Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарии на 2 главу
1.Во второй год. О значении второго года царствования Навуходоносора и объявления трех лет обучения, которые окончились спустя три года см. 1 гл. 18 стих. Снились сны. Возможно, здесь потому употреблено множественное число, чтобы оттенить различные серии сна. Вообще, в древности люди с большим благоговением относились к снам, считая их откровением своих богов, а потому всегда стремились найти им разгадку. Согласно провидения Божия, Навуходоносору снился сон. Бог желал таким образом дать царю определенную весть. Во дворце Навуходоносора были Его представители, через которых Бог хотел передать языческому народу свет о Себе. Бог нелицеприятен ни к одному человеку, или народу. Он желает спасти всех ищущих спасения из любого народа и колена. Он также желал спасти древний Вавилон, как и Израиль. В этом сне Бог желал показать Навуходоносору, что дело всей истории человечества находится в руках Всевышнего и что все подчинено Его воле. Навуходоносору была показана его ответственность в великом плане Неба для того, чтобы он мог работать и действовать согласно Божественной программе. Уроки истории, данные Навуходоносору, содержали в себе намерение дать наставления всем народам и людям до конца времен. В великом плане Божием для каждого народа древности было отведено специальное место и время. Когда монархи и народ пренебрегали данными им преимуществами и возможностями, их слава величия приходила к своему закату. Народы наших дней должны обратить серьезное внимание на уроки древней истории. Поднимаясь над зыбкой неустойчивостью политики и человеческих планов Небесный Бог «бесшумно и терпеливо приводит в исполнение Свою личную волю” (Пророки и цари, стр. 500). И в конце времени Он учредит Свое царство, которому не будет конца (см 4: 17). Посредством сна Бог приблизился к Навуходоносору, чтобы оказать на его сознание более сильное влияние, чтобы таким путем он понял важность посылаемой для него вести, чтобы он мог понять и свою часть взаимного сотрудничества в этом. Подобно всем людям древности, Навуходоносор верил в сны как средство, к которому прибегали боги для открытия своей воли людям. Божественная мудрость всегда находит людей в их обыденной, естественной обстановке. Возможно, что сегодня Бог пользуется и менее бросающимися в глаза средствами для сообщения Своей воли, но тем не менее, Его благие намерения от этого не изменяются и не умаляются. Он всегда приспосабливает Свои методы работы к положению каждого человека в отдельности, а также к духу времени и эпохи, в которую люди живут (см также 4: 10). Возмутился. То есть, встревожился. Подобное еврейское выражение мы встречаем также в Быт 41: 8 и других местах. Этот сон произвел глубокое впечатление на Навуходоносора. Тайноведцы. Заимствованное слово из Египетского языка (см.1: 20). Гадатели. См. 1: 20 Чародеи. Еврейское слово. В своем корне имеет значение «употреблять чары”. Чародеи обладали способностью совершать чудеса (см. Исх 7: 11). Закон Моисея под страхом смерти запрещал обращаться к черной магии (Лев 20: 27). 3.Желаю знать этот сон. Хотя этот сон и оставил в сознании царя неизгладимое впечатление, все же, проснувшись, он не мог ничего вспомнить о его подробностях. Некоторые предполагают, что царь помнил сон, но хотел испытать искусство мудрецов. Но царь был слишком встревожен и взволнован для того, чтобы воспользоваться этим случаем и подвергнуть проверке своих мудрецов и при этом его мучила неизвестность и загадочность всего происшедшего. 4. Халдеи см. 1: 4. По-арамейски. Царская семья и высшее общество империи изъяснялось на арамейском языке, взявшем свое происхождение из южной Месопотамии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что халдеи обратились к нему на арамейском языке, а не на обычном вавилонском языке страны. Арамейцы были основной ветвью семитских народов, язык которых имел много диалектов. Начиная с этого стиха и до конца 7 главы все написано на арамейском языке, а не на еврейском, как остальная часть книги. Царь! Вовеки живи! Вавилоняне имели подобное выражение: «Пусть Набу и Мардук дадут долгие дни и вечные годы царю, моему господину” (Сравни с 1 Цар 10: 24, 3 Цар 1: 31, Неем 2: 3, Дан 3: 9, 5: 10, 6: 21. 