Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии на 3 главу






«Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит”.

Бог никогда не принуждает людей повиноваться Ему. Он предоставляет всякому человеку право сделать свободный выбор, кому тот желает служить.

1. Навуходоносор. Никаких дат, в связи с данными событиями мы не знаем. Лишь одно имя царя указывает на тот период времени. Перевод 70-ти и греческий перевод указывают на 18-й год царствования Навуходоносора. Но некоторые теологи считают это дополнительной вставкой к оригиналу.

Как бы то ни было, события описанные в 3-й главе, происходят значительно позже, чем во 2-й, поскольку события 3: 12, 30 ссылаются на 2: 49. Далее, при сопоставлении обращения Навуходоносора в 3: 28, 29 и 4: 34-37 видно, что умственное заболевание царя произошло значительно позже. Светская история также не датирует это событие. Некоторые предполагают, что эти события произошли примерно в 594-593 г. до р.Хр. При этом они учитывают такие факты. Прежде всего, эта дата совпадает с четвертым годом царствования Седекии, который в том же году отправляется в Вавилон (Иер. 51: 59). Вполне возможно, что это путешествие было предпринято в связи с повелением Навуходоносора всем должностным лицам для торжественного открытия истукана (3: 2). Слабовольный и нерешительный Седекия не мог оказать сопротивление из-за религиозных убеждений, подобно Седраху, Мисаху и Авденаго. Тем не менее, датирование этого события в связи со временем Езекии все же остается только возможным.

По каким причинам в этой главе отсутствует Даниил, нам не известно. Может он был болен, а может был отослан царем по важному государственному делу – все остается покрыто мраком неизвестности. В одном лишь мы можем быть уверены, что Даниил был бы так же верен в испытаниях, как и его товарищи.

Золотой истукан. Лишь голова истукана, сделанная из золота, символизировала царство Навуходоносора. Не довольствуясь одной головой, царь задумал изобразить всемирную славу своего царства истуканом, полностью сделанным из золота.

Шестьдесят локтей. Это число говорит об исчислении, в основе которого лежит число 60. Эта система была изобретена вавилонянами. 60-ричная система счисления имеет свои преимущества перед 10-ричной системой. Например 60 делится на 12 делений, а число 100 делится только на 9 делений. По этой системе измеряются секунды, минуты и часы, которыми пользуемся и мы. Поэтому, вполне естественно, что вавилоняне соорудили истукана, применяя к нему систему 60-ричного счисления. И эта деталь придает всей главе настоящую вавилонскую окраску и правдоподобность.

Ни колоссальные размеры статуи, ни ее огромная ценность вовсе не говорят о ее легендарности. История восточных народов знает случаи сооружения еще больших по размеру статуй. Так, по свидетельству Геродота, в Мемфисе стояла статуя 75 футов высоты, а Иллиопольский идол солнца имел 150 локтей высоты и 75 локтей ширины.

Поле Деир. По имени притока Евфрата. Некоторые соседние холмы также носят название Деира. Согласно преданию жителей Ирака, события главы произошли в Киркуке, который сегодня является центром нефтяных месторождений. В этом месте и поныне из-под земли вырываются горящие газы, имеется много нефти и асфальта. Возможно, именно это и родило предание. Поле Деир находилось недалеко от Вавилона и входило в его территорию.

2 стих. Торжественное открытие поставленного Навуходоносором истукана сопровождалось большой пышностью. На нем присутствовали созванные со всех мест важные сановники. Сатрапы – правители отдельных областей, совмещающие в своих руках высшую военную и гражданскую власть; воеводы – военные начальники областей; наместники – гражданские правители областей, находившиеся в подчинении у сатрапов; верховные судьи – советники; казначеи – заведующие экономическими и финансовыми делами страны; законодатели – верховные хранители законов, заведовавшие юридическими делами государства; судьи в прямом смысле этого слова и наконец, различного рода областные чиновники.

3 стих. Идет повторение вышеизложенных начальств. Типично для литературных норм того времени.

4.Глашатай. – вестник.

5. Стих. Ассирийские памятники свидетельствуют, что музыка имела место при каждом торжестве.

Труба. Простой рог, характеризующийся чистым и сильным звуком.

Свирель. Пастушья дудка.

Цитра. Нечто вроде нашей арфы, имеющей от 8 до 10 струн.

Гусли. Музыкальный инструмент треугольной формы, вроде нашей гитары, но без шейки. Пустой внутри ящик, на который натягивалось до десяти струн.

Цевница. Музыкальный инструмент треугольной формы с четырьмя струнами и ясным звуком.

Симфония. Музыкальный инструмент, подобный волынке.

Поклонитесь золотому истукану. До сих пор рассказ ничего не говорит о том, что возникнет нужда в поклонении. Во все концы царства Навуходоносора было разослано приглашение прибыть на открытие истукана (2 стих). Но народ уже знал все связанные с этим событием языческие обряды. Отдавая дань почтения истукану, люди тем самым показывали свою преданность царю, признание богов Вавилона превыше всех богов.

6. А кто не падет и не поклонится. Очевидно, что царь и его советники предвидели возможные попытки неповиновения, поэтому сразу же было объявлено о наказании непокорных. Такого можно было ожидать только со стороны иудеев, религия которых не позволяла им такого поклонения (Исх. 20: 5), тогда как остальные народности поклонялись своим богам. Итак, отказ поклониться золотому истукану должен был расцениваться как враждебное отношение к царю и его власти. Предвидел ли царь, в каком положении окажутся его верные служители евреи, нам неизвестно. Вполне возможно, что он нарочно отослал Даниила с каким-то поручением, чтобы избавить его от такой неприятности (ст 2). Общаясь с Даниилом, царь должен был узнать, что никакой настоящий верующий иудей не поклонится человеческим изображениям, что невозможность сделать это не может быть расценено, как признак враждебного отношения к властям.

Огненная печь. Хотя в истории мало встречается такое наказание, однако, такие случаи бывали. Об этом свидетельствуют клинописные документы. По свидетельству пророка Иеремии, Навуходоносор сжег в огне двух иудейских лжепророков – Седекию и Ахава, проповедовавших среди плененных иудеев о скором падении Вавилона и их возвращении на родину (Иер. 29: 22). Огненная печь вероятно представляла из себя печь для обжигания кирпичей. Поскольку все постройки возводились именно из этого материала. Раскопки свидетельствуют, что древние кирпичи были подобны нашим, что их там было очень много. Эти печи строились обычно из кирпича, конусообразными. Необожженными кирпичами выстилалась вся внутренняя сторона. Для растопки открывалась какая-либо сторона печи. Топливо состояло из неочищенной нефти и смолы. Благодаря этому создавалась очень высокая температура и наблюдатели могли смотреть, пока кирпичи не начинали светиться белым пламенем.

8. Некоторые из Халдеев. Это были члены касты магов и ученых, астрологов и астрономов. Расовая, или национальная вражда не имела особого значения, скорее зависть и недоброжелательность среди представителей науки и религии. Обвинители принадлежали к той же касте, что и три верных иудея.

Донесли. Художественный перевод этого слова звучит как «обвинили”, то есть, буквально «кушать кусками”, или «отгрызать частями”. Подобное арамейское определение соответствует и другим семитским языкам.

9. Царь вовеки живи (см. 2: 4).

12. Которых ты поставил. Прямая ссылка на положение, занимаемое этими мужами, записанная в конце 2: 49. Упоминая этот высокий статус, обвинители тем самым подчеркивали их черную неблагодарность по отношению к своему благодетелю. С другой стороны, этими халдеями руководила, в данном случае, горькая зависть. Как бы то ни было, а самые высокие посты занимали иудеи, а не они – халдеи. Их обвинение таило в себе нерасположение к царю, за его государственную недальновидность в назначении на такие важные государственные посты людей из «иноземных пленников”, которые не могли быть действительно преданными царю и его богам. По их мнению, именно это царь должен был предвидеть.

14. Не служите. Открытый вопрос Навуходоносора основан на первой части обвинения, выдвинутого халдеями. Всем было известно, что эти иудейские мужи не поклонялись вавилонским идолам. И так как царь сам признал Бога, которому они служили как «Богу богов и Владыке царей”, то и не было оснований обвинять этих мужей во враждебном отношении к царю и его власти. Но в данный момент нарушен и с презрением отвергнут был прямой приказ. Именно поэтому халдеи рассчитывали на гнев Навуходоносора.

15. Тогда какой Бог. Это выражение не обязательно относилось к Богу иудеев. Тем не менее, это был вызов, брошенный Иегове в надменном духе и гордом сознании своего превосходства и власти. Некоторые находят в этом нечто тождественное заявлению Сеннахирима, ассирийского царя, который сказал: «Пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь” (Ис 37: 10). Но поступок Навуходоносора был немного другим. Сеннахирим возвысил своих богов перед Иеговой, а Навуходоносор только заявил, что вообще никакой бог не в силах спасти человека от огненной печи. И в этом сравнении он только сравнил Бога иудеев со своими богами, с бессилием которых он был уже достаточно знаком.

16. Нет нужды нам отвечать тебе на это. Некоторые рассматривают этот ответ как самонадеянные, гордые слова, не приличествующие гонимым и преследуемым. Но благодаря исследованиям И.А.Монтгомери стало известно, что выражение «отвечать” при сопоставлении с другими языками переводится в значении «защищаться”, «оправдываться”, или «извиняться”. Хотя обвиняемые и не оспаривали выдвинутого против них обвинения, все же они и не видели необходимости оправдываться, или защищаться. Их дело находится в руках Бога (см 17 стих). Они ответили царю в полной согласованности и подчинении Его воле, невзирая на любой исход этого испытания. О том, что они не были уверены в том, что останутся в живых свидетельствует 18 стих. Если бы они были уверены в обратном, тогда их ответ можно было бы комментировать как случай духовного высокомерия и самонадеянности. И взвешивая данную ситуацию, мы видим, что юноши были глубоко убеждены в том, что их поступок и был единственно правильным, не нуждающимся в оправдании, или же в каких-либо объяснениях.

17, 18. Если же и не будет того. Союз «если”, выражающий условие, сомнение является спорным вопросом для многих комментаторов. Некоторые объясняют применение союза тем, что отроки не были уверены в могуществе Божием, говоря так: «Если Бог наш, Которому мы служим, может спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, он избавит, если же не будет того… и т. д.” Такая точка зрения не соответствует вере этих молодых людей. «Если и не будет того” не следует воспринимать как сомнение в Божьей силе, но как неуверенность в том, что Бог сохранит от печи. Бог спасет их, если это будет нужно и необходимо для славы Его имени.

19. Разжечь печь в семь раз сильнее. То есть, положив в несколько раз больше соломы и нефти, которая в те времена легко добывалась из открытых источников в Мессопотамии. Царь приказал это сделать не для того, чтобы увеличить страдания мучеников. Увеличение огня не могло сделать этого. Вероятнее царь хотел предотвратить какое-либо вмешательство для их избавления.

«Когда царь увидел, что его воля не принята молодыми людьми, как воля Божия, он сильно рассердился. Его лицо стало злым, как лицо демона и прибегая ко всей своей власти, он повелел разжечь печь в семь раз сильнее обычного и приказал связать их и бросить в печь. Он чувствовал, что при обращении с этими благородными людьми нужно что-то большее, чем простая человеческая сила. Он чувствовал, что в защиту этих мужей вмешается сверхъестественная сила и повелел сильным людям связать их (Елены Уайт письмо 6 мая 1897 г.).

20…самым сильным мужам. Участие этих сильных людей, по мнению царя, должно было предотвратить вмешательство богов.

21. Упоминание об отдельных частях одежд, причем легковоспламеняющихся, вероятно имеет отношение к тому чуду, которое произошло с ними.

23. Этим стихом начинается, так называемая «Песнь трех святых отроков”. Отсутствие этого отдела в подлинном еврейском тексте дает повидимому, основание полагать, что изначально его там не было. Есть предположение, что эта песнь была написана в 100 г до р.Хр..

24. Поспешно встал. Царь поспешил к месту казни, чтобы убедиться, что его приказ будет выполнен надлежащим образом.

25. Подобен сыну (Человеческому) Божию. Трудно сказать, каким образом Навуходоносор узнал в «четвертом муже” Сына Божия. Несомненно, он слышал о Нем из уст еврейских пленников. Контекст показывает, что Навуходоносор признал превосходство Бога Всевышнего Израиля. Безусловно, царь имел в виду не богов, а именно Бога.

26…Бога Всевышнего. признание Навуходоносора, что Бог Евреев был " Всевышним" не обязательно означает, что король отказался от своих политеистических представлений. Для него Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, был не единственным истинным Богом, а просто Всевышним, главным из всех богов, так же, как греки называли своего Зевса «Теос хо hupsistos”, «верховный бог”. Термин также свидетельствует в этом смысле в Финикийских, а также в надписях Пальмиры.

27. Сатрапы. См. стих 2.

28… благословен Бог. Чудесное избавление этих трех молодых людей произвело неотразимое впечатление на царя и на его ошибочное представление (15 стих) о Боге евреев. Теперь Навуходоносор открыто благословляет Бога. Он признает, что Бог спас Своих поклонников. Теперь каждый, кто непочтительно будет отзываться о таком Боге, будет подвергнут смертной казни.

29. И от меня дается повеление. Таким необычным путем многие люди, которые никогда не смогли бы узнать о Боге евреев, должны были познакомится с Ним. Тем не менее, со стороны Навуходоносора это было насилием и превышением полномочий.

30. Тогда царь возвысил. Не совсем ясно, каким именно образом царь возвысил молодых людей. Но верность, с какой эти юноши встретили свое испытание перед лицом смерти, свидетельствовала об их высоких моральных достоинствах, дающим им право занять более высокие посты.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал