![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль исследовательских методов обучения в реализации задач ФГОС НОО учителем начальных классов
Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование как метод обучения – это способ организации познавательного процесса, в результате которого обучающийся получит абсолютно новое для юного исследователя знание. Роль исследовательских методов обучения: 1.являются необходимым и полноценным условием для личностного развития каждого ребёнка; 2. способствуют формированию активной позиции учащихся в учебном процессе; 3.являются решающим фактором в формировании у школьника умения учиться; 4.способствуют развитию познавательных навыков учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления. Требования к механизму исследовательского обучения были выделено американскими педагогами (Р. Драйвер, Б. Белл, П. Крайзберг): 1. «Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в неявном виде. 2. Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями. 3. Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений. 4. Давать учащимся возможность исследовать свои предположения в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах. 5. Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение» Структура урока при исследовательском методе обучения младших школьников: 1. Определение темы исследования и выбор проблемы для исследования. При постановке проблем для исследования, в начальной школе учитель использует, как правило, игру. Игровой приём, когда дети ставятся в ситуацию первопроходцев… «Представь себе, что вы попали в лес, что бы вы хотели знать о нѐ м?..». При решении проблемы дети самостоятельно формулируют ряд вопросов, которые затем становятся и проблемами их исследований. 2. Составление плана действий исследования. Ученики должны отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и в основном пути ее решения. Для данного этапа необходимо с детьми повторить все методы исследовательской деятельности, и на доске сопроводить их опорными знаками. Здесь можно выделить следующие исследовательские методы (по А.И. Савенкову): «подумать самостоятельно», «спросить у другого челове- ка», «провести наблюдение», «провести эксперимент», «звонок специалисту», «просмотр фильма», «изучение учебной, специальной литературы или ресурсов Интернета». Затем, определить из них самые потенциальные (от 1 до 3-5). Этот приѐ м позволяет обучающимся визуально представить весь план действий на уроке (занятии). Остальными методами обучающиеся могут воспользоваться дополнительно во внеурочное время для расширения собственного индивидуального исследования. 3. Самостоятельный сбор информации с использованием выбранных способов (методов) деятельности. 4. Обработка информации и подготовка текста-сообщения. При исследовании проблемы ребѐ нка необходимо обучать фиксировать свои результаты в особые тетради (листочки). Именно данный подход позволит «разложить» информацию по степени еѐ важности. В начальной школе хорошим упражнением для данной деятельности является метод работы с деформи- рованным текстом, который используется в основном на уроках русского языка. Необходимо при этом научить ребѐ нка называть вначале главную идею, а затем подтверждать еѐ фактами. 5. Представление результатов исследования и его обсуждение. Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко рассказать об этом людям. Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам. После выступления исследователя необходимо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задавать вопросы. Естественно, что процесс обсуждения нуждается в умелом руководстве педагога. Детям трудно слушать, трудно задавать вопросы. Проведение этой важной части исследовательской работы требует особого педагогического такта и мастерства.
|