Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии на 1 главу






Комментарий АСД на книгу Даниила

Предисловие.

1. Заглавие. Эта книга носит название ее главного, действующего лица — Даниила. Ветхозаветний обычай называть книги по имени их главных героев характерен для многих книг, как например, книга Иисуса Навина, книга Есфирь, Иова и т. д… Подобное заглавие книги не обязательно должно носить имя автора, хотя в данном случае мы видим обратное явление, где книга Даниила имеет авторское название.

2. Авторство. Согласно традиционной точки зрения иудаизма и христианства эта книга написана в шестом столетии до Р. Хр. и Даниил является автором этой книги. Эти данные подтверждаются следующими доказательствами:

а) Содержание самой книги пророка Даниила во многих местах говорит от первого лица (8: 1-7.13-19. 27. 9: 2-22. 10: 2-5 и т. д.) Он говорит о том, что он лично получил от Бога повеление сохранить эту книгу (12: 4) Такие места, где он говорит о себе, как о третьем лице (1: 6-11, 17, 19, 21. 2: 14-20) не должно казаться чем-то странным, потому что такие обороты речи в древних рукописях вполне приемлемы и обычны. (Ездр. 7: 2)

б) Автор книги был хорошо знаком с историей. Только человек шестого столетия до Р. Хр. хорошо осведомленный в Вавилонских вопросах мог осветить некоторые исторические стороны и факты, нашедшие свое отражение в этой книге. Потому что сведения и факты этого времени, кроме Библии не отражены ни в одной древней литературе. Только недавние археологические раскопки еще раз вернули миру достоверность этих фактов.

в) Свидетельство Иисуса Христа. Цитируя из этой книги, Иисус говорит о Данииле, как об авторе (Матф. 24: 15). И для каждого христианина такое свидетельство таит в себе огромную убедительную силу и неопровержимое доказательство.

Эта книга делится на две части: первая (от 1-6 главы) историческая, и вторая (от 7-12 главы) пророческая, но с литературной точки зрения — это ОДНО ЦЕЛОЕ. Для подтверждения этой цельности можно привести следующие доказательства.

1) Различные части книги очень тесно связаны одна с другой. Употребление сосудов храма на пиру Валтасара может быть понятно только во свете того, каким путем они были доставлены в Вавилон (5: 3. сравни с 1: 1, 2.) В 3-ей главе 12 стих ссылается на политическую деятельность Навуходоносора, описанную вначале во второй главе 49 стр.

2) Историческая часть содержит пророчество(2 гл.) имеющее тесную связь по теме с пророчествами в (7-12 главах) 7 глава содержит дальнейшее развитие темы, изложенной во второй главе. В этой книге очень ярко проглядывает историческое и пророческое взаимоотношение. Исторический раздел (1-6 гл.) говорят об отношении Бога к одному народу — Вавилону и о роли этой нации в Божественном плане, которая является и символической картиной отношения Бога ко всем народам. Подобно Вавилону, каждому восходящему земному монарху, представленному в пророческой части была дана возможность познакомиться с Божественной волей, и сотрудничать с ней, и каждый из них был взвешен по степени верности, с которой он исполнял Божественную цель и намерение. Таким образом, возникновение и падение народов, изображенных в пророческой части должны быть поняты в рамках принципов, выдвинутых в исторической части книги вместе и служит основанием для понимания той роли, какую играло каждое восходящее мировое царство.

3) Литературная гармония между исторической и пророческой частями настолько очевидна и признана всеми мыслителями, что всякие попытки отнести эти части к разным авторам безосновательны и бессмысленны.

Среди сотен рукописей, найденных в первой Кумранской пещере, три из них взяты из книги Даниила. Они были изданы Барцеленом и Миликом в книге «Открытие в Иудейской пустыне и Кумранской пещере”- № 1. 1955 г. Эти рукописи были переписаны двумя книжками, где первая и вторая главы были написаны одной рукой, а третья глава другой. Эти рукописи содержат 22 части стихов: 1, 10-17. 2, 2-6. 3, 22-30.При сравнении этого текста с Массоретским возникает 16 вариантов, но ни один из них не оказывает никакого влияния на смысловое значение, ни один из 16-ти вариантов не имеет разного значения. Два стиха имеют небольшое различие в содержании; остальные 7 стихов соответствуют массоретскому тексту. Обнаружены четыре прибавления в одном месте союз «и”; в другом «чтобы”, перед союзом «если”, два слова имеют по дополнительной гласной букве. Одна гласная встречающаяся в массоретском тексте не обнаружена в рукописях. Два гласных окончания, возможно ошибка переписчиков. Как показывает содержание, эти расхождения незначительны; что при переводе они не играют никакого значения. Это является доказательством того, что Еврейский текст книги Даниила остается таким же стабильным, каким он был и во времена Христа.

Дальнейший интерес представляет и тот факт, что рукопись второй главы дает исчерпывающее объяснение к 4 стиху где наблюдается переход с еврейского на арамейский. Здесь оставлено пустое место между последним еврейским словом и первым арамейским, и таким путем проведено различие между языками. Также примечательно и то, что в этих рукописях, как и в массаретском тексте не найдена апокрифическая песнь трех отроков.

(См. 3, 23)

3. Историческое направление. Книга Даниила содержит

  1. Определенные исторические проишествия из жизни Даниила и его трех друзей.
  2. Пророческую картину о сне Навуходоносора, истолкованного Даниилом.

Хотя эта книга и написана в Вавилоне во время изгнания, все же она не ставит перед собой историческую задачу описания иудейского плена, или же биографических сведений об Данииле. В этой книге изложены возвышенные опыты Даниила, как государственного мужа пророка, его образ действий и своего рода определенные высказывания и положения.

Прежде всего Даниил дает краткое описание относительно причины своего пребывания у Вавилонского царя (1 гл.). Будучи взятым в плен в 605 г. до Р. Хр. во время первого похода Навуходоносора против Сирии, Даниил вместе с другими князьями, принадлежащих к царственному роду был выделен для специального обучения в Вавилонском дворе. Первоначальные 19 лет проведенные Даниилом в Вавилоне и были последними годами существования иудейского царства, хотя и покоренного Вавилоном. Бесполезные политические уловки иудейских царей против Вавилона подвергали иудейскую нацию только все новым и новым неприятностям.

Царь Иоаким, во время царствования которого Даниил был взят в плен, оставался верен Вавилону в течении нескольких лет. Но впоследствии он присоединился к антивавилонскому совету иудеи и восстал. В результате страна была подвергнута войне: жители ее утратили свободу, пошли в плен, а царь поплатился жизнью. Его сын Иехония, процарствовал только три месяца и вынужден был встретить войска Навуходоносора у стен города и в результате чего, он вместе с другими членами высшего общества был отведен в плен в 597 году до рождества Христова. Его преемник Седекия, внешне, казалось был верен Вавилону. Тем не менее, будучи человеком слабовольным и не решительным, он не мог оказать твердого сопротивления возмущающимся против Вавилона своим воиноначальникам и, в результате, Навуходоносор, утомленный постоянными мятежами в Палестине решил положить конец иудейскому царству. В течении двух с половиной лет Вавилонская армия опустошала и разоряла иудейские города, а так же Иерусалим, его храм и дворцы. Масса народа была отведена в плен в 586 году до Р. Хр.

Даниил в эти дни, полные событий, находился в Вавилоне. Он должен был видеть и пережить все эти события, в то время как Вавилонская армия отправилась в свой победоносный и кровавый поход в его родную землю; он должен был быть свидетелем ее триумфального возвращения вместе с пленными иудеями. Среди пленников был молодой царь Иехония, со своей семьей. (4 Цар. 24, 7 10-16. и потом, и ослепший Седекия 25, 7). В течении этих лет Даниил был среди пленных иудеев, когда все окончилось сожжением главных виновников мятежа. Это и были те причины, которые побудили Иеремию написать письмо своим пленным соотечественникам, чтобы они были спокойны и вели мирный образ жизни в Вавилоне. (Иер. 2, 29)

В течении всех этих лет, Даниил и его три товарища верно исполняли свой долг в царском дворе. После прохождения учебного курса, они стали членами избранного класса людей, которые являлись советниками царя. В это время Даниил имел возможность дать царю толкование его сна (Дан. 2. гл.) и в результате, Даниилу было оказано высшее доверие в служебном отношении. Занимаемое им государственное положение позволило ему познакомить царя с могуществом Божьим, Творцом неба и земли, Которому служили Даниил и его друзья. Как долго Даниил занимал это положение неизвестно. Но есть предпосылки думать, что это было до 570 г. до Р. Хр. Потому что с того времени его имя больше не упоминается в альманахе его современников «двора и государства”, где в клинообразных надписях перечисляются имена приближенных Навуходоносора того времени.

Отсутствие имени Даниила в этом документе не вызывает удивления, так как нам известно, когда он был удален с занимаемого им поста. В книге Даниила отражены только четыре основных события царствования Навуходоносора и в трех из них Даниил играет немалое значение.

  1. Образование иудейских юношей (Гл. 1.)
  2. Объяснение сна царя (Гл. 2.)
  3. Посвящение истукана на поле Деир (Гл. 3.)

(4) объяснение царского сна о том, что в течении семи лет он будет поражен умственным расстройством, что и произошло с ним (Гл. 4).

Ничего неизвестно о деятельности Даниила в период болезни царя. Мы ничего не знаем о Данииле после возвращения царя на трон. Тем не менее, он был очевидцем того, как могущественная империя Навуходоносора постепенно ослабевала и распадалась. Он был свидетелем молненосного взлета царя Кира в Персии, о котором пророк Исаия говорил, как об освободителе Израиля. (Ис. 44, 28. 45, 1.) В первые три года правления Валтасара Даниилу были даны великие пророческие сны (7 и 8 гл.) и человек, который до сих пор был известен нам как истолкователь снов и видений, становится одним из величайших пророков всех времен.

Вавилоняне еще раз обращаются за помощью к Даниилу в ночь падения Валтасара, в 539 г. до Р.Хр., чтобы прочитать и объяснить таинственные слова судьбы и участи на стене зала, пировавшего царя. Когда Персы пришли к власти, новые правители государства также обратились к уму и опыту старых советников государства. Даниил снова стал главным советником престола. Даниил обратил внимание царя на пророчества Исаии и это оказало такое сильное влияние на Кира, что он издал указ, разрешающий иудеям возвратиться к себе на родину и к храму. И теперь, когда пришло время, о котором Бог сказал, что будет восстановлен Его храм в Иерусалиме, Он воздействовал на Кира, как на Свое орудие, дабы обратить внимание на пророчества, касающиеся его лично и с которыми Даниил хорошо был знаком, и которые возвещали свободу иудейскому народу. Тогда царь увидел слова, предсказанные более чем сто лет до его рождения о том, как Вавилон будет взят; тогда он прочел послание, обращенное к нему Властелином всей вселенной:» Я препоясал тебя, хотя ты и не знал Меня, Я Господь и нет иного”. Когда он прочел обращение вечного Бога,» ради Иакова раба Моего и Израиля избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня”; когда он исследовал священные страницы: «Я воздвиг тебя в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных Моих не за выкуп и не за дары” — его сердце было глубоко тронуто и он решил исполнить Божественную миссию, возложенную на него. Он решил отпустить иудеев и помочь им восстановить храм Иеговы. (Пророки и Цари 279 стр.)

В это время злоумышленники сделали заговор чтобы погубить Даниила, но Бог чудесным образом спас его (Гл. 6) В эти годы Даниил имел еще важные видения (Гл. 9, 10-12).

Даниил, как историческая личность, был подвергнут первым атакам со стороны неоплатоника Порфирия (233 г. до Р. Хр.) и его последователи считали книгу Даниила вымышленной, написанной неизвестным автором в Палестине во время Антиоха Епифана и Макавеев, между 170-174 г. до Р. Хр. Первым защитником подобного взгляда был неоплатоник Порфирий, а затем Стеноза, Бертоль, Ленгерке и другие.

Эти ученые выдвигали две главные причины:

1) Так как определенное пророчество, как например, 23-25 ст. 2гл. и 31 ст. 11 главы относится к эпохе Антиоха Епифана (170-164 г. до Р. Хр.) то согласно с точки зрения большенство пророчеств были записаны после того, как они исполнились, т. е. это были пророчества не об отдаленном будущем, а как описание минувших событий в пророческой форме.

2) Некоторые исторические описания Даниила расходятся с историческими фактами.

Первое обвинение не имеет никакого основания, так как всем верующим людям известно, что древности очень точно описывали пророчества относительно хода истории. Второе обвинение заслуживает более серьезного внимания.

Да, это верно, что Даниил пишет о таких событиях, которые не нашли свое письменное отражение на страницах истории. И это не удивительно, если нигде не записано о таком великом монархе, и следует учесть, что историки того времени отражали в своих трудах все достославное и великое. (Дан. 4, 36) Таинственной является и личность Дария Мидянина.

Как вышеупомянутая, так и другие, так званые исторические проблемы, удручавшие столько времени противников Даниила и его книги, в настоящее время разрешены все возрастающим историческим знанием археологии. Ниже, мы приводим самые главные доказательства из современных разрешений этих проблем.

  1. Предполагаемое хронологическое расхождение между Даниилом 1, 1 и Иер. 25, 1.

Иеремия, которого ученые историки в общем признают, как достойное доверия историческое лицо, устанавливают одновременность событий четвертого года Иоакима, царя иудейского с первым годом царя Вавилонского Навуходоносором. Однако, Даниил говорит о Навуходоносоре, как первом завоевателе Иерусалима в третий год Иоакима. И это недоразумение было устранено, когда было открыто, что Вавилонские цари начали вести счет своим годам царствования, когда, согласно религиозной церемонии, царь касался рук Вавилонского бога Вела.

Мы также знаем из трудов Иосифа Флавия, что Навуходоносор начал военный поход и уже находясь на границах Египта, узнал о смерти своего отца, он стал его примником. Следовательно, Даниил и Иеремия вполне солидарны друг с другом. Иеремия сенхронизирует первый год царствования Навуходоносора с четвертым годом царствования Иоакима, в то время, как Даниил был взят в плен, когда уже Навуходоносор отменил начало своего царствования после нового года и он, конечно, синхронизирует это время с третьим годом Иоакима.

  1. Навуходоносор, как крупный строитель Вавилона.

Согласно греческим историкам, Навуходоносор играл совершенно незначительную роль в делах древней истории. Греческие историки никогда не ссылались на него, как на великого строителя своего времени и как на творца нового и великого Вавилона. Эта честь обычно приписывалась царице Семиремисе, которой отведено выдающееся место в истории Вавилона и это становится очевидным каждому читателю при исследовании греческой классической истории.

Однако, найденные клинообразные надписи совершенно изменили эту точку зрения и только подтверждают слова Даниила в 4: 30 о Навуходоносере, как строителе «великого” Вавилона. Семирамис, согласно этим материалам была царственной матерью Ассирии, а не Вавилона, как утверждали греческие историки, и что она не имела никакого отношения к строительной жизни Вавилона. С другой стороны многочисленные материалы свидетельствуют о Навуходоносоре, как строителе и авторе нового Вавилона; восстановителя дворцов, храмов, башен в городе и других сооружений. Такое сообщение со стороны Даниила о Навуходоносоре приводило ученых в тупик, считалось, что он написал не в шестом столетии, а во втором.

  1. Валтасар, царь Вавилонский.

Тот факт, что имя этого царя не обнаружено ни в одной классической литературе и Набонедус считался последним царем Вавилона до победы Персов, и является сильнейшим доказательством против историчности книги Даниила. Но открытия, сделанные за последние сто лет полностью уничтожили всю критику и недоверие относительно книги Даниила и реабилитировали историческое отношение пророка Даниила к Валтасару.

Язык книги.

Подобно Ездре, Даниил писал частью на еврейском и частью на арамейском языках. И некоторые используют это как основание, чтобы отрицать единство книги пророка Даниила. Ездра, например, на арамейском языке излагал царские указы и письма. По тем же соображениям Даниил делал то же. Все нужное для Вавилонян пророк излагал на арамейском языке, а то, что касалось евреев на еврейском. Арамейский и еврейские отделы находятся в самой тесной связи и один без другого непонятны. Так арамейский отдел исторической части (Гл. 2: 4 стр.) нельзя отделить от еврейского (1: 1-2).

Именно, в 2: 4 ст. говорится «И сказали халдеи царю по арамейски”. Кто такие халдеи, по какому поводу, когда и какому царю они сказали? Ответ на эти вопросы дает только еврейский отрывок во 2гл. 1-3 ст. И то, что Даниил использовал два языка, это говорит об особенности людей, среди которых он жил, и которые говорили на двух языках. А это становится вполне очевидным из других достоверных источников.

  1. Тема.

Книга пророка Даниила по праву может называться руководством истории и пророчества. Предсказательная часть пророчеств является закрытой историей, а сама история – это исполнившаяся часть предсказанного пророчества в образе. Элемент предсказания помогает народу Божьему видеть все происходящее во времени, во свете вечности; делает их чуткими к нуждам времени и помогает развивать личное отношение к окончательному кризису и создает прочную основу для веры на почве исполняющихся пророчеств.

Книга Даниила пронизывается четырьмя главными пророческими линиями, свидетельствующими об опытах народа Божья от дней Даниила до конца времени. «Завеса времени отдернута и мы видим как во всех человеческих стремлениях, могуществе и желаниях орудия Всемогущего, безшумно и терпеливо исполняют Его личную волю.” (Пророки и Цари 500 стр.)

Каждая из этих четырех пророческих линий достигает своей кульминационной точки, где «Бог Небесный учредит царство, котрому не будет конца.” (2: 44) Когда «Сын человеческий” получит вечное владычество (7: 13-14) когда сила сопротивления против «Царя царей” будет сокрушена без содействия человеческой руки (8: 25) и когда народ Божий будет навсегда освобожден от своих притеснителей (12: 1). Следовательно, пророчества Даниила прокладывают мост, сооруженный по Божественному плану над пропастью времен к необозримым берегам вечности; мост, по которому и другие люди, подобно Даниилу имеющие в своем сердце любовь к Богу к Его работе могут уйти от неуверенности и отчаяния настоящей жизни, к миру и покою вечной жизни.

Исторический отдел книги пророка Даниила в самой яркой форме открывает философию истории. Эта часть книги является как бы предисловием к пророческому отделу. Подробное изложение Божьего отношения к Вавилонскому народу помогает нам понять значения восхождения и падения других народов, представленных в пророческих отделах книги. Без ясного и определенного понимания философии истории, как она изложена в повествовательной форме о Вавилоне, согласно Божественному плану (о Вавилоне) трудно понять и оценить роль других народов, после Вавилона, нашедших свое отражение в пророческих видениях. Относительно Божественной философии истории, изложенно в Св. Писании см. 4: 17.

В историческом отделе этой книги мы видим Даниила, мужа Божия того времени, который лицом к лицу столкнулся с Навуходоносором, гением языческого мира, чтобы таким путем он имел возможность познакомиться с Богом Даниила, Вершителем истории, сотрудничать с Ним. Навуходоносор был не только монархом одной из величайших наций того времени, но он был и исключительно мудрым и от природы наделенным развитым чувством справедливости и правоты человеком. Он действительно был выдающейся личностью в языческом мире, — «властителем народов” (Иез. 31: 11). Поднявшись до такой вершины, конечно, согласно Божественному плану. О нем Бог сказал: «И ныне, Я отдаю все земли в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, раба моего.” (Иер. 27: 6).

