гордым возмутителям самого Мессию, Который объявляет им (в ст.6) [11], что Сам Бог поставил его Царем над Сионом (Церковью; ср. Гал.4: 22 и д. особ.26), потому они ничего не могут сделать против Него; - Он хочет объявить (δ ι α γ γ έ λ λ ε ι ν) им относящееся сюда определение, решение (повеление) Божие, что тотчас в ст.7-9 действительно и делает. Определение это объявляет Мессию Сыном Божиим (Сын Мой еси Ты) [12], обещает Ему, как отеческое наследство, господство над всеми народами земли и власть наказывать (упасеши жезлом железным) и истреблять (сокрушиши) эти народы, если они будут упорствовать (ст.7-9). Поелику же так и случилось, то пусть возмутители не надеются на победу, - обращается к ним псалмопевец (ст.19-13), в особенности к предводителям их (царие), и увещевает их показать свое благоразумие (разумейте), совершенствоваться (π α ι δ ε υ η τ ε), с благоговением подчиняться (работайте) своему Господу, Мессии и оказывать Ему почтение (радуйтеся - α γ α λ λ α σ θ ε - восклицайте радостно, - радостное восклицание - символ почтения (Числ.23: 21). С радостною скоростию (δ ρ α ξ α σ θ ε) они должны взяться [13] за учение и наставление, чтобы Мессия не разгневался на них и чтобы скоро не погибнуть им и не потерять правого пути (с евр. " чтобы вам не погибнуть в пути" вашем), когда гнев Его возгорится для решительного наказания. В заключение псалмопевец прославляет блаженными всех, с доверием и надеждою предающихся Царю - Богу, Мессии.

 

ПСАЛОМ 3. Молитва (утренняя) человека, надеющегося иа Господа во время великой опасности

По заглавному надписанию, возражать против которого нет никаких важных внутренних оснований, псалом этот написан во время гонения Давида Авессаломом. - С плачем и босой убежал Давид, с немногими оставшимися ему верными, из Иерусалима через гору Масличную в Иерихонскую пустыню. Здесь он дал покой своим усталым членам (ст.6; ср. 2Цар.16: 14); но в ту же ночь (2Цар.17: 21-22) он должен был продолжать свое бегство и перейти через Иордан в Маханаим. Перешедши благополучно чрез Иордан, он ранним утром (2Цар.17: 22) излил свою душу в молитве, составляющей содержание третьего псалма. Обратив слезный взор к небу (Господи), он высказывает свое удивление множеству своих врагов (ст.1) [14]; весь Израиль был (2Цар.15: 13) на стороне Авессалома; дело последнего считали (мнози) правым и громко высказывали убеждение, что Бог на этот раз не поможет Давиду (ст.3) [15]. Но Давид и теперь надеется на Господа, что Он спасет его честь и выведет победителем из настоящего угнетенного его положения (ст.4) [16]. К Нему, царствующему на Сионе, поэтому, настойчиво (гласом взывать - гебраизм) взывает он о помощи, и уверен, что Бог услышит его (ст.5 возвах=зову; услыша=услышит). В прошедшую ночь Господь чудесно уже защитил его; усталый псалмопевец лег (ε κ ο ι μ ή θ η ν) и погрузился в глубокий сон [17]; и если бы Господь не бодрствовал над ним, то враги напали бы на него и умертвили (2Цар.17: 2); но Господь расстроил их планы, и для Давида достаточное основание не бояться (ст.7), хотя бы возмутившийся народ мириадами восстал против него; к Иегове он еще раз взывает о помощи (ст.9); конечно, Он сделает возмутившихся (сравнивает их с дикими зверями) безвредными [18], и таким образом доставит ему спасение. Достойно удивления, что псалмопевец в заключение (ст.9) испрашивает у Господа благословения своему возмутившемуся народу, и в этом он - прообраз Христа, молящегося на кресте за своих врагов.