5. Слово отступило от меня. Царь этими словами дал ясно понять, что ничего не помнит о сне. Это специально было допущено, чтобы мудрецы не истолковали сон ложно. В куски будете изрублены. Буквально «расчленены”, или «четвертованы”. Такая жестокость была обычным явлением в древности. Ассирияне и вавилоняне были всем известны своим жестоким и варварским обращением с недругами. 8. Выиграть время. Мудрецы действительно хотели выиграть время. Вторично говоря о своей просьбе, они возбудили у царя подозрение, что они просто оттягивают время. Трудно предположить, что уже в этот момент он перестал доверять их способности отгадывать непонятное. Все же царь глубоко верил в то, что боги сообщат через людей свою волю. Вначале он истолковывал их колебание как тайный сговор для того, чтобы в свое время воспользоваться этим сообщением во вред ему. И если действительно сон содержал в себе нечто такое, что требовало благоприятного момента, то всякое промедление влекло за собой роковую развязку. Некоторые сообщения через богов требовали своего исполнения в строго указанное время, например, при пересечении определенных планет. Поэтому это выражение «выиграть время” наверное и было понято царем, как ожидание такого благоприятного момента. 10. Нет на земле человека. Халдеи вынуждены были признать свою неспособность открыть сон. Они напомнили царю, что тот требует от них невозможного и что ни один царь еще не требовал ничего подобного от своих подчиненных. Царь, великий и могущественный. Обычный древневавилонский титул. 11. Богов. Некоторые видят в этом намек на два класса богов. То есть, что например, эти мудрецы были в связи с богами второго класса, не главными, второстепенными, которые поддерживали связь с людьми. В то время, как другие боги первого, или высшего класса были недосягаемыми. Как бы оно ни было, но халдеи продемонстрировали всю беспомощность своего искусства. Другие предполагают, что множественная форма «богов” — это простая почтительная форма обращения по отношению к одной личности. Во всяком случае, халдеи искренно признавали существование высшего божества, верховную мудрость, обладающую высшими познаниями, недоступными человеческому пониманию. Такое признание бессилия со стороны халдеев давало Даниилу чудесную возможность открыть перед всеми могущество и силу живого Бога, которому он служил и поклонялся. 12. Приказал истребить. Жестокость царя в вынесении смертельного приговора была необычной даже для того времени. Это был очень смелый жест со стороны монарха: издать указ об истреблении людей, принадлежащих к высшему научному обществу. Вавилонских. Возможно, только в черте города этот указ имел силу, а не по всей стране. 13. Искали Даниила. Это было незаконное преследование Даниила и его товарищей, потому что они еще не были членами общества мудрецов. Они только совсем недавно окончили учебный курс и даже не были приглашены вместе с остальными для объяснения сна. Монарх пригласил только высший класс мудрецов. Из этого следует, что ни царь, ни другие ответственные люди в государстве и не думали доверить им важные государственные посты, а использовать их в другом виде работы. Нет никаких оснований предполагать, как это считают современные критики, что Даниил во время учебы проходил магию, потому что в таком случае он был бы приглашен вместе с остальными (см. 1: 20). 14. Мудростью. Арамейское слово «тиим”, которое также может быть переведено как «такт”, или же как «большая осторожность”. Даниил с большим тактом и осторожностью обратился к начальнику за разъяснением. 15. Грозное. означает «жесткое”. Некоторые ученые настаивают, что оригинал с арамейского имеет основную идею безотлагательности. 16. Дать ему время. Как мы видим из 1: 8 царь был сильно разгневан предложением мудрецов дать им время. Но по-видимому, царя сильно взволновал сон и он наверное был рад, что еще не все потеряно и что можно надеяться на разъяснение. Навуходоносору нравился Даниил, его непреклонность и ум, и он поверил ему. Верность Даниила в менее значительных делах теперь открывала перед ним дверь к великому. Толкование. Просьба Даниила отличалась от просьбы халдеев. Мудрецы требовали, чтобы царь рассказал им сон. Даниил же просил только дать ему время и заверил царя, что представит ему разъяснение сновидения. 18.Чтобы они просили милость. Даниил и его товарищи имели право обратиться к Богу с сильной верой и детским доверием, потому что все свои наилучшие знания и способности они посвятили тому, чтобы открыть Его волю в своей жизни (см. 1Ин 3: 22). Они были убеждены, что это рука Божия прислала их на это место и что они совершают работу, порученную им Небом. Если бы в своих первоначальных переживаниях они сделали уступку и поддались искушениям, окружающим их в царском дворе, тогда они не имели бы права надеяться на божественную помощь и вмешательство в этот час сурового кризиса. Сделайте сравнение между их опытом и опытом пророка из Иудеи, который лишился божественной защиты по причине своего неповиновения (3Цар 13: 11-12, 3Цар 13: 24). 19.Ночном видении. См. 1Цар 3: 1 Даниил благословил. Как только Даниил получил божественное откровение, первой его мыслью было воздать должную хвалу Тому, Кто открыл «сокрытое”. И это является большим уроком для всех, кто получает от Бога замечательные благословения. 20. Имя Господа. Это выражение часто употребляется, чтобы отметить силу, власть и активность Бога. «Имя” часто употребляется как синоним слова «характер”. Мудрость. Те, которым недостает мудрости, могут получить ее из настоящего источника, в ответ на молитву веры (Иак 1: 5). Хвастливое заверение вавилонян о том, что их боги обладают мудростью и прозорливостью оказалось ложным. 21. Он. Логическое ударение подчеркивает только Ему принадлежащую мудрость и могущество. Времена и лета. Эти два слова сохраняют почти одно и то же понятие. Но все же, предпочтительно рассматривать как «период времени”. Низлагает царей. Это выражение изображает истинную картину человеческой истории. Цари и правители находятся под непосредственным управлением и контролем Всемогущего Монарха вселенной. Дает мудрость мудрым. Бог с большим наслаждением дает мудрость тем, кто желает использовать ее с умом. Он сделал это для Даниила и сегодня сделает для всех, кто вполне доверится Ему. 22. Он открывает. Бог открывает Себя в природе (Пс. 18), в личных опытах, через пророческий дар и другие дары Св.Духа (1 Кор. 12), а также через Слово. Сокровенное. То, что еще не открыто людям. Мрак. Что человек не в состоянии видеть, не скрыто от глаз Бога. 23. Славлю и величаю Тебя. Или «Спасибо Тебе”. Энергичное выражение на арамейском языке. Тебя, Боже отцов моих благодарю. О чем мы молились. Хотя сон был открыт только Даниилу, все же, он относит это не только к себе, но и к своим товарищам, молившихся вместе с ним. 24. Не убивай мудрецов. Прежде всего, Даниил побеспокоился о том, чтобы был отменен смертный приговор мудрецам. Они ничего не сделали заслуживающего милости, но их спасло присутствие в их среде праведного мужа. Так часто и бывает. Праведники – это «соль земли”. Они несут в себе элемент сохраняемости. Благодаря присутствию Павла на корабле был спасен весь экипаж (Деяния 27: 24). Неверующие люди даже не подозревают, как многим они обязаны верующим. Как часто беззаконники насмехаются и преследуют тех, кому они должны быть только признательны за сохранение своих жизней. 25. Немедленно. Возможно, из-за большой радости, что открыты секреты сна, что не нужно уже будет приводить в исполнение этот страшный смертный приговор. Я нашел. Создается впечатление, что Ариох хочет обратить внимание царя на свое усердие в нахождении человека, способного объяснить сон. Возможно, он даже и не знал о беседе Даниила с царем (16 ст.). Но вполне возможно, что это был способ открытия, или нахождения чего-то. 26. Валтасар. О значении этого имени и причине, по которой оно ему было дано см Дан. 1: 7. В присутствии Навуходоносора Даниил, естественно, назывался своим новым именем, т.е. Валтасаром. 27. Не могут….