Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Семинар по теме 12. Систематизация нормативных ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Правовых актов Вопросы для обсуждения 1. Понятие, значение и виды систематизации нормативных правовых актов.
2. Кодификация законодательства: понятие, формы, принципы, правила. 3. Виды кодификаций. Основные методологии проведения кодификации. 4. Особенности кодификационных нормативных правовых актов.
Рекомендуемая литература Основная: Чухвичев Д.В. Законодательная техника: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – Глава 11. Дополнительная: Законодательный процесс: научно-практическое пособие / под ред. Васильева Р.Ф. – М., 2000. Иеринг Р. Юридическая техника. – М., 2008. Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник. – М., 2007. Лызлов Д. Н., Картухин В. Ю. Юридическая техника. – М., 2009. Пиголкин Е. С. Законотворчество в Российской Федерации. – М., 2000. Тихомиров Ю. А. (ред.) Законодательная техника: научно-практическое пособие. – М., 2000. Чиркин В. Е. Законодательная власть. М. 2008. * Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1993 г. «О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных работ». Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г.
Регламент Правительства Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от18 июня 1998 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации». Методические правила по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти (утв. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации от 10 января 2001 г. № 3/51).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ
Экзамен – важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. Как подготовка к экзамену, так и сам экзамен – форма активизации и систематизации полученных знаний, их углубления и закрепления. Подготовка к экзаменам для студентов, особенно заочной формы обучения, всегда осложняется дефицитом времени, поэтому мы рекомендуем все вопросы, выносимые на экзамен, разбить на три группы: 1) наиболее легкие вопросы, не требующие детальной углубленной проработки. Для этой группы вопросов необходимо в обязательном порядке краткое повторение материала, иначе студент не сможет ответить на несложные вопросы билета; 2) сравнительно хорошо известные вопросы, в которых, однако, могут оставаться неясными отдельные стороны и аспекты. Для этой группы вопросов необходимо более глубокое повторение материала, обращение к основной и дополнительной учебной литературе, а также к нормативным актам; 3) наиболее слабо изученные или сложные в теоретическом отношении вопросы, требующие большой самостоятельной работы, а в отдельных случаях консультации преподавателя.
При составлении списка вопросов для подготовки к экзамену мы стремились к тому, чтобы третья группа вопросов не превышала 10–20%, вторая – 30–35%, первая группа составляла около 50–55% из общего числа. Мы рекомендуем начинать подготовку с первой группы вопросов, что позволит более быстро и качественно подготовиться к экзамену. В ответ на экзамене целесообразно включить следующие структурные элементы: · краткую характеристику исторического аспекта рассматриваемого вопроса; · анализ содержания вопроса, его развитие в правовой литературе и в законодательстве; · анализ различных подходов к данному вопросу; · значение вопроса для решения теоретических и практических проблем в современных условиях развития государственности и законодательства в России. В ходе экзамена студент должен быть готов к ответу на дополнительные вопросы, к решению задач в рамках проблематики билета. При подготовке к ответу на вопрос на экзамене можно использовать программу курса и, если это согласовано с преподавателем, нормативные источники.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет и методология учебного курса «Законодательная техника». 2. Значение законодательной техники как науки и как учебной дисциплины. 3. Норма права и статья закона: различия, взаимосвязь. 4. Понятие законодательной техники. 5. Роль законодательной техники в законотворческом процессе. 6. Научные учения о законодательной технике. 7. Разработка отечественными учеными техники законодательства. 8. Основные этапы законотворческого процесса. 9. Основные виды систематизации законодательства, их взаимосвязь. 10. Правила внесения изменений в нормативные правовые акты. 11. Систематизация законодательства как неотъемлемая часть законодательного процесса. 12. Понятие лоббизма. Его место в общественно-правовой жизни. 13. Основные принципы правовой культуры законодателя. Их роль в законотворчестве. 14. Основные формы законов. 15. Основные правила и технические приемы проведения кодификации законодательства. 16. Понятие и особенности закона как основного вида нормативного правового акта. 17. Понятие и значение законодательного процесса. 18. Система законодательства. Ее преимущества как инструмента правового регулирования и условия реализации этих преимуществ. 19. Понятие, содержание и виды экспертизы законопроектов. 20. Разделение предмета регулирования законов и подзаконных актов. 21. Основные принципы законотворческого процесса. 22. Процесс подготовки законопроектов: субъекты, этапы, принципы.
23. Понятие стиля законодательства. Принципы, определяющие стиль законодательства. 24. Законотворческое познание: понятие, значение, стадии, методы. 25. Понятие и основные формы проведения кодификации законодательства. 26. Основные этапы законотворческого процесса в России. 27. Факторы, обусловливающие необходимость систематизации законодательства. 28. Прогнозирование в законодательном процессе. 29. Перспективы и проблемы развития правовой техники в России. 30. Структура нормативного правового акта. 31. Особенности Конституции как главного нормативного правового акта страны. 32. Содержание правовой информации, необходимой для законотворчества. 33. Планирование законодательства: значение, виды, участники. 34. Понятие и основные требования логики нормативного правового акта. 35. Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с экспертизой законопроектов. 36. Концепция законопроекта: понятие, разработка, роль в законотворчестве. 37. Законодательная культура и профессионализм отечественных законодателей. 38. Издание подзаконных актов. 39. Основные формы лоббизма. 40. Исследование практики применения нормативных правовых актов. 41. Участие граждан в законотворчестве: понятие, значение, основные формы. 42. Место культуры законотворчества в системе правовой культуры. Роль культуры законотворчества в механизме правового регулирования общественных отношений. 43. Формы выражения общественного мнения о законопроектах.
44. Причины необходимости профессионализации языка закона. 45. Всенародное обсуждение законопроектов. 46. Известные технические методы создания текста нормативного правового акта. 47. Научная обоснованность законопроектов. 48. Нормативно-правовое регулирование лоббирования законопроектов. Зарубежный опыт. 49. Правила оформления ссылок в нормативных правовых актах. 50. Методы лоббирования законопроектов. 51. Концепция законопроекта: понятие, значение, содержание. 52. Понятие и значение информатизационного освещения законодательного процесса. 53. Основные правила внесения изменений в нормативный правовой акт. 54. Проблемы борьбы с криминализацией лоббирования законопроектов. 55. Регулятивная направленность нормативного правового акта. 56. Язык законотворчества и обиходный язык. 57. Логическое единство нормативного правового акта. 58. Понятие культуры законотворчества. 59. Логическая последовательность изложения нормативно-правовых предписаний в нормативном правовом акте. 60. Юридическая терминология. 61. Понятие и основные требования стиля закона. 62. Понятие законодательства и его значение в процессе правового регулирования. 63. Основные требования, предъявляемые к языку закона. 64. Участники законодательного процесса. 65. Понятие, значение и взаимосвязь логики, стиля и языка закона. 66. Декларативные положения нормативных правовых актов: понятие, значение, правила изложения. 67. Закон: понятие, особенности, место в системе законодательства. 68. Нормы-дефиниции нормативных правовых актов.
69. Смысловая система нормативного правового акта. 70. Виды предписаний, применяемые в нормативных правовых актах. 71. Понятие, виды и значение подзаконных нормативных правовых актов. 72. Основные структурные составляющие нормативных правовых актов. 73. Основные способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов. 74. Субъекты, обеспечивающие информатизационное обеспечение деятельности законодательных органов.
ЧУХВИЧЕВ ДАНИИЛ ВИКТОРОВИЧ кандидат юридических наук
ПРОГРАММА КУРСА
«ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»
по специальности 030501.65 Юриспруденции
Объем 2, 5 п. л. Тираж 100 экз. Подписано в печать 08.05.2009 г. МГЭИ, Москва, 119049, Ленинский просп., д. 8, стр. 16
|