 

ПСАЛОМ 4. Вечерняя молитва человека несправедливо преследуемого, но спокойно надеющегося на Бога

Как здесь, так и в 54-х других надписаниях псалмов стоит неясное - в конец - ε ί ς τ έ λ ο ς. По нашему мнению это темное выражение столь же трудно объяснить, как и еврейское ламнацеах. Большинство переводчиков в настоящее время на основании 1Пар.15: 21, 2Пар.1: 17; ср. Авв.3: 19, переводят его обыкновенно: начальнику хора, т.е. в значении - передать этот псалом для исполнения с аккомпанементом на струнных инструментах (бенегинот, LXX ε ν φ α λ μ ο ι ς, Vulg in carminibus) и т.п.; но не ясно ли уже само собою, что песнь, которая назначалась для хорового исполнения, должна быть вручена начальнику хора? Уже LXX-ти, а также Акиле, Симмаху, Феодотиону и др. эти выражения, подобно другим техническим выражениям надписей, не были понятны. Или, может быть, их ε ί ς τ έ λ ο ς соответствовало нашему fortissime (весьма громко). Св. отцы большею частию толкуют эту надпись в смысле эсхатологическом (о конце времен). Происхождение этого псалма одни из толковников относят ко времени Саулова гонения на Давида (1Цар.30: 6); большинство же - ко времени Авессаломова гонения; последнее мнение нам кажется (ср. особ. ст.3) справедливее; так как исторические обстоятельства этого псалма почти те же, что и псалма 3-го; только он составляет вечернюю молитву. - Сравнительно с массою своих врагов, престарелый Давид кажется одиноким (ст.10); необходимые средства для пропитания он получил со стороны (ст.8; ср. 2Цар.16: 1 и д.); но некоторые из ушедших с ним совершенно потеряли мужество и спрашивали: кто явит нам благая? Он же сам исполнен спокойной уверенности и надежды, и особенно настойчиво выражает желание, чтобы преследователи его (сынове человечестии) увидели свою неправду и не оскорбляли Бога враждою к Его помазаннику. К этим гордым гонителям его обращена первая часть псалма. Давид объявляет им, что Бог доселе внимал [19] ему во всех его нуждах, и затем молится к Господу (ущедри и пр.) о помощи в настоящей нужде. Потом предлагает своим врагам [20] вопрос: доколе они будут упорствовать в своем жестокосердии [21], измышлять против него ложь и замышлять суетное предприятие (суету), чтобы низвергнуть его с престола. Они должны помнить (ср. 4), что Сам Бог за его благочестие (преподобного), чудом [22] благодати, сделал его царем и поэтому несомненно услышит его. Он не мешает им (ст.5) гневаться за некоторые из его правительственных мероприятий (может быть и не безосновательно, только они не должны (если не одобряют того или другого) доводить себя до греха, т.е. до революции против помазанника Божия; напротив они должны на ложах своих (когда тишина ночи и уединение благоприятствуют спокойному обсуждению) раскаяться в своих замыслах [23] и выразить свое раскаяние в принесении жертвы, которая, если будет происходить из покаянного душевного расположения (Пс.50: 19), будет приятною пред Богом (жертву правды); затем они должны надеяться на Бога, а не на восстание. Он с своей стороны надеется только на Бога; правда, многие (его приближенные) ожидают дурного исхода его делу и с ропотом спрашивают: кто укажет нам благая, т.е. спасение? Но над ними Божия милость [24], и поэтому он среди опасности и нищеты исполнен внутренней радости, которая, как радость в Боге, несравненно действительнее, чем временная радость его врагов, имеющих богатые запасы продовольствия [25]. Беззаботно ложится он спать, и тотчас засыпает, так как Бог дает ему, оставленному людьми, безопасность [26].

 

ПСАЛОМ 5. Утренняя молитва о помощи против врагов.

По надписи [27] пятый псалом написан Давидом; исторические обстоятельства происхождения его с точностию не могут быть указаны; легче всего объяснить все частности псалма, относя его ко времени Саулова гонения. Псалмопевец находится вдали от богослужебных мест (ст.8); он в тесных обстоятельствах (ср. ст.2 звание - (κ ρ α υ γ ή), и в своей тяжелой горести в раннее утро обращается ко Господу (ст.2-4). И как он - псалмопевец - чуть свет, в раннее утро предстоит уже (в молитве) пред Господом и с страстным желанием и надеждою ожидает божественной помощи (Мих.7: 7), так и Господь, молится он, пусть рано, пусть скоро услышит его. Основание (яко), почему псалмопевец так уверен в ожидаемой помощи, состоит в том, что Бог не может помогать грешникам - каковы гонители Давида, и должен наказать их; наказание же Саулу и особенно тем кровожадным (мужие кровей), которые не переставали Саулу клеветать на Давида (льстива и пр. 1Цар.24: 10; 26: 19), и будет в то же время испрашиваемою помощью Давиду (ст.5-7) [28]. Когда же это исполнится, и Бог, таким образом, покажет на нем полноту Своей милости, то (ст.8 же противоположность; поражение врагов, - спасение угнетенного) псалмопевец пойдет в дом Божий, и там (в притворе) в жилище Божием в священном благоговении совершит благодарственную молитву за такое спасение [29]. В виду правды Божией и злобы гонителей, Давид вполне уверен в спасительном заступлении Божием; но он знает также, что вследствие своей греховности может сделаться недостойным божественной помощи, и тогда легко враги его восторжествовали бы; поэтому (ст.9) он молится, чтобы Бог руководил его Своею благодатью на пути заповедей (правдою; ср. Пс.118), дал ему силу идти прямою (праведною) дорогою пред Его глазами [30]; ибо если Бог не поможет ему, как грешному, то враги тем более будут считать дело свое правым, а это далеко не так: ибо [31] они лжецы и клеветники [32] поэтому несомненно, что Господь явится наказующим их (суди им), не допустит осуществиться их планам [33], и изгонит их (изрини) из общества. Если, таким образом, победит дело правое над грехом, тогда этому обрадуются все богобоящиеся (уповающии... любящии), Бог будет жить как бы между ними, как бы явится находящимся среди них [34], и будет прославляем ими, как защитник праведников (ст.13 благословши - в смысле заботы, как настоящее; венчал еси, кругом окружил).

 

ПСАЛОМ 6. Молитва о милосердии и помощи Божией.

Раввины и большинство христианских толковников утверждают, что Давид написал этот Псалом [35] во время болезни, которую он навлек на себя прелюбодеянием с Вирсавией; но можно возразить: как идет сюда молитва об освобождении от внешних врагов (ст.9-11)? - Состояние псалмопевца по этому псалму естественнее представляется в таком виде: очень давно уже Давида преследует Саул и его приверженцы (ст.9) и он много горя перенес уже от гонителей. В близком будущем ему не видится никакой надежды на окончательную победу над противниками; вследствие этого его начинает мучить мысль, что Бог гневается (яростию) на него, отверг его, и что все страдания, которые тяготеют над ним, посланы не отеческою любовью, но по ненависти к нему. В таком опасении страдания псалмопевца еще больше усиливаются, так что не только разрывается его сердце, но и тело тает. Больной душевно и телесно (ст.3-4), он молится, чтобы Бог не отверг его (да не яростию обличиши), не предал его смертной казни, но сжалился над ним - бедным (3-4); тем более это Он может сделать, что с смертию псалмопевца Он потеряет ревностного своего хвалителя, так как в шеоле (во аде) как месте забвения (Пс.87: 13, 113: 17; Ис.38: 18), не вспоминают больше о Боге и поэтому не могут Его там прославлять. - Еще раз (ст.7-8) псалмист изображает свои бедствия; мучимый чувством оставленности Богом, он плачет целую ночь; от душевной боли (от ярости - θ ύ μ ω) глаза его ослабели (с евр. иссохло око) и он сам состарился, выглядывает стариком, именно потому (от в смысле - по причине), что враги его угнетают со всех сторон. Затем он обращается к этим нечестивцам (ст.9), внутренне утешившись во время своей молитвы и будучи уверен, что Господь его услышит; они, нечестивцы, со стыдом должны возвратиться назад, так как псалмопевец услышан Богом (будущее, вследствие веры, видится ему уже как наступившее): пусть же это совершится! (ст.11).

 

ПСАЛОМ 7. Молитва невинного о наказании клеветников его.

Псалом [36]1 этот написал Давид. Саул пред всеми объявил, что Давид злоумышляет против него (1Цар.22: 7-13) и следовательно злое имеет против него в уме, и таким образом за любовь платит ему неблагодарностию. Такими заявлениями (о словесех) Саула [37] вызвано происхождение этого псалма. Псалмопевец находится в бегстве и каждую минуту в опасности, что Саул схватит его и лишит жизни (да некогда похитит, - единст.число) при помощи и содействии многочисленных своих придворных (от всех гонящих мя); - ввиду этого он молит о помощи Бога, своего Помощника (ст.2-3). Затем он мотивирует свою молитву клятвой в своей невинности (ст.4-6). Если он сделал это (сие) - именно, то, в чем упрекает его Саул, - если он сделал неправду (в руку моею), даже если он только не удержался от (позволенного) возмездия (ср. 1Цар.24: 12; 26: 18); то пусть Бог накажет его пред врагами его самым постыдным образом (ст.5) [38]; пусть умертвит его (в персть вселит) [39]. В твердом сознании свидетельствуемой невинности, Давид умоляет Господа произвесть суд над врагами, не оставить их не наказанными [40], восстать против них, так как они уже до крайности дошли (в концах), - наказать соответственно заповеди (ε ν π ρ ο σ τ ά γ μ α τ ι), которую Он дал Своим представителям на земле, именно судиям, - заповеди наказывать притеснителей и оправдывать угнетаемых; что Он поручил Своим представителям на земле пусть скорее исполнит Сам. - И в глазах моавитян, филистимлян, эдомлян и других, с таким ожесточением преследуемый Саулом Давид должен был показаться злодеем; поэтому он высказывает желание, чтобы народы, как свидетели, окружили (и сонм людей) престол Божий, где Он будет судить; иначе - пусть Бог так необычайно накажет гонителей его, чтобы и соседние народы и весь мир могли убедиться, что дело гонимого правое. Ради этих народов (и о том - сонме), т.е. чтобы явиться Ему всемогущим заступником правды, Он должен возвратиться на высоту [41], т.е. на Свой высокий престол, который Он по-видимому оставил, так как неправда сильно уже распространилась на земле; - Господь есть Судия и язычников (судит людем) и поэтому Он должен теперь явиться пред ними, как Судия. Этим судом невинному псалмопевцу воздано будет по правде (суди ми); злоба врагов истребится и угнетенный праведник будет поставлен прямо (исправиши), т.е. как победитель (ст.10) [42]. После молитвы в сердце псалмопевца является теперь успокоительная надежда на праведную (праведно) помощь (ст.11); если Бог праведен, то и должен Он помогать праведнику; это и может Он, ибо Он всемогущ (крепок); а если Он на некоторое время гневается на праведника, т.е. если допускает ему бедствовать, то это продолжается не навсегда (не до конца прогневается); как долготерпеливый, Он только ожидает некоторое время, не отстанут ли нечестивцы сами по себе от преследования праведника [43]; а если они этого не делают, то Бог приходит с судом на них. Поэтому псалмопевец обращается с грозным требованием к своим гонителям: аще не обратитеся... Бог уже поднял свою страшную руку против них, посему это самое лучшее время для раскаяния их [44] и обращения. Но Давид предвидит, что таковое не последует, что поэтому должен открыться суд над врагами; и он изображает этот суд уже наступившим (се! непосредственное настоящее). Его враг (коллективно) ходит беременный злобою к псалмопевцу; скорбное и тяжелое положение (болезнь - π ο ν ο ς) он придумал ему (зачат) и в своей злобе уже достаточно приготовил ему страданий (роди); верную (ископа) погибель, ров, покрытый ветвями для лова львов, измыслил враг для псалмопевца; но все это зло обращается на него самого; спасенный псалмопевец за это будет хвалить Бога (18).