ни мудрецы. Такими словами Даниил не хотел возвысить себя над мудрецами. Он желал лишь открыть глаза царя на то, что тщетно надеяться на мудрецов, но надеялся обратить его внимание на Великого Бога, которому служил Даниил, Бога евреев. На народ, который находился в порабощении. Тайноведцы – астрологи. См. 1: 20. Гадатели. Это выражение имеет арамейское происхождение. Корен этого слова означает «отрезать”, «решить”. То есть, определители судьбы, участи. Исходя из положения звезд планет, а также благодаря другим хитрым действиям, эти люди предсказывали будущее (см. 1: 20). 28. Последние дни. Весть, содержащаяся во сне имела прямое отношение к Навуходоносору, а также ко всем правителям до конца времени (Ис. 2: 2). Изложение этого пророчества ведет нас от дней Навуходоносора (см 29 ст.) и до конца истории мира, и до второго пришествия Христа (см. 44, 45). Навуходоносор с любопытством желал приподнять завесу далекого будущего. И Бог открыл ему будущее, но не для того, чтобы удовлетворить его любопытство, но чтобы возбудить в его сознании чувство личной ответственности, что касается планов Неба. 29. Что будет после. В этом сне изображены будущие события, начиная с времени Даниила и Навуходоносора, и простирающаяся до конца истории Земли. 31. Истукан. По-арамейски – статуя. Страшен. Или ужасен. Это выражение встречается в речи Даниила 7: 7, 19. 34. Без содействия рук. То есть, без вмешательства человека. 36. Скажем. Множественное число, употребленное Даниилом, говорит о желании подчеркнуть участие его товарищей в молитвах. 37. Царь царей. Обычное для тех времен обращение к царю. Это же название встречается в надписи персидского царя Ариарамна, современника Навуходоносора. Бог Небесный даровал. Навуходоносор относил свое благополучие к милости бога Мардука, но Даниил тактично исправил эту ошибку. Он подчеркнул, что именно Бог Небесный одарил его силой и властью. Царство. Территория, которой владел Навуходоносор, имела долгую историю и принадлежала разным народам и царям. Согласно книге Бытие, город Вавилон был частью царства, основанного Нимродом (Быт. 10: 8-10). Еще на заре истории человечества в долинах Тигра и Евфрата уже были основаны столичные города. Позже, некоторые из них объединились в Шумерские царства (Сеннаарские). За первым периодом шумерского владычества последовало царство Аккада, во главе с великими семитскими царями Саргоном I и Нарамом-сыном. На смену семитам пришли другие народности: готты, еламиты и шумеряне. Они же, в свою очередь, уступили место семитам, которые и обосновали древнюю вавилонскую империю, процветавшую во времена патриархов. Затем Аморейская империя с царем Хаммурапи, который овладел всей Мессопотамией до самой Сирии. Позже, Мессопотамия была завоевана харанами и казитами и Вавилония утвердила свое могущество. Потом на арену вышли Хеттское и Египетское царство. Затем, на севере Мессопотамии появилась новая мировая держава – Ассирийское царство, которое вновь присоединило к себе всю Мессопотамию и западную Азию до Средиземного моря. После Ассирийского периода Вавилон вновь стал независимым под халдейским правлением и еще раз занял место мировой империи. Набополассар (626 – 605 г. до р. Хр.) был основателем халдейского, или нововавилонского царства, которое достигло своего наивысшего расцвета, так называемого «золотого века” при Навуходоносоре (605-562 г. до р.Хр.) и завершилось своим падением при вступлении во власть Мидии и Персии в 539 г. 38. Зверей земных. См. Иер. 27: 6, 28: 14, сравни Быт 1: 26. Характерное описание владычества Навуходоносора в его честолюбии и властности. Ты – эта золотая голова. Навуходоносор был главой Вавилонской империи. Военные завоевания, грандиозная архитектура Вавилона были в значительной степени обязаны доблести Навуходоносора. Золото. На украшение Вавилона было использовано много золота. Историк Геродот пишет, что золото было основным материалом в отделке храма. Пророк Иеремия сравнивает Вавилон с золотой чашей (Иер. 51: 7). Плиний описывает одеяния священников, как переливающиеся золотом. Навуходоносор был выдающимся среди царей древности. Он оставил своим преемникам большое и процветающее королевство, как можно почерпнуть из следующей надписью: «От Средиземного моря и до… (далее надпись стерта) все, что мне доверил мой бог (Мардук) я сделал…Я сделал город Вавилон прекраснейшим среди всех городов. Аромат храма Мардука разносится далеко за его пределами…Я сделал людей счастливыми.. Я проложил множество дорог и т. д…. 39. Восстанет другое царство. Подобно тому, как серебро стоит ниже золота по своему достоинству, так и Мидо-персидское царство было ниже Вавилонского. Оно занимало большую территорию, однако, уже не было таким великолепным по архитектуре и богатым. Происхождение персов и мидян полностью не выяснено, но есть основания предполагать, что примерно 2000 лет до р.Хр. многочисленные арийские племена под предводительством Мадая (Медеса) начали мигрировать к югу Росии. Позднее там возникла Северная Персия (Быт 10: 2). Среди арийцев были и персы, обосновавшиеся в Загросских горах, граничащих с Эламом в конце IX века до р.Хр. Примерно в 675 году их царь основал город Аньшан. Некоторое время они вели обособленный образ жизни. В начале VI столетия они стали вассалами мидийского царства, границы которого распространились от восточной Малой Азии к северу и востоку вавилонской империи. В 553, или 550 г до р.Хр. Кир, ставший царем Персии и вассалом Мидийской империи, нанес поражение остготам мидии. И подчиненная Персия стала доминирующей силой в Мидийской империи. Прежний престиж Мидии, нашедший свое отражение в выражении «Мидо-персидская”, относится к завоевателям Вавилона во дни Даниила и даже позже (см. Есф. 1: 19). Пророк Исаия описал работу Кира (Ис.: 45: 1). Этот завоеватель быстро покорил себе соседние племена и его владычество простиралось от Арарата, к северу и югу Вавилона, к югу Персии. Расширяя свои владения он покорил себе в (547 до р.Хр.) царя Лидии Креза, в 539 г. завоевал и Вавилон. Кир признает, что Господь отдал в его руки все эти царства (2 Пар. 36: 23, Ездра 1: 2). Третье царство. На смену Мидо-персидскому царству пришло Греческое (Македонское или Эллинистическое). Империя Александра и его преемников. По-еврейски «грек”, звучит как «Иаван” — это имя одного из сыновей Иафета. Имя упоминается в генеалогической линии сразу после Мадая, прародителя Мидии (Быт. 10: 2). В то время, как израильтяне обитали в в Ханаане, индо-еврейские племена, позднее именовавшиеся греками, эмигрировали к восточным берегам Малой Азии, где побеждали и завоевывали жителей бассейна Средиземного моря. Эти перемещения были связаны с движением народов моря к бассейну восточных берегов Средиземного моря. Греция была разделена на небольшие города-государства с одним языком. Когда мы думаем о древней Элладе (Греции) в нашем воображении возникает золотой век Греции с ее цивилизацией в V ст. до р.Хр. Этот расцвет греческой культуры является плодом величайших усилий разрозненных государств-городов объединиться для успешной защиты от Персии во времена царицы Есфири. Относительно персидских войн см. 11: 2. Греция. Представленная в 8: 21 не относится к разделенным городам-государствам классической Греции, а к более позднему македонскому царству, которое завоевало Персию. Македоняне (греки), живущие на севере, покорили себе все греческие города-государства и объединили их в одно сильное, могущественное царство. Александр Великий, унаследовавший от отца греко-македонское царство, расширил его владения и культуру на восток и покорил Персию. Пророчество представляет Греческое царство следующим за Персидским потому, что Греция никогда не была объединенным государством до образования Македонской империи, сменившей Персидскую империю как мировую державу (См. 7: 6, 8: 5-8, 21, 22, 11: 2-4). Последним царем в Персидской империи был Дарий-III, который был разбит Александром в 334 г. до р.Хр. Относительно комментариев по периоду Александра см. в 7: 6 Медь. Греческие воины отличались тем, что их шлемы, щиты и боевые топоры были сделаны из меди. (См.2 Цар.8: 8). Геродот сообщает, что Псамметих первый, царь Египта видел в наступающих греках исполнение предсказания оракула о «людях бронзы, идущих от моря” (Геродот I, 152, 154). Владычествовать над всею землею. История подтверждает, что правление Александра распространялось над Македонией, Грецией, Персией, включая Египет до восточной Индии. Это была самая большая империя того времени, чья территория распространялась «по всей земле”, в том смысле, что ничто на всей земле не могло сравниться с ней по мощи и обширности территории. «Мировая держава” может обозначать одну из сильнейших среди всех остальных, но не обязательно как распространенную по всей земле. Древние правители всегда употребляли подобные высокопарные, громкие определения. Царь Кир называл себя «царем всего мира”, Артаксеркс величал себя «Великим царем царей”. 40. Четвертое царство. Речь не идет о разделении царства Александра, как мы увидим далее, а о следующем царстве, покорившем Македонскую империю. В другом месте Даниил будет говорить о разделении империи Александра (8: 22), четырьмя рогами козла, но не зверем (см. 7: 6). Речь идет о Риме, о «железной монархии”, которая вначале и не была мировой державой. Рим в начале своего возникновения, задолго до традиционной даты – 753 г. до р.Хр., был основан латинскими племенами, пришедшими в Италию. В период от III до V ст. этот латинский город-государство управлялся соседними этрусскими царями. Римская цивилизация находилась под сильным влиянием этрусков, которые пришли в Италию в X столетии, а также греков, пришедших двумя столетиями позже. Около 500 лет до р.Хр. римское государство стало республиканским и сохраняло республиканскую форму правления около 500 лет. К 265 году до р.Хр. вся Италия уже находилась под контролем римлян. В 200 году до р.Хр. римляне вышли победителями в борьбе «не на жизнь, а на смерть” со своим могущественным соперником на севере Африки – Карфагеном (Финикийская колония). Благодаря этому, Рим стал владыкой западного бассейна Средиземного моря и одним из сильнейших государств на Востоке. Заняв такое положение, Рим затем покорил разрозненные государства преемников Александра и таким путем стал новой мировой державой после Александра. Это четвертая империя, которая стала самой долговечной из всех остальных, распространившись во втором христианском столетии от Британии, до Евфрата (7: 7). Разбивает и раздробляет. Все, что относится к истории создания Рима, может быть охарактеризовано только таким выражением. Только путем насилия, меча и страха он расширял и укреплял свои владения. Вначале он защищался от своего соперника Карфагена и вел войны за войнами…Затем, сокрушая направо и налево своих врагов, Рим стал агрессивным победителем всего бассейна Средиземного моря и Западной Европы. Вначале христианской эры и немного позднее, могущественное железо римских легионов создало римский мир. Рим был одной из самых обширных и могущественных держав, существовавших когда-либо. 41.Ноги и пальцы. Хотя упоминая пальцы, Даниил обращает внимание на их количество, он особенным образом подчеркивает разделение царства. Многие комментаторы придерживаются того мнения, что число пальцев относится к десяти рогам четвертого зверя из 7 главы (7: 7). Железо, смешанное с глиной. См. стих 33.Рим утратил твердость железа и его силу, а его преемники стали подобны крепости железа, смешанного с глиной. 42. Частью крепкое. Эти варварские царства отличались военной отвагой и героизмом. 43. Через семя человеческое. Многие комментаторы относят это к брачным царским узам, хотя это выражение может иметь и более широкий смысл. Выражение «человеческое” означает «человеческий род”. «Семя” – потомки. Следовательно, это может указывать на передвижения народов, рост нации. Перевод 70-ти говорит, согласно массоретского текста: «А что ты видел железо, смешанное с глиной горшечной, это значит, что будет смешение народов (или среди потомков), но у них не будет дружественных отношений, т.е. одного образа мыслей, как невозможно смешать железо с глиной”. Трудно отдать предпочтение тому, или иному переводу, не зная оригинальных текстов Даниила. Но интересно отметить, что в недавних находках, среди материалов по книге Даниила, датированных началом третьего столетия до р.хр. этот стих лучше соотносится с переводом 70-ти. Но не сольются. Пророчества Даниила выдержало все испытания временем. Одни государства слабеют силой, другие укрепляются. Все попытки объединить разные народы в одно государство, после четвертой империи, завершаются неудачами. Временные успехи некоторых завоевателей совсем не означают несостоятельность библейских пророчеств. Дальновидные правители всеми путями пытались достичь единства народов для успешного сотрудничества, но все их попытки не имели успеха. Пророчество не говорит, что вообще невозможен никакой временный союз среди народов посредством насилия, или политического господства. Пророчество говорит, что среди составных частей народов, даже при достижении какого-либо союза, по-прежнему будет оставаться обширное поле для подозрений и недоверия. И союз, заключенный на таком основании, обречен на провал. Временный успех, достигнутый насилием, или диктатурой со стороны кого-либо, еще не говорит о неправдоподобности пророчеств книги Даниила. В последние времена сатана сумеет достигнуть временного союза народов (см. Отк. 17: 12-18, 16: 14), но этот союз будет весьма кратковременным и спустя некоторое время участники этого союза начнут борьбу между собой (см Великая борьба 656 стр., Опыты и видения 290 стр.) 44. Воздвигнет царство. Многие комментаторы пытались отнести эту часть пророчества к первому пришествию Христа и торжеству Евангелия в мире. Но это царство не является современником ни одному из этих четырех царств. Оно следует после периода «глины и железа”, которого еще не было, когда Христос был на земле. Царство Божие – это вопрос будущего, как сказал Христос Своим ученикам на последней вечере (Мф. 26: 29). Оно будет учреждено тогда, когда Христос придет в последний день судить живых и мертвых (2 Тим. 4: 1, ср. Мф. 25: 31-34). 45. Камень. По-арамейски «Хэбен”, что означает «единственный камень”, сделанный из плит, или высеченный из камней. Слово «Рок” (Rock), которое часто символизирует Бога (Втор. 32: 4, 1 Цар. 2: 2) происходит от еврейского слова «пур”. Хотя между этими двумя словами и нет никакой параллели, но мы видим, что данное Даниилом объяснение вполне определяет свое назначение. Не руками. Это царство имеет сверхъестественное происхождение. Оно будет учреждено не доблестной рукой человека, а могущественной рукой Бога. 46. Пал на лице свое. Знак уважения и почтения. Такие знаки почтения часто встречаются в Ветхом Завете (Бытие 17: 3; 2 Цар. 9: 6; 14: 04). Поклонился. Разрешал ли Даниил Навуходоносору поклоняться, неизвестно. Навуходоносор ничего не знал об истинном Боге, тем более, как нужно Ему поклоняться. Он вдел в Данииле отражение Божественного характера и Даниил рассказал ему об истинном Боге. Вполне возможно, что Навуходоносор видел в Данииле живого представителя «богов, обитание которых не с плотью” (ст.11) и был намерен совершить служение в честь Бога Даниила. Очень мало зная истинного Бога, Навуходоносор, тем не менее, хотел сделать все наилучшим образом, чтобы выразить признательность и оказать честь Тому, чья мудрость и сила были проявлены так ярко. Дары. Имеется в виду бескровная жертва. Благовонные курения. То есть фимиам. 47. Бог ваш есть Бог богов. Выражение высшей степени. Навуходоносор называл своего покровителя Мардука богом всех богов. Теперь признает Бога Даниила самым величайшим среди всех вавилонских богов. Владыка царей. Навуходоносор знал, что этот титул принадлежит Мардуку в вавилонской истории творения. Он сам принимал его царское помазание в новогодние праздники. Позднее, он принял имя Набу, как сын Мардука, что означает в переводе: «Тот, кто пишет книгу судьбы”. Сам Навуходоносор был человеком большого ума и мудрости. Мы видим это из его способностей давать оценку знаниям и понимать тех, кто проходил испытание. И все же, в своем невежестве в познании истинного Бога, он теперь имел неопровержимые доказательства того, что Бог Даниила был мудрее всех мудрецов и всех вавилонских богов. Дальнейшие опыты снова убеждали Навуходоносора в высочайших способностях Небесного Бога (см. на 3: 28, 29; 4: 34, 37). 48. Главным начальником. Даниил объяснил сон царю не за царское вознаграждение. Его единственной целью было возвысить Бога перед царем и всем народом Вавилона. 49. Даниил просил. Великие почести, оказанные царем, не опьянили Даниила. Он помнил о своих друзьях, которые были с ним в молитвах. Они должны быть с ним и при награждении. Двор. Место, где цари востока проводили суды и советы (см. Быт. 19: 1).
|