Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как методология и как учебная дисциплинаСтр 1 из 7Следующая ⇒
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОГРАММА КУРСА «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА» По специальности 030501.65 Юриспруденция · Учебная программа · Тематический план · Планы семинарских занятий · Вопросы для подготовки к экзамену
Москва 2009
Чухвичев Д. В. Программа курса « Законодательная техника». –
Одобрено кафедрой теории государства и права. Протокол заседания кафедры от 02 марта 2009 года № 8. Для студентов юридического факультета, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция.
№ 1665
© Московский гуманитарно-экономический институт, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Законодательная техника относится к числу принципиально новых и в то же время важных учебных дисциплин, преподаваемых на юридическом факультете МГЭИ. Овладение будущими юристами системой знаний о принципах и правилах законотворческого процесса, об основных технических правилах и приемах законотворчества является обязательным условием создания и эффективного совершенствования жизнеспособной системы законодательства. В процессе изучения курса студенты должны получить ясные представления о существующих приемах и средствах техники законодательства. Цель изучения дисциплины состоит впознании роли законотворчества в процессе правоотношений, в получении представления о правилах формулирования нормативных правовых актов и о формировании целостной системы законодательства, в усвоении знаний о единой целостной системе написания законов и подзаконных актов, а также их систематизации. К числу основных задач учебного курса относятся: – формирование, развитие и закрепление у обучаемых нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, других качеств, требующихся юристу для грамотных действий в современных условиях; – уяснение студентами роли законодательного регулирования общественных отношений в жизни общества и необходимости подведения научной основы под процесс формирования системы законодательства; – усвоение основных принципов, технических приемов и методов законотворчества; – овладение достижениями ведущих отечественных и зарубежных юристов в сфере законотворческого процесса и законодательной техники. Данный учебный курс рассчитан на один семестр. По окончании его изучения студенты сдают экзамен. Усвоение учебной программы по курсу «Законодательная техника» обеспечивается через использование богатого арсенала дидактических средств: лекций, семинарских занятий, тестирования, самостоятельной работы студента.5 Последняя предполагает освоение теоретического материала (учебников, научных монографий, статей по юридической тематике, опубликованных в газетах и журналах), изучение правовых документов в ходе подготовки к семинарским занятиям, подготовки научных сообщений, написания курсовой работы. Порядок проведения семинарских, практических и индивидуальных занятий детально разработан в соответствующих кафедральных планах и частных методиках. Предлагаемые планы семинарских занятий содержат перечень основных вопросов по темам, изучаемым в рамках данного учебного курса. Знание литературы и источников по теме не следует строго ограничивать указанными изданиями, поскольку на семинарах могут рассматриваться и быть предметом учебного обсуждения и другие аспекты темы. Самостоятельная работа студентов проводится с целью закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, а также изучения дополнительных тем и литературы, выполнения контрольных заданий. Данный вид учебных занятий будет способствовать формированию и развитию у студентов самостоятельности, творчества и культуры научной организации учебной работы. В результате изучения курса «Законодательная техника» студенты должны уметь: - творчески применять полученные в ходе изучения данного учебного курса знания для юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, прежде всего с точки зрения обеспечения соблюдения законодательства, а также основных прав и свобод личности в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц; - осуществлять законотворческое познание, определять необходимость законотворческого вмешательства, моделировать нормативное правовое воздействие на определенные правоотношения; - разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; - создавать нормативные правовые акты;
- вносить изменения в нормативные правовые акты; - обнаруживать несовершенства в действующих нормативных правовых актах и исправлять их; - определять правовой характер законодательных актов; - устанавливать необходимость систематизации законодательства и форму такой систематизации; - проводить инкорпорацию, консолидацию и кодификацию действующего законодательства. В результате изучения дисциплины студент должен знать: - понятие законодательства, особенности его места в системе правового регулирования; - понятие, виды и формы нормативных правовых актов; - основные элементы системы законодательства, формы их взаимодействия; - понятие и основные формы законотворческого процесса; - основные принципы законотворческой деятельности, правила создания, изменения и отмены нормативных правовых актов; - этапы и стадии законотворческого процесса; - основные приемы и способы законотворчества; - правила, принципы, приемы и способы систематизации действующего законодательства. После изучения курса «Законодательная техника» студенты юридического факультета должны иметь представление: - о понятии, месте и роли законодательной техники в системе правового регулирования и в механизме юридической техники; - о сущности законотворческого процесса, о его целях и значении, о роли в нем отдельных субъектов; - об основных стадиях законотворческого процесса, об их целях, правилах и этапах; - об основных видах и формах нормативных правовых актов, о значении этих различий; - о назначении различных видов и форм нормативных правовых актов, об их роли в законодательном регулировании;
- о логике, стиле и языке закона; - о структуре и смысловой системе нормативных правовых актов; - о систематизации законодательства, о его формах и значении в функционировании системы законодательства и всей правовой системы. По данной дисциплине требования ГОС ВПО
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (типовой)
ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Законодательная техника как наука, как методология и как учебная дисциплина Понятие законодательной техники. Предмет и метод законодательной техники как науки. Основные вопросы, изучаемые законодательной техникой. Основные научные институты законодательной техники. Место законодательной техники в системе юридических наук. Роль законодательной техники как науки в функционировании механизма правового регулирования. Основные научные концепции в области законодательной техники. Зарубежные учения о законодательной технике. Труды зарубежных ученых (Г. Доле, А. Шнитцера, В. Гедемана, Г. Киндермана) о логике, стиле и языке закона. «Теория стиля права». Влияние общеправовых взглядов исследователей на теории о законодательной технике. Тема законодательной техники в трудах отечественных ученых. Особенности развития законодательной техники в отечественной правовой науке. Разработка темы законодательной техники советскими учеными. Современные учения российских правоведов о законодательной технике. Основные проблемы современной российской законодательной техники. Законодательная техника как особая методология. Различные подходы к определению понятия законодательной техники. Основные элементы законодательной техники как методологии. Соотношение понятий «законодательная техника» и «юридическая техника». Место и роль законодательной техники как методологии в современной системе правового регулирования. Законодательная техника как особый правовой институт. Факторы, влияющие на развитие института правовой техники. Место законодательной техники в системе права. Проблемы правового регулирования законотворчества в современной России. Содержание учебного курса «Законодательная техника»*. Его значение для формирования мировоззрения,
политической и правовой культуры профессионального юриста*. Необходимость изучения известных приемов и методов законотворческого процесса. Проблема профессионализма участников законотворческого процесса. Необходимость наличия у них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Последствия пренебрежения изучением законодательной техники. Методология учебного курса «Законодательная техника»*.
|