 

ПСАЛОМ 8. Величие Божие в величии человека.

Восьмой псалом составляет одну из прекраснейших песней, написанных Давидом [45], и по своему ближайшему смыслу может быть назван хвалебною песнью величию Божию, проявляющемуся в величии человека. - В тихую ночь, с раздумьем в сердце, смотрит псалмопевец на прекрасное, особенно в Палестине, звездное небо (в ст.4-м солнце не упоминается); его объемлет чувство величия Божия, которое громче всего возвещает звездное небо. Это чувство возрастает при взгляде псалмопевца на дремлющую в ночном покое землю (ст.2 и 10); все чудные черты, которыми в книге видимой природы написано имя Божие, выступают пред его душою, и, переполненный такими впечатлениями, он восклицает: Господи, Господь наш и пр. По всей земле имя Божие (т.е. Бог, насколько Он в природе открывает, так сказать, высказывает Себя, называют) чудно, т.е. размышляющему чувству Бог везде в Своем откровении в природе представляется великим, чрезвычайно славным; да иначе и быть не могло. Ибо слава Его достигает превыше неба (взятся), т.е. она безмерно велика! Печать Своего величия Господь положил и на созданной Им природе [46]. Это величие и слава, особенно в звездном небе, столь поразительны и внушительны, что уже грудной младенец (у евреев кормили грудью до третьего года) и лепечущее дитя, - восхищаясь его видом, - чувствуют это и высказывают радостно в (бессознательной) хвале Богу; потому-то именно и не извинительны безбожники [47]: величие Божие так очевидно в природе, что даже детям оно заметно, - лепечущее дитя осуждает, обезоруживает их (ст.3; ср. поразительное применение этого стиха Спасителем у Мф.21: 16). Каким незначительным является в сравнении с этим, в Своем откровении в природе, безпредельно великим Богом, слабый, тленный человек; каким незначительным кажется он, если сравнить с ним открывающуюся в звездном небе творческую славу Божию (ст.4-5) [48]. И однако при всем Своем величии Бог так милосерд, снисходителен к человеку (помниши и посещавши. Руф.1: 6, Лк.1: 78). Эта снисходительность и изображается в частных чертах. Хотя человек (в своем падшем состоянии) является на некоторое время (β ρ α χ υ τ ί) униженным пред ангелами [49] и поэтому в нем меньше открывается то, что Бог в Своем милосердии положил на нем великого; но тем не менее человек (по своему назначению, по своей идее) поставлен Богом как царь (слава и честь - царское достоинство) над всею не свободною тварию (ст.7-9), над этим славным творением, и таким образом сделан участником божественной власти; достаточное основание для псалмопевца еще раз воскликнуть: Господи, Господь наш и т.д.; ибо в этом величии человека лучше и больше всего открывается величие Божие.

 

ПСАЛОМ 9. Хвалебная песнь о победе над языческими народами, соединенная с молитвою.

Девятый и десятый псалмы, по еврейскому счислению, у LXX и в Вульгате составляют один псалом. В подтверждение того, что 9 и 10 псалмы первоначально составляли один псалом, указывают первее всего на отсутствие надписи [50] над 10-м псалмом; потом выставляют на вид поразительное сходство обоих псалмов в выражении (ср. 9: 20 с 10: 12, 16: 18), и на достаточно ясные следы (в евр. тексте) одного (если и непоследовательно) алфавитного порядка, проходящего через оба псалма; ссылаются также и на внутреннюю связь между обоими псалмами, так как оба псалма равно направлены против язычников (в ст.10 говорится не против нечестивых израильтян; ср. 10: 16).

Известно, что языческие соседние народы много делали беспокойств Давиду, писателю этого псалма, во все время его царствования, особенно в начале оного. Над некоторыми из этих нечестивых языческих соседей (нечестивые, грешные, гордые и т.д.) он только что одержал победу (9: 6 и в псалме 9-м от имени всего народа (убогий, нищий, праведный и т.д.) благодарит Господа за эту чудную победу (2-4) [51]. Совершенное поражение врагов было действием Божественного суда (ст.5-8). Этою победою израильтянам снова весьма ясно показано было, что Бог есть праведный Судия всего мира, помощник праведнику в нужде (9-19) [52], поэтому на Него можно положиться (ст.11). От Сиона, где Вечный царит (в Шехине - видимой славе) над ковчегом завета, пришла помощь; за это нужно прославлять Бога и возвещать везде между язычниками, как Он помогает Своему народу; ибо Он за него отомстил язычникам и услышал его вопль о помощи (ст.12-13) [53]. Пред ст.14 и 15 можно подразумевать вносный знак и считать эти стихи буквальными словами зова (звания) убогих (ст.13); тогда ст.16 легко может быть соединен с ст.13-м таким образом: Ты услышал эту мою молитву (ст.14-15) [54], поэтому я теперь буду радоваться; наши враги запутались в своей собственной хитрости, и в этом повороте судьбы, в совершении суда, открывшемся в том, что они попали в собственные сети, совершенно очевидно открывается Бог (знаем есть). Что случилось над побеждеными недавно языческими соседями, то да совершится над всеми прочими (ст.18), потому что Бог не допустит Свой народ вечно и напрасно (не погибнет) ожидать помощи (терпение) (ст.19) [55]. Побеждены не все еще языческие соседи; псалмопевцу и его народу угрожает опасность еще с другой стороны; поэтому благодарность за одержанную победу соединяется у него с молитвою о даровании другой победы, о новом суде над язычниками, чтобы они, беззаконники [56] были усмирены и таким образом показано было их бессилие (20-21). - Если 9 и 10 псалмы действительно первоначально составляли одно целое, то связь между ними должна быть следующая: Господи, восстань и еще против непобежденных наших языческих соседей (20-21). Зачем Ты допускаешь так долго ожидать нам этой дальнейшей победы, как будто Ты отступил от нас (22)? - Но вероятнее, что Пс.10 произошел несколько позже, хотя и относится к тем же врагам (ст.16, языцы), о помощи против которых он молился в Пс.9: 20-21; так как эта помощь не приходила долее, чем ожидали ее, то Давид излил свою жалобу и молитву в пс.10; угнетаемый и гонимый, он является представителем ненавидимого язычниками народа Божия При этом довольно просто объясняется и соединение и разделение псалма. Во второй половине нашего 9-го псалма, псалмопевец, как сказано, сначала жалуется, что так долго не приходит божественная помощь против языческих народов; они (коллективно) нечестивый, грешник, лукавый, и под их высокомерием очень страдает [57] угнетенный народ Божий (нищие) (23). В ст.24 - 32 указывается основание сделанным выше сильным изображениям [58]. Враги его так бесстыдны, что публично хвастаются своими неправдами, беззаконничают против праведников, не взирая на Бога и Его суды (24-26) [59] и считают себя непоколебимыми в своем счастии (27). У них нечестивые уста [60] (28 и они высматривают только, как бы погубить невинный народ (ст.29-31) [61], убеждены, что Бог не отмстит (ст.32). Затем псалмопевец снова молит Бога не терпеть более такого нечестия (33-34); да не будет Он слеп, как говорят, но да ведает ясно, что страдает Его народ (болезнь и ярость); Он знает это, чтобы взять в Свои руки (болезнь и ярость, а не врагов), т.е. сохранит их (Пс.55, 9); чтобы язычникам не забыты были все бедствия, какие они приготовили Его народу; да будет Он единственным помощником угнетенного; пусть Он поэтому накажет врага (ст.36) [62]. В заключение (37-39) псалмопевец уверен, что Бог скоро явит Себя Царем, истребит врагов и таким образом восстановит право Своему народу [63].