Когда иудеи стали пленниками в Вавилоне, было очень важно и желательно, чтобы они находились под властью твердой и сильной, но не жестокой руки. Миссия Даниила во дворе Навуходоносора состояла в том, чтобы содействовать подчинению царской воли, воли Божьей, чтобы таким путем были исполнены Божественные намерения и планы. В один из драматических моментов Бог и свел вместе эти две выдающиеся личности. В первых четырех главах повествуется о том, каким путем Бог добился верности от Навуходоносора. Прежде всего Бог нуждался в человеке, который был бы достойным правителем принципов и политики неба в Вавилонском дворе и Он избрал Даниила, чтобы тот был его личным послом во дворе Навуходоносора. Те пути и средства, которые Бог использовал, чтобы Даниил стал пленником; каким путем он снискал благосклонность в глазах царя и каким путем Навуходоносор доверился Даниилу, а затем и Богу Даниила, потому, что Даниил был мужем принципа; мужем твердого характера; мужем- главным занятием которого и делом в жизни — было жить для Бога.

Даниил «решил в сердце своем” (1: 8) жить в полной гармонии со всей открытой ему Божьей волей. Прежде всего Бог помог ему «приобрести милость и нежную любовь” со стороны служителей Вавилона (9 стр.) Это приготовило путь для дольнейшего шага — телесного превосходства Даниила и его друзей (12, 15). Затем последовало доказательство умственного превосходства. «И даровал им Бог знание и разумение всякой книги и мудрости: так что они были найдены в десять раз выше всех остальных в царстве царя”.

Все эти события приготовили Навуходоносора для знакомства с Богом Даниила. Последующая цепь драматических переживаний — сон из 2-ой главы побудили Навуходоносора сделать признание: «Истинно Бог ваш, есть Бог богов, и Владыка царей, открывающий тайны” (2: 47). Он откровенно признался, что мудрость Божья стоит неизмеримо выше не только над человеческой мудростью, но даже над предпологаемой мудростью его богов. А случай с золотым истуканом и огненной печью побудили царя признать, что именно Бог «избрал рабов Своих”. И в заключении он повелел, чтобы никто на всей его территории «не произносил никакой хулы на Бога, Который может так спасать.” Теперь, Навуходоносор признал, что Бог не только был мудрым, но и могущественным и не только всезнающим, но и всемогущим. И третья цепь событий — семь лет лишения умственной силы и разума научили царя, что «Всевышний” не только мудр и силен, но что и Он пользуется Своей силой и мудростью для управления в делах человечества (4: 32). В нем мудрость, сила, авторитет. Замечательно то первое, что сделал Навуходоносор после своего выздоровления — это «благословил, восхвалил, и прославил Небесного царя” и признал, «что ходящих гордо, каким бы он ни был в течении долгих лет”, Бог силен смирить.

Но полученные Навуходоносором уроки, не оказали своего благотворного влияния на преемников Вавилонского трона. Последний правитель Вавилона, Валтасар открыто выступил против Бога (5: 23) и невзирая на то, что он был знаком с переживаниями Навуходоносора (22 ст.). Вместо того, чтобы сотрудничать согласно Божественному плану, Вавилон стал гордым и жестоким притеснителем и отвегая принципы неба решил свою участь. Этот народ был взвешен и найден легким (5: 25-28) и мировое господство перешло к персам.

Избавляя Даниила из львиного рва, Бог продемонстрировал свою мощь и авторитет перед Персидскими властителями (6: 20-23) как это Он делал и раньше перед Вавилонскими начальниками. В своем указе Дарий Мидийский признал «живого Бога” и Его «несокрушимое владычество”.

Даже закон мидийский и персидский, который был неизменяем, вынужден был уступить пред решениями «Всевышнего”, Который управляет в царстве людей (4: 32). Избавление Даниила из львиного рва, произвело на Кира большое впечатление. Пророческие предначертания относительно его личного воздействия в восстановлении храма и Иерусалима (Ис.44: 26 по 45: 13) проивели на него глубокое влияние. Его сердце было глубоко тронуто и он решил исполнить возложенное на него Божественное поручение.

Следовательно, книга пророка Даниила открывает принципы, согласно которым Божья мудрость, сила и авторитет сотрудничает на протяжении всей истории народов до окончательного завершения Божественных намерений. «Бог возвысил Вавилон, чтобы он мог исполнить Его цели и намерения” (Воспитание 175 стр.). И он прошел свои стадии воспитания: падение, увядаемую славу, исчезающую мощь и в результате его место было занято другими.

Все четыре видения книги Даниила содержат в себе борьбу между силами добра и зла на земле от времен Даниила — до восстановления вечного царства Христа. Так как сатана использует силы земли для того, чтобы ниспровергнуть Божьи планы и народ Божий уничтожить, то в этих видениях представлены те силы, через которые он и проявляет свою наибольшую активность

Первое видение (Гл.2) главным образом отражает в себе политические изменения. Главной целью его было открыть Навуходоносору его роль как правителя Вавилона и так же открыть ему, что произойдет вскоре (29 ст.).

И как бы в дополнение к первому видению, второе (Гл. 7) особенным образом подчеркивает переживание народа Божия во время могущества сил упомянутых в первом видении и предсказывает окончательную победу святых и Божьего суда над их врагами (см. стихи 14, 18, 26, 27).

Третье видение (Гл. 8 и 9) дополняет второе, подчеркивая попытки сатаны покончить с религией и народом Христа.

Четвертое видение (10 — 12 гл.) суммирует в себе предыдущие видения и охватывает больше всех остальных много деталей и штрихов. Центральная точка этого видения выражена в

словах:» это будет с народом Божьим в последние времена; так как видение относится к отдаленным временам” (10: 14). Повествовательный план истории, изложенный в 4: 2 — 39 ст. ведет к последним дням, к событиям времени конца.

Пророчества Даниила имеют прямое отношение к пророчествам книги Откровения. Откровение главным образом касается, тех же самых вопросов, но особенным образом подчеркивает роль христианской церкви, как избранного народа Божия. Таким образом, те вопросы или же детали, которые и возможно покрыты мраком недопонимания в книге Даниила, часто получают свое освещение при сравнении с книгой Откровение. Ту часть пророчества, которая относилась к последним дням, Даниилу было повелено закрыть и запечатать до конца времени (В.Б. 356).

Так путем тщательного исследования книги, знания увеличиваются (12: 4). Хотя пятая часть пророчества Даниила, которая относилась к последним дням и была запечатана, Иоанну было повелено особенным образом не запечатывать слов пророчества сей, ибо время близко (Откр. 22: 10). Следовательно, для более глубокого понимания книги, любой части книги Даниила, кажущейся по тем или иным причинам непонятной, мы должны обратиться к помощи более тщательного изучения книги Откровения, чтобы сокрытый в ней свет рассеял мрак незнания и сорвал покров неизвестности.


План

1. Исторический раздел 1: 1 до 6: 28.

1.) Образование Даниила и его друзей 1: 1 — 28.

а.) Первая партия доставленных пленных их иудеи в Вавилон 1: 1 — 2.

б.) Отбор Даниила и его трех друзей для учебы 1: 3 — 7.

в.) Даниил добивается разрешения жить согласно своего закона 1: 8 — 16.

г.) Успехи, достигнутые в учебе и принятие на царскую службу 1: 17 — 21.

2.) Сон Навуходоносора 2: 1 — 11.

а.) Тревога Навуходоносора вызванная сном 2: 1 — 11.

б.) Уничтожение мудрецов и последующее за этим отменение этого приказа 2: 12 — 16.

в.) Даниил получает истолкование сна и его признательность 2: 17 — 23.

г.) Даниил сообщает значение сна царю 2: 24 — 35.

д.) Даниил объясняет сон 2: 36 — 45.

е.) Навуходоносор признает Божье величие 2: 46 — 49.

3.) Избавление друзей Даниила из огненной печи 3: 1 — 30.

а.) Навуходоносор воздвигает истукан и требует поклонения ему 3: 1 — 17.

б.) Три еврейских юноши отказались поклоняться истукану 3: 6 — 16.

в.) Избавление из огненной печи согласно Божественному плану 3: 19 — 25.

г.) Страх Навуходоносора, исповедание и его указ 3: 26 — 30.

4.) Второй сон Навуходоносора, его смирение 4: 1 — 37.

а.) Навуходоносор признает Божью мудрость и силу 4: 1 — 9.

б.) Описание сна 4: 10 — 18.

в.) Объяснение Даниила 5: 13 — 28.

г.) Падение Навуходоносора и восстановление 4: 28 — 36.

д.) Навуходоносор воздает должное Небесному Богу 4: 34.

5.) Пир Валтасара и потеря царской короны 5: 1 — 31.

а.) Валтасар оскверняет сосуды храма 5: 1 — 4.

б.) Таинственная надпись на стене 5: 5 — 12.

в.) Объяснение Даниила 5: 13 — 28.

г.) Даниил удостаивается награды, Вавилон падает 5: 29 — 31.

6.) Избавление Даниила из львинного рва 6: 1 — 28.

а.) Возвышение Даниила и зависть его колег 6: 1 — 5.

б.) Указ Дария ограничивает молитвы 6: 6 — 9.

в.) Даниил не повинуется указу. Его осуждение 6: 10 — 17.

г.) Освобождение Даниила; наказание постигшее его обвинителей 6: 18 — 24.

д.) Публичное признание величия Бога Даниила 6: 25 — 28.

2. Пророческий раздел 7: 1 до 12: 13.

1.) Вторая пророческая весть пророка Даниила 7: 1 — 28.

а.) Четыре зверя и маленький рог 7: 1 — 8.

б.) Суд и вечное владычество Сына Человеческого 7: 9 — 14.

в.) Истолкование сна ангелом 7: 15 — 27.

г.) Состояние Даниила 7: 28.

2.) Третья пророческая весть пророка Даниила 8: 1 до 9: 8.

а.) Овен, козел и роги 8: 1 — 8.

б.) Маленький рог и его нечестие 8: 9 — 12.

в.) Пророческое время относительно очищения святилища 8: 13 — 14.

г.) Гавриил объясняет первую часть видения 8: 15 — 26.

д.) Болезнь Даниила после видения 8: 15 — 26.

е.) Даниил молится о восстановлении и исповедывает грехи своего народа 9: 1 — 19.

ж.) Гавриил объясняет вторую часть видения 9: 20 — 27.

3.) Четвертая пророческая весть Даниила 10: 1 до 12: 13.

а.) Пост Даниила 10: 1 — 3.

б.) Вид «мужа” и состояние Даниила при этом 10: 4 — 10.

в.) Предворительная беседа «мужа” с Даниилом 10: 11 до 11: 1.

г.) Видение относительно исторических событий 11: 2 до 12: 3.

д.) продолжительность времени видений; личное обещание Даниилу 12: 4 — 12.


Комментарии на 1 главу

1. В третий год. На основании Библейских событий, совпадающих во времени и имеющих отношение и связь годами царствования некоторых царей Иудеи и Навуходоносором, годы царствования которого были установлены астрономически как третий год царствования Иоакима, согласно иудейскому календарю, начинался с осени 606 года и длился до осени 605 года до р. Хр. Следовательно, события, записанные в этом стихе и в следующем, должны были произойти в течении гражданского иудейского года, который начинался в 606 году и окончился в 605 году до р.Хр. В свое время, этот стих и первый стих из 25 главы книги пророка Иеремии вызывали немалое затруднение в своем объяснении. Но благодаря археологическим раскопкам, все исторические и хронологические затруднения были устранены и еще раз была подтверждена правдивость и неприкосновенность Священного Писания (Объяснение по этому вопросу смотри в предисловии).

Иоаким был вторым сыном Иосии. Когда Иосия был убит в Мегидоне, народ сделал царем Иоахаза, четвертого сына Иосии (1 Парал. 3: 15). Когда прошло три месяца со дня воцарения Иоахаза, Нехао, египетский царь, возвращаясь с войны в Месопотамии, свергнул Иоахаза и воцарил вместо него Елиакима (4 Цар. 23: 29 — 34). Новый правитель Иудеи, который был переименован с Елиакима на Иоакима был вынужден платить больше подати Египту (4 Цар. 23: 34 — 35).

1. Навуходоносор. Это еврейское имя в переводе означает: «Пусть Бог неба хранит сына”. Несмотря на молчание Геродота об этом царе, найденные клинообразные письмена подтверждают его подлинность.

Присутствие Навуходоносора в Палестине в 605 г. до р.Хр., о чем говорится в Даниила 1: 1, подтверждается Вавилонским историком Беросисом. Беросис говорит о том, как Навуходоносору было повелено его отцом Набополассаром потушить восстание в Египте, Финикии и Сирии. Исполнив это поручение, он еще находился на западе, Навуходоносор получил сообщение о смерти своего отца. Оставивши пленников, в числе которых были и иудеи, в распоряжение своих военачальников, он поспешил обратно в Вавилон самыми кратчайшими путями и переходами. Конечно, такая поспешность вполне понятна. Он опасался незаконного захвата власти и трона. Его отец умер в июле или же в начале августа в 605 году, как об этом говорят Вавилонские документы. Один из таких документов датирован именем Набополассара 8 августа в 605 году до р.Хр. В то время, как первый документ с царским именем Навуходоносора датирован в месяце дузу (день не датирован), который начался 9-го июля и окончился 7 — го августа в 605 г. И, следовательно, Навуходоносор взошел на престол 7 — го августа в 605 году до Р.Хр.

Историк Беросус говорит о том, что Навуходоносор оставил Иудею на усмотрение своих военачальников, а сам поспешно возвратился в Вавилон. Среди этих пленников был Даниил и его три товарища в 1: 1 и сообщение Беросуса является единственным документом об этом походе Навуходоносора против Иоакима, иудейского царя. Но восстановленная хронология того времени вполне отвечает и подтверждает библейские сообщения об этом. Необходимо заметить, что в настоящее время существует только очень немного исторических документов о царственных годах Навуходоносора, и что не обнаружено и не найдено никаких клинообразных таблиц, свидетельствующих о разрушении Иерусалима в 586 году до Р.Хр.

Царь Вавилонский. Когда Навуходоносор пошел в поход против Иерусалима в третий год царствования Иоакима, — это было за несколько недель до смерти его отца, или даже пусть несколько месяцев, в то время он еще не был царем. Но Даниил, вероятно записал эти события в первый год Кира (21). Спустя семьдесят лет после всего происшедшего, естественно, он называет Навуходоносора «Вавилонским царем”. Когда Даниил прибыл как молодой пленник в Вавилон, Навуходоносор уже был царем. И с тех пор он и знал его таким в течение 43 лет. Следовательно, вполне логично, что с первого стиха Даниил и называет его «царем”.

2. Часть сосудов. Конечно, Навуходоносор взял самые ценные и дорогостоящие сосуды храма для употребления их в служении богу Мардуку. И он, наверное, оставил только то, что и было крайне необходимо для проведения ежедневных богослужений в храме Иерусалима. И вообще халдеи имели несколько возможностей, чтобы принести сосуды с собой в Вавилон в данном походе: когда Иерусалим был взят в последний год царствования Иоакима, т.е. в 597 г. до Р. Хр. (4 Цар. 24: 13), и третья возможность – в конце царствования Седекии, когда в 586 г. до Р. Хр. После длительной осады Иерусалим был взят и разрушен (4Цар. 25: 8-15). Ограбление, или же расхищение сокровищницы Иерусалима Вавилонскими воинами было осуществлено согласно пророчеству Исаии, сказанному за сто лет до этого (Ис. 39: 6). Об участии ковчега смотриИер. 37: 10.

Земля Сенаар. Историки раннего периода относили это определение к южному Вавилону, т.е. к земле «Шумер”. Но в настоящее время такое толкование полностью опровергнуто. В большинстве Ветхозаветных ссылок Сенаар определяет Вавилон. Происхождение этого слова неизвестно(Быт. 10: 10). Тем не менее, в Быт. 14: 1, 9 Сенаар определяет северную часть Месопотамии согласно Быт. 11: 2; Ис. 11: 11; Зах. 5: 11. «Земля Сенаар” упоминается Даниилом и относится к Вавилону.

Бога своего. Главный бог Вавилона был Мардук, который еще со времен первой династии более чем за тысячу лет назывался Бел -»господь”. Его главный храм назывался Эсагила, во дворе которого стояла высокая башня.

Сокровищница. В Вавилонских клинообразных документах часто упоминается сокровищница Эсагила великого храма Мардука.

3.Асфеназ. По всей вероятности это имя имеет персидское происхождение. Возможно, что этот начальник и был первым. При дворе многие чужестранцы занимали высокие посты и службу.

Начальник евнухов. В буквальном смысле слова — «начальник одной головы”, т.е. царя.

Часто возникают вопросы, то ли это определение говорит лишь о физическом значении этого слова, или же им определяется царская служба особенного доверия. Но все же, невозможно дать тот, или иной ответ. Хотя Ассирийские изображения и свидетельствуют о том, что царя окружали евнухи в физическом значении этого слова. Некоторые, самые выдающиеся люди Ассирии, принадлежали только к этому классу людей, например визир Салманасара 3, а также и другие крупные военачальники и администраторы. Исаия пророчествовал, что некоторые из потомков Езекии будут евнухами во дворе Вавилонского царя (Ис. 39: 7). Некоторые комментаторы придерживаются мнения, что Даниил и его товарищи принадлежали к этому классу людей.

Израиль. После разрушения Самарии в 723 г. и 722 г. до Р. Хр., когда десять северных колен перестали существовать как отдельная нация, иудейское царство осталось единственным представителем потомков Иакова или Израиля. Поэтому имя Израиль так часто употребляемое во время плена и после него говорит о представителях царства южного (см. Иез. 14: 1; 17: 2).

Царский род. Когда Навуходоносор взял Иерусалим в 605 г. до р. Хр., он также взял заложников из царского дома Иудеи, а также из других знатнейших семейств этой несчастной страны. Это был древний обычай победителей, чтобы брать с собой царских заложников, чтобы таким путем гарантировать себе верность побежденного врага. Из летописи о Тутмосе 3 мы видим, что после нарушения союза между Сирией и Палестиной и происшедшей в следствии этого битвой у Мегиддо в 15 в. до р.Хр. побежденным царям было разрешено возвратиться на свои троны, но отдать в Египет по одному представителю из царской семьи. В Египте они получили образование, согласно обычаям и нормам этой страны и, когда один из царей – ставленников Палестины или Сирии, умирал его место занимал другой из подобных фаворитов фараона.

Князья. То есть «благородные”. Это слово на еврейском языке заимствовано из Персидского языка. Даниил иногда прибегал к заимствованным словам из Персидского языка, величие которого в то время было сильно заметным.

4.Отроки. То есть «молодые люди” в возрасте 16 лет и выше. Ксенофонт говорит, что на службе у царя не могли быть взяты молодые люди моложе 17 лет.

Недостатка. На древнем Востоке, как и на современном, большую роль имело и имеет телесное и умственное развитие.

Халдеи. Этот термин обозначает членов арамейского колена, некогда жившего в нижней Месопотамии, а потом приобретшие мировое господство. Этим термином определяется и класс ученых в Вавилоне, которые были выдающимися астрономами своего времени. Они также были глубокими знатоками и других точных наук, как математика, хотя они и подключали к этой области магию и астрологию. Что касается фразы «научить их книгами и языку халдейскому”, то согласно старой точки зрения сюда входило знание арамейского языка и литературы, в то время, как современные комментаторы полагают, что это означало как научные, а также лингвистические, т.е. языковые познания халдеев. Все известные труды научные того времени записывались на глиняных табличках клинообразным шрифтом на вавилонском языке, а также и на других языках при переводе.

5.Назаначил. Ученикам царской школы выдавалась и пища с царского стола. Об этом свидетельствуют документы более позднего персидского периода, чем вавилонского.

Три года. То есть, включая и полный год царствования Навуходоносора, когда Даниил был взят в плен, до второго года царствования царя.

6.Между ними. Это выражение говорит о том, что помимо этих четырех отроков были еще и другие юноши… Эти четыре отрока упоминаются потому, что их история останется во все времена яркой и поучительной. Их непоколебимая верность Богу снискала им большие мирские почести и духовные благословения (см. 2: 49; 3: 30; 6: 2; 10: 11).

Даниил. Это имя означает «Бог – мой судья”. Впервые это имя мы встречаем в Ветхом Завете в 1Парал. 3: 1. Этим именем назван второй сын Давида (иностранный перевод). Затем имя священника в 5-м столетии(Ездр. 8: 2; Неем. 10: 6). Это имя было известно широко среди семейств.

Анания. Это имя означает «милосердный Иегова”, обычное еврейское имя встречающееся в Ветхом Завете не менее 14 раз.

Мисаил. Это имя означает «тот, кто принадлежит Богу”. Эти имена носили некоторые библейские лица до и после плена (см. Исх. 6: 22; Неем. 8: 4).

Азария. Это имя означает «Иегова помогает”. Это имя часто встречается в Библии.

7.И переименовал. Новые имена, данные этим еврейским юношам, означали их принятие в вавилонский двор. Этот обычай встречает свою параллель и в библейской истории. Иосиф – получил египетское имя, когда стал членом двора (Быт. 41: 45). Гадасса – была переименована в Есфирь (Есф. 2: 7), возможно, когда она стала царицей. Этот обычай был распространен среди вавилонян с самых древних времен. Ассирийский царь Феглафеласар 3 назывался Фулу (библ. Фул), когда он стал вавилонским царем (см. 1Пар. 5: 26). И Салманасар 5 стал называться Улуай.

Валтасар. Согласно еврейского и арамейского перевода означает «Вал – охраняющий жизнь царя” по имени бога Навуходоносора (4: 5).

Седрах. Это имя перетолковывается с вавилонского языка и не относится к вавилонскому имени.

Мисах. Удовлетворительного объяснения не найдено, это имя не вавилонское.

Авденаго. Считается, что это имя означает «слуга бога Набу”.

8.Не оскверняться. Было несколько причин, по которым набожные иудеи должны были избегать пищи с царского стола (1). Вавилоняне подобно другим языческим народам употребляли в пищу нечистое мясо (2). Животные, употребляемые ими, убивались не по левитскому закону (Лев. 17: 14, 15). (3). Часть мяса прежде всего посвящалась языческим богам (Деян. 15: 29). (4). Употребление богатой и нездоровой пищи и вина противоречило острым принципам воздержания. (5). Даниил и его товарищи не хотели употреблять в пищу мясо. Еврейские юноши решили не употреблять в пищу ничего такого, что могло бы помешать и препятствовать их телесному, умственному и духовному развитию.

9.Даровал милость. Сравнивая с опытом Иосифа (Быт. 39: 2, 21), (Ездры 7: 28) и Неемии (Неем. 2: 8), вне всякого сомнения, что проявленная вежливость, любезность и верность со стороны этих мужей, и снискала им благосклонность их начальства, и в то же время они относили этот успех как Божьему благословению. Бог сотрудничает с теми, кто сотрудничает с Ним.

10. Я боюсь. То есть он отвечал перед царем за тех, кто был доверен его заботам и попечению.

11. Амелсар. Согласно новейшим вавилонским находкам это означает «начальник”, «распорядитель”. Невзирая на дружеское расположение начальника евнухов к Даниилу и его друзьям, он не мог сам решить этого вопроса.

12. Десять дней. На первый взгляд кажется это очень короткий срок для того, чтобы приобрести надлежащий внешний здоровый вид. Но Даниил и его товарищи еще до этого испытательного часа были приверженцами принципов строгого воздержания, и в принципе они обладали хорошим здоровьем, которое в данное время нуждалось только в соответствующей еде. Они надеялись восстановить свои физические силы после мучительного перехода в гораздо кратчайшие сроки, чем остальные пленники, не придерживающиеся правил воздержания и умеренности. В этом случае Божественная сила объединилась с человеческими усилиями и результат воистину был велик. Божьи благословения сопровождали благородное решение этих решительных юношей: не оскверняться царскими блюдами. Они знали, что употребление возбуждающей еды и напитков будет препятствовать их высокому телесному и умственному развитию. Амелсар был уверен, что такая строгость в еде сделает юношей бледными, хилыми в то время как богатый царский стол сделал бы их «красивыми, здоровыми”. И насколько же он был удивлен, когда увидел обратное действие.

Бог возвысил этих юношей, потому что в их непоколебимом намерении лежал принцип справедливости и верности. Одобрение со стороны Бога было для них дороже благосклонности сильнейшего монарха, дороже самой жизни. Это твердое решение не возникло у них под давлением обстоятельств. С самого детства эти молодые люди были воспитаны в рамках строгих правил воздержания. Они знали о пагубном влиянии возбуждающей пищи и задолго до этого критического момента решили не ослаблять своих телесных и умственных сил удовлетворением аппетита. Когда окончился испытательный срок, они прекрасно выглядели во всех отношениях.

Даниил не потому отказался от еды с царского стола, чтобы казаться оригинальным, необыкновенным человеком. Многие возможно убеждены, что при данных обстоятельствах можно было бы и сделать некоторые отклонения от строгих норм воздержания и что в конце концов Даниил был уж слишком ограниченным фанатиком, придирчивым и щепетильным человеком. Даниил старался иметь со всеми хорошие отношения и дух сотрудничества со своими начальниками, пока это не требовало от него принесения в жертву его принципов. Когда же все это коснулось его верности по отношению Иеговы, он был готов скорее пожертвовать мирскими почестями, богатством, положением и даже жизнью.

17.Четыре отрока. См. стих 4.

Знание и разум. Те знания, какие получил Даниил и его товарищи были для них также и испытанием веры. Наука халдеев была тесно переплетена с идолопоклонством и языческими обрядами, как колдовством и предрассудками. И от всего этого юноши – евреи держали себя в стороне. Каким образом им удавалось избегать конфликтов, нам не известно, но вопреки разлагающему влиянию, они продолжали крепко придерживаться веры своих отцов, как это позже и показали события. Эти четыре молодых человека изучали халдейские науки, не смешивая их с языческими элементами.

Каким образом эти молодые люди сохраняли свою веру незапятнанной вытекает из следующего:

(1) Они имели твердое намерение остаться верными Богу. У них было больше чем желание, или надежда иметь в себе ценные свойства характера. Они желали делать все доброе и хорошее, и уклоняться от всякого зла. Победа возможна только при условии правильных действий воли.

(2) Их независимость от силы Божией. Хотя они и обладали высокой одаренностью и способностями и признавали необходимость действий со стороны людей, все же они знали, что всему этому должна прилагаться скромная зависимость и полное доверие от силы Божией.

(3) Они отказались притуплять свои духовные и моральные силы угождением аппетиту. Они сознавали, что самое незначительное уклонение от принципов ослабит их чувство сознания к справедливому и несправедливому, что при малейшем неправильном отношении влечет за собой другой неправильный шаг, а в конце всего – к полному отступлению.

(4) Они постоянно молились. Их жизнь была постоянной жизнью молитвы. Даниил и его юные друзья понимали, что молитва необходима и в особенности еще потому, что их постоянно окружала атмосфера зла.

Видения и сны. Три друга Даниила подобно ему, обладали особенными умственными дарованиями, а сам Даниил был избран Богом еще и быть специальным Его вестником. Даниил не был толкователем снов. Он был пророком, и его пророческий дар не был результатом успешного прохождения курса в этом вопросе в школе царских магов, колдунов и предсказателей. Он был призван Богом совершать специальную работу и стал пророком одним из самых важнейших пророчеств всего времени (см. 7 – 12 гл.)

18. По окончании тех дней. Когда окончился срок обучения, молодые юноши «предстали пред царем”: царь устроил им проверку и нашел их лучшими среди лучших по степени развития и знания.

Что же произошло за эти годы?

  1. Навуходоносор взошел на престол и пленники, приведенные в Вавилон, были отданы для обучения.
  2. Счет царственного года Навуходоносора начался спустя год, т.е. после кануна нового года и считался как первый год его царствования.

3. Это был второй год царствования Навуходоносора, когда ему снился сон и он потребовал объяснения (см. 2: 1). Поэтому, учитывая этот древний обычай ведения счета царственных лет, вторая глава пророчества Даниила не противоречит первой главе.

19.Говорил с ними. После окончания учебного срока молодые люди, пройдя проверку, оказались, как в физическом отношении, так и в умственном намного выше всех остальных. Каким образом происходила эта проверка нам неизвестно. Из дальнейших описаний о способностях Даниила данных матерью Валтасара, которая по всей вероятности была дочерью Навуходоносора. Мы узнаем, что он был известен ей, как муж способный изъяснять загадочное и разрешать проблемы (5: 12). Заданные вопросы конечно могли носить и загадочный характер, и это было излюбленным видом испытательной беседы вообще при дворе на Востоке. Также такого рода проверка могла означать и разрешение материальных и астрономических задач, в которых вавилоняне были большие мастера, как об этом свидетельствуют и документы древности, а также еще чтение и письмо трудных клинообразных таблиц. Глубокие знания Даниила и его юных друзей не были результатом случая или как говорят «судьбы”, или же чуда. Эти молодые люди честно и серьезно относились к своим учебным обязанностям, и Господь благословил их старания. И, вообще, в любом мероприятии только тогда будет настоящий успех, когда будут вместе сотрудничать человеческие и Божественные силы. Одни человеческие старания ничего не стоят.

Из всех отроков. Это выражение может относиться и к другим юношам евреям, приведенным в Вавилон вместе с Даниилом и его друзьями, а также и к другим молодым людям знатного происхождения и из других стран.

И стали они служить пред царем. Сравни 5 стих со 2 гл. 2 стих, т.е. это говорит о начале их службы у царя. Мы встречаем подобное выражение «предстали” и в Быт. 41: 46, 1 Цар. 16: 21, 22, 2 Парал. 9: 7; 10: 6, 8.

20.И во всяком деле мудрого понимания. Здесь делается упор на глубокие логические выводы, имеющие в своей основе самое точное и исчерпывающее знание, т.е. что любое мудрое заключение или вывод вытекают из источника глубоких знаний, следовательно, в таком случае исключается вопрос о магии или же какой-либо другой сверхъестественной науке. Это принуждает предполагать, что Даниил и его товарищи превосходили всех остальных в такой области, как точная математика, астрономия и в вопросах лингвистики. Они очень хорошо разбирались в клинообразном письме, прекрасно знали вавилонский и арамейский языки и арамейский транскрит.

Волхвы. Это определение не часто встречается на библейском языке. На египетском языке означает «начальник магии”. Согласно находкам наших дней это слово употреблялось в Вавилоне и Даниил заимствовал его из священных рукописей при изучении истории своего народа. Это еще лишний раз говорит о том, что его речь и выбор слов находились под сильным влиянием библейского языка.

Тайноведцы. Или же астрологи. Гадатели, заклинатели духов и астрологи пользовались большой популярностью в древности и этим занимались люди ученые и образованные. Часто будущие события определялись по внутренностям священных животных, или по полету птиц. Гадание особенным образом происходило на печени священных животных, при сравнении ее с печенью из глины. И все это имело свои объяснения и истолкования. Иногда прибегали за советом, разливая масло по воде, а по форме разлитого масла искали для себя ответ, или метали стрелы и следили за их полетом и падением (Иез. 21: 21). Гадатели часто обращались к духам умерших. Истолковывали сны. Каждый восточный монарх имел много гадателей и магов в своем распоряжении. Они всегда находились под рукой и сопровождали царя во всех его военных предприятиях и походах, охоте и государственных визитах.

Но было бы ошибкой предполагать, что ученые люди Вавилона – это были только гадатели и волхвы. Хотя они проявляли немало искусства, и в этом они были в настоящем смысле этого слова глубокими знатоками науки. Их познания в области астрологии и математики были очень солидными и глубокими. Они пользовались формулами, которые как раньше думали, принадлежали грекам. Они были прекрасными архитекторами, искусными врачами. Именно в этой области познаний Даниил и его друзья превосходили всех остальных вавилонских волхвов, астрологов и ученых.

21. До первого года. Некоторые комментаторы считают этот стих противоречащим 10: 1, когда Даниил получил видение в третий год Кира. Этот текст не говорит о конечной дате пребывания Даниила во дворе. Даниил просто мог согласиться на эту дату по причине происшедшего события, которое произошло в том году. Некоторые предполагают, что это событие относится к указу Кира, который положил конец вавилонскому пленению(2 Цар. 36: 22, 23; Ездр. 1: 1-4; 6: 3). Этот указ приводил в исполнение одно из важнейших пророчеств, которые Даниил очень серьезно исследовал, а именно пророчество Иеремии о том, что плен будет длиться 70 лет (Иер. 29: 10, Дан. 9: 2). Даниил жил все эти годы в плену с самого начала в 605 г. до Р.Хр. до издания Киром указа в 537 году до р.Хр. Возможно, что Даниил хотел поставить своих читателей в известность, что хотя он и был в числе первых пленников, приведенных в Вавилон, но он все еще жив, хотя с тех пор прошло 70 лет плена. Можно допустить еще одну мысль, что первая глава возможно и не была написана до первого года царя Кира. Если допустить это, тогда становится понятным и заимствование слова из персидского языка. Даниил снова занимает государственный пост при персидском царе вскоре после падения Вавилона (Дан. 6: 1-2). Находясь в непосредственном общении с персами, он свой лексикон пополняет некоторыми персидскими словами, как это видно из дальнейших глав.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.039 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал