Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самостоятельной работы
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования предусматривается выделение в учебных планах высших учебных заведений времени, отводимого на самостоятельную (внеаудиторную) работу студентов. Главное в ее правильной организации – планирование, задаваемое тематическими планами и последовательностью изучения юридических дисциплин. Формами самостоятельной работы студентов являются: 1) работа над лекционным материалом; 2) работа над учебными пособиями, монографиями, научной периодикой; 3) изучение и конспектирование нормативного материала; 4) подготовка к семинарам; 5) написание рефератов; 6) подготовка к зачету или экзамену. Самостоятельная работа начинается до прихода студента на лекцию. Целесообразно использование «системы опережающего чтения», т.е. предварительного прочитывания лекционного материала, содержащегося в учебниках и учебных пособиях, закладывающего базу для более глубокого восприятия лекции. Работа над лекционным материалом включает два основных этапа: конспектирование лекций и последующую работу над лекционным материалом. Под конспектированием подразумевают составление конспекта, т.е. краткого письменного изложения содержания чего-либо (устного выступления – речи, лекции, доклада и т.п. или письменного источника – документа, статьи, книги и т.п.). Методика работы при конспектировании устных выступлений значительно отличается от методики работы при конспектировании письменных источников. Конспектируя письменные источники, студент имеет возможность неоднократно прочитать нужный отрывок текста, поразмыслить над ним, выделить основные мысли автора, кратко сформулировать их, а затем записать.
При необходимости он может отметить и свое отношение к этой точке зрения. Слушая же лекцию, студент большую часть комплекса указанных выше работ должен откладывать на другое время, стремясь использовать каждую минуту на запись лекции, а не на ее осмысление – для этого уже не остается времени. Поэтому при конспектировании лекции рекомендуется на каждой странице отделять поля для последующих записей в дополнение к конспекту. Записав лекцию или составив ее конспект, не следует оставлять работу над лекционным материалом до начала подготовки к экзамену. Нужно проделать как можно раньше ту работу, которая сопровождает конспектирование письменных источников и которую не удалось сделать во время записи лекции: прочесть свои записи, расшифровав отдельные сокращения, проанализировать текст, установить логические связи между его элементами, в ряде случаев показать их графически, выделить главные мысли, отметить вопросы, требующие дополнительной обработки, в частности консультации преподавателя. При работе над текстом лекции студенту необходимо обратить особое внимание на проблемные вопросы, поставленные преподавателем при чтении лекции, а также на его задания и рекомендации. Работая над текстом лекции, необходимо иметь под рукой справочные издания: словарь-справочник, энциклопедический юридический словарь, в которых можно найти объяснение многим встречающимся в тексте терминам. Свою специфику имеет работа с учебными пособиями, монографиями, периодикой. Перечень вопросов, подлежащих изучению, приведен в данной программе. Не все эти вопросы будут достаточно полно раскрыты на лекциях. Отдельные вопросы будут освещены недостаточно полно или вообще не будут затронуты. Поэтому, проработав лекцию по конспекту, необходимо сравнить перечень поднятых в ней вопросов с тем перечнем, который приведен в указанном источнике по данной теме, и изучить ряд вопросов по учебным пособиям, дополняя при этом конспект лекций. Следует хорошо помнить, что работа с учебными пособиями не имеет ничего общего со сквозным пограничным чтением текста. Она долж-
на быть направлена на поиски ответов на конкретно поставленные в программе вопросы или вопросы для подготовки к экзамену. Работая с учебными пособиями, не следует забывать о справочных изданиях. Все сказанное выше в равной степени относится и к работе с монографической литературой и научной периодикой. При работе над темами, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент должен самостоятельно выделить наиболее важные, узловые проблемы, как это в других темах делалось преподавателем. Здесь не следует с целью экономии времени подходить к работе поверхностно, чтобы не упустить центральные проблемы. Результатом самостоятельной работы должно стать собственное самостоятельное представление студента об изученных вопросах. Основная трудность для студентов заключается здесь в необходимости усвоения, понимания и запоминания значительных объемов материала. Эту трудность, связанную прежде всего с дефицитом времени, можно преодолеть путем усвоения интегрального алгоритма чтения. Подготовка к семинарскому занятию требует прежде всего чтения рекомендуемых нормативных и монографических работ, их реферирования, подготовки докладов и сообщений. Особенно это актуально при использовании таких форм обучения, как семинары-конференции, коллоквиумы, ролевые игры и т.п. В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации с преподавателем, в ходе которых можно решить многие проблемы изучаемого курса, уяснить сложные вопросы. Самостоятельная работа носит сугубо индивидуальный характер, однако вполне возможно и коллективное осмысление проблем юридической науки.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарские занятия проводятся для оказания помощи студентам в усвоении наиболее важных и трудных теоретических вопросов учебной дисциплины, глубоком осмыслении, понимании и закреплении лекционного материала, формировании профессионального понятийного аппарата и логики мышления, выработке навыков работы с нормативными актами, правильного применения действующего законодательства. Подготовку к занятиям студент должен начинать с изучения рекомендуемой литературы и нормативного материала. После этого ему целесообразно подготовить план своего мотивированного ответа по каждому вопросу, обсуждаемому на занятии. Кроме рекомендуемой литературы студент может использовать материалы, опубликованные в местной прессе, а также дополнительные нормативные акты, принимаемые или издаваемые органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления. Семинарское занятие проводится путем проведения собеседования по пройденному материалу, дискуссий, ответов студентов на вопросы преподавателя. Особую роль в проведении семинара играет чтение студентами сообщений по специфическим проблемам темы, а также обсуждение этих сообщений. В ходе семинарского занятия студенты должны принимать активное участие в обсуждении поставленных вопросов, иллюстрируя теоретические положения примерами соответствующих государственно-правовых норм и практики их реализации. Выступление на семинарском занятии не должно превышать 10-15 минут. Оно должно носить законченный и системный характер, содержать анализ использованных нормативных актов и литературы, примеры и предложения по совершенствованию действующего законодательства. В ходе своего выступления студент может использовать специально подготовленный нормативный материал, а также конспект своего ответа. Безусловно, выполнение данных общих рекомендаций, а также рекомендаций по отдельным темам позво-
лит студентам получить прочные знания по курсу «Законодательная техника» и успешно их применить в практической деятельности по избранной специальности.
|