 

ПСАЛОМ 10.

Он мог быть написан в последнее время пребывания Давида при дворе Саула. Сам Давид, а также и Ионафан (1Цар.19 и д.) употребляли все меры уничтожить в Сауле подозрение против Давида; но завистники его не переставали клеветать на него Саулу, так что друзья Давида не считали его жизнь безопасною при дворе и советовали ему бегство в горы [64]. Исполненный непоколебимой надежды на Бога, псалмопевец объявляет своим советникам: на Господа уповах и пр. Во 2 и 3 ст. приводятся мотивы предложенного друзьями совета: нечестивцы (Саул и его свита) уже готовы умертвить Давида [65]; дело зашло так далеко, потому что (зане, ст.3 все, что ни делал Давид [66], чтобы приобресть благосклонность Саула, клеветники всякий раз снова делали напрасным; - да и что иное против такой враждебной партии делать такому человеку, как Давид, хотя право на его стороне (праведник), как не бежать? (ст.3) [67]. Но Давид не принимает такого их совета и объявляет советникам: не убегу, но буду надеяться на Всемогущего, царствующего с неба над людьми (на небеси Престол; храм - небо, а не Сион), всеведущего (ст.5-6) [68], праведного Бога и Судию; от Него, - а не от бегства, - буду ожидать помощи; ибо Он знает справедливость моего дела и явится на суде в мою пользу (7) [69].

 

ПСАЛОМ 11. Молитва уверенного в помощи Божией против господства лжи и обмана.

Очень часто, особенно во время преследований Саулом и Авессаломом, Давид имел случай убедиться, как люди вероломны и коварны, как мало искренних людей даже между его соотечественниками; во время этих гонений, и вероятнее всего - гонения от Саула (ср. 1Цар.24: 10; 26: 19), и произошел этот псалом. Хитрые лицемеры, силу которых составляет клеветливыи их язык, привели псалмопевца в великое бедствие; поэтому он и воссылает к Богу молитву о помощи (спаси мя); побуждением к молитве (яко) он выставляет изображение великого нравственного развращения между его соотечественниками; страдания его и имеют свой источник в этой их развращенности. Почти уже нет более ни одного праведника (хасид = ο σ ι ο ς); правдивость (емуним - верные, правдивые, по LXX абстрактно: емунаг - истины) почти исчезла из среды сынов человеческих; ложь и обман даже ближних (соотечественников; Исх.32: 27 стали обычным явлением (ст.2, 3) [70]. Но да уничтожит Господь всех этих людей, геройская сила которых заключается в их языках (ст.4-5) [71]. На эту свою молитву псалмопевец получает внутренно от Бога ответ, уверяющий его, что ему оказана будет помощь, а с притеснителями его строго будет поступлено (ст.6) [72]. Этому (и вообще обещаниям божественной помощи) псалмопевец безусловно верит; потому что слово Божие чисто, не разбавлено ложью, как слово врагов (ст.7) [73]; потому он теперь уверен, что Бог защитит его среди этого развращенного рода (ст.8); правда, он окружен еще везде врагами; - но он знает, что Божественному величию сообразно (прошедшее здесь в смысле - настоящ.) сохранять, соблюдать и благословлять сынов человеческих (которые достойны этого - и к таким псалмопевец причисляет и себя) (ст.9) [74]).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал